"Волшебные свойства магнита"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Виноградчая Елена Григорьевна

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл magnit.docx87.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №34»

Конспект познавательно – исследовательской деятельности

в старшей группе

«Волшебные свойства магнита»

C:\Users\Денис\Documents\Мои принятые файлы\image-1.jpg

Подготовила:

Виноградчая Е.Г.

воспитатель I квалификационной категории

Химки, 2016

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

  • Образовательные: формировать представление детей о магните и физическом явлении – магнетизм; расширять знания о свойствах магнита, выявляя их опытным путем.
  • Развивающие: развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий. Проявление творческого потенциала, индивидуальности. Развивать свободное общение взрослого с детьми, компоненты устной речи в различных видах деятельности.
  • Воспитательные: формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать и договариваться.

Материалы и оборудование: набор «наука о магните», набор из серии «Наураша» - Магнитное поле, игрушки из разных материалов (дерево, пластмасса, ткань, медь, железо), банка с водой, скрепки.

Ход занятия:

-Ребята, мы сегодня вновь пришли в нашу лабораторию, в которой проведем новые опыты. А с каким предметом мы сегодня познакомимся, узнаем, если отгадаем загадку.

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним.

С ним и незрячий непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Или

Этот жадный предмет

Все железо хватает,

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

Правильно, это магнит. Магнит – это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня – магнитного железняка (магнетита), он отличается от обычных камней тем, что может притягивать к себе другие такие же камни. Название происходит от названия гор и местности Магнисия, где в древности были обнаружены залежи магнитита. Но на многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» - это осмысление его способности притягивать к себе.

Свойства магнитов широко используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используются в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве – компас, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора. Свойства магнита иногда кажутся чуть ли не волшебством. Хотите узнать о магните больше? Но сначала я познакомлю вас с мерой предосторожности: все магниты которыми мы будем сегодня пользоваться очень сильные и притягивают друг друга очень быстро, поэтому не кладите палец между двумя магнитами, чтобы избежать травмы. Итак…

 Опыт №1. Какие предметы притягивает магнит?

Перед собой вы видите предметы из разных материалов: кусок ткани, бумага, деревянная зубочистка, железная скрепка, камень, стеклянный шарик, алюминиевая крышка. Сейчас по очереди к этим предметам вы будете подносить магнит и мы выясним какой предмет притянется к нему? (Для детей, обычно бывает открытием, что не все блестящие предметы сделаны из железа, оказывается есть алюминий, медь, которые магнит не притягивает).   

Вывод: магнит притягивает только железо.

Опыт №2. Действие магнита через другие материалы.

На столе вы видите – ткань, бумагу, пластмассу. Может ли притягивать магнит железные предметы через эти препятствия (Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод, что может притягивать железные предметы через препятствия).

Задача на сообразительность: в стакане с водой находятся скрепки. Как их достать не намочив рук? (с помощью магнита).

Опыт №3. Магнит имеет два полюса.

Если взять два любых кусочка магнита и поднести их друг к другу, то окажется что они одним концом притягиваются, а другим отталкиваются. Один конец называется южным полюсом или положительным и отмечается знаком «+», а другой  - северным полюсом или отрицательным и обозначается знаком «-». Магниты притягиваются друг к другу разными полюсами, а одинаковыми – отталкиваются.

Наглядный показ:

Левитрон. Чтобы увидеть как это происходит, проведем опыт. Возьмем подставку, вставим в нее трубочку, теперь возьмем два кольцевых магнита. Один ребенок наденет магнит в произвольном порядке, а второй наденет сначала разными полюсами (соединяются), затем одинаковыми (плавает)

Магнитный гонщик. Опыт показывает как магнитные поля отталкиваются и как магнитный суперкар двигается благодаря отталкивающей силе. Необходимо найти одинаковые поля у суперкара и магнита – бруска, дети почувствуют как невидимая сила толкает машину вдаль.

Опыт №4. Временные магниты. Две железные гайки (скрепки) не притягиваются к друг другу, т.к. не имеют свойства магнита. Но если их положить одна на другую на сильный магнит и через какое-то время снять, они так и останутся висеть друг на друге. Или поднесите гайку  к более легкому железному предмету (например, игла) и вы увидите, что гайка сама на время превратилась в магнит. Но это притяжение недолговечное и его легко уничтожить, если резко дернуть  предмет.

Опыт №5. Магнитное поле Земли.

 Наша планета Земля – это огромный магнит, полюса которого находятся совсем рядом от географических полюсов планеты, но не совпадают с магнитными. Магнитное поле всех наших магнитов взаимодействует с ее магнитным полем. На этом основана работа компаса, ст релка которого выстраивается вдоль силовых линий магнитного поля Земли, всегда показывая на север.  

Компас изобрели в Китае. Хотите воспроизвести это изобретение? Для этого нам понадобится иголка, салфетка, магнит и миска с водой. От места проведения нам нужно убрать все магниты, в стороне намагнитить иголку магнитом. После этого положить иголку на кусочек салфетки и аккуратно положить на поверхность воды. Иголка начнет плавать и не просто плавать, а развернется в определенном положении (сколько бы раз не проводили опыт, она всегда будет поворачиваться). Если проверить показания иголки с показаниями компаса- то они совпадут.

Итог:

Мы сегодня познакомились с волшебным магнитом. Что нового вы узнали о нем? (Магнит притягивает железные предметы, действует через бумагу, ткань, стекло, воду. Магниты притягиваются к друг другу разными полюсами и отталкиваются одинаковыми. Земля сама является магнитом.)

А где в нашей группе можно встретить магнит? (игра «Рыбалка», паровозики). А дома? (магнит на холодильниках).

Хотите посмотреть что случилось с героями мультфильма «Смешарики», когда они нашли магнит? Тогда, смотрим. (или «Фиксики»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебные свойства магнита

Цели.Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах.Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства.Разв...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе на тему: «Волшебное свойство магнита ».

Цель:способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах;учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;разв...

Исследовательский проект в средней группе «Волшебные свойства магнита»

ДАННЫЙ ПРОЕКТ РЕАЛИЗОВЫВАЛСЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.В ЕГО РАМКАХ БЫЛ ПРОВЕДЕН ЦИКЛ ОЫТОВ, ИГР И ЗАНЯТИЙ.ДЕТИ ПОЗНАКОМИЛИСЬ СО СВОЙСТВАМИ МАГНИТА, С ИХ ВИДАМИ, А ТАК ЖЕ ИЗГОТОВЛИЛИ ВМЕСТЕ С ВОСПИТАТЕЛЕМ МАГН...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебные свойства магнита"

Развиваем познавательный интерес, любознательность,расширяем знания об окружающем мире, развиваем желание исследовать,и наблюдать....

Конспект Интегрированной организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства магнита»

Интегрированной организованной образовательнойдеятельности по экологическому воспитанию(окружающий мир, изучение свойств магнита) «Волшебные свойства магнита»Цель: Формирование  познава...

Волшебное свойство магнита

Познавательно-исследовательская деятельность...