Консультация для родителей «Наши комнатные друзья»
консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Артамонова Альбина Аркадьевна

Консультация для родителей «Наши комнатные друзья»


Консультация для родителей «Наши комнатные друзья»

Комнатные растения как ничто иное украшают нашу квартиру, комнату. Даже в самой красивой и богатой квартире будет пусто без цветов, потому что они напоминают нам о великолепии весны, теплом дыхании лета и золотой осени, радуют наш глаз. Какие духи, освежители, искусственные ароматы могут сравниться с упоительным ароматом душистого растения? Что может быть прекраснее комнаты, роскошно убранной цветами? Особенно хороши комнатные растения зимой, когда на улице трескучий мороз, и окна окон покрывают узоры.

Мы с удовольствием наблюдаем за ростом растений и радуется, когда наши прекрасные зеленые растения цветут. Растения переносят нас в наше детство. С цветами отдыхаешь душой от дневной суеты. Зеленый мир комнатных растений заинтересует и ребенка, если взрослые постепенно вовлекут его в наблюдения за таинственным миром комнатных растений.

Наблюдения показали, что не каждый ребенок обращает внимание на растения, не все стремятся принять участие в уходе за ними. И когда запланирован труд в уголке природы привлечь к такой деятельности удается далеко не каждого. Но попытаться все-таки можно и нужно. Как?

Наблюдая за растениями ребенок распознает в растениях живую форму, жизнь которого целиком зависит от того, полили его или нет, много полили или мало, водой комнатной температуры или холодной, чистой водой или с удобренной. Лишь с помощью взрослых ребенок может уяснить, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света, хорошей почвы, правильного ухода.

Если взрослый расскажет ребенку о происхождении растений, то ребенку намного интереснее будет наблюдать и ухаживать за растениями. Те растения, которые родом из влажных тропических лесов (у них широкие листья, яркая зеленая окраска) – их следует обильно поливать и опрыскивать, ведь они плохо переносят комнатный воздух. Другие – родом из засушливых мест и даже пустынь, где практически отсутствует вода. Они запасают воду в толстых листьях или стеблях. Эти растения следует поливать умеренно и не часто.

Очень разнообразны и интересны опыты с комнатными растениями, можно их размножить, например листочками. Так, сенполия (фиалка) размножается листьями: в воде листок дает корешки, а потом укореняется в почве. Многие декоративные бегонии (рекс, металлика, вечноцветущая) от одного листа могут дать 5—14 растений. Положите лист на стекло и перережьте те места, где три жилки сходятся в одну, положите лист на чистый влажный песок в какой-нибудь лоточек или коробочку и накройте стеклом. Нужно поливать и ежедневно проветривать парничок — отодвигать стекло. Самые первые побеги появляются через 15 - 20 дней. Примерно через месяц растение можно пересаживать в отдельный горшок. Перечень исследований и опытов можно продолжить. Возможны разнообразные игры детей с живыми растениями.

Игра «Какого растения не стало?»: несколько растений выставляем на стол дети их запоминают. Предлагаем детям закрыть глаза и это время убираем одно или два растения. После этого дети открывают глаза и вспоминают какое растение стояло ещё. Можно с каждым разом увеличивать количество растений на столе.

Игра «Назови растение»: взрослый предлагает назвать растения (Скажите, какое растение стоит между геранью и фиалкой, справа от фиалки, слева от герани и т. д.).

Игра «Найди по описанию»: взрослый детям рассказывает о растении. а дети по описанию должны найти это растение.

Также можно детям задавать вопросы: «Назовите растения с вьющимися стеблями, с прямыми, без стебля. Как необходимо ухаживать за ними? Чем могут отличаться растения друг от друга?», «На что похожи листья фикуса? На что похожи листья герани?» и т. д.

Наблюдения и практическая деятельность вызывает новые вопросы: что? как? почему? И в этом случае лучше помогите ребенку самостоятельно найти ответ. И главное похвалите за смекалку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekstovyy_dokument_opendocument.odt27.99 КБ

Предварительный просмотр:


Актуальность:  

       

        В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, желание беречь окружающий мир.

         Наблюдение за птицами выбрано мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны расширять  представления детей о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

 

1.Форма работы : наблюдение «Какие птицы прилетают на кормушку?»

        Цель: формирование у  детей  умения, рассматривая птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам, познакомить их с названиями.

2. Форма работы: рассматривание птичьих следов.

          Цель: установление, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных , машин, санок, лыж; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнать, какие птицы были на участке и что они делали.

3. Форма работы: задание детям для самостоятельного наблюдения «Как птицы передвигаются по земле?»

         Цель: формирование у детей умения замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами – у нее  ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»

4. Форма работы: наблюдение «Как птицы летают?»

         Цель: обращение внимания детей на то, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья; хвост, шея и ноги вытянуты; птицы летают, потому что машут крыльями , отталкиваясь ими от воздуха.

       5. Форма работы: обследование «Когда птицы бывают заметны?

Цель: ознакомление детей с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников.

6 Форма работы: наблюдение «Какой корм  нужен птицам и что они особенно любят?»

         Цель: уточнение ассортимента кормов для птиц ( семена подсолнечника, ягоды рябины, зерно, крошки белого хлеба, несоленое сало и др.)

Литература.

         С.Н. Николаева МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ.

         Москва «Просвещение» 2002.

         А.К. Бондаренко дидактические игры в детском саду.

         Т. Долгова, И. Кравченко «Прогулки в детском саду».

          Интернет

Приложение

        Чтение художественной литературы: Г.Скребицкий «Появились синички», В. Левин «Мой приятель воробей», С. Михалков «Птичья столовая», А. Яшин «Покормите птиц зимой»,Е. Благинина «Морозы»,

         В. Берестов «О чем поют воробушки».

         Слушание «Голоса птиц»

         Загадки о птицах

         Проблемные ситуации

         Дидактические игры: «Кто что ест?», «Угадай птицу по описанию», «Чей хвост?», «Четвертый лишний».

         Подвижные игры : «Совушка», «Зимующие и перелетные птицы», «Перелет птиц».

         Беседы: «Жизнь птиц зимой», «Что страшнее для птиц: холод или голод?», «Столовая для птиц».

         Выставка книг о зимующих птицах


Правильно организованные наблюдения позволят активизировать исследовательскую деятельность детей и побудят их к самостоятельному экспериментированию и будут способствовать формированию бережного отношения ребенка к окружающему миру.

1 Наблюдение .

«Кто прилетает к нам на кормушку»

Цель: Закреплять знания о птицах, которые прилетают на участок детского сада. Воспитывать интерес к жизни птиц, стремление наблюдать за ними.        

-Воспитатель:

-Ребята, отгадайте мою загадку:

Рук нет, а строить умеет. (Птица)

-О ком эта загадка? Почему думаете, что это птица?

- Давайте посмотрим, кто прилетел к нам на участок?

-Почему ты думаешь, что это воробей? (Описать птицу.)

-Ребята, посмотрите, а кто еще прилетел, что за птица? (Ворона.)

-Расскажите, какая она?

- Скажите, кто из них больше, крупнее?

-А клюв у них одинаковый?

-Кто из них сильнее?

-Кто кого боится? Почему?

-Я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать о какой они птице:

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая –

Известная персона.

Это...          (Ворона)

Забияка и воришка

Носит серое пальтишко,

На лету хватает крошки

И боится хитрой кошки.        (Воробей)

-Как кричат ворона, воробей, синица?Ы

Давайте послушаем, а вдруг услышим?

8Игровое упражнение «Кто как голос подаёт»:

- Ворона что делает? (Ворона каркает).

- Синица что делает? (Синица тенькает)

- Сорока что делает? (Сорока трещит)

- Воробей что делает? (Воробей чирикает)

- Дятел что делает? (Дятел стучит)

-А как они передвигаются? Покажите.(имитация движений) (Ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков»; следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.),

Пальчиковая игра «Птички».                                                                                                             Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья.) Помахать крыльями, полетать и т.д.

Подвижная игра «Птички в гнездышках».

Задание: Понаблюдать за птицами вместе с родителями. Если заметите, что-то интересное в поведении птиц, расскажите всем.

Помощь и поручения: покормить птиц, подготовить корм, вынести кормушку

2 Наблюдение.

«Что едят птицы»

Цель: Уточнить знания детей о том, что для жизни птиц необходим корм. Научить детей правильно их кормить.

-Воспитатель:

-Ребята, что это за стол накрывают для гостей?

В зимний день среди ветвей

Стол накрыли для гостей.         (Кормушка)

- А что мы насыпали с утра в кормушку? Какой корм?

- Снегири – ягоды рябины.
-Синицы – семечки ,сало
-Голубь – хлебные крошки.
-Воробей – зерна.
-Давайте посмотрим, какие гости прилетели к нашей кормушке?

Прилетела к нам синичка

Это птичка-невеличка

Тинькает в саду весь день:

Тень-тинь-тинь, тилинь-тинь-тень.

- Давайте посмотрим, а что любит синичка? (Сало, семечки.)

-Как ест синичка? Какой у нее клюв?

-Про какую птичку говорится:

Я весь день ловлю жучков,

Уплетаю червяков,

В теплый край не улетаю,

Здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! Не робей,

Я бывалый...        (Воробей)

-Чем может угоститься у нас воробей? Давайте посмотрим, что он ест?

-Как воробей берет корм? Какой у него клюв? А ест ли он сало? Почему не

-А что ест ворона? Кто видел?

-Какой клюв у вороны? (Изогнутый.)

-А прилетала ли ворона к нашей кормушке? Садилась ли она на нее?

-Что можно сказать про птицу, которая ест все? (Она всеядна.)

-Как она ест? Покажите.(имитация движений)

- Ребята, а много ли корма сразу съедают птицы?

- Правильно, едят они немного, но часто. Когда птица сыта, ей не страшен холод.

-А вот если бы вы стали птицами вы бы боялись: холода или голода? Голода. Почему?(проблемная  ситуация)

-А подкармливали мы птиц в теплое время года? Почему?

-А надо ли подкармливать их в холод? Почему?

-Давайте договоримся и будем их подкармливать каждый день, тем самым мы им поможем пережить холода.

-Обратить внимание, что птицы охотно склевали хлебные крошки, зерна, семена, а сало клевали только синицы. Дети замечают, что галки осторожнее, чем вороны, насытившись, крупные птицы делают запасы впрок, закапывают корма в снег. Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, семечки подсолнечника, кусочки несоленого сала. Кормить птиц нужно регулярно. Птиц нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка, именно в морозы и метели гибнет большая часть птиц.

Дети выполняют движения по тексту:

-Птицы крыльями махали – все летали и летали,
-Птицы в воздухе кружились, 
-На дорогу опустились,
-По дорожке поскакали,
-Крошки, зернышки клевали.

Подвижная игра “В птицу превратись”.

Воспитатель говорит слова: “Раз, два, три вокруг себя повернись и в птицу превратись”. Например, в воробья – дети имитируют походку, повадки и голоса воробьев других птиц.

Задание: Вместе с родителями сделать кормушки для подкормки птиц и вывесить около дома.

Помощь и поручения: покормить птиц, подготовить корм, вынести кормушку.

 широко раскрыты крылья; хвост, шея и ноги вытянуты

3 Наблюдение.

«Какие они птицы. Что у них есть.»

Цель: Закрепить знания детей о внешнем виде птиц. Выявлять характерные особенности птиц. Воспитывать желание заботиться о них, помогать им.

-Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, не видно ли у нас на участке птиц? Каких птиц вы видите

-Расскажите о воробье, какой он?(небольшой описательный рассказ)

- А что вы знаете о вороне?

- Скажите ворона и воробей, чем-то похожи? Чем? Это птицы. (Уних есть перья, крылья, хвост, клюв, лапы...)

- А почему птицы летают? Что им помогает? (Крылья, хвост.)

-А можем ли мы полететь? Попробуйте. Почему нет?(исследование)

- А когда птица летит, когда крылья у нее распущены или когда сложены?

-А зачем им перья? А меняют ли они их на зиму, как некоторые животные - заяц, белка...? (сравнение между птицами и животными )

- Как вы думаете, зоркие ли у них глаза? Хорошо ли они видят? Видят ли они нас?

-А видел ли кто уши у птиц? А есть ли они у птиц? А слышат ли они нас?

-А как проверить, что птицы нас слышат? (исследование)

-Птицы нас видят и слышат, поэтому как надо себя вести, наблюдая за ними? (Тихо, не шуметь, не делать резких движений, громко не разговаривать, быть осторожными.)

-Одинаковые ли у них клювы? Почему разные, с чем это связано? Что ест воробей, что – ворона?(сравнение между птицами).

- Как ходит ворона, покажите. ( имитация движения) Какие у нее лапы?

-А какие лапы у воробья? Как он передвигается? Почему не может ходить?

-Походите как вороны, покажите, как передвигаются воробьи.

-А есть ли у птиц враги? Кто?

-А трудно ли быть птицей?

-В какое время года птицам труднее? Почему?

-Чем мы можем им помочь?

Подвижная игра “Кто как передвигается?:

 развитие творческого воображения, подражательности.

                                         

4 Наблюдение.

«Как птицы относятся друг к другу»

Цель: Показать детям, что между птицами существуют определенные взаимоотношения, как внутри одного вида, так и разных видов. Воспитывать интерес к жизни птиц, желание наблюдать за ними.

-Воспитатель:

-Вы дружные ребята? Как думаете, а птицы дружат? (составление небольшого рассказа).

-Какие птицы дружат между собой? Давайте понаблюдаем за ними.

-Почему думаете, что воробьи дружат? (Летают, стайкой, кормятся вместе...)

-А бывают ли среди них ссоры? Кто видел? Как они дрались? Как думаете из-за чего?

-Почему воробьи живут стайкой? (Легче добывать корм.)

-А вороны так же дружны между собой?

-А дружны ли вороны с воробьями? Может ли воробей на пасть на ворону? Почему нет?

-А если вы вдруг превратились в ворон, кого бы вы  боялись?  (проблемная ситуация)

- Как ведут себя птицы, если увидят корм? (Одна прилетит, затем слетаются другие.)

-Как они едят, не отнимают ли друг у друга корм? Ссорятся ли на кормушке? Почему птицы следят друг за другом?

-Так легко ли быть птицей? Почему нет? Кто бы из вас хотел быть птицей?(составление рассказа «Если бы я был птицей)

Дидактическая игра "Назови ласково

Подвижная игра: «Воробьи и вороны»

Цель: внимательно слушать воспитателя и выполнять действия по команде, упражнять в ориентировке в пространстве, воспитывать дружеские взаимоотношения.

5 Наблюдение

«Как птицы относятся к человеку»

Цель: Показать детям взаимоотношения между птицами и человеком. Увидеть, что птицы нуждаются в помощи человека.

Воспитатель:

-Посмотрите, прилетели ли птицы к нам на участок? Какие? Что они делают?(составление рассказа)

- А как вы думаете, видят ли птицы нас?

- Слышат ли они нас? Что будет, если мы закричим?(исследование)

-Боимся ли мы птиц? Почему нет?

- А боятся ли птицы нас? Почему думаете, что боятся?

- Как думаете, пугливы ли они? Как надо вести себя при наблюдении за птицами?

- Все ли птицы сразу при приближении человека улетают?

-Какие птицы смелее: воробьи, вороны, голуби?

-Как птицам согреться зимой? И где поесть?( птицы зимой прилетают к человеку? (проблемная ситуация)

Хлебных крошек не жалей,

Птиц ты накорми скорей:

Птицам голодно зимой,

Давай заботиться о них с тобой.

Подвижная игра «Снегири» 
Снегири. Снегири.
(Дети стоят лицом в круг, хлопают опущенными руками по бокам).
Раз, два, три.
Раз, два, три.
(Загибают по три пальчика на обеих руках, начиная с больших.)
Прилетели, посидели,
(Загибают оставшиеся два пальчика на каждой руке.)
Погалдели, улетели.
(Бегут по кругу, взмахивая руками, как крыльями.)
Улетели в небеса.
(Останавливаются, машут скрещенными ладонями.)
Вот какие чудеса!
(С удивлением разводят руками.)


ы

6 Наблюдение.

«Поведение птиц в хмурую и солнечную погоду»

Цель: Показать детям, что поведение птиц зависит от состояния погоды. Учить помогать им в холодное время года.

Воспитатель:

-Ребята, какая у нас сейчас погода?

- А видно ли наших друзей – птиц?

-Что они делают, давайте посмотрим?

-Как себя ведут?

- А когда холодно, чем заняты птицы? Весело ли им? Не мерзнут ли они?

- Почему в холода воробьи сидят, нахохлившись и прижавшись, друг к другу? Покажите, как они сидят. (имитация движений)

-А как вы думаете, бывает ли холодно вороне?

-Как она сидит на ветке во время холодов, морозов?

-А где греются голуби? (Под крышей домов, в отдушинах.)

-А рады ли птицы солнышку? Почему рады? Что они делают на солнце?

-Когда птицам легче живется: зимой или летом? Когда тепло или холодно? Почему?(проблемная ситуация)

-Чем в холода мы можем им помочь?

И г р а малой подвижности: «Кто какой?», «Кто что делает?», «Кто где живет?»: дети становятся в круг, кому бросили мяч – должен ответить на вопрос. Например: воробей какой? И т. п.

Подвижная игра.

«Вороны»

Цель :умение двигаться в соответствии со словами стихотворения, говорить то громко, то тихо.

-Вот под елочкой зеленой

-Скачут весело вороны: «Кар-кар-кар!» (громко)

-Целый день они кричали,

-Спать ребятам не давали: «Кар-кар-кар!» (громко)

(Дети бегают по участку, размахивая руками как крыльями)

-Только к ночи умолкают

-И все вместе засыпают: «Кар-кар-кар!» (тихо)

(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Наши младшие друзья"

Рекомендации для родителей по воспитанию  у детей чувства заботы о домашних питомцах....

круглый стол- консультация для родителей "Наши верные друзья - полезные привычки"

Учёные подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% - от здоровья родителей и ещё на 20% - от условий жизни. Поэтому необходимо с детства воспитывать у ребёнка полезные, з...

Консультация для родителей «Наши лучшие друзья- солнце, воздух и вода»

Дети  -  дошкольники    все  чаще  страдают  от  воспалений  верхних  дыхательных  путей.  Эти  заболевания  отрицательно...

консультация для родителей "Наши лучшие друзья - солнце, воздух и вода"

В консультации даются рекомендации родителям как приобщать дошкольников к основам зож. Советы для родителей как укрепить здоровье ребенка в данный момент и обес...

Консультация для родителей "Наши друзья-витамины"

  Советы родителям, чтобы в рационе ребенка было много витаминов натурального происхождения в любое время года.  Эти дары природы должны обязательно присутствовать на детском столе. К...

Консультация для родителей "Наши пернатые друзья".

Консультация в рамках тематической недели "Наши пернатые друзья"....

Консультация для родителей: "Наши пернатые друзья (О кормушках и домиках для птиц)"

Кормушку для птиц можно устроить в любом месте: на окне, на дереве в саду. Устройство не должно быть сложным. Самые простые кормушки – из картонных пакетов, коробок. Нужно прорезать в них окно, ...