Главные вкладки

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию на тему «Птицы – наши друзья».
    план-конспект занятия по окружающему миру на тему

    Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «Синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл pz_k_zanyatiyu_kalitina_t.a.docx26.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственной  образовательной деятельности  с детьми старшего
    дошкольного возраста по экологическому воспитанию на тему  «Птицы – наши друзья».

    Эта презентация поможет детям дошкольного возраста побольше, узнать о птицах, которые живут с нами рядом. Презентацию можно использовать на занятии по ознакомлению детей с окружающим  миром по теме «Птицы». В форме игры дети узнают птицу,  отгадав  загадку, научатся сравнивать птиц и животных, а так же узнают, почему у птиц   разные по форме  клювы.

          Цель: Систематизировать и обобщать знания детей старшего дошкольного возраста о  птицах

         Задачи:

    Обучающие:

    • Формировать представление о взаимосвязи  пищевой зависимости птиц,  в соответствии с сезоном.
    • Закреплять умение составлять описательный рассказ о знакомой птице, отвечать на вопросы распространёнными предложениями.
    •  Познакомить детей с внешним видом, особенностями питания  зимующих птиц.
    • Продолжать учить детей понимать природные закономерности, делать выводы и обобщения через привлечение к исследовательской работе.

    Развивающие:

    • Развивать умение анализировать, делать выводы на основе проведённых опытов.
    • Развивать умение работать в коллективе.

    Воспитательные:

    • Воспитывать бережное отношение к природе.

    Материал и оборудование:

    • DVD, диск «Голоса птиц».
    • Иллюстрации, изображающие птиц.
    • Мольберт
    • Образцы перьев  на каждого ребёнка.
    • Бейджики по количеству детей.
    •  Мультимедийный экран
    • Макет «Лесенка – знаний»

    Обоснование проекта (актуальность)

    Несколько лет назад в России появился еще один экологический праздник – Синичкин день. Он создан по инициативе Союза охраны птиц России и отмечается 12 ноября. В этот день жители разных населенных пунктов страны готовятся к встрече «зимних гостей» – птиц, остающихся на зимовку в наших краях: синиц, щеглов, снегирей, соек, чечеток, свиристелей. Люди заготавливают для них подкормку, в том числе и «Синичкины лакомства»: несоленое сало, нежареные семечки тыквы, подсолнечника или арахиса, – делают и развешивают кормушки. Несмотря на то, что в качестве экологического праздника Синичкин день отмечается относительно недавно, его история уходит корнями в далекое прошлое. В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника. По народным приметам, именно к этому времени синицы, предчувствуя скорые холода, перелетали из лесов ближе к человеческому жилью и ждали помощи от людей.

    Организационный момент.

    Воспитатель: Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить.

    Загадка: Мы бываем разные

    Грудки ярко-красные,

    Желтые, любые,

    Даже голубые.

    По весне мы гнезда вьем,

    Песни весело поем.

    Крылья нас зовут в полет,

    Кто отгадку назовет?  (Птицы) (Слайд 2)

     Постановка проблемного вопроса

    Предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Дюймовочка» (Слайд 3)

    Воспитатель: Как вы думаете, почему ласточка  не смогла лететь, а приземлилась на землю?

    Выслушиваются ответы, предположение  детей.

    Основная часть

    Воспитатель: Давайте подумаем, где мы можем узнать много нового и интересного о птицах.  Может нам поможет в этом наш клуб «Почемучек». (Слайд 4)

     В нашем клубе есть помощники, которые всегда рады нам помочь.  Какие?

    (используются Карточки-символы А.И. Савенкова) (Слайд 5)

    А с помощью лесенки знаний мы увидим, сколько мы узнали всего, нового и интересного о птицах. С выполнением заданий на каждой лесенке выставляются картинки птиц.

    Воспитатель: Почемучки. Мы с вами уже много знаем о птицах. Что именно?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Давайте вспомним, какие птицы прилетают на наш участок? Сравним птиц (рассмотреть картинки на мольберте) Что общего у всех птиц?

    Вывод: У всех птиц тело покрыто перьями, имеют птицы два крыла, 1 клюв, 2 лапки, 1 хвост (Слайд 6)

    Преодолели первую ступеньку. На первой ступеньке выставляю птицу синичку.

    Второе задание

    Воспитатель: Сейчас мы узнаем, чем птицы отличаются от животных.

    Мы уже знаем, что у всех птиц есть крылья. Но у нас есть и другие живые существа, у которых есть крылья, например у некоторых насекомых у каких?

    Ответы детей.

    Воспитатель: - Почемучки, а похожа ли бабочка на воробья?

    Ответы детей: - У неё нет клюва, перьев, несколько лапок.

    Рассматривается Схема «птиц»          схема «животного» (Слайд 7)

    Вывод: У всех птиц есть крылья, ноги, хвосты, но не все птицы летают.

    Назовите птиц, которые не летают? Птицы отличаются от животных.

    Преодолели вторую ступеньку. На второй ступеньке выставляю птицу снегиря.

    Воспитатель: Чтобы нам подняться на следующую ступеньку, нужно узнать. Почему же птицы летают и не падают на землю. Давайте же обратимся к нашим помощникам? К каким помощникам мы можем обратиться?

    Дети предлагают:  – Энциклопедии. (Слайд 8)

      Проведение  опыта. (Слайд 9)

     Воспитатель:- Возьмем два листа бумаги. Один лист скомкаем в шар. Бумажный шарик выпустим из рук. Как он падает? (Быстро словно камень) Другой лист бумаги осторожно также выпустим из рук. Как он падает? (Плавно словно летит). Ребята, почему же листы бумаги одинаковые, а падают по- разному?

    Вывод: Некомканый лист - широкий, он опирается на воздух за счет того, что у него большая площадь  поверхность, и не падает вниз, а летит. Покажите, как камнем падал бумажный шарик и как парил лист. Как расположены крылья птицы, когда она находится на Земле? (Сложены на туловище). А в воздухе? (Расправлены).

    Воспитатель: Вот мы и узнали, почему птицы могут летать. Молодцы.

    Поднимаемся на следующую ступеньку. Выставляю картинку птицы клёст.

    Воспитатель: Мы с вами знаем. Что птицы все разные. А хотите ли вы узнать, почему у птиц клювы разной формы? Рассмотреть дятла и клеста (иллюстрации на мольберте).

    Воспитатель: Какой клюв у дятла?

    Ответы детей Крепкий, большой, острый.

    Воспитатель: Для чего дятлу такой клюв?

    Ответы детей

    Воспитатель: У клеста, какой клюв?

    Ответы детей: толстенький, короткий, скрещенный.

     (Слайд 10) Схема клювов      Воспитатель:- Строение клюва зависит от способа питания птиц. У птиц, которые питаются зернами и плодами растений клюв имеет форму конуса. У клестов, питающихся шишками, он перекрещенный. У гуся клюв плоский. У хищных птиц и у совы острые клювы загнуты вниз и снабжены крючком. Эти птицы питаются живой добычей, которую убивают клювом.

    Вывод: Клювы разные, потому что все птицы едят разный корм.

    Воспитатель: Вот мы и узнали, почему  у птиц клюв имеет разную форму. Молодцы.

    Преодолели четвёртую ступеньку. На  ступеньке выставляю птицу воробья.

    Воспитатель: Мы с вами знаем, что  тело птицы покрыто перьями. Но и перья у птиц тоже разные.

    Дети рассматривают перья птиц. Сидя за столом. (Слайд 11)

    Замечают отличия (Размером, цветом, строением).

    Воспитатель: Перья выполняют различную работу: одни обогревают птицу, другие помогают ей летать. Знакомит с новыми названиями перьев: маховые и пуховые. (Слайд 12)

    Ребята, вы, наверное, заметили, что зимой в городе птиц становится меньше. Почему так происходит?

    2.Динамическая таблица «Классификация» (обобщение).

    Зимующие птицы (Слайд 13)

    Перелётные птицы (Слайд 14)

     Воспитатель: Как мы называем птиц, которые улетают в теплые края?

    ( Перелетные.)

    Но, не все птицы улетают от нас, многие остаются с нами зимовать. Как мы называем этих птиц?  ( Зимующие.)

    Преодолели пятую ступеньку. На пятой ступеньке выставляю птицу голубя.

    Физкультминутка: (Слайд 17)

     Изображение различных птиц под пение птиц (фонограмма)

    Загадки о птицах Игра «Зимующая или перелетная»

    (Слайд 18 – слайд 24)

    Преодолели шестую ступеньку. На шестую ступеньку выставляю птицу дятел.

    Составление описательных рассказов (2 ребёнка)

    Составление рассказов по схеме о зимующих птицах.

    Схема (Слайд 25)

    Следующая ступенька это наша лаборатория.

     Птичья столовая (Слайд 26)

    У нас под окошком береза стоит.
    На ней птичий домик - кормушка висит.
    И к ней на обед, с холодных ветвей,
    Слетается стайка пернатых гостей.
    Там дружно клюют снегири и синицы,
    Воробушкам тоже есть чем поживиться.
    Когда на кормушку садится вдруг галка,
    То, быстро вспорхнув, улетает вся стайка.
    Но только покинет тот домик она,
    Как вновь мелких пташек кормушка полна.
    Щебечут, чирикают между собой.
    Наевшись, садятся на ветки гурьбой.
    Зимой очень трудно найти им еду.
    Нам надо помочь не попасть им в беду.
    Поэтому птичкам поможем мы выжить,
    Чтоб летом в лесу щебетанье их слышать.                     Автор: Натали Астахова

    Воспитатель: Вспомните свои наблюдения. Какой корм предпочитают птицы, которые прилетают на наши кормушки.

    Дидактическая игра «Птичья столовая»  (Слайд 27)

    Воспитатель: - Ребята, а Вы знаете, что у каждой птицы есть свое лакомство.

    Семечки подсолнечника едят почти все птицы (синицы, поползни, голуби.).

    Воробьи очень любят пшено и просо, дятлы и синицы - несоленое сало на ниточке.

    Сырое мясо - вороны, сороки. Семечки - тыквы, дыни, почти все птицы (откажутся поползни и синицы). Ягоды рябины очень любят снегири.

    Нельзя кормить птиц ржаным хлебом, корочками цитрусовых.

     Пройдите к столам. Предлагаю вам приготовить корм для птиц.

    Воспитанники смешивают несколько видов круп, семечки.

    (На прогулке разложить приготовленную смесь в кормушки) (Слайд 28)

    Итог:  Посмотрите,  на лесенку знаний. Все ступеньки мы преодолели. – Как вы считаете, почемучки, что нового и интересного вы узнали о птицах?

    Высказывание детей.

    До новых встреч в клубе Почемучек.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему «Птицы уголка природы дома и в детском саду

    Консультация для родителей по экологическому воспитанию на тему «Птицы уголка природы дома и в детском саду...

    Конспект занятия по экологическому воспитанию на тему: «Земля - наш общий дом» в средней группе с элементами викторины.

    Цель: Воспитывать любовь к природе, желание заботится о ней. Задачи: Закрепить представления детей о том, что Земля – наш общий дом, в котором живут звери,  птицы, насекомые. Развивать умени...

    Конспект проектной деятельности в старшей группе по познавательному развитию на тему: «Птицы - наши друзья»

    Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с об...

    Проектная деятельность в первой младшей группе по экологическому воспитанию на тему: «Птицы рядом с нами».

    Задачи: 1. Познакомить детей с птицами (воробей, синица, снегирь, сорока, ворона) 2. Учить внимательно слушать, формировать способность к диалогической речи, учить отвечать на вопросы словом...

    Система работы с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию на три года.

    Перспективное планирование работы с детьми по экологическому воспитанию, спланированное на три года, начиная со среднего возраста. Планирование составлено на основе программы С.Н.Николаевой "Юный...