Сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Герасимова Анюта Васильевна

Предварительный просмотр:

Сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию

Тема: «Экологическая тропа. В гости к Лесовичку»

Возраст группы: старшая группа 5-6 лет

Образовательная область: познавательное развитие

Цель: Формировать у детей представление о безопасном поведении в лесу.

Задачи: Образовательная:  Закрепить знания детей о роли человека в жизни природы, правилах поведения на природе.

Развивающая: Продолжать развивать и формировать представление детей о том, что нельзя собирать и употреблять неизвестные растения и грибы; продолжать формировать навыки соблюдения мер предосторожности, которые необходимы в лесу.

Воспитательная: Воспитывать, прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Тип непосредственной образовательной деятельности: закрепление пройденного материала

Форма организации: индивидуальная, подгрупповая, индивидуально-коллективная, фронтальная

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Безопасность»

Предварительная работа:  беседы «Ядовитые грибы», «Безопасный лес», «Дикие животные»; рассматривание и обсуждение иллюстраций с «Ядовитые и съедобные грибы»; чтение художественной литературы: М. Баданова «Костер», Т. Волынского «Кошкин дом»,  Г. Шалаева  «Не ешь незнакомые ягоды в лесу», Т. Шорыгина «Сказка «На лесной тропинке»; просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы», «Спасик и его друзья».

Методическое оборудование: интерактивное оборудование, колонки, оформление станции «Лесная поляка», оформление станции «Костровища», плакат «Безопасная природа», эмблемы «Безопасности в лесу».

Прогнозируемые результаты: сформировать у  детей представление о том, что нельзя собирать и употреблять неизвестные растения и грибы; сформировать навыки соблюдения мер предосторожности, которые необходимы в лесу. Закрепление знаний детей о роли человека в жизни природы, правилах поведения на природе. Воспитать, привить любовь к природе  и бережное отношение к ней.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

Этап

Задачи этапа

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Виды деятельности воспитанников

Результат

Организационный 1 мин.

Привлечь  внимание, вызвать интерес у детей к общению  

Форма организации: фронтальная                                                                                                 Метод: игровой, наглядный                                                                            

Воспитатель встречает детей:

«Всем говорю я «Здравствуйте!»

С добрым утром, друзья!

День наступил прекрасный

Потому что в нем вы и я!»

Дети приветствуют педагога, присаживаются на стульчики

Использование стихотворения позволило детям  быстро включиться в ритм занятия и перейти к следующему этапу.

Мотивационный.   1 мин.      

Актуализировать имеющиеся знания, обеспечить принятие детьми цели занятия                                                                                                                                    

Форма организации: фронтальная  

Метод: словесный (беседа), наглядный

На слайде появляется птичка с письмом.

Воспитатель: Ребята, смотрите птичка нам что-то принесла… Да это же письмо от Лесовичка. Посмотрим его? (чтение письма от  Лесовичка)

Лесовичок: Дорогие ребята, я к вам уже много раз приходил в гости. И вот решил вас пригласить в гости свой лес, но лес полон опасностей, я очень надеюсь, что вы знаете правила безопасного поведения в лесу. Будьте осторожны… Жду вас!

Воспитатель: Ну, что отправится в гости к Лесовичку?

Куда нам надо отправится? 

О каких правилах говорил Лесовичок?

Воспитатель:  Молодцы, ребята! Ребята, а вы знаете, где нужно ходить в лесу? Почему?

Воспитатель:

Правильно, но помните! В траве много насекомых, змей, которых вы можете потревожить. Они могут вас укусить

Дети отвечают:  «Да»

Дети отвечают: «Да»

Дети отвечают: « В лес»

Дети отвечают: «Ходить в лес можно только со взрослыми, не есть незнакомые грибы и ягоды…»

Дети отвечают: «Ходить только по тропинкам и дорожкам, так как в траве живут опасные насекомые и змеи…»

Использование письма от Лесовичка и обсуждение его содержания привело к следующим результатам: практически все дети включились в работу, продемонстрировали  имеющиеся у них знания о безопасном поведение в лесу и приняли цель занятия.

Закрепление полученных знаний.   15 мин.        

1. Продолжать формировать у  детей представление о том, что нельзя собирать и употреблять неизвестные растения и грибы; продолжать формировать навыки соблюдения мер предосторожности, которые необходимы в лесу.

2. Закрепить знания детей о роли человека в жизни природы, правилах поведения на природе.

3. Воспитывать, прививать любовь к природе  и воспитывать бережное отношение к ней.

Форма организации: фронтальная, индивидуальная                                                                   Метод: словесный, игровой, наглядный

Воспитатель:

Ребята, каких насекомых вы знаете, какие из них безопасны – а какие опасны?

Посмотрите, на столе лежат картинки с изображенными на них насекомыми. Предлагаю мальчикам найти и прикрепить к мольберту красными магнитами опасных насекомых, а девочкам найти и прикрепить к мольберту белыми магнитами  безопасных насекомых.

Игра «Назови опасных насекомых»

Что нам необходимо сделать отправляясь в лес, чтобы нас не укусили насекомые?

Воспитатель: Правильно, одежда должна закрывать всё тело. Она должна быть светлой - на ней легче заметить насекомое. Сейчас мы с вами приготовимся для похода в лес (заправим одежду)

Вот мы и готовы  с вами, отправляемся в лес. Закройте глаза, чтобы услышать звуки природы (Звучат звуки природы)  Вот мы и в лесу! Как здесь красиво! Выходите на поляну ко мне.

А что растет в лесу?

А вы знаете, какие грибы опасны для человека?

Какие ягоды непригодны в пищу?

Воспитатель: Мы сейчас проверим, как вы хорошо знаете грибы - отгадайте мои загадки:

Я нашла грибы в лесу.

Быстро маме отнесу.

Рыженького цвета

Нам привет от лета.

Очень любят их сестрички. Называются…

 

Самый яркий гриб в лесу

Я домой не принесу.

Хоть красив его узор,

Не съедобен…

Среди лесов, полей, болот

Ядовитый гриб растет,

В бледной шляпке с тонкой ножкой,

Класть нельзя его в лукошко.

Гриб опасный, гриб обманка,

Это бледная …

Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите сколько грибов  в лесу!  Может соберем их в корзинку?  Соберите, пожалуйста  все съедобные грибы и принесите мне в корзинку. Игра «Собери грибы»

Физкультминутка «Наблюдения за природой»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнём,

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно мы похлопаем,

Ногами мы потопаем!

Хорошо мы погуляли,

И немножечко устали!

Воспитатель: Посмотрите какая полянка красивая, присядем? Отдохнем, костер разведем…

Воспитатель: Молодцы ребята! Но еще опасность нас поджидает в лесу. Я вам загадаю загадки, а отгадки вы увидите на лесном экране.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой.

Хоть на вид – краса девица,

На проделки мастерица,

Кто дружить захочет с ней?

Зверя нет в лесу хитрей

Встречу радостным «хрю-хрю»

На опушке я зарю.

Познакомьтесь все со мной —

Свинка я, но зверь лесной.

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Из кустов зубами щёлк,

Кто, скажите, это?

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел:

Подходи, кто очень смел.

Воспитатель: 

Ой, смотрите ребята Лесовичок (на экране появляется Лесовичок)

 Лесовичок: «Молодцы ребята! Надеюсь, что вам понравилась у меня в гостях. Вы молодцы, что знаете правила безопасного поведения  в лесу. Познакомьте с правилами безопасности в лесу ваших друзей из детского сада. И приходите ко мне в гости Спасибо вам и до скорых встреч!!! До свидания»

Дети отвечают: «бабочка, пчела, комар, клещ, муха…»

Мальчики находят и прикрепляют к мольберту красными магнитами опасных насекомых.

Девочки находят и прикрепляют к мольберту белыми  магнитами безопасных насекомых.

Присаживаются на стульчики.

Дети отвечают: «Заправить одежду чтобы клещи и насекомые не укусили…»  

Дети заправляют одежду.

Дети закрывают глаза.

Дети открывают глаза

Дети выходят на «полянку»

Дети отвечают: «Деревья, грибы, ягоды…»

Дети отвечают: «Мухомор, бледная поганка…»

Дети отвечают: «Волчья ягода»

Дети отвечают: «Лисички»

Дети отвечают: «Мухомор»

Дети отвечают: «Поганка»

Дети отвечают: «Белый гриб»

Дети собирают съедобные грибы и складываю в корзинку воспитателю

Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Дети отвечают: «Нельзя разжигать костры, потому-что может быть пожар…»  

Дети отвечают:

«Медведь»

Дети отвечают:

«Лиса»

Дети отвечают:

«Кабан»

Дети отвечают:

«Волк»

Дети отвечают:

«Змея»

Дети отвечают:

«До свидание!»

Предоставление детям возможности высказать свое мнение на решение проблемных ситуаций, вызвало у детей эмоциональный отклик, способствовало развитию связной речи, проявлению познавательной активности. Использование слайдов с изображением загадок и изображений диких животных способствовало развитию понимания детей об опасности диких животных.  

Рефлексия. 3 мин.

Способствовать развитию умения выражать отношение к своей и совместной  деятельности у детей, культуре общения.                                                                            

Форма организации: групповая                                                                                               Метод: словесный, наглядный                                                                                              

Воспитатель: Спасибо Лесовичок тебе!!! Закрывайте глаза (звучит музыка)

Вот мы и вернулись. Мы с вами большие молодцы  по лесу погуляли, ведь когда знаешь, как себя обезопасить, то прогулка приносит только радость. Давайте мы для ребят нашего детского сада оформим плакат «БЕЗОПАСНОСТЬ  В ЛЕСУ»  и разместим на нем эмблемы. (Воспитатель показывает детям эмблемы)

Мы с вами познакомим всех ребят в нашем детском саду с этими правилами. вам понравилась наша прогулка? А что вам больше всего понравилось?

Дети закрывают глаза.

Дети открывают глаза. Проходят на стульчики.

Дети объясняют значение эмблем и приклеивают на плакат «БЕЗОПАСНОСТЬ  В ЛЕСУ»  

Дети отвечают, что им понравилось в путешествии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?» Образовательная область «Здоровье»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детейстаршего дошкольного возраста.Тема: Когда овощи могут помочь, а когда могут навредить нашему здоровью?»Образовательная область «Здо...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста образовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возрастаобразовательная область «Познание» На тему: «Из чего построить дом?»...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: "Путешествие по улицам нашего города ".

Цель: развитие лексико-грамматической категорий и связной речи, формировать нравственно-патриотические чувства. Виды детской деятельности: игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на тему «Птицы – наши друзья».

Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пун...

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по гражданско – патриотическому воспитанию с использованием инновационных технологий. Ознакомление детей с окружающим миром «Экскурсия по России»

Цель: формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Родине.Задачи:обобщить и систематизировать знания детей о России, её столице – Москве;закрепить знания о символике: флаге, гербе, г...

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

Методическая разработка  по экологическому воспитанию. на тему «Путешествие на лесную полянку»....