Главные вкладки

    ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
    материал (младшая группа)

    Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_vo_2_ml.gr_.docx16.96 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОТЧЁТ ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ "ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

     Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

     Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

     Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

    Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

     Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

     Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

     В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей.

     В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека загадок. Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение, слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

     Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.

     Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи.  Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.

     Анкета «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

    Уважаемые родители. Просим Вас ответить на вопросы анкеты для дальнейшей работы воспитателей по русскому народному фольклору с дошкольниками.

     1. Знаете ли Вы что такое русский народный фольклор?

    2. Какие жанры русского народного фольклора вы знаете?

    3. Используете ли Вы русский народный фольклор в развитии вашего ребенка?

    4. Надо ли знать народные сказки и былины?

    5. Загадываете ли Вы детям загадки? Как часто?

    6. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

    7. Какие народные игры Вам известны? Играете ли Вы в них с ребенком?

    8. Как Вы приобщаете к русскому народному фольклору в своей семье?

    9. Что бы Вы хотели узнать о русском народном фольклоре?

    10. Нужно ли взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к русскому народному фольклору?

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ на 2018-2019 учебный год

     

    Этапы работы по
    самообразованию

    Деятельность

    1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

    Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

    2. Планирование работы по самообразованию.

    Планирование работы по следующим разделам:

    -изучение методической литературы;

    -работа с детьми;

    -работа с семьёй;

    -самореализация.

    3. Теоретическое изучение проблемы.

    Изучение литературы по теме:

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

    2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб, 2008.

    3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

    4. Практическая деятельность

    Досуг «Вечер загадок».

    Инсценирование русской народной сказки «Репка».

    Развлечение «Широкая Масленица»

    Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

    Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

    Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

    Консультация для воспитателей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

    Открытое занятие по развитию речи в младшей группе. Пересказ сказки «Заюшкина избушка»

    Выступление на педсовете по изученной теме.

    Отчёт по теме самообразования.

    5. Подведение итогов самообразования.

    В результате работы по теме самообразования

    - у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;

    -обогатилась устная речь;

    -развились фантазия и воображение;

    -у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития    ребенка;

    -расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогический проект «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

    - Знакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.- Воспитывать эстетичес...

    Педагогический проект: «Влияние устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста».

    Главная задача педагога это использование устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей младшего дошкольного возраста...

    Роль произведений устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважней...

    Роль устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста

    Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

    «Устное народное творчество в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

    Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Речь в жизни человека – это наиважнейш...

    Отчёт по самообразованию за 2015-2016 учебный год по теме: "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

    Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и являясь средством выраженя мыслей, становится основным механизмом...