Конспект Интегрированной организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства магнита»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Ледянкина Людмила Александровна

Интегрированной организованной образовательной

деятельности по экологическому воспитанию

(окружающий мир, изучение свойств магнита)

 

«Волшебные свойства магнита»

Цель

Формирование  познавательной активности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности  по  знакомству  со свойствами магнита.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со

свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;

активизировать словарь детей. (магнетизм, полюса, магнетит, электромагнит).

Развивающие:

развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности;

развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества.

Воспитывать интерес к экспериментированию, изготовлению приборов своими руками.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная

Предварительная работа:

Беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»: Что такое подземные богатства? Из чего делают железо? Что внутри шахты?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 30

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Московского района Санкт-Петербурга

Конспект

Интегрированной организованной образовательной

деятельности

«Волшебные свойства магнита»

Воспитатель:

Ледянкина Людмила Александровна

г. Санкт-Петербург

2015 год

Интегрированной организованной образовательной

деятельности по экологическому воспитанию

(окружающий мир, изучение свойств магнита)

«Волшебные свойства магнита»

Цель

Формирование  познавательной активности детей в процессе проектно-исследовательской деятельности  по  знакомству  со свойствами магнита.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с явлением земного магнетизма, с полюсами магнита, со

свойствами и классификацией магнитов, с изготовлением электромагнита.

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяя выраженные качества и свойства;

активизировать словарь детей. (магнетизм, полюса, магнетит, электромагнит).

Развивающие:

развивать любознательность, интерес к познавательной деятельности;

развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки общения и навыки сотрудничества.

Воспитывать интерес к экспериментированию, изготовлению приборов своими руками.

Виды детской деятельности:

Познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, коммуникативная

Предварительная работа:

Беседы по прочитанному из детской энциклопедии «Почемучка»: Что такое подземные богатства? Из чего делают железо? Что внутри шахты? ;

Использование детьми в свободной деятельности дидактических игр «Рыболов», «Магнитная касса цифр и букв», «Магнитная геометрическая мозаика».

Оборудование и материалы:

Магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами. Намагниченные скрепки с держателем (пинцетом) для нагревания над пламенем свечи. Скрепки, пластины: деревянная, пластмассовая, картонная, стеклянная; стакан с водой; тарелки с крупой, гайки, шурупы, гвозди, болты, скрепки, кнопки; карандаш, батарейка на 1,5V, тонкий  длинный гвоздь,  провод.

Демонстрационный материал:

Демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка; свеча со спичками, предметы, изготовленные из разных материалов (пластмассы, резины, дерева, железа, стекла), глобус;

Для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).

Средства ТСО:

Мультимедийный проектор.

Ноутбук.

Планируемый результат:

Интерес к экспериментальной деятельности, желание участвовать в познавательном процессе.

Ход организованной образовательной деятельности

Воспитатель

Дети

Ребята, сегодня утром почтальон принес для нас посылку. Эта посылка от сказочного героя фиксика Нолика. Посмотрим что в посылке?

(достаю письмо)

Да посмотрим.

«Здравствуйте ребята. Пишет вам Нолик. Я нашел интересный камень, он лежит в посылке, в маленькой коробочке. Я не знаю, как он называется, что он может принести: добро или зло, как и где его можно применить в  жизни. Помогите мне разобраться в этом, исследуйте этот камень и пришлите мне ответ. Желаю вам удачи.

Воспитатель (вынимает камень из маленькой коробочки, дети его рассматривают и высказывают свои предположения).

Как вы думаете, какой камень прислал Нолик?

Это магнит.

Вы сказали, что это магнит.

Если это магнит, то какое его самое

главное свойство (действие)?

Притягивает к себе металл.

Подводит к демонстративному столу и

указывает на предметы, сделанные из

разных материалов. Какие предметы вы

видите? Из чего они сделаны?

Пластмассы, дерева резины, стекла,

железа.

К каким предметам притянется магнит?

Магнит притянется к железным

предметам.

Воспитатель (проверяет версию ребят): Значит, Нолик действительно нашёл магнит.

Мы уже были в лаборатории, воды, а сегодня побываем в лаборатории, которая занимается исследованием различных предметов, в частности магнитов.

Дети присаживаются за столы.

Опыт №1 «Магнитные полюса».

У каждого из вас есть магнит. Давайте попробуем коснуться своим магнитом с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет?

Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы?

У нашей планеты Земля. Ребёнка показать на глобусе

географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Круглой.

А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Земля притягивает к себе всё.

Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает силой притяжения магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Присоедините их друг к другу.

Что вы видите, когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже.

Когда мы соединяем магниты между собой  разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего Нолика.

Ребята что мы узнали о полюсах магнита?

Дети определяют полюса.

Мы узнали, что магнит имеет «северный» и «южный» полюса.

Теперь мы узнаем, действует ли притягивающая сила магнита на металлические предметы через, воду.

Сегодня мы будем работать с тяжелыми и острыми предметами, поэтому надо быть внимательными и осторожными.

На столах находятся скрепки. Какие они?

Железные, холодные, гладкие, твердые, блестящие.

Опыт № 2.

Опустим скрепку в стакан с водой. Что произошло?

Она утонула. Скрепка опустилась на дно стакана.

А как вы думаете, почему?

Она тяжелая. Скрепка железная. Она не может плавать. Вес скрепка тяжелее веса воды.

А как можно достать скрепку, не замочив рук?

Вылить воду из стакана. Можно достать с помощью ложки.

А я предлагаю вам достать скрепку с помощью магнита. Для этого его надо поднести близко к поверхности воды.

Каким волшебным свойством обладает магнит?

Дети  проводят опыт.

Он притягивает к себе железные предметы. Магнит примагничивает металлические предметы.

Действительно, он притягивает к себе металлические предметы, а  можно сказать взаимодействует.

Какой же можно сделать вывод из проведенного опыта?

Магнит взаимодействует с

металлическими предметами через воду

А как вы думаете, сможет ли магнит взаимодействовать с металлическими предметами, если они находятся в крупе?

Да. Нет. А давайте попробуем.

На каждую пару предлагается одна тарелка с крупой, в которой находятся металлические предметы: гвозди, шурупы, гайки, болты, скрепки, кнопки).

Опыт № 3.

Я предлагаю вам при помощи волшебных магнитов собрать металлические предметы, затерявшиеся в крупе и сложить их в тарелки.

Кто справился с заданием, вытрите руки влажными салфетками.

Какие предметы волшебный магнит помог найти и достать из крупы?

Дети садятся напротив друг друга и экспериментируют в парах.

Гайки, шурупы, гвозди, болты, скрепки, кнопки.

Почему они притянулись к магниту?

Эти предметы из железа. Они металлические.

Все предметы, которые притягиваются к магниту, называются магнетические.

Какой можно сделать вывод из проведенного опыта?

Магнит взаимодействует с металлическими предметами через крупу. Эти предметы можно назвать магнетическими.

Опыт №4 «Магнит превращает металл в себя».

Ребята, у меня есть скрепки, которые лежали пять дней на магните. Поднесите их к своим скрепкам. Что происходит?

Ваши скрепки притягивают наши скрепки.

Почему же скрепки тоже, как магнит, могут притягивать металл?

Они намагнитились.

Магнит – это волшебный камень, он моим скрепкам подарил немного своей силы. Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

Опыт №5«Магнит огня боится».

С помощью держателя нагревает намагниченную скрепку над свечой и подносит к не намагниченной скрепке. Ребята что произошло с намагниченной скрепкой?

Намагниченные скрепки потеряли свою силу.

Когда магнит или намагниченные металлические предметы нагреваются, они теряют свою силу притяжения.

Какой можно сделать вывод из проведенного опыта?

Магнит боится высокой температуры. Огонь отнимает у него магнетизм.

Физкультминутка «магнитные человечки»

Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.

Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом»  спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами».

Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками.

Дети образуют круг и начинают ходить по кругу.

При виде красного квадрата дети притягиваются к воспитателю спиной.

При виде синего квадрата дети притягиваются к воспитателю животиками.

При виде свечки дети присаживаются на корточки и закрываются руками.

Ребята, как появился магнит, откуда люди его достаю?

Из камня.

Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?

Эти камни создала природа.

Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Вы с постоянными магнитами сегодня проводили разные опыты. Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа?

Это искусственные камни.

Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?

Постоянные магниты – это искусственные камни.

Опыт №6  «Электромагнит своими руками».

А ещё магниты можно сделать с помощью электричества. Что вы знаете об электричестве?

От него работают электроприборы. Оно дает свет.

А что может заменить электрические провода с вилкой и розетку для разных электроприборов?

Батарейки.

Верно. Вот сейчас с помощью батарейки, гвоздя и провода мы сами сконструируем магнит. Обмотайте гвоздь проводом так, чтобы витки провода располагались плотно друг к другу.  Концы провода присоедините к батарейке.

Если приборы работают от электричества, то, как их называют?

Готовый электромагнит проверяется на скрепках.

Электрические приборы.

А как можно назвать наш магнит, который тоже работает благодаря электричеству?

Электрический магнит.

Да. Мы наш электромагнит сделали своими руками, значит, мы его должны отнести к природным магнитам или к искусственным?

К искусственным магнитам.

А что мы можем сказать о магните Нолика ?

Это искусственный и постоянный магнит.

Воспитатель (предлагает детям рассмотреть фотографии «Применение постоянных магнитов» и «Применение электромагнитов»).

Воспитатель: Спасибо Нолику за его посылку, за его задание для нас. Как вы думаете, мои юные учёные, мы справились с заданием?

Да!!!

Мы многое узнали про магнит, помогли Нолику. Теперь мы должны отправить наши полученные знания (указывает на опросные картинки) и магнит Нолику.

Воспитатель с детьми складывают в коробочку магнит Нолика, опросные картинки с ответами детей и подписывают посылку. Воспитатель обещает отнести эту посылку на почту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованный образовательной деятельности "Волшебная лаборатория".

·          Развивать познавательную активность дошкольников посредством экспериментальной деятельности.·...

Интегрированная организованная образовательная деятельность: «Волшебное путешествие: транспорт» (интеграция о областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, и художественно-эстетическое развитие).

Программное содержание: - Уточнить и закрепить знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный); - Познакомить работать с методами ниткография и рисование пеной.- Развива...

Конспект организованной образовательной деятельности "Волшебная бумага".

Цель: воспитание эмоционально-положительного отношения к объектам природы; показать значение деревьев в жизни человека и животных....

Организованная образовательная деятельность «Волшебный лес Толерантности»

     Конспект ООД предназначен для воспитателей подготовительных групп ДОУ.      Реализация в образовательных областях: «Познавательное развитие&r...

Организованная образовательная деятельность «Волшебные свойства магнита»

Развитие познавательно – исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ интегрированной организованной образовательной деятельности «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие. Цель: развитие способности детей к наглядному м...

Конспект организованной образовательной деятельности «Волшебные свойства песка»(экологическое воспитание) ( возраст детей 3 – 4 года)

Конспект организованной образовательной деятельности "Волшебные свойства песка" (экологическое воспитание) возраст детей 3-4 года....