Сценарий непосредственно- образовательной деятельности для детей от 6 до 7 лет «Как жили люди на Руси».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Воропаева Ирина Николаевна

 Цель: формирование патриотических чувств, интересов на основе беседы к культуре и обычаям своего народа, своей стране.

Программные задачи:

• Закрепить знания детей о нашей стране. Воспитывать любовь к Родине, ее традициям и обычаям.

• Познакомить детей с картой России, учить находить на карте страну и ее столицу.

• Развивать словарный запас: активизировать в разговорной речи у детей пословицы и поговорки о русском быте, обогатить словарь детей новыми словами (самовар, ухват, печь и т.д.)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, макет «Изба», предметы быта: чугунок, самовар, ухват, гребень, ложки деревянные, корзина.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое, мы узнаем много нового и интересного. Как вы думаете, как мы можем попасть в прошлое? (ответы детей)  А еще можно попасть в прошлое посетив музей. Вы хотите сегодня совершить экскурсию в музей? (ответы детей) А как надо вести себя в музее? (ответы детей: не кричать, разговаривать в полголоса, слушать экскурсовода) Кто такой экскурсовод? (ответы детей). Сегодня экскурсоводом буду я, займите места в зрительном зале.

В: А поговорим мы сегодня о великой. Огромной стране, которая находится на планете Земля. Кто- нибудь догадался, как называется эта страна? (Ответы детей - Россия)

В: Молодцы, правильно! Да, действительно, мы с вами живем в стране, у которой удивительное имя- Россия! (1 слайд) Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия единственная необыкновенная страна, потому что она наша Родина! Что означает слово Родина? (ответы детей: потому что она родная, как мама и папа)

В: Давайте подойдем к карте и посмотрим, какая она наша Родина. Какая ? (ответы детей наша страна большая, огромная, необъятная, красивая. Есть океаны, моря, реки, озера, леса, горы.) Россия самая большая страна в мире.

В: Ребята, посмотрите на карту и скажите, чего больше воды или суши. (Ответы детей)

В: А что обозначено зеленым цветом, как вы думаете? (Ответы детей: лес, тайга)

В: Скажите, а наша страна всегда была такая большая? (Ответы детей: давным- давно, она была маленькой)

В: Почему вы так думаете? (Ответы детей: раньше в ней жило мало людей)

В: Верно! Наша страна была когда- то маленькая, «как ребенок»- (2 слайд), а потом она росла- росла и стала большой и необъятной.

В: Сегодня мы поговорим о прошлом нашей Родины. Наша страна в далекие времена называлась- Русь. (3 слайд) Люди жившие на Руси были нашими предками.

В: Кто из вас знает, кого называют предками? ( Ответы детей: это люди, которые жили давным- давно, много- много лет назад)

В: Наши предки назвали себя- славяне. (4 слайд)

В: От них ведет начало русский народ. Селились они по берегам рек, озер. Рядом с лесом. Почему? Как вы думаете? (Ответы детей: в реках водилась рыба, в лесах звери, на которых славяне охотились)

В: Славяне, для строительства жилищ выбирали ровное место на пригорке. Почему? Кто знает? (Ответы детей: чтобы вода не затопила их дома)

В: Верно! Потому, что славянам нужны были щедрые земли, чтобы сеять хлеб. А вы знаете, как наши предки сеяли хлеб? (Ответы детей) Насыпали в лукошко зерно, брали горсть зерна в руку и разбрасывали по полю.

(5 слайд) Мужчины вспахивали землю, сеяли зерно.

(6 слайд) Женщины убрали урожай, делали они это серпом.

В: Ребята, кто из вас знает, что такое серп? (Ответы детей: это такой нож с закругленным концом)

В: Жили славянские семьи в избах. Что такое – изба? (7 слайд) (Ответы детей. Все согласны?)

В: Верно! Это дом, крыша у него соломенная, покатом, окна узкие и маленькие. Как вы думаете, почему? (Ответы детей)

В: Главной частью избы является - Красный угол, где обязательно находились иконы. Красный угол на Руси означает -  красивый.

В: В избе стояла печка, она занимала главное место. Давайте вспомним в каких русских народных сказках говорится о печке (Ответы детей: «Колобок», «Гуси- лебеди», «По щучьему велению…»)

В: Молодцы! Правильно!

В: Труд славян был тяжелым и непосильным, но они всегда время для веселья. Они надевали свои самые красивые наряды, выходили на улицу и все вместе водили хороводы. (8 слайд)

В: Давайте посмотрим на русский народный костюм. Из чего состоит женский костюм? (Ответы детей: фуражка, рубашка, кушак, брюки темного цвета) А что такое кушак? (Это пояс и ткани яркого цвета)

В: Красивые костюмы? (Ответы детей) (Воспитатель предлагает детям встать и надеть элементы костюма)

В: Мы с вами сказали, что наши предки умели хорошо трудиться, а так же веселиться. Мы тоже знаем русские народные танца, игры. (Дети танцуют танец или исполняют рус. нар. игру)

В: В нашем музее есть русская изба, давайте подойдем поближе. Смотрите, ребята, на лавочке лежит клубок. У наших предков был такой обычай: на новоселье хозяин дома «втягивал» за нить домочадцев. Давайте и мы последуем этому обычаю. (Воспитатель разматывает клубок, дети держатся за веревочку, воспитатель наматывает клубок, обходя дом, дети идут за ней и оказываются в избушке)

В: Давайте мы с вами присядем на лавочку. Посмотрите, какими предметами быта пользовались наши редки (воспитатель рассказывает о предметах, способах их применения: ухват, чугунок, гребень) Наши предки были гостеприимными людьми, дверь в дом была открыта для гостей. Если вы отгадаете загадку, то узнаете, какое угощение было главным на столе.

Загадка: «Чёрная гора, а всем мила»

Дети: Хлеб!

В: Вырастить хлеб - большой труд. Хлеб - самый главный продукт. А мы с вами знаем много пословиц о хлебе. (Дети читают пословицы о хлебе)

В: Молодцы! Главное занятие славян, конечно, земледелие. Они много трудились на земле, поэтому собирали богатый урожай. Мы должны быть похожими на наших предков: любить свою Родину, бережно относиться  друг к другу, ценить и уважать родителей.

В: Нам пора возвращаться в детский сад. Мы сегодня много говорили о нашей стране, ее прошлом, а Варя прочитает стихотворение о нашей Родине:

Родина моя- бескрайняя Россия,

И Сибирь, Волга, и Урал.

Все места для русского святые,

Где бы ты в России не бывал.

 

Каждая березка, кустик каждый,

Задремавшие в снегу поля,

Все напомнит нам о самом важном-

Только здесь родимая земля!

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий непосредственно-образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Наш Белый город»

Перед педагогами часто стоит вопрос: как интересно рассказать о родном городе детям: какие красивые места в нем есть, какой транспорт в нем ходит, кто в нем живет и трудится? Закрепить знания де...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему:"Путешествие в страну Словандию"

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель:способствовать развитию интеллектуальных и коммуникативных способностей....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему:"Вода в жизни человека".

Цель:совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Конспект предназначен для детей старшей группы....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка".

Конспект предназначен для детей подготовительной группы. Цель: закрепить счёт в пределах 10....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по улицам нашего города ".

Цель: развитие лексико-грамматической категорий и связной речи, формировать нравственно-патриотические чувства. Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, ...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: "Путешествие по Самаре".

Цель: формировать нравственно-патриотические чувства, расширять представления детей о истории города Самара, обогащать и углублять знания детей о достопримечательностях родного края....

Сценарий непосредственно – образовательной деятельности для детей младшей возраста «Метель – канитель»

Сценарий непосредственно – образовательнойдеятельности  для детей младшей возраста«Метель – канитель» (интеграция с образовательными областями:  «познавательное развитие» и «худож...