Организация экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте
статья по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Одной из задач основной образовательной программы дошкольного воспитания  является развитие познавательной активности, познавательного интереса, воспитание любознательности, готовности детей к познавательной деятельности. Развитие познавательной активности позволяет повысить эффект развивающего обучения, раскрыть творческий потенциал ребёнка, сформировать творческую личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_alekseeva_t.v.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 396 «Подсолнушек»

Организация экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Выполнила

Алексеева Т.В

воспитатель

Нижний Новгород

                                                         2014 год

    В работах многих отечественных педагогов говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами смогли обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями живой и неживой природы, и у него возникает желание узнать новое, понять непонятное. Необходимо помогать ему в попытках установить простейшие закономерности, обратить внимание на объективные причины, связи и отношения явлений окружающего мира.

Значение экспериментальной  деятельности в развитии активной личности ребёнка

Одной из задач основной образовательной программы дошкольного воспитания  является развитие познавательной активности, познавательного интереса, воспитание любознательности, готовности детей к познавательной деятельности. Развитие познавательной активности позволяет повысить эффект развивающего обучения, раскрыть творческий потенциал ребёнка, сформировать творческую личность.

Познавательная активность формируется в различных видах деятельности: игровой, учебной, художественной, познавательной.

Формированию активной позиции ребёнка способствует организация занятий в форме совместной деятельности педагога и детей. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей – мощный стимул для развития личности детей: самостоятельности, целеустремлённости, способности к прогнозированию, планированию собственной деятельности, что очень важно в дальнейшей жизни ребёнка.

Экспериментальная детская деятельность способствует освоению причинно – следственных связей и отношений. Детское экспериментирование – источник творчества детей. Творческая суть детского экспериментирования заключается в том, что оно не задано взрослым ребенку заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте.

Деятельность экспериментирования характеризуется усложнением и развитием действий целеобразования: ребенок сам ставит себе цели, сам достигает их, получая новое знание о предметах.. В структуре его личности ведущую роль начинает играть активно-наступательная позиция - позиция маленького исследователя-экспериментатора, положительно влияющая на развитие всех сфер психики дошкольника и определяющая поисково-пробующий строй его личности.  

В своей работе я  поставила цель и задачи

Цель: Формировать основы целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.

Задачи:

  1. Развивать познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей)
  2. Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира.
  3. Формировать у детей элементарные географические представления.
  4. Поддерживать у детей инициативу, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

    Для достижения поставленных задач я наметила пути их реализации через:

  • Организованную деятельность с детьми
  • Предметно – развивающая среду
  • Работу с родителями

Программно-методическое обеспечение

На первом этапе- я  начала с того, что изучила литературу по данному вопросу, подготовила научно- методическую базу(дидактический материал, диагностические разработки, конспекты занятий, консультации для родителей).

Наш детский сад реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования  . Разделы  «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (где включен раздел Игра – экспериментирование с различными материалами), и раздел Ребенок открывает мир природы, мы реализуем через ряд методик и технологий:

О.В. Дыбина Неизведанное рядом

Организация экспериментальной деятельности дошкольников, под ред. Л.Н. Прохоровой

Умственное воспитание детей дошкольного возраста, ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина

О. А. Скоролупова «Вода»

И.Э. Куликовская,   Н.Н. Совгир Детское экспериментирование

   Далее приступила  к построению предметно- развивающей среды в группе. Создала и дополнила уголок экспериментирования.

  Известно, что познание мира живой и неживой природы, установлениепричинно-следственных связей  происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования. С этой целью в нашей группе создана лаборатория . оборудованная всем необходимым для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру.

1. приборы-помощники (увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты, микроскопы);

2. разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;

3. природный материал (камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.);

4. утилизированный материал (проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.);

5. технические материалы (гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.);

6. разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.;

7. красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

8. медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.);

9.  прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.).

  • Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности:игру, занятия, прогулку.

Организованная деятельность с детьми строилась через:

  • Занятия (Волшебная бумага, Поможем воде стать чистой, Магнитные силы, необыкновенная скрепка, Почему все падает на землю, Куда делась вода, Водяная мельница, Живые тени, Солнечные зайчики )
  • Экспериментальные игры: Тонет – не тонет, Мыльные пузыри, Сделаем растворы, в какой воде легче плавать, действия с магнитом, лупой, пересыпание сыпучих предметов, переливание жидкостей и др., позволяющие убедиться в достоверности физических и природных явлений и закономерностей.
  • Наблюдение природных явлений в реальной жизни (замерзание воды в лужах, таяние снега при повышении температуры, выпадение тумана, появление радуги, образование пара от дыхания в холодную погоду и др) побуждают детей к поиску объяснения причин появления и образования природных явлений, обоснованию их физическими законами.
  • Рассматривание схем к опытам, таблиц, рисунков позволяют упростить понимание сложных явлений на дошкольном уровне.
  • Использование энциклопедических данных повышает интерес к обсуждаемой проблеме, развивает интеллектуальную рефлексию
  • Чтение художественной литературы позволяет услышать описание происходящих природных явлений.

. На занятиях по ознакомлению с явлениями неживой природы "Куда исчезла вода?", "Сыплем, лепим", "Как увидеть воздух?", "Какого цвета снег?", дети получили правильное представление об окружающем мире. Такие занятия помогли детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе.

Роль семьи в развитии  детского экспериментирования

Я строила работу во взаимодействии с семьями наших воспитанников. Убеждала родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказываем насколько правы те, кто строит свое  общение с ребенком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, стремиться узнать новое, самостоятельно выявить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. Я привлекаю родителей к участию в образовательном процессе через:

  • Родительские собрания с показом детской деятельности
  • Оформление опыта семейного воспитания
  • Консультации
  • Участие родителей в обогащение предметно – развивающей среды
  • Анкетирование (Отношение родителей к поисково-исследовательской деятельности ребенка)

Результатом проделанной работы с детьми является :

  • Активность детей, интерес к миру, желание узнавать новое.
  • Умение – принять от взрослого или выдвигать самостоятельную простую познавательную задачу, использование  известных способов (сравнение, анализ, измерение
  • Умение осуществлять элементарную интеллектуальную и практическую деятельность
  • Сравнение объектов,  умение выделять главные и второстепенные признаки, отвечать на самые разнообразные вопросы, рассуждать, а так же самостоятельно формулировать вопросы, пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при проведении исследовательской деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста"

организация экспериментальной деятельности детей младшего дошкольного возраста из опыта работы...

Организация экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте

выступление на педагогическом совете из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Организация развивающей среды для опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте....

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на основе реализации экологических проектов

Чтобы сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, в своей практической деятельности мы используем метод проектов, цель которого – получение информации на основе наблюде...