«Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)
план самообраования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 30.59 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»
Корсаковского городского округа Сахалинской области
МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»
План по самообразованию
«Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Кокорина Екатерина Владимировна
2018 г.
План самообразования
Ф.И.О. педагога: Кокорина Екатерина Владимировна.
Образование: Средне-специальное.
Тема самообразования: «Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Работа начата: сентябрь 2016 г.
Предполагается закончить: апрель 2019 г.
Актуальность: Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.
Вводимые Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст – время, когда в ребёнке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.
Ребёнок по своей природе исследователь окружающего мира, он им рождается. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие исследовательская деятельность. В работах, раскрывающих эту проблему, исследовательскую деятельность рассматривают как особый вид интеллектуально – творческой деятельности.
Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, вызывает огромный интерес у детей.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования, вопрос актуальный на сегодняшний день.
Развивая исследовательские способности у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.
В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, развитие личности и познавательных способностей, познавательно – исследовательской активности, является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, дети познают мир через собственные ощущения.
В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.
Познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет существенную роль в формировании познавательной активности и познавательных интересов дошкольников.
Проблема развития познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста - одна из значимых и в настоящее время очень актуальна в связи с ее распространенностью, недостаточно теоретически разработана, что и послужило основанием для выбора темы самообразования – «Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста».
Цель самообразования: развитие познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования:
Задачи самообразования:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
- Создать условия для исследовательской деятельности детей.
- Обогатить свои знания по развитие познавательно – исследовательских способностей детей младшего и старшего дошкольного возраста путем организации экспериментальной деятельности.
- Познакомиться с новыми опытами и играми, улучшить образовательный процесс.
- Развивать познавательно – исследовательские способности детей старшего дошкольного возраста путем организации экспериментирования.
- Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
- Информировать родителей о пользе и необходимости развития познавательно – исследовательских способностей.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды, обогащение родительского опыта в воспитании детей.
Формы работы с детьми:
- Мониторинг детей.
- Совместная деятельность воспитателя с детьми.
- Индивидуальная работа с детьми.
- Образовательная деятельность.
- Свободная самостоятельная деятельность детей.
- Работа вне образовательной деятельности.
Формы работы с родителями:
- Консультации для родителей, беседы по теме.
- Оформление папки-передвижки.
- Проведение анкетирования.
- Выступление на родительском собрании.
Формы работы с педагогами ДОУ:
- Подготовка консультаций для воспитателей по развитие познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста путем организации экспериментирования.
- Обобщение опыта на педсовете по теме самообразования.
- Показ образовательной деятельности.
Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.
Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.
Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.
В процессе экспериментирования будут рассмотрены:
1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.;
2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.;
3. Человек - организм; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.
Действия и мероприятия, которые будут проводиться мною в процессе работы над темой:
- Изучение методической литературы по теме.
- Изготовление картотек, оборудования и игр по экспериментированию.
- Разработка перспективного плана по теме самообразования.
- Создание условий для исследовательской деятельности детей.
- Участие в конкурсе уголков экспериментирования.
- Проведение открытых мероприятий.
- Подборка консультаций для родителей по данной теме.
- Круглый стол с родителями по теме.
- Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.
Форма отчётности:
- Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
- Обобщение результатов на педсовете.
Этапы работы:
1 этап - информационно-аналитический.
Изучение научной и учебно-методической литературы:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004.
Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.
Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / А.Н. Поддьяков. – М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998.
Филатов, Ф.Р. Психология /Ф.Р. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – В.: Учитель, 2009.
Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – С.П.: Детство-Пресс, 2013 №2.
Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – С.П.: Детство-Пресс, 2015.
Мартынова Е.А, Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград, Учитель, 2012.
Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003 №3.
Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание. 2004 № 8.
Под.ред. Антонеллы Мейяни Большая книга экспериментов – М.: РОСМЭН, 2017.
2 этап – диагностический.
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития познавательно – исследовательских способностей каждого ребенка.
3 этап – этап формирования навыков и умений развития познавательно – исследовательских способностей через экспериментальную деятельность.
Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшей группы.
Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:
- Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
- Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка и многообразии неживой природы.
- Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
- Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
Месяц | Направления экспериментальной деятельности | Тема |
Сентябрь | Информационно-аналитический этап | Изучение методической литературы и работ педагогов в интернете. Мониторинг уровня познавательно-исследовательских способностей у детей старшего возраста на начало года. Разработка перспективного плана по теме самообразования. Изготовление картотек, оборудование и игры по экспериментированию, подборка консультаций для родителей. Создание условий для исследовательской деятельности. |
Октябрь | Практический этап | |
Экспериментирование с песком, глиной Экспериментирование с бумагой Экспериментирование со солнечными лучами | Песчаный конус. Свойства мокрого и сухого песка. Мир бумаги. Солнечные зайчики. | |
Ноябрь | Экспериментирование с воздухом | Беседа: «Невидимка воздух». Беседа «Чистый воздух». Дидактическая игра «Свойства воздуха». «Что звучит?» «Звучание стакана с водой» Слушаем звуки природы.
Этот удивительный воздух. Парусные гонки. Вдох – выдох. Сухой из воды. |
Декабрь | Экспериментирование со снегом, льдом, паром, водой | Беседа: «Волшебница вода». У воды нет запаха. С водой и без воды. Что такое облака и дождь? Почему снег мягкий? Ледяной секретик. Рассмотреть снежинку в лупу. Просмотр презентации «Три состояния воды».
|
Январь | Человек | Беседа «Основные системы нашего организма». Проверим слух. Наши помощники – глаза. Как устроена дыхательная система человека? Взаимосвязь органов вкуса и запаха. Дидактическая игра «Полезная еда». Рисование «Наш организм». |
Март | Экспериментирование с магнитом | Беседа: «Волшебные» свойства магнита. Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?». Как действуют магниты на предметы. Как достать скрепку из воды, не замочив рук. Испытание магнита. |
Апрель | Наблюдения за жизнью растений | Нужен ли корешкам воздух? Что выделяет растение? Есть ли у растения органы дыхания? Огород на окне. |
Май | Экспериментирование с предметами | Лёгкая пластмасса. Путешествие в мир стеклянных вещей. Опыт с металлом. Мир ткани. |
Заключительный этап | ||
Мониторинг уровня познавательно-исследовательских способностей у детей старшего возраста на конец года. Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе. Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. Обобщение результатов на педсовете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательных способностей через ручной труд у детей старшего дошкольного возраста
Занятия ручным трудом способствует развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорнын эталоны, закрепляют конструктивные навык...
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста
Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:· Дубининой О.В., ...
Исследовательски-творческий проект ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Тема: «Вода в доме»
Исследовательски - творческий проэкт...
Экологическое воспитание через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста
В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природны...
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)
Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...
Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.
Пояснительная записка Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:Дуб...
- Мне нравится (1)