Технологическая карта сюжетно-ролевых игр подготовительная группа
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Батейщикова Ольга Вениаминовна

Дать детям представление о профессиях взрослых и научить играть в коллективе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_razvitiya_syuzhetno.docx51.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта развития сюжетно- ролевой игры «Школа» в подготовительной группе.

Задачи:

  1. Расширять знания детей о школе.
  2. Помогать детям в овладении выразительными средствами реализации роли (интонация, мимика, жесты).
  3. Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку.
  4. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжет игры.
  5. Помочь детям усвоить некоторые моральные нормы.
  6. Закрепить знания о школьных атрибутах.
  7. Создать образ доброго учителя, положительный образ школы.
  8. Воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.

Обогащение жизненного опыта

Приобщение к художественной литературы

Обогащение игрового опыта

Экскурсия в школу

Цель: 

  1. Познакомить  детей 6-7 лет  со школой с сотрудниками, помочь  ориентироваться в помещении школы
  2. Развивать у детей наблюдательность, внимание, умение слушать и слышать воспитателя.
  3. Воспитывать умение проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
  4. Расширять представления о школе: здесь дети учатся читать, писать, узнают много интересного.
  5. Вызывать стремление как можно больше узнать о школьной жизни, желание учиться в школе.

Здравствуй, школа!

Детский сад уютный дом –
Игры и веселье,
Но пришла пора съезжать,
Ждёт нас новоселье:

В дом уютный, добрый дом,
Только шире, выше…
К переезду дан звонок –
Колокольчик слышен.

Мы спешили повзрослеть.
Ждёт нас путь познанья.
– Здравствуй, школа, новый дом!
Садик – до свиданья!

(Н. Самоний)

Что ждёт меня в школе.

Парта ждёт меня, во-первых,
Ждут уроки,
Ждут друзья.
Будет в школе не до лени,
Там я в новую страну
Дел и знаний и умений
Путешествие начну.
Ждёт природа - лес и поле!
Ведь в поход пойдем не раз…
Ждут меня пятерки в школе
Ждёт меня весь первый класс!

(В.Моруга)

Загадки

Чёрные птички                            Чёрный Ивашка,

На каждой страничке                 Деревянная рубашка,

Молчат, ожидают,                      Где носом пройдёт -

Кто их отгадает.                          Там заметку кладёт.

     (Буквы)                                            (карандаш)

Стальной конёк                      Не куст, а с листочками,

По белому полю бегает         Не рубашка, а сшита,

За собой                                   Не человек,

Чёрные следы оставляет.        А рассказывает.

       (ручка)                                               (книга)

Белый камешек растаял,        Войдёшь в дом слепым,

На доске следы оставил.         А выйдешь зрячим.

        (мел)                                                 (школа)

Пером сеют,                                   Еду по грядкам,

Глазами жнут,                                Рву без счёту,

Головой едят,                                 А всё цело.

Памятью переваривают.                      (чтение)

        (грамота)                

                             

Д/и  «Раз, два, три – назови»

Цель.Закрепление названий профессий сотрудников школы

 

Д/и: «Четвёртый – лишний»

Цель. Развивать словесно – логическое мышление

Д/и « Будь внимателен»

Цель. Закрепление названий школьных принадлежностей. Отработка правильного употребления в предложении винительного падежа имени существительного

 

Д/и « Исправь ошибку в предложении»

Цель. Продолжать помогать детям, правильно употреблять падежные окончания имён существительных

Д/и « Собери портфель в школу»

Цель. Познакомить детей с новыми словами: пенал, циркуль. Показать, как они выглядят, рассказать об их назначении. Произнести новые слова вслух.

Пальчиковая гимнастика

В школу осенью пойду        

(шагают пальчиками обеих рук по столу)

Там друзей себе найду,

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

Я таким учёным буду!

(загибают по одному пальчику с мизинца)

Но свой садик не забуду!

(грозят указательным пальчиком)

Совместная игровая деятельность

Рассматривание и чтение книг

  1. В. Берестов «Читалочка».
  2. Л. Воронкова «Подружки идут в школу».
  3. С.Я. Маршак «Первый день календаря».
  4. В.Осеева «Волшебное слово».
  5. Л.Н. Толстой «Филлипок».

Показ мультфильма

«На задней парте»

Цель: уточнить знания о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей, развивать зрительную память и зрительное внимание.

Беседа по картине «Опять двойка»

Цель: Воспитывать положительное отношение к учебе, стремление лучше учиться.

Предметно - игровая среда

портфели, книги, тетради, ручки, карандаши, указка, карты, школьная доска, стол и стул учителя, глобус, журнал для учителя

Игровые роли

ученики, учитель, директор школы, охранник, техничка, повар

Обогащение и активизация словаря

Учитель, ученик, парта, рюкзак, ранец, перемена, урок, занятие, задание

Технологическая карта развития сюжетно - ролевой игры «Библиотека» в подготовительной группе.

Задачи:

  1. Расширять представления о работниках библиотеки,
  2. Закреплять правила поведения в общественном месте;
  3. Знакомить с правилами пользования книгой;
  4. Пробуждать интерес и любовь к книгам,
  5. Воспитывать бережное к ним отношение.
  6. Формировать правильные взаимоотношения детей в коллективе.

Обогащение жизненного опыта

Приобщение к художественной литературы

Обогащение игрового опыта

Экскурсия в библиотеку

Цель:

1. Формировать у дошкольников первоначальные навыки пользования библиотечным фондом, формировать у детей реалистические  представления о труде  взрослых.

2.Познакомить с элементарными библиотечно-библиографическими понятиями.

3. Вовлекать родителей в работу по ознакомлению детей с  профессией библиотекаря.

4. Воспитывать позитивное отношение к чтению, отзывчивость.

Дом книг

О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

Весь путь истории земной

Как бы увидишь вдруг…

            (С. Михалков).

Будем с книгой дружить!  

В библиотеке для ребят
На полках книги в ряд стоят
Бери, читай и много знай,
Но книгу ты не обижай.
Она откроет мир большой,
А если сделаешь больной
Ты книжку – навсегда
Страницы замолчат тогда.
(Т. Блажнова)

Библиотекарь
Попав однажды в плен чудесный,
Не вырвешься уже вовек!
Мир бесконечно интересный,
Волшебный мир библиотек!

Библиотекарь – это слово
Магическое, как кристалл!
Всегда помочь тебе готовый,
Твоим он другом лучшим стал!

Он в книжном море – навигатор!
Как путеводная звезда,
Хранитель, спутник и новатор,
Сияй, сияй, сияй всегда!

          (В. Степанов)

Игра «Один – много»

Цель: учить образовывать формы именительного и родительного падежей имён существительных множественного числа.

Игра «Назови ласково»

Цель: учить образовывать уменьшительно – ласкательные формы существительных

Игра «Вспомни сказку»

Цель: формировать навыки связного высказывания, учить подбирать родственные слова.

Пальчиковая гимнастика

Книги

Много книжек есть на свете,        Дети соединяют

Читать их очень любят дети,        ладони «книжкой»

Если книги мы прочтём,              Раскрывают  и

 То узнаем обо всём:                  закрывают «книжку».

Про моря и океаны,

Удивительные страны.           Выполняют упражнение

Про животных прочитаем    «Пальчики здороваются»

И про космос мы узнаем.

Совместная игровая деятельность

Рисование « В гостях у библиотекаря»

Ручной труд: «Сделай книгу»

Слушание музыкальных произведений  из «Детского альбома» П.Чайковского, А. Гречанинов.

Чтение:

С. Маршак «Как печатали книгу?»

В. Маяковский «Эта книжечка  моя про моря и про маяк».

«Что такое хорошо и что такое плохо».

Предметно- игровая среда

формуляры, книги, картотека,  новые книги, телефон, каталог- указатель, фломастеры, кисти, клей, заготовки для закладок, клеёнка, фартук.

Игровые роли

библиотекарь, читатели

Обогащение и активизация словаря

формуляры, книги, картотека, библиотекарь, читальный зал, журналы

Технологическая карта развития сюжетно - ролевой игры «Ателье» в подготовительной группе.

Задачи:

  1. Расширить и закрепить знания детей о работе в швейном ателье.
  2. Формировать первоначальное представление о том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.
  3. Укреплять навыки общественного поведения, благодарить за оказанную помощь и заботу.
  4. Развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.

Обогащение жизненного опыта

Приобщение к художественной литературы

Обогащение игрового опыта

Беседа о труде работников ателье

Цель:

  1. Систематизировать знания детей о труде работников ателье.
  2. Расширять представления о труде взрослых, его необходимости..
  3. Расширять и активизировать словарь.
  4. Воспитывать дружелюбие.

Есть у мастера машинка,  

На машинке есть игла. 

Только ручка повернется, 

И работа вмиг начнется.

Из волшебной той машинки,

Выйдут вещи для Аринки, 

Платьице для Оленьки,

Шортики для Коленьки, 

Мишеньке – рубашка,

Для Маринки – маечка.                             

Кто же этот мастер,

Угадаю я. Кто сошьет нам вещи?   

     - Конечно- же швея!

Инструмент бывалый-         Пройдусь слегка горячим я

Не большой, не малый.       И гладкой станет простыня.

У него полно забот:             Могу поправить недоделки

Он и режет, и стрижет.        И навести на брюках стрелки.

         (Ножницы)                                     (Утюг)

Всех на свете обшивает.              На пальце одном

Что сошьет – не надевает.            Ведерко вверх дном.

         (Игла)                                          (Наперсток)

На поляне шерстяной                   То назад, то вперед

Пляшет тонконожка,                    Ходит, бродит пароход

Из-под туфельки стальной          Остановишь – горе!

Выползает стежка.                       Продырявит море.

    (Швейная машина)                            (Утюг)

Труд человека кормит, а лень портит.

Терпение и труд все перетрут.

Без терпения нет умения.

Кто не работает, тот не ест.

Кто любит труд, того люди чтут.

С миру по нитке – голому рубаха.

Семь раз отмерь – один раз отрежь.

Не растут, к несчастью, брюки.
И у платьев рукава.
Но растут всё время руки,
Ноги, шея, голова.
Мальчики и девочки-
Становятся большими.
Надо, чтоб одежду
Им по мерке сшили.
Мастера пустили в дело
Иглы, ножницы, утюг.
За шитьё взялись умело
Много быстрых, ловких рук.
Получайте свой заказ!
Всё по мерке, в самый раз.
А. Кардашова

Д/и: «У кого что?», «Четвертый лишний»,
«Кто больше назовет действий?», «Что из чего», «Чего не стало», «Подбери наряд для куклы», «Чья одежда».

Цель: закрепить знания о работниках дома мод, орудиях труда, необходимых в работе, развивать связную речь, закрепить умение объединять предметы по качественному признаку или по признаку действия, закрепить умение называть действия, выполняемые работниками ателье мод, закрепить название деталей одежды, развивать творчество, прививать вкус, воспитывать у детей интерес к людям разных профессий; уточнять знания об одежде

Пальчиковая гимнастика

 « Наперсток»
Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно,
Пальцу колко
Левая ладошка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка   «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик прыг!
Делают движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток.
Говорит иголке: « Шей,
А колоться  ты не смей!»
 «Шьют». Грозят указательным пальцем левой руки.

Совместная игровая деятельность

Рассматривание и чтение книг:

Б. Заходер «Портниха», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла», С. Михалков «А что у вас?», М. Майн «Пуговица», Г.-Х. Андерсен «Новый наряд короля», Русская народная сказка «Василиса Прекрасная»

П/игра «Иголочка и ниточка», «Швейная машинка»

- Детский дизайн одежды «Юный дизайнер»

Рисование «На подиуме»,

Аппликация «Украсим платье»

Предметно - игровая среда

Ткань, швейная машинка, журналы мод, выкройки, нитки, пуговицы, бланки заказов

Игровые роли

Закройщик, швея, заказчики, портной, модельер

Обогащение и активизация словаря

Закройщик, швея, заказчики, портниха, ткань, ситец, заказ, костюм, пиджак, пальто, манто, обшлага, ворот, подол

Технологическая карта развития сюжетно - ролевой игры «Завод» в подготовительной группе.

Задачи:

  1. Формирование трудовых умений, развитие творческого воображения детей.
  2.  Формирование представлений дошкольников о том, что такое завод (фабрика) и что он производит.
  3. Воспитание у детей положительного отношения к рядовым будничным профессиям рабочих династий.

Обогащение жизненного опыта

Приобщение к художественной литературы

Обогащение игрового опыта

Беседа о труде работников завода

Цель:

  1. Систематизировать знания детей о труде работников завода.
  2. Расширять представления о труде взрослых, его необходимости.
  3. Расширять и активизировать словарь.
  4. Воспитывать дружелюбие.

Что такое завод?
Завод – это стены,
Цеха и станки.
Но все в нем мертво
Без рабочей руки.
Завод – это ты,
Завод – это я.
И он не живет
Без тебя, без меня!

Заводской двор
Машине с шофером
Недолго до ссоры –
Прогнулись от груза
Стальные рессоры!
Вахтер
Открывает ворота,
И вот
Вползает машина
Во двор, на завод.
Стоит посредине,
Вздыхает устало –
Попробуй везти
Сразу столько металла:
Листа и болванок,
Литья да прутков!
- Эй, краны да кары,
Помочь кто готов?
Кран сверху хватает,
Кар сбоку берет!
И груз убывает –
Работа идет!
Довольна машина!
И кажется, снова
Сегодня за грузом
Умчаться готова!


«Штамповка»
Штамповочный цех,
А проще «штамповка».
Здесь прессы грохочут,
Работая ловко!
Из ленты латунной,
Из меди и стали
Штампуют детали,
Штампуют детали!
Вот пресс-богатырь!
Он грохочет степенно,
Но так, что в цеху
Содрогаются стены!
А пресс, что поменьше,
Тот наоборот –
В работе проворен
Ну как пулемет!

Алексей ШЕВЧЕНКО

Игра «Один – много»

Цель: учить образовывать формы именительного и родительного падежей имён существительных множественного числа.

Игра «Угадай профессию»

Цель: учить образовывать формы единственного и множественного числа имён существительных

Пальчиковая гимнастика

Много есть профессий знатных,
(Соединять пальцы правой руки с большим.)
И полезных, и приятных.
(Соединять пальцы левой руки с большим.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтёр, строитель…
(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)
Сразу всех не называю,
(
Сжимать и разжимать кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх)

Совместная игровая деятельность

Чтение рассказа:

 «Автомобильный завод» из книги А. Дорохова «Сто послушных рук». Чтение отрывков из книг В. Маяковского «Кем быть?»,

В. Авдиенко «Все работы хороши»,

В. Арро «Встань пораньше».

Рассматривание иллюстраций к книге В. Соколова «Сталевар».

Рисование на тему «Наш завод (фабрика)».

Лепка автомобилей. Составление альбома о труде взрослых на заводе (фабрике).

Предметно - игровая среда

Машины легковые, грузовые, подъемный кран, флажки для украшения построек, железная дорога, защитные очки, трубы для завода из бумаги, картона, катушек, защитные рукавицы, пропуска, ведерко, цветная бумага, природный материал, ткань, нитки, иголки.

Игровые роли

Директор завода, сталевар, оператор, грузчик, прокатчик, шофер, бригадир, крановщик, сборщик, контролер, строитель, конструктор, швея, инструктор.

Обогащение и активизация словаря

Фрезеровщик, рабочий, токарь, слесарь, штамповщик, кран, металл, медь, рельсы, автозавод, автокар, погрузчик

Технологическая карта развития сюжетно - ролевой игры «Пограничники» в подготовительной группе.

Задачи:

  1. формировать у дошкольников представления о воинах пограничниках, о их подвиге во время войны во имя своей Родины.
  2. Способствовать военно - патриотической подготовке дошкольников.
  3. Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет, ролевое взаимодействие в игре, умение вести диалог.
  4.  Развивать быстроту, ловкость, выносливость, меткость, равновесие, силу.
  5. Воспитывать у детей смелость, выдержку, дружеские взаимоотношения.

Обогащение жизненного опыта

Приобщение к художественной литературы

Обогащение игрового опыта

Беседа о пограничниках

Цель:

1.Расширить знания детей о пограничниках, о их тяжёлой службе.

2. Дать знания детям о помощниках – собаках, лошадях.

 3. Вызвать уважение к их тяжелой работе.

Пограничник

Г.Ладонщиков

Пограничник на посту
Зорко смотрит в темноту.
За спиной его страна
В мирный сон погружена.
На границе ночь тревожна
Ночью всякое возможно,
Но спокоен часовой
Потому, что за спиной
Наша армия стоит,
Труд и сон людей хранит;
Что богата и сильна
Наша мирная страна.

Пограничник

В.Малков

С автоматом я иду
И стреляю на ходу
Если буду я солдатом –
В пограничники пойду.

Автомат мой боевой
И фуражка со звездой
И на кителе зеленом –
Орден славы боевой.

Я ребята буду рад
Каждый день ходить в наряд
На заставе пограничной,
Где сейчас мой старший брат.

1.Д/И «Найди свой домик» — закрепить геометрические фигуры.

2.Д/И «Назови цифру» — закрепить счет и цифры в пределах 10.

3.Д/И «Кто больше назовет действий» — активизировать глаголы, образовывать различные глагольные формы

4.Д/И «Назови одним словом» — закрепить обобщающие слова.

6.Д/И «Наоборот» — учить подбирать антонимы к слова.

Пальчиковая гимнастика

Удалые молодцы.

 Два больших и крепких малых

 Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.

  И солдат в боях бывалых.

 Два гвардейца – храбреца!

Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.

 Два сметливых молодца!

 Два героя безымянных,

Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.

 Но в работе очень рьяных!

 Два мизинца – коротышки –

Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.

               Очень славные мальчишки!

Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.

 

 И солдат в боях бывалых.

 Два гвардейца – храбреца!

 Два сметливых молодца!

 Два героя безымянных,

 Но в работе очень рьяных!

 Два мизинца – коротышки –

 Очень славные мальчишки!

Совместная игровая деятельность

Рассматривание картины:

 Б.Окороков «Пограничники».

Чтение произведений:

А.Барто «На заставе»,

Ю.Коваль «Путешествие на границу», А.Митяева «Почему армия всем родная?»

Лепка «Пограничник с собакой»

Рисование «На заставе»

Аппликация «Пограничники»

Предметно - игровая среда

Игрушки: пистолеты, автоматы, погоны, знаки различия, палатка (для оборудования санчасти), санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, бинокли, котел, кружку, пакет в нем зашифрованный ребус слово (шпион) и картинка - лабиринт, карта - схема, обручи, мешочки, мишень.

Игровые роли

Командующий армией, командир заставы и наряда, шпионы, разведчики, связные, снайперы, врач, санитарки, рядовые пограничники, повар и др.

Обогащение и активизация словаря

Граница, пограничники, охрана, нарушители, контрабандисты, Родина, Отчизна, защита. Связисты, кинолог, штаб, плац, застава, шпион, пакет, командир заставы, разведчики, пограничники, санитарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ”Ателье” в старшей группе.

1- Расширять знания детей о труде работников ателье, слаженности в их работе, помощниках - машинах.2. - Закреплять представления о качествах и свойствах, целевом назначении и функции предметов одежды....

Технологическая карта сюжетно- ролевой игры в средней группе

Название  игры: «Теремок»Цель: разыгрывание с детьми знакомой сказки «Теремок».Задачи:Образовательные: учить детей разыгрывать сказку в ее целостной эстетической форм...

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Банк» в подготовительной к школе группе №5 (приуроченное к недели творческих отчетов)

Цель. Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Создание интереса к работе в банке. Знакомство с правилами пользования банкоматом. Пробуждение у детей интереса к игре.Задачи.1) Систематизир...

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры "Поликлиника"средняя группа

Цель педагогическая: формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет; налаживать и регулировать контакты в совместной игре.Цель игровая:  принять все...

Технологическая карта сюжетно-ролевой игры для старшей группы «Поликлиника»

Тема: «Поликлиника»Возрастная группа: старшая группа.Пространственно-временной ресурс: неограниченно, в группе детского сада.Цель: Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру...

Картотека технологических карт по сюжетно-ролевым играм в подготовительной группе

Картотека технологических карт по сюжетно-ролевым играм в подготовительной группе...