Главные вкладки

    План-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме:
    Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по улицам нашего города ".

    Цель: развитие лексико-грамматической категорий и связной речи, формировать нравственно-патриотические чувства. Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_1.docx31.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сценарий непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие по улицам нашего города» воспитателя МБДОУ«Детского сада №359»г.о.Самара Абаимовой Л.Н.

                                                                                                  Цель:развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

    Образовательные задачи:

    • продолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры ( экскурсовод );
    • закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схеме;
    • закреплять умение образовывать новые формы существительного  (Самара -  самарцы );
    • обобщать знания детей о городе Самаре;
    • учить узнавать животных по описанию;
    • учить подбирать эпитеты, синонимы;
    • учить образовывать притяжательные и сложные прилагательные;
    • учить составлять сложносочинённое предложение с союзом а.

    Развивающие задачи:

    • развивать познавательную активность детей: выделять главное, строить предположения, сравнивать, строить умозаключения;
    • вызывать у детей интерес к познанию богатства языка и речи, к экспериментированию со словом;
    • развитие пространственных представлений и ориентации по схеме;
    • расширение запаса общих сведений о родном городе.

    Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.

    Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

    Оборудование: иллюстрации достопримечательностей города, карта-схема, иллюстрации с изображением диких и домашних животных, клубок ниток, мяч, билеты-сердечки, медали «Лучший экскурсовод», «Я знаю свой город».

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о родном городе, заучивание стихотворений о городе Самаре, рассказывание об истории родного города, рисование «Моя Самара».

    Предварительная словарная работа: экскурсовод, экскурсия, маршрут.

    Работа с родителями: принести открытки и фотографии города, книги о Самаре, рассказать детям о достопримечательностях города.

    Предполагаемые результаты: пополнение и активизация словарного запаса детей, умение составлять описательный рассказ, совершенствование связной речи, развитие логического и образного мышления, систематизация знаний по теме «Мой город».

               Логика проведения непосредственно -                                    образовательной деятельности.                                                                                                      

      Воспитатель: Ребята, сегодня у нас гости, и мы, как приветливые и добродушные хозяева, рады им. Давайте поздороваемся.

          Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Как он называется? ( Наш город называется Самара. )

       Правильно, у нашего города красивое старинное название. Ребята, кто знает стихотворение о Самаре?

         Один ребёнок читает стихотворение:

                     Город мой необозримый

                     В свете солнечного дня

                     Красотой неповторимой

                     Тешит, радует меня.

                     Я люблю мой милый город,

                     Что светлей и краше стал.

                     Он ещё ведь очень молод –

                     Пятый век лишь разменял.

                     Парки, улицы, бульвары

                     Взгляд ласкают много лет.

                     Для меня родней Самары

                     Города на свете нет!

                                                 Василий Семёнов

     Воспитатель:  Вот какими красивыми словами поэт описал наш родной город!

          Издавна  люди любили свой город, край и сложили о них много пословиц и поговорок. Назовите их.

    • Береги землю любимую, как мать родимую.
    • Люби и знай родной свой край.
    • Нет земли краше, чем Родина наша.
    • Одна у человека мать, одна и Родина.
    • Матушка-Волга широка и долга.
    • Леса и воды – украшение природы.
    • На свете много земель, но лучше родной нет никакой.
    • Кто за Родину горой – тот истинный герой.

           Все эти пословицы учат нас добру, любви к Родине.

          Наш город стоит на прекрасной русской реке … ( Волге.)

          Какие ещё города расположены на берегу Волги? ( На берегу Волги стоят  Казань, Нижний Новгород, Астрахань, Волгоград, Ярославль, Саратов, Самара, Ульяновск, Чебоксары, Сызрань, Тольятти, Кострома.)

        У нашего города красивое старинное название Самара. 427 лет назад недалеко от слияния двух рек, Волги и Самары, была построена крепость. Самара изначально была небольшим бревенчатым городком с высокими стенами и дозорными вышками. Гарнизон города отражал набеги степных кочевников да лихих разбойников. Вокруг крепости стали селиться ремесленники, крестьяне, торговцы. В 1888 году крепость стала называться городом. Сначала город рос очень медленно. В старой Самаре было много особняков, церквей, красивых зданий. ( Воспитатель показывает детям иллюстрации с видами старого города. )  Вы можете увидеть старинные дома в центре современной Самары.

         Было время, когда наш город переименовали, кто знает как много лет назывался наш город? ( Куйбышев.)

        Но горожане решили вернуть городу старинное красивое название. И такое решение горожан поддержало правительство нашей страны. Так город вновь стал называться Самарой.

        Сегодня наша Самара – это очень большой, красивый, современный город, в котором живут больше миллиона человек; это крупный промышленный, научный и культурный центр. ( Воспитатель показывает иллюстрации современной Самары. )

       Наш город разделён на 9 районов. Кто знает, как называется район, в котором мы живём? ( Промышленный.) Какие улицы нашего района вы знаете? ( улицы Ново-Садовая, Солнечная, 5,6 Просеки, Аминева и др. ) На какой улице находится наш детский сад? ( Наш детский сад находится на улице Ново-Садовой.)

       Сейчас я проверю, хорошо ли вы знаете свой адрес. Встаньте в круг, называйте свой адрес и передавайте друг другу клубочек по кругу, оставляя у себя нить.

    Молодцы! А теперь поднимите руки вверх, опустите вниз.

      Мы с вами много говорили о нашем родном городе, читали, вы рисовали любимые места Самары. Я уверена, что вы хорошо знаете свой родной город. Хотите это доказать? Тогда я предлагаю  отправиться в путешествие по городу. Готовы?  Автобус ждёт вас.

         Автобус отправляется,

         К поездке всё готово.

         Билеты предлагаются

         За красочное слово.

       В автобусе место займёт лишь тот, кто скажет, наш город какой? (Современный, зелёный, благоустроенный, родной, любимый, чистый, красивый, милый, нарядный, чудесный, дорогой, замечательный и др. ) Детям раздаются «сердечки» - билеты, они садятся в автобус ( стулья в 2 ряда).

       Вы были просто ребятами, а, сев в автобус, стали кем? ( Мы стали пассажирами.)

       Ребята, у меня обозначен маршрут  путешествия,  где будут наши остановки узнаете, когда подберёте родственные слова к слову «город».  (Пригородный, городок, городище, загородный, пригород.)

      Вы обозначили наш маршрут,  и  на табло появилась надпись: «Доброго пути».

       Ребята, как ещё можно вежливо попрощаться? ( На прощание можно сказать: счастливого пути, всего хорошего, всего доброго, до свидания и др. )

        Отправляемся в путь. Чтобы наше путешествие было интересным, я предлагаю вам поиграть  «Скажи со словом»

    • городская ( школа, больница, дорога и др. )
    • городской (дом, магазин, цирк, парк и др. )
    • городское (здание, дерево, училище и др. )

      А вот и первая остановка «Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького».  Кто знает историческое название этого парка? ( Загородный парк.)

       Ребята, что означает слово загородный?

          Сейчас парк расположен практически в центре города.

        Это один из старейших парков нашего города. Открыт он был 80 лет назад на территории бывшей купеческой усадьбы. Парк занимает огромную площадь ( около 40 гектаров ), там растут вековые дубы, а также редкие виды растений.

           Игра «Как назвать лес?».

    • Если в лесу растут сосны и ели, то этот лес -  хвойный.
    • Если в лесу растут дубы и осины, то этот лес – лиственный.
    • Если в лесу растут берёзы, ели и дубы, то этот лес – смешанный.

           Игра «Подбери признак».

       Берёза ( какая? ) – белая, стройная.

       Сосна ( какая? ) – высокая, светолюбивая, колючая, стройная.

       Дуб ( какой? ) – мощный, величественный, вековой.

           Подбор синонимов.

      Дуб – большой. А как сказать по-другому? ( Огромный, гигантский, громадный, могучий, здоровенный. )

      Игра «Закончи предложение».

      Я пойду в парк, чтобы… ( подышать свежим воздухом, покататься на аттракционах и др. )

       Едем дальше, чтобы в дороге вы не скучали, предлагаю поиграть.

       Мы живём в городе Самаре, значит мы … ( самарцы )

                                          В Москве … ( москвичи )

                                          В Сызрани … ( сызранцы )

                                          В Казани ( казанцы )

                                          В Нижнем Новгороде ( нижегородцы )  

                                      В Астрахани ( астраханцы )

                                      В Волгограде ( волгоградцы )

                                      В Саратове ( саратовцы )  

                                      В Тольятти  ( тольяттинцы )

                                      В Чебоксарах ( чебоксарцы )

                                      В Ярославле ( ярославцы )

                                      В Санкт- Петербурге ( петербуржцы )

       Следующая остановка «Зоопарк». В самарском зоопарке более 2 тысяч животных, многие животные занесены в Красные книги.

       Игра «Угадай по описанию».

    • Уж очень вид у них чудной, у папы – локоны волной, а мама ходит стриженой. За что она обижена? ( Львица.)
    • В реках Африки живёт злой зелёный пароход. Кто б навстречу ни поплыл, всех проглотит … ( крокодил).
    • Полосатый, словно зебра,

    И усатый, словно кот,

    По лесным зелёным дебрям

    На охоту он идёт.  ( Тигр )

           Игра «Составь предложение».

        Лев жёлтый, а тигр полосатый. Лев храбрый, а заяц трусливый.

         Лошадь – зебра, собака – волк, жираф – носорог, слон – кенгуру, олень – коза, бегемот – белый медведь, кошка – леопард.

        Физминутка.  «Весёлый зоопарк»

                                 Мы шагаем в зоопарк,

                                 Побывать там каждый рад!

                                          (  Ходьба )

                                  Там медведи и пингвины,

                                  Попугаи и павлины,

                                  Там жирафы и слоны,

                                    Обезьяны, тигры, львы.

                                    ( Повороты вправо-влево с вытянутыми руками.)

                                    Все мы весело играем

                                    И движенья выполняем.

                   ( Руки на поясе. Полуприседания с поворотами вправо-влево. )

                                    Это лев. Он царь зверей.

                                    В мире нет его сильней.

                                    Он шагает очень важно,

                                    Он красивый и отважный.

               ( Дети идут неторопливо, размеренно, с гордо поднятой головой.  Шаг выполняют грациозно, с лёгким подъёмом ноги на носок и небольшим разворотом туловища. Руки находятся на поясе. )

                                     А смешные обезьяны

                                     Раскачали так лианы,

            ( Стоя на месте, ноги на ширине плеч, руки с расставленными в стороны пальцами согнуты в локтях. Дети выполняют небольшие полуприседания. )

                                     Что пружинят вниз и вверх

                                      И взлетают выше всех!

                                    ( Прыжки с хлопками над головой. )    

                                      А вот добрый, умный слон

                    ( Дети ставят ноги на ширине плеч, руки сгибают в локтях, приподнимают и разводят их в стороны. )

                                      Посылает всем поклон.

                                      Он кивает головой

                                      И знакомится с тобой.

                 ( Пальцы рук прижать к голове. Дети выполняют наклоны туловища вперёд-вправо, вперёд-влево. )    

                                        Лапку к лапке приставляя,

                                        Друг за другом поспевая,

                                        Шли пингвины дружно в ряд,

                                        Словно маленький отряд.

                 ( Дети двигаются мелким семенящим шагом на прямых ненапряжённых ногах. При этом пятку приставляют к пятке; носки разведены в стороны, руки опущены и прижаты к туловищу, корпус слегка раскачивается вправо-влево. )

                                          Кенгуру так быстро скачет,

                                          Словно мой любимый мячик.

                   ( Дети сгибают руки в локтях и начинают выполнять лёгкие прыжковые движения вправо-влево, вперёд-назад. )

                                           Вправо-влево, поворот,

                                           Прыжок назад, потом вперёд.

                                ( Движения соответствуют тексту. )

                                            Вот змея, она пугает

                                ( Волнообразные движения правой рукой. )  

                                            И к себе не подпускает.

                                            По земле ползёт она,

                                            Извивается слегка.

                                   ( Волнообразные движения туловищем. )  

                                            Вот и вечер наступает,

                                            Зоопарк наш засыпает,

                                            Засыпает до утра,

                                            Нам уже домой пора.

                                             ( Ходьба. )                     ( Дети садятся на свои места. )              

    Игра «Чей? Чья? Чьё?».

    Хобот чей? – слоновый.

    Хвост чей? – тигровый.

    Голова чья? – обезьянья.

    Лапы чьи? – львиные.

        Образование сложных прилагательных.

     У лисы длинный хвост. Какая лиса? – Длиннохвостая.

     У зайца тонкие лапки. Какой заяц? – Тонколапый.

     У медведя толстые лапы. Какой медведь? – Толстолапый.

     У белки острые уши. Какая белка? – Остроухая.

          Продолжим нашу поездку по улице Ново- Садовой. Поиграем «Скажи наоборот» ( игра проводится с мячом. ):

    Длинная улица – короткая улица

    Узкая улица – широкая улица

    Чистая улица – грязная улица

    Старинная улица – современная улица

    Ближняя улица – дальняя улица

    Светлая улица – тёмная улица

    Городская улица – сельская улица

       Третья наша остановка  - мемориальный комплекс «Ракета-носитель «Союз»». Ракету поставили в 2001 г. В ней открыли музей «Самара космическая». Этот памятник представляет собой настоящую ракету, которую поставили в честь юбилея полёта Юрия Гагарина в космос.

       Как назывался первый космический корабль? ( «Восток»)

      Что в Самаре названо в честь Ю. А. Гагарина? ( Имя Гагарина носит одна из улиц нашего города, есть и парк имени Ю. Гагарина. )

      Полюбуйтесь нашим городом. Удивитесь! (мимика)

      Скажите радостно: «Самара – красивый город!» Спросите. Сообщите об этом.

    Наш город большой, а будет ещё … (больше ).

    Наш город зелёный, а будет ещё … (зеленее ).

    Наш город красивый, а будет ещё … ( красивее ).

        Хотите ещё попутешествовать по городу? Я думаю, что вы так хорошо знаете наш город, что сами  могли бы  рассказать  об интересных местах Самары.

       Как называется профессия того, кто проводит экскурсию? ( Экскурсию проводит экскурсовод.)

       Я предлагаю вам выбрать понравившуюся фотографию города и рассказать о нём. Помните, что у рассказа есть начало, середина и конец. Сначала вы назовёте место города, затем расскажете, чем это место интересно. В конце каждого рассказа экскурсовод  пригласит всех посетить это интересное место города. Готовы к экскурсии? ( Рассказы 2-3 детей.) ( За экскурсию каждому ребёнку вручается медаль. )

       Понравилось наше путешествие?

       Где мы сегодня с вами побывали? ( Ответы детей. )

       Что больше всего запомнилось?

     Наша экскурсия заканчивается, поэтому хочется сказать: «Добро пожаловать в город Самару!»

                                             

                                            Литература

    1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2012.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по солнечному Узбекистану".

    Предлагается конспект обобщающего занятия по ознакомлению детей старшей и подготовительной группы с культурой республики Узбекистан. Задачи занятия - воспитание толерантного отношения к людям других н...

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему:«Путешествие в страну здоровья»

    Цель:  Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни. Создание условий для самопознания и самосохранения каждого воспитанника.   Образовательная задача:Формировать при...

    Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие по лесной полянке"

    Конспект организованной образовательной деятельности на тему: «Путешествие по лесной полянке».Образовательная область: Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений. ...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей среднего дошкольного возраста на тему «Путешествие в страну геометрических фигур»

    Интеграция образовательных областей.«Познание» (ФЭМП, познавательно - исследовательская деятельность, продуктивная деятельность (конструирование))«Физическая культура»,«Коммуникация»,«Социализация».Це...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие на корабле»

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  с детьми старшего дошкольного возраста  на тему: «Путешествие на корабле» по формированию математических представлений...

    Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие в сказочный лес"

    Дети побывают в сказочном лесу с помощью мультимедийной презентации, помогут Феи, изготовят волшебную палочку....

    Непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в мир растений»

    ·                    Закреплять знания детей о растительном мире (деревьях, комнатных растениях), о влиян...