Выступление на семинаре «Адаптация- как один из факторов сохранения психологического здоровья детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Есина Евгения Юрьевна

        «От здоровья, жизнерадостности детей зависят

  их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы»      

 В.А. Сухомлинский

С первых дней знакомства с родителями своих воспитанников, я желаю им успехов в воспитании своих малышей. 

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, так же это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, поют, шалят и как исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир.

Трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашний обстановки, от близких людей и приход его в детский сад. Поэтому на охрану и укрепление здоровья малыша должны быть направлены все усилия всего медико-педагогического коллектива детского сада.

Основные цели совместной работы: выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми раннего возраста. Пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.

До набора детей в группу, педагоги создали предметно-игровую среду группы раннего детства: т.к. возраст наших детей от 1 до 2 лет. В основном, это игрушки-забавы, которые вызывают у детей наибольший интерес, создают эмоционально положительную атмосферу в группе.

Хочу поделиться методом, который оказался достаточно эффективным. Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, педагоги осуществляют постепенный переход ребенка из семьи в детский сад, используя разнообразные способы знакомства, до посещения ребенком детского сада.

- Знакомство со списком будущих воспитанников при комплектовании группы.

- Знакомство с семьей будущих воспитанников.

Следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявление уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь.

Все дети, даже имея какой-то маленький жизненный опыт, тяжело переживают разлуку с мамой.

Вопрос о том, как подготовить ребенка к детскому саду, волнует многих родителей слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с проблемой адаптации.

С поступлением малыша к нам в группу, в его жизни происходит множество изменений: отсутствие родителей, строгий режим дня, постоянный контакт с детьми, новое помещение. Все это создает для него стрессовую ситуацию. Большое значение для ребенка имеют хорошие взаимоотношения родителей и воспитателя.

Поэтому, в первые дни малыша в детском саду, приглашала родителей вместе с ребенком посмотреть помещение, кроватку, игрушки, рассказать, чем дети будут заниматься, во что играть, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В дальнейшем осуществляла и осуществляю в настоящее время консультативную поддержку родителям, разрабатываю и довожу до их сведения практические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома на период адаптации.

По работе с родителями стараюсь учитывать их социальный статус, интересы пожелания, а в совместных мероприятиях использую такие формы работы как тематические беседы, анкетирование, что способствует установлению доверительных отношений с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями помогают лучше понять внутренний мир ребенка, узнать о его привычках, стереотипах поведения. Все это я учитывала и использовала в период адаптации (не может уснуть без соски, не расстается с игрушкой, любит уединиться или побыть на руках, не переносит какую-то пищу и др.).

В первые дни посещения детского сада я предлагала маме побыть с ребенком в группе, помочь в выполнении режимных процессов (сбор на прогулку), побыть на прогулке.

Наблюдая за доверительными спокойными взаимоотношениями взрослых, у малыша формируется положительное отношение, доверие к воспитателю. В последующие дни он уже ненадолго оставался без мамы. Время пребывания в группе постепенно увеличивала на 1-2 часа. Щадящий режим дня позволяет облегчить период адаптации.

Для вновь поступивших малышей очень важна предметно- развивающая среда, которая организовывалась с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребенка, созданию благоприятного эмоционально – психологического климата в группе.

Все уголки оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчеств, развивающее оборудование).

Следует сказать, что очень важно, чтобы ребенок с первого дня почувствовал тепло, уют благожелательность в группе. Все это зависит от нас воспитателей.

Чтобы дети быстрее освоились и чувствовали себя увереннее, мы знакомили их с людьми, которые их окружают, с помещением, где они будут жить. Старались «одомашнить» нашу групповую комнату. Новеньких детей очень привлекает домик, в котором они могут уединиться и просто наблюдать за игрой сверстников.

У всех детей в период адаптации острая потребность в эмоциональном контакте со взрослым.

Чтобы дети чувствовали себя комфортно и спокойно на период адаптации отменяли прививки в детском саду, ограничивали число взрослых, посещающих группу.

Наиболее эффективными методами работы с детьми по преодолению тяжелой адаптации являются игровые методы взаимодействия. Дети раннего возраста очень любят играть с бытовыми предметами, игрушками. Поэтому акцент в группе сделан на сенсорных и моторных играх.

В работе с детьми использую разнообразные методы и приемы позволяющие сделать непосредственно образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной. В ходе режимных моментов включаю речевые, словесные проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения, игры инсценировки; использую физкультурно-оздоровительные технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, релаксация); широко применяю здоровьесберегающие технологии (технологии моделирования образовательного пространства). Успокаивающе действуют на детей игры с водой и песком. Летом организую их на улице, а в осенне-зимний период в групповой комнате. Ребятишки просто обожают пускать кораблики, набирать воду в резиновые игрушки, а потом, выталкивать струей; бросать игрушки в воду – «тонет – не тонет», сделать «дождик» из губки. Даже сильно расстроенный ребенок быстро отвлекается.

К каждому стараюсь найти подход, предоставляю свободу, самостоятельность. Всегда учитываю домашние привычки. Есть дети, которые не могут уснуть без своей любимой игрушки, без тихой песенки или сказки. Для них очень важно услышать: «Я буду рядом, я никуда не уйду». Только тогда они расслабляются и спокойно засыпают. Использую колыбельные, сказки, фольклор во время укладывания.

Таким образом:

- выстраивая доверительные отношения с родителями детей,

- создавая уютную и комфортную обстановку в групповой комнате,

- используя игровые методы взаимодействия,

- принимая малышей такими, какие они есть,

- предоставляя им свободу и самостоятельность на первоначальном этапе,

- ведя контроль за их физическим и психическим состоянием, мы снимаем проблемы, возникающие в начальном периоде адаптации детей к условиям детского сада, и сохраняем их физическое и психическое здоровье, что подтверждает мониторинг адаптации детей в группе.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_esina._adaptatsiya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Адаптация- как один из факторов сохранения психологического здоровья детей раннего возраста»

Е.Ю. Есина – воспитатель группы раннего возраста

        «От здоровья, жизнерадостности детей зависят

  их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

 прочность знаний, вера в свои силы»      

 В.А. Сухомлинский

С первых дней знакомства с родителями своих воспитанников, я желаю им успехов в воспитании своих малышей.  

Современный детский сад - это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально- практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками, так же это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, поют, шалят и как исследователи, с радостью и удивлением открывают для себя окружающий мир.

Трудно представить себе более стрессовую ситуацию в жизни ребенка, чем отрыв от привычной домашний обстановки, от близких людей и приход его в детский сад. Поэтому на охрану и укрепление здоровья малыша должны быть направлены все усилия всего медико-педагогического коллектива детского сада.

Основные цели совместной работы: выявление имеющихся у педагогов знаний по организации адаптационного периода с детьми раннего возраста. Пропаганда лучшего опыта и новых подходов к адаптации малышей.

До набора детей в группу, педагоги создали предметно-игровую среду группы раннего детства: т.к. возраст наших детей от 1 до 2 лет. В основном, это игрушки-забавы, которые вызывают у детей наибольший интерес, создают эмоционально положительную атмосферу в группе.

Хочу поделиться методом, который оказался достаточно эффективным. Чтобы избежать ненужных осложнений на первом этапе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, педагоги осуществляют постепенный переход ребенка из семьи в детский сад, используя разнообразные способы знакомства, до посещения ребенком детского сада.

- Знакомство со списком будущих воспитанников при комплектовании группы.

- Знакомство с семьей будущих воспитанников.

Следует помнить, что изучение семьи - дело деликатное, тонкое, требующее от педагога проявление уважения ко всем членам семьи, искренности, желания оказать помощь.

Все дети, даже имея какой-то маленький жизненный опыт, тяжело переживают разлуку с мамой.

Вопрос о том, как подготовить ребенка к детскому саду, волнует многих родителей слишком поздно: когда непосредственно сталкиваются с проблемой адаптации.

С поступлением малыша к нам в группу, в его жизни происходит множество изменений: отсутствие родителей, строгий режим дня, постоянный контакт с детьми, новое помещение. Все это создает для него стрессовую ситуацию. Большое значение для ребенка имеют хорошие взаимоотношения родителей и воспитателя.

Поэтому, в первые дни малыша в детском саду, приглашала родителей вместе с ребенком посмотреть помещение, кроватку, игрушки, рассказать, чем дети будут заниматься, во что играть, вместе обсудить, как облегчить период адаптации. В дальнейшем осуществляла и осуществляю в настоящее время консультативную поддержку родителям, разрабатываю и довожу до их сведения практические рекомендации, советы специалистов в области дошкольной психологии и педагогики по организации детской деятельности дома на период адаптации.

По работе с родителями стараюсь учитывать их социальный статус, интересы пожелания, а в совместных мероприятиях использую такие формы работы как тематические беседы, анкетирование, что способствует установлению доверительных отношений с родителями.

Индивидуальные беседы с родителями помогают лучше понять внутренний мир ребенка, узнать о его привычках, стереотипах поведения. Все это я учитывала и использовала в период адаптации (не может уснуть без соски, не расстается с игрушкой, любит уединиться или побыть на руках, не переносит какую-то пищу и др.).

В первые дни посещения детского сада я предлагала маме побыть с ребенком в группе, помочь в выполнении режимных процессов (сбор на прогулку), побыть на прогулке.

Наблюдая за доверительными спокойными взаимоотношениями взрослых, у малыша формируется положительное отношение, доверие к воспитателю. В последующие дни он уже ненадолго оставался без мамы. Время пребывания в группе постепенно увеличивала на 1-2 часа. Щадящий режим дня позволяет облегчить период адаптации.

Для вновь поступивших малышей очень важна предметно- развивающая среда, которая организовывалась с учетом федеральных государственных требований, что способствует организации содержательной образовательной деятельности и разностороннего развития каждого ребенка, созданию благоприятного эмоционально – психологического климата в группе.

Все уголки оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчеств, развивающее оборудование).

Следует сказать, что очень важно, чтобы ребенок с первого дня почувствовал тепло, уют благожелательность в группе. Все это зависит от нас воспитателей.

Чтобы дети быстрее освоились и чувствовали себя увереннее, мы знакомили их с людьми, которые их окружают, с помещением, где они будут жить. Старались «одомашнить» нашу групповую комнату. Новеньких детей очень привлекает домик, в котором они могут уединиться и просто наблюдать за игрой сверстников.

У всех детей в период адаптации острая потребность в эмоциональном контакте со взрослым.

Чтобы дети чувствовали себя комфортно и спокойно на период адаптации отменяли прививки в детском саду, ограничивали число взрослых, посещающих группу.

Наиболее эффективными методами работы с детьми по преодолению тяжелой адаптации являются игровые методы взаимодействия. Дети раннего возраста очень любят играть с бытовыми предметами, игрушками. Поэтому акцент в группе сделан на сенсорных и моторных играх.

В работе с детьми использую разнообразные методы и приемы позволяющие сделать непосредственно образовательную деятельность познавательной, увлекательной, разнообразной. В ходе режимных моментов включаю речевые, словесные проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения, игры инсценировки; использую физкультурно-оздоровительные технологии (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, релаксация); широко применяю здоровьесберегающие технологии (технологии моделирования образовательного пространства). Успокаивающе действуют на детей игры с водой и песком. Летом организую их на улице, а в осенне-зимний период в групповой комнате. Ребятишки просто обожают пускать кораблики, набирать воду в резиновые игрушки, а потом, выталкивать струей; бросать игрушки в воду – «тонет – не тонет», сделать «дождик» из губки. Даже сильно расстроенный ребенок быстро отвлекается.

К каждому стараюсь найти подход, предоставляю свободу, самостоятельность. Всегда учитываю домашние привычки. Есть дети, которые не могут уснуть без своей любимой игрушки, без тихой песенки или сказки. Для них очень важно услышать: «Я буду рядом, я никуда не уйду». Только тогда они расслабляются и спокойно засыпают. Использую колыбельные, сказки, фольклор во время укладывания.

Таким образом:

- выстраивая доверительные отношения с родителями детей,

- создавая уютную и комфортную обстановку в групповой комнате,

- используя игровые методы взаимодействия,

- принимая малышей такими, какие они есть,

- предоставляя им свободу и самостоятельность на первоначальном этапе,

- ведя контроль за их физическим и психическим состоянием, мы снимаем проблемы, возникающие в начальном периоде адаптации детей к условиям детского сада, и сохраняем их физическое и психическое здоровье, что подтверждает мониторинг адаптации детей в группе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Oднoй из главных задач в вoспитании детей является сoздание услoвий, гарантирующих фoрмирoвание и укрепление их здoрoвья....

Отчет по самообразованию (из опыта работы) на тему: «Устное народное творчество – как один из факторов развития связной речи детей раннего возраста»

В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражани...

Буклет "«Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психологического здоровья детей раннего возраста»

Все родители мечтают, чтобы их ребенок рос здоровым и крепким, много знал. Словом, родители хотят, чтобы их ребенок был гармонично развитым и здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быст...

Консультация для родителей «Успешная адаптация - как условие сохранения физического и психологического здоровья детей раннего возраста»

В последнее время проблемам обеспечения физического и психического здоровья детей уделяется особенное внимание. Это обусловлено целым рядом причин и особенно тем, что неврозы, как следствие стресса, в...

Семинар – практикум: «Арт терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов через педагогическое общение с демонстрацией применения арт – терапевтических технологий.Огромное количество информации ребенок получает зр...

"Сохранение и укрепление психологического здоровья детей раннего возраста через организацию предметно-пространственной среды"

quot;Сохранение и укрепление психологического здоровья детей раннего возраста через организацию  предметно-пространственной среды"В данной статье рассматривается важная тема сохранения и ук...