НОД "Как жили люди на Руси"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Узянбаева Гульбика Ахметовна

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми средней группы по ознакомлению с бытом русского народа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_zhili_lyudi_na_rusi.docx15.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад «Алёнушка»

Конспект занятия в средней группе

«Как жили люди на Руси?»

Воспитатель: Узянбаева

Гульбика Ахметовна

Сибай. .

Программное содержание: Продолжить знакомить детей с предметами домашней утвари, их названиями, предназначением, а так же уточнить смысл, значение некоторых названий; учить детей знать характерные особенности деревенской посуды; активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены, а так же учить образовывать прилагательные от существительного. Продолжать формировать умение аккуратно наносить изображение тампонами и штампиками. Воспитывать интерес к быту русского народа, стремиться к тому, чтобы дети получали удовольствие от народной игры.

Предварительная работа: беседа с детьми о быте крестьян, предметах домашней утвари, о значении печки в русской избе, о городецкой росписи. Посещение краеведческого музея. Рисование и лепка предметов домашней утвари. Чтение русских народных сказок «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» обр. Л.Н.Толстого, «Лиса лапотница» обр. В.Даля, чтение потешек «Кот на печку пошел…», «Сегодня целый день…», чтение русских народных пословиц «хлеба ни куска – стол доска», «хороша каша, да мала чаша», «если щи хороши, другой пищи не ищи». Слушание русских народных песен «Ах, ты береза», «Жили у бабуси», русские народные игры «Узелок», «Ленок», «Тень-тень-потетень».

Оборудование: современная кукольная посуда: чайник, микроволновая печь, чашки, тарелки, вилки, ложки; пакет с «покупками»: булочки, конфеты, пакеты молока; чугунок, «горница», печь, ухват, кочерга, самовар, крынка, горшок, ложка деревянная, картина «Ужин крестьян», заготовки деревянных ложек, тычки, штампы в форме листа, гуашь красного и зеленого цвета, подложки, салфетки, набор картинок к д/и «Четвертый лишний», магнитофонная запись к игре «Тень-тень-потетень».

Ход занятия.

«Дочь» распаковывает сумки и находит чугунок.

Воспитатель:

- Какая необычная посуда! Кто знает как она называется, может быть, кастрюля? (чугунок)

- Верно, чугунок, попробуйте, подержите, какой он? (тяжелый, черный)

- А может кто-нибудь знает, почему его называют чугунок?

-Потому что он сделан из чугуна.

-А что такое чугун? (такое железо)

-Чугунок сделан из чугуна – значит какой он? (чугунный)

-Правильно. Я думаю, что он оказался здесь неспроста, а для того, чтобы мы немного вспомнили, как жили люди в старину, какой посудой они пользовались.

Достать клубок.

-А поможет нам этот клубок. (прокатить клубок в «горницу»).

-Посмотрите сколько здесь всего интересного, необычного и про первый инструмент я загадаю вам загадку. Рогат, да не бык; хватает, да не сыт, людям воду дает, а сам в угол идет. (ухват)

-Правильно, а для чего он нужен был в доме?

-Для того, чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься.

-Молодцы, а ставили его в угол, чтобы он всегда под рукой был.

-А вот скажите мне как называется самый пузатый, блестящий, необычный предмет? (самовар)

-Какое интересное название, самовар – значит сам варю. А что же он варит? (чай)

-Посмотрите, вот место для щепок, а здесь – для воды. Я – самовар, птица жар! Кран открывается, чай наливается.

-Вот так в старину было принято собираться всей семьей за чайком с баранками да сахарком, долго-долго чаевничать, беседовать.

-А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются?

-Сейчас и самовары стали делать электрическими, чтобы и в квартире можно было попить чай.

-В давние времена не было так же и холодильника, как вы думаете, в чем хранили молоко? (в крынке)

-А что такое крынка? (это посуда)

-А из чего она сделана? (из глины)

-Значит она какая? (глиняная)

-Правильно, так как крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось. А еще в таких крынках хранили русский народный напиток – квас, которым я вас сейчас угощу.

-Вкусно? Очень вкусный напиток.

-А вот и крынки родной братишка, может быть, кто-нибудь знает, как его называют? (горшок) Раз он родной братишка, из чего же он сделан? (из глины) Значит он какой? (глиняный).

-А чем он отличается от крынки? (горлышко широкое, шейки, как у крынки нет, сам ниже, шире)

-Молодцы, а хранили в нем сметану, масло и оно так же долго не портилось.

-А мы сейчас с вами отдохнем да про киселек расскажем.

Бабушка кисель варила

На горушечке, в черепушке

Для Андрюшечки.

Летел, летел соколок,

Через бабушкин порог,

Крыльями забил,

Киселек громил,

Вот и нету киселька,

Бабка плачет! Ай-ай-ай!

Не плачь, бабка, не рыдай,

Чтоб ты стала весела

Мы наварим киселя.

-Отдохнули? Тогда послушайте еще одну загадку.

Маленький черпачок,

Деревянный колпачок,

3 раза в день берется,

Да опять на место кладется. (ложка)

-Верно, вот она, из чего же сделана? (из дерева)

-Значит она какая? (деревянная)

-А у вас дома есть такие ложки?

-Сейчас в наше время редко у кого есть такие ложки, а вот раньше все ложки были деревянными. (Демонстрация картины) Вся семья собиралась за столом, хозяйка ставила на середину стола миску с щами или кашей, хозяин нарезал всем по куску хлеба, все помолившись принимались за еду, каждый своей ложкой черпал из общей миски, а чтобы ни капли не пролить под ложку подставляли свой кусок хлеба и так до рта. К хлебу и пище относились бережно.

-А чтобы кушать было веселее, ложки раскрашивали да расписывали разными узорами. Посмотрите внимательно, какой узор на этой ложке? Что видите? (ягоды, листочки)

-На прошлом занятии мы с вами начали раскрашивать ложки, а сегодня я предлагаю закончить работу, ягодки будем рисовать тычками, а листочки – штампиками.

В ходе занятия звучит музыка.

-Молодцы, все постарались и поэтому получились такие замечательные ложки. Давайте мы их поставим сушить, а потом мы их разместим в нашей горнице. А сейчас я предлагаю вам поиграть в русскую народную игру «Тень-тень-потетень».

Делу время, а потехе час.

Д/и «Четвертый лишний»

-Посмотрите внимательно и скажите, какой предмет здесь лишний?

После игры достать клубок и покатить его в игровой уголок для продолжения игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Образовательный проект "Как жили люди на Руси"

Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Конспект занятия "Как жили люди на Руси?"

В конспекте "Как жили люди на Руси" в интересной форме рассказывается о жизни людей на Руси, о народных традициях, народных костюмах, используется экспериментирование....

Как жили люди на Руси.

Как жили люди на Руси....

Конспект занятия по Развитию речи. "Как жили люди на Руси".

Конспект занятия для старшей группы "Как жили наши предки". Подготовила и провела воспитатель группы №6  Одинцова Магдалина Николаевна....

Сценарий непосредственно- образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет «Как жили люди на Руси».

Цель: формирование патриотических чувств, интересов на основе беседы к культуре и обычаям своего народа, своей стране.Программные задачи:• Закрепить знания детей о нашей стране. Воспитывать любо...

Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Как жили люди на Руси".

В старину плотники на Руси строили  без единого гвоздя: дороги были они в те времена. Жилища строили из дерева.Русская земля всегда была богата лесами.Дерево, как строительный материал было дешев...

Как жили люди на Руси

Каждый человек ребята где то живет. У него есть свой дом. В древние времена почти вся Русь была деревянной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на человека, оно полезно для его здоровья....