Экологическое воспитание через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру на тему

Гнатив Светлана Юрьевна

           В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.

        Я считаю, что взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с  детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_cherez_opytno.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое  воспитание  через опытно- экспериментальную деятельность детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети всё больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, кору, побегать босиком по траве, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.

        Я считаю, что взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с  детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе.

        Начиная работу в этом направлении, я определила для себя следующие проблемы:

-у детей низкий уровень знаний о природе, они бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития экологической культуры.

-родители не готовы на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание, имея недостаточный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения на природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания.

         Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов воспитания с детьми является метод экспериментирования, потому что детское экспериментирование –это метод практического и целенаправленного действия. Он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти и речи ребенка, активизируются умственные и исследовательские способности, формируется у детей собственный жизненный опыт.

        Поэтому, экспериментирование я включала в разные формы работы с детьми: в организованную, самостоятельную, совместную деятельность, экскурсии, прогулки, наблюдения, трудовую деятельность, проведение опытов.

        Для того, чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини-лаборатория, оборудованная необходимым оборудованием для опытов и экспериментов. В нее помещена картотека опытов, конспектов НОД по освоению детьми окружающего мира. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой , воздухом, песком глиной, магнитами, камнями.  В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, быть ответственными и бережливыми по отношению к миру природы и получают реальные представления о целостной картине мира.

        Вместе с детьми составили правила безопасной работы с разными материалами, которые очень легко запоминаются. Поместили их в уголке экспериментальной деятельности. Создали картотеку познавательных и занимательных опытов и экспериментов.

        В своей работе большое внимание уделяю проведению организованной познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования и провела следующие НОД: «Рассматривание веток деревьев»; «Хлеб и каша –пища наша», «Зимующие птицы», «Берёза-символ России», «Удивительные свойства воды», «Лес-наше богатство» и т.д. Строила их из наблюдений, экскурсий, природоведческих и тематических бесед, рассматривание картин, дидактических игр экологического содержания, художественного слова, опытов и экспериментов. Цикл познавательной организованной образовательной деятельности помог поспособствовать более глубокому расширению экологических знаний воспитанников, а также развитию речи, мышлению, творческих способностей, культуре поведения в природе.

Прогулки  широко используются для экологического воспитания детей. Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).  Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как,  совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения  " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки", "Загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры  дети могут определить силу и направление ветра. Общение детей с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. И я считаю полезным и интересными для детей выходы на прогулку. Я рассказываю детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей его подстерегает: и затоптать могут и сломать. Дети бережно начинают относиться к посаженным саженцам. После наблюдений обязательно прочитаю стихотворение, т.к убеждена, что именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу.

        Большое значение в экологическом воспитании детей придаю играм. В своей работе использую дидактические игры с экологическим и природоохранным содержанием. В играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся знания и представления об предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения  в ней, о природных взаимосвязях. Например: «Что такое природа?», «Связь живой и неживой природы», « Что опасно для природы?», «Чьи следы» и т.д. В процессе игр и экспериментов у детей расширяется  сенсорный опыт и обогащается жизненный опыт, а также развиваются такие качества как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность, последовательность.

        Особое внимание на  формирование экологических знаний у детей  отводится чтению художественной литературы. Знакомлю детей с произведениями известных детских писателей-природоведов М.Пришвина, В.Бианки, Е.Чарушина, и др. Разучиваем стихи о природе А.С.Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина, Ф.Тютчева, беседуем по прочитанному, делаем выводы.

В книжном уголке группы собраны разнообразные красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы, газеты.

        В уголке познавательной деятельности мы собрали природный материал: коллекции семян, перьев, листьев, ракушек, камней. Подобрала дидактический материал для решения задач экологического образования детей, иллюстративный материал, дидактические игры с экологическим содержанием, муляжи фруктов и овощей, видео-аудио материал. Наглядный материал помогает мне знакомить детей с различными природными объектами и развивать навыки классификации различных объектов по различным признакам и сенсорным навыкам.

        В групповой комнате у нас находится «Зелёная зона», где расположены комнатные растения.  Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей. Им нравится наблюдать за комнатными растениями. В процессе наблюдений за растениями они учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода, закрепляют их названия. Дети свободно различают и называют их. Наблюдая за ростом растений, и проводя опыты, дети легко определяют, когда необходимо поливать, рыхлить растения и что им нужно для роста и развития.

        Научившись понимать состояние растений и проводя опыты, дети легко определяют когда необходимо поливать рыхлить растения и что им нужно для роста и развития. Научившись понимать состояние растений, дошкольники сочувствуют, оберегают и сохраняют их.

        Гуляя ежедневно на прогулке, дети учатся наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, проводить простейшие опыты, наблюдения-эксперименты, выполнять трудовые поручения.

        Длительной и кропотливой, но очень интересной и познавательной в экологическом воспитании является работа по созданию и выращиванию «мини-огорода». Если  в группе круглый год растут цветы, то почему бы не вырасти овощам?  Дети c увлечением выращивают зелёный лук, салат, петрушку, укроп, наблюдают за ростом моркови, фасоли. У них есть возможность в течение длительного периода наблюдать за ростом растений от семени до семени, ухаживать за ними, делать зарисовки в дневниках наблюдений и проводить опытно-экспериментальную деятельность.

Для более тесного контакта детей с живой природой на участке детского сада оформлены клумбы, совместно с родителями и детьми разбит небольшой огород. Например, можно наблюдать за цветущими культурными или дикорастущими растениями (рассматривание стебля, листьев, цветов, их формы, окраски и т.д.).  Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети учатся заботиться о растениях, наблюдая за трудом взрослых: рыхление, полив, прополка.  На мини - огороде совместно с детьми выращиваем овощные культуры: кабачки, капусту, помидоры, огурцы, перец. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за ростом растений от момента всходов до полного созревания, учатся различать растения.

        На территории нашего детского сада растут различные виды деревьев: берёза, ель, липа, рябина. Имеются разные виды кустарников: сирень, черемуха, смородина. На участке растут травянистые растения-барометры: мать и мачеха, ноготки, одуванчик. Они помогают детям наблюдать, определять изменения в погоде и делать выводы. Дети знают: если цветки мать и мачехи закрываются-следует ожидать дождя; ноготки закрывают свои оранжевые чашечки-верный признак того, что собирается дождь. Одуванчик плотно сжимая свою пушистую шапку-к ненастью. На участке созданы кормушки для привлечения птиц.

        Большое внимание в экологическом воспитании детей я уделяю эколого-оздоровительным мероприятиям, так как оздоровительная работа является приоритетным направлением в организации работы нашего детского сада. На свежем воздухе провожу утреннюю гимнастику, дыхательную гимнастику, игры превращения, подвижные игры, физкультурные праздники, развлечения, соревнования.

        Знакомя детей с особенностями организма человека провела занимательные опыты и игры - эксперименты, в процессе которых дети узнали, что здоровье человека во многом зависит от ответственного отношения человека к окружающей среде.

        Интересной формой работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками стало составление экологических проектов для детей: «Берегите воду», «Дары природы», «Земля - наш общий дом», «Поможем зимующим птицам». Проекты способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников и взаимоотношений человека с окружающей средой. Стало традицией в нашем детском саду проведение экологических праздников, развлечений, КВН, викторин: «День земли», «Весенний праздник птиц», «Праздник русской берёзки».

Эффективность в экологическом воспитании дошкольников во многом зависит от активности родителей и от того, как они сами относятся к природе, какой пример подают своим детям. В работе  с родителями по экологическому воспитанию детей я использую традиционные формы работы, родительские собрания, беседы и консультации, и нетрадиционные: совместные субботники, привлечение родителей к изготовлению природных композиций, кормушек, скворечников, заготовление корма для птиц. Для родителей подготовила и провела следующие консультации: «Роль игры в воспитании у детей любви к природе», «Зелёный мир на окне», «Экология здоровья». Эффективным средством работы с родителями явилось размещение наглядной информации в уголке для родителей «Не рвите, цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Досуг с ребенком на природе. Полюбились совместные поездки: на теплоходе по Волге, в цирк, зоопарк, подворье « Русская слобода». Результаты совместных поездок отражены в фотовыставках.

В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у дошкольников я добилась следующих результатов:

  1. Повысился у детей уровень экологических представлений о признаках природных объектов и явлений. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи между ними.
  2. Повысился уровень наблюдательности и познавательный интерес к миру природы.
  3. Сформировались у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
  4. Повысился уровень экологических знаний у родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Рекомендации и тематическое планирование по организации опытно-экспериментальной деятельности детей 5-6 лет. Значение экспериментирования.Структура деятельности.постановка проблемной задачи.Фиксация р...

Использование информационно коммуникационных технологий в организации опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Использование информационно-коммуникационных технолгий для формирования навыков 21 века, организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ....

Перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Перспективное планирование составлено на основании программ Н. Н. Николаевой «Юный эколог»,  Н.А. Рыжовой «Наш дом - природа» и опыта работы:·       Дубининой О.В., ...

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

План по самообразованию на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

В данной работе представлен перспективный план по опытно - экспериментальной деятельности с детьми, план работы с родителями и педагогами....

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Волшебный металл - магнит».

Многие исследователи и практики заняты поиском адекватных методов работы с детьми по формированию у них начала экологической культуры. К числу таких методов можно отнести детское экспериментиров...