Отчет по самообразованию (из опыта работы) на тему: «Устное народное творчество – как один из факторов развития связной речи детей раннего возраста»
материал
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.Набирая малышей в первую младшую группу, я сразу определилась с темой самообразования «Устное народное творчество - как один из факторов развития связной речи детей раннего возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сказка» с. Становое
Отчет по самообразованию (из опыта работы)
на тему: «Устное народное творчество – как один из факторов развития связной речи детей раннего возраста»
Воспитатель: Сухинина О.П.
Май 2020 г.
В раннем детстве ребёнок овладевает величайшим достижением человечества - речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребёнок многое усваивает путём непосредственного подражания окружающим его людям. Взрослые, находящиеся рядом с ребёнком должны приложить немало усилий, чтобы детская речь развивалась правильно и своевременно.
Набирая малышей в первую младшую группу, я сразу определилась с темой самообразования «Устное народное творчество - как один из факторов развития связной речи детей раннего возраста »
Эта тема стала для меня особенно актуальной после общения с вновь прибывшими малышами. Я обратила внимание что, многие дети из моей группы плохо разговаривают, у них нарушено звукопроизношение, у некоторых разговорная речь практически отсутствовала, словарный запас был скуден и невелик, общение со сверстниками и взрослыми велось в основном односложными словами и строилось или в виде просьбы, или на неречевых средствах (мимике, жестах, интонации).
Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности по развитию связной речи детей с помощью произведений русского народного творчества.
Задачи:
Развивающие: приобщать детей к устному народному творчеству;
вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, пестушкам, народным песенкам и играм;
Образовательные: способствовать речевому развитию детей раннего возраста средствами устного фольклора.
Воспитательные: воспитывать любовь к русскому фольклору.
Неоценимую роль в решении этих задач для педагога - это использование устного народного творчества. Ведь мы хорошо понимаем, что через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. А использование русского народного фольклора улучшает речь ребенка и расширяет знания ребёнка об окружающем мире, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей у детей.
Приступая к работе по данной теме, мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора - это подвижные, дидактические, пальчиковые игры.
Речевое развитие ребенка на раннем этапе жизни оказывает неоспоримое влияние на всю его последующую жизнь и для меня прекрасным речевым материалом явились народные сказки, потешки, заклички, песенки, которые можно было использовать как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно - партнёрской деятельности с детьми.
Особенно эффективно было использование малых фольклорных форм в период адаптации детей к новым для них условиям. Для обеспечения вхождения нового ребёнка в группу и лучшего знакомства с ним использовала потешки, в текст которых надо было подставлять имя:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Анечка хорошая,
Анечка пригожая.
Красные кафтанчики
Синие карманчики
На дубу они сидят
Меж собою говорят - про Тимошу, про хорошего.
Знакомство детей с потешками я начала с рассматривания иллюстраций, картинок в книгах, игрушек. Потешки очень понравились ребятишкам. Они привлекли детей звучностью, напевностью, ритмичностью и вызвали желание слушать, повторять и запоминать занимательный текст. Для привития внимания я использовала все средства выразительности речи: мимику, жесты, силу голоса, эмоциональность, ведь дети не просто отзывчивы на эмоциональное поведение взрослых, они проявляют эмоциональную чуткость ко всем действиям педагога. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети легко их запоминают и вводят в свою речь. Ценность потешек состоит в том, что в них слова можно соединять с действиями.
1.Кот на печку пошёл,
Горшок каши нашёл,
На печи калачи,
Как огонь горячи.
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
2.Совушка сова, большая голова
На дереве сидит,
Во все стороны глядит,
Да как полетит. Уф, уф, уф.
Потешки не только легко запоминаются, но ещё легко и инсценируются. Ребятишки с удовольствием участвуют в показе, используя простые атрибуты.
Еду, еду на лошадке,
На лошадке в красной шапке,
По ровной дорожке,
На одной ножке,
По кочкам, по кочкам.
Цок - цок-цок. Приехали!
Чтение потешек, в которых упоминаются имена детей, вызывает у них радость. Вначале ребятишки с удовольствием слушают незнакомый тест, а потом хором все вместе повторяют его за воспитателем.
Тушки — тутушки,
На столе пампушки.
На столе пампушки,
А в печи ватрушки.
Пампушки, ватрушки —
Нашему Сашеньке!
Потешки я использовала для развития речи, для обогащения словаря, для развития познавательных способностей и для овладения диалогом.
Чтение, заучивание, обыгрывание даже одного диалогического фольклорного текста помогает детям освоить вопросительную интонацию.
Кисонька-мурысонька,
Ты где была?
- На мельнице.
- Кисонька-мурысонька, Что там делала?
- Муку молола.
- Кисонька-мурысонька,
-Что из муки пекла?
- Прянички.
- Кисонька-мурысонька,
-С кем прянички ела?
- Одна.
- Не ешь одна, не ешь одна!
Воспитание звуковой культуры речи я осуществляла через проведение пальчиковых игр с опорой на потешки. Детям эти игры очень нравятся.
Они хорошо запомнили к концу года текст таких потешек, как: «Идёт коза рогатая», «Этот пальчик дедушка», «Сорока-сорока», «Мы капусту рубим», «Кот на печку пошел», «Ой, ду-ду». К концу года многие ребятишки стали проговаривать слова чётче и яснее.
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала.
Ну-ка, милый пастушок,
Ты спеши-ка на лужок.
Там Буренка лежит, На теляток глядит.
А домой не идет,
Молочка не несет.
Надо кашу варить,
Сашу кашей кормить.
Учитывая, что звуковая культура речи – это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание я обращаюсь к такому виду народного творчества как колыбельные песни и заклички.
Котя, котенька, коток,
котя серенький лобок,
приди котик ночевать,
мою деточку качать.
Уж как я тебе коту,
За работу заплачу,
Дам кусочек пирога,
И кувшинчик молока.
Заклички я применяю, когда выходим на улицу. Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором.
Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.
Или
Дождик, дождик
Дождик лей,
Будет травка зеленей.
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Почти каждый день я читаю детям сказки. Слушая русские сказки «Маша и медведь», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка» и др., дети овладевают языком своего народа.
Для усвоения слов и обогащения словарного запаса рассматриваю с ними красочные картинки, даю возможность самим пересказывать сказку, используя сюжетные иллюстрации, мнемоквадраты, договаривая окончание текстовых фраз (Катится колобок по дорожке, а навстречу ему). Дети с удовольствием участвуют в театрализации сказок: сказок «Колобок», «Репка», «Теремок», проявляя все свои речевые знания, эмоциональные качества.
Чтобы научить детей слушать и понимать обращенную к ним речь и самим пользоваться речью, я использовала словесно-дидактические игры по сказкам.
Эти игры, основанные на сюжетах сказок, вносят неоценимый вклад в этот процесс.
Зная, что двигательная функция у маленьких детей является ведущей, и я провожу с ними народные игры, которые способствуют развитию у детей памяти, внимания, сообразительности, быстроте интеллектуальных, физических реакций.
Наши малыши любят играть в «Вышла курочка гулять», «У медведя во бору», «Водят мыши хоровод», «Каравай», «Как на нашем лугу стояла чашка творогу», «Гуси - гуси», «Солнышко и дождик».
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. На глазах у детей сама наряжаюсь в бабушку, разговариваю за зверей разными голосами, привожу с собой разные игровые персонажи - петушка, ёжика, собачку Жучку. Введённая игровая мотивация побуждает детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества (отвечать на вопросы воспитателя).
Большое значение для развития речи малышей играет специальная организация предметно - развивающей среды. В нашей группе есть подбор книг с фольклорными произведениями, книги - раскладушки, атрибуты для театрализации, персонажи пальчикового и настольного театра, мнемоквадраты и наборы сюжетных картинок и дидактических игр по сказкам, образные игрушки. Всё это даёт детям возможность самостоятельно учиться, повышает их активность и уровень познавательно-речевого развития.
Вывод
Анализируя результаты своей работы, сделала вывод: чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции. Необходимо помнить, что речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом.
С уверенностью можно сказать, что сказки, потешки, хороводные игры, заклички, колыбельные песенки эффективно развивают устную речь ребенка, влияют на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие. Подводя итог своей работы, хочется отметить, что использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста»
План по-самообразованию....
«Влияние художественной литературы на развитие связной речи детей раннего возраста»
план по самообразованию...
Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста...
Презентация "Развитие связной речи детей раннего возраста в семье"
Тесный контакт детского сада и семьи - необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка....
Проект. Тема:«Устное народное творчество в театрализованной деятельности как средство эмоционального комфорта детей раннего возраста»
Эмоциональный комфорт в детском саду является главенствующим фактором как для самих детей, так и для их родителей. Для того чтобы ребенок чувствовал себя спокойно в детском саду, с желанием ежедневно ...
Развитие связной речи детей раннего возраста посредством сказки
Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют психическую функцию в развитии мышления и речевого о...
План по самообразованию "Развитие связной речи детей раннего возраста посредством русских народных сказок".
Роль художественных произведений в жизни дошкольников непременно важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей-это особый мир, источник представлений о времени и простр...