Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!
проект по окружающему миру (младшая группа) на тему

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. 

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 Колпинского района Санкт-Петербург

Проект

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

Краткосрочный

2-я младшая группа

Воспитатель:

1 квалификационной категории

Соломка Валентина Николаевна


Санкт-Петербург

2017г

Паспорт педагогического проекта

Авторы и участники проекта:

Воспитатели: Соломка Валентина Николаевна, Крюченко Галина Александровна

дети 2-й младшей группы «Ягодки», родители воспитанников.

Актуальность проекта:

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности. 

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать детям элементарные знания о том, как правильно вести себя в природе.

Проблемы: 

Недостаток знаний детей о зимующих птицах.

Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие»

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие»

Название проекта

«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

Тип проекта

познавательно-творческий

Вид проекта

Краткосрочный

Возрастная группа

Вторая младшая

Цель работы над проектом

 Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в реализации проекта ««Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!». Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.                                                                                                                                                                      Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.

Задачи

  • Расширять знания детям о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, об особенностях  существования птиц  в сообществе в лесу, парке, городе, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
  • Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.
  • дать детям представление о видах питания зимующих птиц;
  • Научить детей правильно подкармливать птиц.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
  • Развивать зрительное восприятие, координацию движений;
  •  Развивать наблюдательность, умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; сообразительность, в процессе отгадывания загадок;
  • Развивать познавательный интерес у детей к жизни птиц;
  • Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.
  • Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира.
  • Поддерживать желание изучать природу.
  • Воспитывать бережное отношение к живой природе.
  •  Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
  • Формировать основы экологической культуры, осознанно-правильного отношения к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Мероприятия

Формы работы с детьми

Рассматривание иллюстраций:

Рассматривание альбома: «Птицы»,                                                                                       - рассматривание картин: « Зимующие птицы», « Птицы на кормушке»,  « Дети кормят птиц»; 

Чтение художественной литературы знакомство с литературными произведениями. Чтение рассказов и стихов о птицах: В.Сухомлинский «Как синичка меня будит», М.Горький «Воробьишко», С.Маршак «Где обедал воробей», рассказ М.Зощенко «Умная птичка», рассказ Е.Чарушина «Воробей». Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Звягиной «Воробей», С.А.Есенина «Поёт зима аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», А.Яшин «Покормите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости», О.Григорьевой «Синица». Чтение потешек, сказок, заучивание считалок о птицах.

Цель: Продолжать способствовать формированию интереса к книгам.

 « Птичка – синичка»  чтение рассказов, потешек , стихов о птицах.

 Заучивание стихов: «Дятел», «Синички», «Снегирь» Беседы: «Каких птиц я видел дома, гуляя с родителями », « Птичек нужно зимой кормить», «Какие птицы остаются зимовать?», «Меню птиц», «Они остались зимовать, мы должны им помогать», «Чем птицы отличаются от животных».

Ситуативный разговор: « Зимующие птицы», «Что будет, если не помогать птицам зимой».

НОД : Ознакомление с окружающим экологическое воспитание детей  «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»              

Прослушивание голосов птиц.

Отгадывание загадок о зимующих птицах

Оформление  выставки кормушек для конкурса: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

Оформление уголка: « Осени»  с подборкой тематического материала.

Оформление стенгазеты:  «Как мы осень встречаем»;

Пальчиковая гимнастика: «Кормушка», «Летела сова», «Дятел», «Прилетайте, птички».                                                                                                          

Словотворчество: 

«Опиши птицу»

«Отгадай загадку»

«Чьи детки?»

«Назови одним словом»

Цель: Развивать умение описывать птицу. Расширить словарь детей.

 Наблюдения  на прогулках: наблюдение за птицами во время прогулок; наблюдение за прилетающими птицами, «Следы птиц» (познавательно-исследовательская деятельность), « Вороны на территории детского сада», « Стайка птиц»;  за изменениями зимней природы во время прогулок (солнце, небо, ветер, снег ); за птицами (сорока, ворона воробей);за деревьями (береза, рябина, плодовыми  кустарниками (черноплодная рябина);

Дидактические игры: « Зимующие птицы», « Что за птичка», « Назови и покажи зимующих птиц», «Поможем зимующим птицам , « Посади птиц на дерево»,«Назови ласково», «Найди птицу по описанию», «Накорми птичку».

Настольно-печатные игры: « Выложи птичку из кубиков».«Четвертый лишний», «Чей силуэт», «Собери мозайку», пазлы «Птицы зимой», «Кто здесь живет?», «Парные картинки»,«Узнай, что изменилось», «Найди такую же». Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину. Формировать знания о пище птиц.

Продуктивные виды деятельности:

Рисование: « Зёрнышки для птичек», «Кисть рябины»

  Цель: Продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы. Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов в природе. Учить рисовать кистью, методом примакивания, развивать ритмичность.

Аппликация: Цель: Учить предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали разной формы, величины. Учить аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на обратную сторону наклеиваемой фигуры.

Коллективная аппликация: «К нам птицы прилетели», «Птичья столовая».

Пластелинография:  «Снегирь».

Лепка:  Цель: Закреплять умение лепить знакомые предметы. Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей.

Конструирование и ручной труд: «Кормушка» (крупный и мелкий строительный набор), «Сказка в зимнем лесу» (природный материал).

Организация выставок детских работрисунков, коллективных аппликаций, раскрасок.

Презентация: «Зимующие птицы»

Сюжетно – ролевые игры: «Семья», « Покормим птиц»;

Игра имитация: « Птички клюют зёрнышки», « Птички»;

Дыхательные упражнения: «Как поют птицы».

Тематическая зарядка: «Птички- невелички»

Подвижные  игры: «Птички летают», « Птички в гнёздах», « Воробушки и автомобиль», « Воробушки и кот», « Кот и птицы»;«Птички и птенчики».

Цель: Формирование двигательных навыков, развитие воображения, внимания.

Оформление игрового уголка «Птичья столовая»,

Слушание музыки

Прослушивание : аудиозапись «Голоса зимующих птиц»; картинки с изображением воробья, снегиря, синицы, клеста;

Формы работы с родителями:

-Посоветовать родителям понаблюдать с детьми во время прогулки за повадками птиц; подобрать литературу о зимующих птицах для домашнего чтения.

- С помощью родителей подготовить кормушки для птиц.

-Оформление  выставки

кормушек для конкурса: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»

-организовать акцию «Развесим кормушки -накормим птиц!»

-Оформление стенгазеты:

« Зимующие птицы », «Птицы наши друзья»,

Консультация: «Как помочь птицам пережить зиму!»

Рекомендации родителям:

 «Как правильно кормить птиц»,

«Чем нельзя кормить птиц».

Результат

Результаты   проекта:

У детей появилось желание заботиться о птицах. В ходе проекта появилась у ребят любознательность, познавательная  активность, коммуникативные навыки, творческие способности. Расширился кругозор детей о зимующих птицах.

Дети совместно с родителями заинтересовались  в заботе о птицах, появилось желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

 У детей и взрослых сформировалась определенная система природоведческих знаний, позволяющая осознать единство всей природы и место человека в ней.

Изготовлены кормушки для птиц.

Изготовлены коллективные работы по художественно-эстетическому развитию.

У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и  умений у детей.

Собран и систематизирован весь материал ( литература, стихи, загадки, рассказы, иллюстрации) по теме проекта.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 22

Колпинского района Санкт-Петербург

Стихи

о зимующих птицах

для дошкольников

Воспитатель:

Соломка Валентина Николаевна

1 квалификационной категории,

Санкт-Петербург

2017

Стихи о зимующих птицах для дошкольников

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Автор: Т. Зайцева

Снегирь сидит на ветке

В розовой жилетке,

А дятел в ярко-красной

Шапочке атласной.

Вдали мелькают сойки —

Синие ковбойки.

Автор: М. Пляцковский

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

 

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку,

И с дорожки — на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Автор: А. Барто

     

Зяблик согрелся

Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь!

Шубу скинь! Скинь! Скинь! —

Зяблик распелся —

Зяблик согрелся!

Автор: Э. Мошковская

Кругом —снег.

А на горке — нет!

Увидали грачи.

Каждый кричит,

Как матрос с корабля:

— Земля!

Автор: Э. Мошковская

К нам с ветрами прилетели

Стайки ярких свиристелей.

Прилетели свиристели,

Песню севера запели.

Автор: Г. Ладонщиков

Зарумянились кустарники

Не от утренней зари.

Эти красные фонарики

Засветили снегири.

Автор: Л. Татьяничева

Воробьишки

Бела крупа

Сыплется в сад.

И воробьи обедать летят.

 Стайкою сели.

Стали клевать...

Что за еда, не могут понять.

Это не крупка, не творожок.

Это холодный белый снежок.

Снегири

На ветвях, украшенных

 Снежной бахромой.

Яблоки румяные

Выросли зимой.

 Яблоки на яблоньке

Весело снуют.

Гусениц мороженых

 Яблоки клюют.

Сорока

Скачет сорока по ельничку.

Бьет хвостом по метельничку.

Холодно сороке без шубки скакать. Плачет сорока. Да негде взять.

Ворона

Вот ворона силит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы. Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе.

Горе ей.

Настоящее горе.

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны...

(Н. Рубцов)

Воробушки

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы выжили!

— Мы живы, живы мы!

Автор: В. Берестов

Воробей

Среди белых голубей 

Скачет шустрый воробей, 

Воробушек-пташка,

Серая рубашка

Откликайся, воробей.

Вылетай-ка, не робей!

     (И. Демьянов)

Снегири

 Глянь-ка, мама, посмотри,

За окошком снегири.

 Синие, красные.

 Крылышки атласные.

В окна вьюга бьется.

 Холодно без солнца.

Чтобы не было им скучно.

Чтобы не было им грустно,

 Можно с крошками в кормушки Положить игрушки!

(А. Говоров)

Гнездо

У воробышка весь дом называется гнездом.

Только птица уместиться может в нем!

Я пожил бы там—и вылез, чтобы здесь пожить опять...

Мы с птенцами бы учились потихонечку летать.

(В. Лапин)

Страшная птица

На окошко села птаха.

Брат закрыл глаза от страха:

— Это что за птица? Он ее боится!

Клюв у этой птицы острый.

Встрепанные перья.

Где же мама? Где же сестры?

— Ну, пропал теперь я!

— Кто тебя, сынок, обидел? — Засмеялась мама. —

Ты воробышка увидел

За оконной рамой.

(А.Барто)

Синицы

Жили-были две синицы.

Чем же будем мы кормиться?

Ведь кругом белым-бело,

Все полянки замело.

Позабыли вы, синицы.

Что ваш друг живет в станице:

Вон мой дом, мое окно.

Там отборное зерно.

О чем поют воробушки,

О чем поют воробушки

В последний день зимы?

— Мы выжили!

— Мы выжили!

 — Мы живы! 

— Живы мы!

(В. Берестов)

Новая столовая

 Мы   кормушку   смастерили,   мы   столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед, будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник — снегири, ярче утренней зари.

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краев —

стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей голубь лакомился кашей,

А в субботу на пирог налетели семь сорок.

В воскресенье,

Воскресенье

Прилетел гонец

Весенний —

Путешественник-скворец, вот и песенке конец.

                                   (3. Александрова)

Кормушка

То не дождь стучит за рамой,

 И капелям капать рано —

 Зимний ветер лют!

 То, слетевшись на кормушку, Размельченную краюшку

Воробьи клюют!

(Приходько)

Птицы

Чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи.

Ждут нас также терпеливо

 И красавцы снегири...

Все привыкли — не пугливы,

Хоть руками их бери!

                                       (Г. Ладонщиков)

Воробушек

Комочек серых перышек.

Веселый наш воробушек

В саду хлопочет, кружится,

 Вот выкупался в лужице

 И к детям под окошко

Летит за хлебной крошкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"«Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!»"

           Традицией МБ ДОУ «Детский сад № 195» компенсирующего вида стало проведение акции «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!», в рамках которой воспи...

проект "Трудно птицам зимовать! Надо птицам помогать!"

знакомство дошкольников с видовым многообразием, особенностями зимующих птиц приханкайской долины и способами помощи им в зимний период....

Проект "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников,  познавательной активности. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняю...

Презентация проекта "Трудно птицам зимовать - надо птицам помогать!"

Проект направлен на формирование  экологического сознания  дошкольников. В процессе реализации проекта дети узнают о зимующих птицах нашей местности, выясняют, чем питаются птицы зимой и как...

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

План - конспект непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками во 2 младшей группе «Трудно птицам зимовать – надо птицам помогать».

Конспект разработан в помощь воспитателям, по ознакомлению детей с окружаещем миром, на тему : "Птицы"....

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...