Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе, в соответствии с ФГОС «Собираем фрукты - полезные продукты»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Елена Жудина

Данное занятие составлено в соответствии с Федеральными государственными требованиями на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. Содержание и материал занятия адаптированы для детей с общим недоразвитием речи

Занятие позволяет обобщить и закрепить знания детей по теме фрукты. Учит детей практически применять полученные знания.

Занятие носит комплексный интегрированный характер.

Занятие может быть полезно практическим педагогам дошкольных общеобразовательных учреждений всех видов.

К методической разроботке приложена схема зантия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Собираем фрукты - полезные продукты».

Цель: Формировать представления детей о фруктах,  месте их произрастания. 

Задачи: 

  • Расширять  представления детей об овощах и фруктах.
  • Упражнять в классификации по определённому признаку (овощи и фрукты);
  • Создавать условия для развития навыков речевого  общения, умения  слушать и отвечать на вопросы.
  • Активизировать словарный запас: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, дерево, сад, сочный, вкусный, сладкий, кислый, красный, оранжевый, жёлтый, жёлтая, синяя, круглая, овальная, вытянутая, компот, варенье, повидло, сок;
  • Способствовать развитию любознательности, зрительного  восприятия,  внимания,  воображения, общей и мелкой моторики, формированию  положительной мотивации к образовательной деятельности, навыка самоконтроля и самооценки;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь.

Предварительная работа: 

  • НОД «Что нам осень принесла?», беседа о пользе овощей, рассматривание иллюстраций об овощах, отгадывания загадок; настольно печатные игра «Во саду ли в огороде»; игры детей с муляжами овощей и фруктов.
  • Просмотр мультимедийных презентаций «Загадки с грядки», «В огород пойдём, овощей соберём».
  • Разучивание физминутки «Поедем на автобусе», зрительной гимнастики «Лучик солнца озорной».

Материал и оборудование:

  • Ноутбук,  презентация «Что на дереве растёт?»,
  • аудиозапись: шелест листьев,
  • кленовый лист - письмо от  Осени,  
  • «Чудо дерево» с плоскостными фигурками овощей и фруктов.  
  • корзинка для овощей,
  • бумажные шаблоны – банки, мелкие картинки овощей и фруктов, для продуктивной деятельности.
  • Две яблони с красными и зелёными яблоками для рефлексии.

Ход занятия:

Орг. момент   Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Звучит аудиозапись. Дети с воспитателем находят лист с письмом от осени.

 «Дорогие ребята!
Богатый  урожай фруктов созрел  в этом году.
Чтоб все фрукты собрать мне нужна ваша помощь».
С уважением Осень»

В - Что такое фрукты, и где они растут?

В - А как думаешь ты? Почему?  А вы, ребята, согласны?»

В - Как  у наших у ворот Чудо-дерево растет.

      Наше дерево ну просто клад.

      Посмотрите, что на нём растёт (ответы детей)

      Быстро дайте-ка ответ: так бывает или нет? (ответы детей)

      Давайте исправим ошибку, и все овощи сложим в корзинку  

      (Дети снимают овощи,     кладут в корзинку, садятся на полянке).

В - Что осталось на дереве?  (Дети называют фрукты)

В - Посмотрите,  все ли  фрукты одинаковы?

В - Чем отличаются фрукты? (цветом, формой, размером, вкусом)

В - Как одним словом можно сказать про цвет фруктов? (разноцветные).

В - А вы любите фрукты? Какие?  Почему?

В - Фрукты – источник витаминов.  Чтобы быть здоровыми, нужно ежедневно кушать свежие овощи и фрукты.

В - Фрукты очень красивы и очень вкусны,

      Любят их взрослые и малыши,

       яблоки, груши, бананы и сливы

       Все фрукты полезны и всеми любимы!

В - А разве могут все фрукты расти на одном дереве?

В - А где можно найти  фруктовые деревья? (в саду, на даче)

В - В нашем саду поспели фрукты, путь туда не близкий. На чём мы поедем? Давайте отправимся в сад на автобусе.

.

Физминутка «Поедем на автобусе».

Мы в автобус дружно сели  (приседание)

И в окошко посмотрели.  (смотрят по сторонам)

Наш шофёр педаль нажал, (топают)

И автобус побежал  (быстро шагают).

Приехали дети, автобус, стоп!

Что бы фрукты  нам собрать,

Надо загадки отгадать.

Загадки про  фрукты:

Яблоко             – сладкое, красное, сочное, круглое;

Лимон               – желтый, сочный, кислый, овальный;

Груша               – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Апельсин          – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Слива                – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик              – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Зрительная гимнастика:

Лучик солнца озорной,

Поиграй-ка ты со мной.         Моргают глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.           Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.             Отводят взгляд вправо.

Сделали зрительную гимнастику, сняли напряжение с глаз. Отдохнули.

 - Посмотрите сколько фруктов мы собрали? (показать корзину с фруктами)

В - Зачем люди выращивают так много фруктов, ведь они могут испортиться.

В - Ребята вы знаете, как можно хранить фрукты, что можно из них приготовить.  Ответы детей: фруктовый салат сок,

В -   Верно, а еще можно приготовить и испечь пирог, а осенью когда собирают богатый урожай,  сделать  заготовки на зиму :варенье,  джем, повидло, компот.

В -   Давайте, и мы сделаем заготовку на зиму, приготовим фруктовый компот.

В -   Почему фруктовый?  

Но для того чтобы ваши руки стали умелыми, сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика: «Варимварим мы компот» 

Будем мы варить компот         сжимать и разжимать пальцы рук

Фруктов нужно много. Вот.       широко расставить пальцы

Будем яблоки крошить,

Груши будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок. (загибать пальцы по одному, начиная с большого)

Варим, варим мы компот        хлопать в ладоши

Угостим честной народ. протянуть руки вперёд, ладошками вверх

 «Приготовим вкусный фруктовый компот»

Из предложенных картинок дети выбирают фрукты и наклеивают на шаблон банки.

« Что вам понравилось больше всего? Какие фрукты вы теперь  знаете?»

Обращаю внимание детей на яблони с красными сладкими  и зелёными яблоками с кислинкой. Предлагаю сорвать яблоко:

Если было интересно, и у вас всё получилось, красное яблоко.

 если были трудности, и вам было скучно, сорвите зелёное яблоко.

Письмо на листочке от яблони:

Спасибо вам, ребята, что помогли собрать яблоки.

Это вам от меня подарок (корзинка с яблоками).

Предлагаю  после занятия помыть руки и попробовать фруктовый угощение.

«Вы, ребята, молодцы! Вы были внимательными, дружными. Показали свои знания, умения, чтобы помочь Осени собрать фрукты. Мне было очень приятно с вами заниматься».  

Схема конспекта НОД по познавательному развитию «Собираем фрукты - полезные продукты»

Аттестуемый педагог (ФИО)_____________Жудина Елена Николаевна        

Образовательная область ________Познание        Возрастная группа_____средняя___4-5 лет        

Тема занятия __________________________Фрукты        

Цель: Формировать представления детей о фруктах,  месте их произрастания. 

Задачи: 

  • Расширять  представления детей об овощах и фруктах.
  • Упражнять в классификации по определённому признаку (овощи и фрукты);
  • Создавать условия для развития навыков речевого  общения, умения  слушать и отвечать на вопросы.
  • Активизировать словарный запас: фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, дерево, сад, сочный, вкусный, сладкий, кислый, красный, оранжевый, жёлтый, жёлтая, синяя, круглая, овальная, вытянутая, компот, варенье, повидло, сок;
  • Способствовать развитию любознательности, зрительного  восприятия,  внимания,  воображения, общей и мелкой моторики, формированию  положительной мотивации к образовательной деятельности, навыка самоконтроля и самооценки;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь.

Предварительная работа: 

  • НОД «Что нам осень принесла?», беседа о пользе овощей, рассматривание иллюстраций об овощах, отгадывания загадок; настольно печатные игра «Во саду ли в огороде»; игры детей с муляжами овощей и фруктов.
  • Просмотр мультимедийных презентаций «Загадки с грядки», «В огород пойдём, овощей соберём».
  • Разучивание физминутки «Поедем на автобусе», зрительной гимнастики «Лучик солнца озорной».

Материал и оборудование:

  • Ноутбук,  презентация «Что на дереве растёт?»,
  • аудиозапись: шелест листьев,
  • кленовый лист - письмо от  Осени,  
  • «Чудо дерево» с плоскостными фигурками овощей и фруктов.  
  • корзинка для овощей,
  • бумажные шаблоны – банки, мелкие картинки овощей и фруктов, для продуктивной деятельности.
  • Две яблони с красными и зелёными яблоками для рефлексии.

1.Организационный момент:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в деятельность из интереса к предложениям взрослого.

Дети слушают текст письма, проявляют заинтересованность, свободно выражают свои мысли, аргументируют свою точку зрения.

Дети сохраняют устойчивую мотивацию, проявляют желание помочь Осени, участвуют в формировании цели занятия и способов её достижения.

Дети участвуют в игре «Собери овощи»,                                               снимают овощи с  «Чудо-дерева» называют их и кладут в корзину.

Педагог организует пространство детей, приближая его к ситуации «круглого стола», приглашает детей к  обсуждению (в кругу). 

Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело.

Воспитатель организует   сюрпризный момент: звучит музыка ветра, дети находят кленовый лист-письмо от осени

Педагог использует  методы, стимулирующие интерес детей к предстоящей деятельности: проблемная  ситуация  (как помочь осени?);  наглядность  (чудо дерево с плоскостными картинками овощей и фруктов).

 Педагог поощряет высказывания детей, поиск вариантов решения: «Что такое фрукты и где они растут?  А как думаешь ты? Почему?  А вы, ребята, согласны?»

Воспитатель создаёт ситуацию успеха: « Я думаю, что вы сможете помочь осени,    потому что  вы умные, внимательные, дружные и у вас всё получиться.

Игра «Собери овощи»                                               активизирует  внимание, способствует развитию памяти и умению классифицировать

Педагог организует рабочее пространство таким образом, чтобы дети могли  перемещаться во время занятия.

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети участвуют в постановке задач  в задании.

Дети свободно выбирают место на полянке. Отвечают на вопросы воспитателя.

Дети встают друг за другом, выполняют движение физминутки, переходят к столу с ноутбуком.

Воспитанники принимают участие в игре «Что на дереве растёт?», отгадывают загадки, объясняют свой ответ

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Дети рассказывают о том, что можно приготовить из фруктов.

Воспитанники выбирают из предложенных картинок фрукты и наклеивают их на шаблон банки.

Педагог создает ситуацию  для обозначения цели и задач деятельности с детьми: «Ребята, все фрукты не могут расти на одном дереве».

Воспитатель проводит беседу о фруктах. Создаёт условия для развития навыков речевого  общения, умения  слушать и отвечать на вопросы: Что  осталось на дереве? Как можно назвать, одним словом? Чем отличаются фрукты? А вы любите фрукты? Какие?  Почему? Чем полезны фрукты?

Педагог использует художественное слово – стихотворение, для поддержания интереса к теме.

Предупреждая переутомление детей, воспитатель проводит  физминутку «Поедем на автобусе»

Использует различные варианты получения детьми новой информации:  просмотр слайдов презентации с загадками «Что на дереве растёт?»

Педагог проводит зрительную гимнастику «Лучик солнца озорной» для снятия зрительного напряжения.

Воспитатель, опираясь на опыт детей, создаёт ситуацию для обозначения очередной задачи  и   совместного выполнения её вместе с детьми: Что можно приготовить из фруктов? 

Организованная  продуктивная деятельность способствует закреплению умения классифицировать, формированию  положительных эмоций от продуктивной  деятельности.

Воспитатель,  учитывая  возможности и способности детей: предлагает им разное количество фруктов, для «компота».

Педагог занимает динамичную позицию, оказывает помощь нуждающимся  детям. Проводит индивидуальную работу.

 

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети рассматривают работы   сверстников, сравнивают результаты.

Ребята выбирают яблоко  и аргументируют свой выбор.

Воспитатель поощряет содержательное общение между детьми, провоцирует взаимные оценки: «Сравните,  похожи ли ваши банки с компотом? Чем отличаются?».

Тем самым развивает навык самоконтроля и самооценки.

Педагог обсуждает с детьми их впечатления, обеспечивая открытый конец занятия: « Что вам понравилось больше всего? Какие фрукты вы знаете?», даёт косвенную оценку деятельности детей, организуют демонстрацию успешности: «Вы, ребята, молодцы! Показали свои знания, умения, чтобы помочь Осени собрать фрукты. Мне было очень приятно с вами заниматься».

Воспитатель обращает внимание детей на яблони с разным цветом плодов. Предлагает сорвать яблоко: красное – если было интересно и у вас всё получилось, зелёное – если было трудно и скучно.

Метод  рефлексии способствует развитию навыка самооценки, ощущения собственных достижений.

Организованный сюрпризный момент «Корзина с яблоками», способствует  формированию  положительных эмоций от совместной деятельности.

Воспитатель обеспечивает переход, к другому режимному моменту предлагая  после занятия помыть руки и попробовать фруктовый угощение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе" Березка" . Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.

Конспект занятия по ознакомлениюс окружающим в средней группе" Березка".Воспитатель Мокрова Елена Николаевна.20012 год.Тема: " Весенние секреты".Программное содержание:1 Продолжать расширять пред...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Зимующие птицы"

Данный материал позволит закрепить и  уточнить представления детей в средней группе о зимующих птицах...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Экологическая тропа"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Экологическая тропа" Программные задачи: Закреплять знания детей о лекарственных растениях.Учить распознавать и называть лека...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Транспорт" (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающимТема: «Транспорт» Цель: дать  понятие о видах наземного транспорта.Задачи: познакомить с видами наземного транспорта: пассажирский, грузовой, спе...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «В гостях у Курочки Рябы»

Задачи:познакомить детей с новым животным – кроликом, дать первоначальные представления об его внешнем виде,  образе жизни и приносимой им пользе; закрепить представление об уже известных детям д...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе.Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе.Составила: Ситникова И.В.Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты».Цель: Расширять и систематизировать представления и ...