Главные вкладки

    План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Джафарова Тамара Ивановна

    Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл toma.docx24.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    План работы по самообразованию    "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

    Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

     

    Задачи:

     

    - Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

     

    - Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.

     

    - Обогащать чувства детей, воображение и речь.

     

    - Воспитывать чуткое отношение к народному творчеству.

     

    Актуальность выбранной темы

     

            В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

     

    Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

     

     Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

     

     Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

     

             Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

     

            Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд  на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

     

                                           

    План работы на год

     

    Раздел

    Сроки

    Содержание работы

    Практические выходы

    Подбор и изучение методической литературы

     

     

     

     

    Составление картотеки загадок и потешек для детей младшей группы.

    Сентябрь - май

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                      (ФГОС) Д О.

    2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

    3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

    4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

    5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

    6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

     

    Работа с детьми

    Октябрь

    Отгадывание детьми загадок.

    Досуг «Вечер загадок».

    Ноябрь

    Театрализованная постановка.

    Инсценирование русской народной сказки «Репка».

    Февраль

    Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

    Развлечение «Широкая Масленица»

    Март

    Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

    Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

    Апрель

    Знакомство с закличками, потешками о солнце.

    Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

    Работа с семьёй

    Октябрь

    Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

     «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

    Апрель

    Совместное творчество детей и родителей.

    Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

    Самореализация

    Март

     

    Консультация для воспитателей

     «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 2-3 лет».

    Май

    Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

    Выступление на педсовете.

     

     

     

     

     

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

     

    на 2016-2017 учебный год

     

    Этапы работы по
    самообразованию

    Деятельность

    1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

    Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

    2. Планирование работы по самообразованию.

    Планирование работы по следующим разделам:

    -изучение методической литературы;

    -работа с детьми;

    -работа с семьёй;

    -самореализация.

    3. Теоретическое изучение проблемы.

    Изучение литературы по теме:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования                       (ФГОС) Д О.

    2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

    3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

    4. Практическая деятельность

    Досуг «Вечер загадок».

    Инсценирование русской народной сказки «Репка».

    Развлечение «Широкая Масленица»

    Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

    Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

    Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

    Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

    Открытое занятие по развитию речи в младшей группе . Пересказ сказки  «Заюшкина избушка»

    Выступление на педсовете по изученной теме.

    Отчёт по теме самообразования.

    5. Подведение итогов самообразования.

    В результате работы по теме самообразования

    - у большинства детей повысился  интерес  к устному народному творчеству;

    -обогатилась устная речь;

    -развились фантазия и воображение;

    -у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

    -расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

    Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

    План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

    Цель работы:- Повышение своего теоретического уровня;- Профессионального мастерства и компетентности;- Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русс...

    План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста"

    Цель: выявление влияния русских народных сказок на развитие связной речи старших дошкольников....

    План работы по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей среднего возраста»

    Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора....

    ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

    Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка....

    План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"

    План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста"...