«Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа)

Кокорина Екатерина Владимировна

план самообраования

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«ДЕТСКИЙ САД №7 «СОЛНЫШКО»

Корсаковского городского округа Сахалинской области

МБДОУ «Детский сад №7 «Солнышко»

        

План по самообразованию

«Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

                                                                                                                                                                                              Кокорина Екатерина Владимировна

2018 г.

План самообразования

Ф.И.О. педагога: Кокорина Екатерина Владимировна.

Образование: Средне-специальное.

Тема самообразования: «Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста».

Работа начата: сентябрь 2016 г.

Предполагается закончить: апрель 2019 г.

Актуальность: Современные дети живут в эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Сегодня нашему обществу нужны люди интеллектуальные самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принять нестандартные решения и не боящиеся этого.

Вводимые Федеральные Государственные Требования (ФГТ) направлены на поиск путей активизации процесса развития творческих, исследовательских способностей на всех ступенях образования. В этом плане особый интерес представляет дошкольный возраст – время, когда в ребёнке закладываются базовые способности познания, общения и деятельности.

Ребёнок по своей природе исследователь окружающего мира, он им рождается. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В настоящее время в дошкольном образовании широко используется понятие исследовательская деятельность. В работах, раскрывающих эту проблему, исследовательскую деятельность рассматривают как особый вид интеллектуально – творческой деятельности.

Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, вызывает огромный интерес у детей.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования, вопрос актуальный на сегодняшний день.

Развивая исследовательские способности у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность.

В дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира, развитие личности и познавательных способностей, познавательно – исследовательской активности, является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал, дети познают мир через собственные ощущения.

В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим способом познания мира.

Познавательно-исследовательская деятельность, протекающая в форме детского экспериментирования, играет существенную роль в формировании познавательной активности и познавательных интересов дошкольников.

Проблема развития познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста -  одна из значимых и в настоящее время очень актуальна в связи с ее распространенностью, недостаточно теоретически разработана, что и послужило основанием для выбора темы самообразования «Развитие познавательно – исследовательских способностей через организацию экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста».

Цель самообразования: развитие познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста. 

В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования:

Задачи самообразования:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме.
  • Создать условия для исследовательской деятельности детей.
  • Обогатить свои знания по развитие познавательно – исследовательских способностей детей младшего и старшего дошкольного возраста путем организации экспериментальной деятельности.
  • Познакомиться с новыми опытами и играми, улучшить образовательный процесс.
  • Развивать познавательно – исследовательские способности детей старшего дошкольного возраста путем организации экспериментирования.
  • Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности.
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
  • Информировать родителей о пользе и необходимости развития познавательно – исследовательских способностей.

Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, интеллектуальное развитие детей, пополнение предметно-развивающей среды, обогащение родительского опыта в воспитании детей.

Формы работы с детьми:

  • Мониторинг детей.
  • Совместная деятельность воспитателя с детьми.
  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Образовательная деятельность.
  • Свободная самостоятельная деятельность детей.
  • Работа вне образовательной деятельности.

Формы работы с родителями:

  • Консультации для родителей, беседы по теме.
  • Оформление папки-передвижки.
  • Проведение анкетирования.
  • Выступление на родительском собрании.

Формы работы с педагогами ДОУ:

  • Подготовка консультаций для воспитателей по развитие познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста путем организации экспериментирования.
  • Обобщение опыта на педсовете по теме самообразования.
  • Показ образовательной деятельности.

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

 Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

В процессе экспериментирования будут рассмотрены:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.;

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.;  

3. Человек - организм; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

Действия и мероприятия, которые будут проводиться мною в процессе работы над темой:

  • Изучение методической литературы по теме.
  • Изготовление картотек, оборудования и игр по экспериментированию.
  • Разработка перспективного плана по теме самообразования.
  • Создание условий для исследовательской деятельности детей.
  • Участие в конкурсе уголков экспериментирования.
  • Проведение открытых мероприятий.
  • Подборка консультаций для родителей по данной теме.
  • Круглый стол с родителями по теме.
  • Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.

   Форма отчётности:

  • Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.
  • Обобщение результатов на педсовете.

Этапы работы:

1 этап - информационно-аналитический.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004.

Мухина, В.С. Детская психология / В.С. Мухина. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Поддьяков, Н.Н. Проблемное обучение и творчество дошкольников / А.Н. Поддьяков. – М.: Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, 1998.

Филатов, Ф.Р. Психология /Ф.Р. Филатов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

Менщикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – В.: Учитель, 2009.

Тугушева Г.П, Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – С.П.: Детство-Пресс, 2013 №2.

Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – С.П.: Детство-Пресс, 2015.

Мартынова Е.А, Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волгоград, Учитель, 2012.

Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003 №3.

Маневцова Л. Ребёнок познаёт мир природы. // Дошкольное воспитание. 2004 № 8.

Под.ред. Антонеллы Мейяни Большая книга экспериментов – М.: РОСМЭН, 2017.

2 этап – диагностический.

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития познавательно – исследовательских способностей каждого ребенка.

3 этап – этап формирования навыков и умений развития познавательно – исследовательских способностей через экспериментальную деятельность.

Перспективное планирование работы по экспериментально – исследовательской деятельности с детьми старшей группы.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка и многообразии неживой природы.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.   
  • Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

Месяц

Направления экспериментальной деятельности

Тема

Сентябрь

Информационно-аналитический этап

Изучение методической литературы и работ педагогов в интернете.

Мониторинг уровня познавательно-исследовательских способностей у детей старшего возраста на начало года.

Разработка перспективного плана по теме самообразования.

Изготовление картотек, оборудование и игры по экспериментированию, подборка консультаций для родителей.

Создание условий для исследовательской деятельности.

Октябрь

Практический этап

Экспериментирование с песком, глиной

Экспериментирование с бумагой

Экспериментирование со солнечными лучами

Песчаный конус.

Свойства мокрого и сухого песка.

Мир бумаги.

Солнечные зайчики.

Ноябрь

Экспериментирование с воздухом

Беседа: «Невидимка воздух».  

Беседа «Чистый воздух».        Дидактическая игра «Свойства    воздуха».

«Что звучит?»

«Звучание стакана с водой»

Слушаем звуки природы.

                         

Этот удивительный воздух.

Парусные гонки.

Вдох – выдох.

Сухой из воды.

Декабрь

Экспериментирование со снегом, льдом, паром, водой

Беседа: «Волшебница вода».                                      У воды нет запаха.

С водой и без воды.

Что такое облака и дождь?

Почему снег мягкий?

Ледяной секретик.

Рассмотреть снежинку в лупу.

Просмотр презентации «Три состояния воды».

                               

Январь

Человек

Беседа «Основные системы нашего организма».

Проверим слух.

Наши помощники – глаза.

Как устроена дыхательная система человека?

Взаимосвязь органов вкуса и запаха.

Дидактическая игра «Полезная еда».

Рисование «Наш организм».

Март

Экспериментирование с магнитом

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Как действуют магниты на предметы.

Как достать скрепку из воды, не замочив рук.

Испытание магнита.

Апрель

Наблюдения за жизнью растений

Нужен ли корешкам воздух?

Что выделяет растение?

Есть ли у растения органы дыхания?

Огород на окне.

Май

Экспериментирование с предметами

Лёгкая пластмасса.

Путешествие в мир стеклянных вещей.

Опыт с металлом.

Мир ткани.

Заключительный этап

Мониторинг уровня познавательно-исследовательских способностей у детей старшего возраста на конец года.

Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.

Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. 

Обобщение результатов на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательных способностей через ручной труд у детей старшего дошкольного возраста

Занятия ручным трудом способствует развитию познавательных способностей. Во время изготовления поделки знакомятся с различными материалами, осваивают сенсорнын эталоны, закрепляют конструктивные навык...

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

Экологическое воспитание через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста

         В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природны...

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Парциальная программа Любознайка)

Развитие познавательной активности в экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития(Парциальная программа Любознайка)...

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет.

Пояснительная записка Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:Дуб...