Главные вкладки

    Обобщение опыта работы по теме: «Устное народное творчество как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
    презентация к уроку по развитию речи (младшая группа) на тему

    Василенко Наталья Ивановна

    Использование произведение русского народного фольклора, как средства развития речи детей младшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vasilenko-vystuplenie_obobshchenie_opyta_raboty_2016god.docx23.9 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКДОУ «Введенский детский сад общеразвивающего вида №3»

    Обобщение опыта работы

    по теме: « Устное народное творчество как
            средство развития  речи детей
                   младшего дошкольного возраста»

                                                     Воспитатель:

                                                     Василенко Наталья Ивановна

                               с.Введенское  2016

    1 -слайд    Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения.

    2 слайд Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные , сказки).

    3 слайд Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

     4 слайд     Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей младшего возраста  я выбрала методическую тему «Устное народное творчество как средство развития  речи детей  младшего дошкольного возраста»

    5 слайд      Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало, использование в работе с детьми устного народного творчества, создает уникальные условия для развития речи, мышления детей,  накопления положительного и морального опыта в межличностных отношениях.

    6 слайд  Цель моей работы: выявить и изучить особенности развития речи  детей через устное народное творчество;

    использовать произведения русского народного фольклора, как возможность развития речи детей младшего дошкольного  возраста.

    • 7 слайд  В связи с поставленной целью я выделила следующие задачи:
    • Выявить значение устного народного творчества в системе развития речи  детей.
    • Знакомить детей с разными формами фольклора ( потешки , пестушки , приговорки , заклички , колыбельные песни )
    • Развивать  слуховое внимание, понимание речи,   артикуляционный  и слуховой  аппарат, звукоподражание, активизировать словарь;
    • Воспитывать  интерес  к художественной литературе, формировать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
    • Обеспечить формирование открытости, доброжелательности, коммуникативности;
    • Доставить детям радость и обогатить новыми эмоциональными впечатлениями.

    8 слайд Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

    9 слайд Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности. Психологи и педагоги отмечают. Что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая речи окружающих.

    10 слайд Изучив труды педагогов и психологов, я провела с детьми 2-ой младшей группы первичное диагностирование по разделу  «Речевое развитие»

    Работая с детьми, я столкнулась с тем , что у них недостаточно развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни , не могут пересказать литературные произведения.

     11 слайд Изучив результаты диагностики , для решения возникшей проблемы, я составила перспективное планирование по речевому развитию с использованием потешек  для 1-ой младшей группы.

    12 слайд А так же перспективное планирование по речевому развитию с использованием сказок для 2-ой младшей группы.

    13 слайд  Работа ведется и вне НОД- это отражено в Циклограмме совместной деятельности и культурных практик педагога и детей .

    14 слайд   В процессе  совместной деятельности педагога и детей я использую следующие методы работы с детьми.

    15 слайд С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

    С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

    16- слайд. Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи.

    17 слайд Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

    18 слайд Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

    19 слайд  Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

    20 слайд  Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием.

    21 слайд А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

    22-слайд  Однако,чтобы речь ребенка звучала правильно, четко, выразительно и эмоционально, необходима звуковая культура речи.В группе создан логоуголок, в котором присутствует картотека:

    23 слайд  Артикуляционная гимнастика, Чистоговорки, поговорки

    24 слайд  Потешки , стихи.

    25 слайд  Хороводные игры, подвижные игры, утренняя гимнастика

    26 слайд  Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок.     Сказки, помогают создать доброжелательную атмосферу . Сказку легко можно перевести в игру, игру – в песню.

    27 слайд  Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, сказкам, стихам, прибауткам, я решила, что они помогут мне «разговорить» малышей, воспитать и способствовать появлению желания общаться. Работу я начала с создания условий в развивающей среде. В группе создан  книжный уголок

    28 слайд  Театрализованный уголок.

    29 слайд  В котором есть  пальчиковый театр – развивает мелкую моторику рук  , воображение и речь детей.

    30-31 слайд  Кукольный театр , чтобы научить детей рассказывать сказки

    32- слайд  Настольный театр- любимое занятие моих воспитанников

    33 слайд     Это кладезь для развития выразительности, эмоциональности, диалогической и монологической речи.

    34 слайд  Реализация поставленных задач возможна лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Очень важно убедить родителей в значимости устного народного творчества как средства формирования ценностных личностных ориентиров, заручиться их поддержкой и помощью. Именно такое взаимодействие способствует приобщению родителей к проблемам детского сада, оказывает помощь в создании благоприятного микроклимата в семье, дает возможность для общения.

    35слайд    Анкетирование родителей выявило следующие результаты:    

    - 55% родителей не понимают важности использования фольклора в развитии речи детей,  не проявляют интереса к малым фольклорным жанрам.

    - 33% родителей частично проявляют интерес к малым фольклорным жанрам, знакомят детей в домашних условиях с русским народным творчеством.

    - И только 12% родителей постоянно используют произведения русского народного творчества в общении с детьми.

    36слайд   Для того, чтобы повысить интерес у родителей к художественному слову  я  организовывала  конкурс  «Книжка-малышка  своими руками»

    37 слайд  Благодаря конкурсу и таланту родителей  книжный уголок в группе стал любимым местом для воспитанников.

    38слайд  Положительным итогом работы можно считать возросший познавательно-речевой интерес детей, самостоятельность. Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

    39 слайд  Таким образом, считаю, что приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».

    Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности  учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...

    "Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".

    От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...

    План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

    Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

    Обобщенный опыт работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПРИРОДНЫМИ ЯВЛЕНИЯМИ»

    В данной работе разработаны планирование и конспекты деятельности на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста. Эта работа может оказать методическую помощь воспитателям при организации на...

    ПРОЕКТ: « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

    Актуальность темы:Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствове...

    Проект « Народное творчество как средство приобщения детей среднего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры »

    Русское народное творчество не перестаёт восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.Дет...