Главные вкладки

    Экскурсия по экологической тропе в зимнее время в старшей группе
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Виноградова Ольга Александровна

    Обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Экскурсия по экологической тропе

    В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

    (в зимнее время)

    Цель: Обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. Закрепить и уточнить знания детей о названиях  и разновидностях деревьев. Формировать представление о том, как помочь пережить холодную зиму. Учить заботиться о деревьях.

    Материал: Рисунок хозяина тропы – лесовичок

    Предварительная работа: Знакомство с деревьями, рассматривание их. Разучивание стихов про эти деревья. Знакомство с остановками:

    1 остановка – « Елочки»

    2 остановка - « Рябина»

    3 остановка – «Клен»

    4 остановка – «Береза»

    Этапы создания экологической тропы

    Последовательность действий:

    1.Детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов.

    2. Составление схемы экологический тропы с нанесением маршрута и всех ее объектов.

    3.Выбор вместе с детьми «хозяина тропинки- сказочного персонажа- лесовичка.

    4. Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме.

    Ход экскурсии:

    Сегодня мы отправимся на экскурсию по экологической тропе детского сада, чтобы полюбоваться красотой очаровательных деревьев, и расскажем обо всём, что увидим.

    Ребятки, а что делают деревья зимой? (Ответы детей)

    Как вы думаете хорошо им зимой или плохо? (Плохо)

    Как мы можем помочь им пережить холодную зиму? (Да)

    Оказывается, холодный сезон для растений является засушливым периодом. Корни получают очень мало воды. Осенний листопад помогает им выжить. Сбрасывая листву, деревья впадают в глубокий сон.

    1 остановка «Ёлочки»

    Цель: Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.

    Ход экскурсии:

    Посмотрите на это дерево, вы его знаете? Вспомните, как оно называется. (Ёлка)

    Ель – хвойное дерево. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. Шишки у ели вытянутые. Ель хоть и колючее дерево, но его подстерегают опасности.

    Сильный ветер может сломать ствол, ветки. Если мало снега, ель и её корни могут промёрзнуть в холодную зиму. Человек тоже может повредить ели, если задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.

    Трудовая деятельность:

    Прикопка к стволам деревьев снега, чтобы ёлочкам было тепло зимой.

    Загадки:

    Что же это за девица:

    Не швея, не мастерица,

    Ничего сама не шьёт,

    А в иголках круглый год. (ель)

    Зимой и летом одним цветом. (ель)

    Стих.

    Снегопад.

    Маленькие ёлки

    И большие ели.

    Что-то приумолкли,

    Что-то присмирели.

    Снег с утра до ночи,

    Всё засыпать хочет;

    И в лесу всё тише,

    И снега всё выше.

    Ёлочки-подружки

    Говорят друг дружке:

    -- Слишком много снега

    Тяжело макушке.

    2 остановка  « Рябина»

    Педагог: Посмотрите, что это за дерево? Вы узнали его?  (Рябина)

    Правильно, это рябина. Ее ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная.»

    Послушайте стихотворение:

    Красную ягодку

    Мне дала рябина.

    Думал я, что сладкую,

    А она горчит.

    То ли это ягодка

    Просто не дозрела,

    Толь рябина хитрая

    Подшутить хотела?

      Вы, наверное, пробовали на вкус плоды рябины? Они горьковатые и кислые, а вот после крепких заморозков раскрасите становится слаще.  

      Физминутка «Деревья» 

     Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:

    Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

    Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

    Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

    Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки.

      Стихи о рябине:

      «Рябина»

    Стройную рябину вижу во дворе, 
    Изумруд на ветках утром на заре. 
    Много ягод красных, 
    Спелых и прекрасных

    Гроздьями висят, 
    Их красив наряд. 
    Собери на нитку ягод - для души, 
    Из рябины бусы очень хороши!

    А зимой рябинки огоньком горят, 
    Красны, как рубины, на ветвях блестят... 
    Веточки рябины золотом сияют, 
    Солнце их листвой весело играет.

    Около рябины осмотрюсь кругом.

    Вижу я росточек, 
    Мал, но не цветочек, 
    Он высоким, стройным вырастет потом...

    Просыпаюсь утром, но ещё темно. 
    Стройная рябина спилена давно. 
    Этого не знала, 
    Грустно очень стало.

    Маленький росточек, ты расти быстрей! 
    Солнышко лучами деревце пригрей. 
    Помню про рябину, помню я всегда, 
    В памяти моей она ещё жива.

    Стройную рябину вижу во дворе, 
    Изумруд на ветках утром на заре.

     


    3 остановка «Клен»

    Цель: научить детей различать дерево от кустарника, учить заботиться о них.

    Ход экскурсии:

    А это дерево вы узнали? (Это клен).

    Да, правильно, это клен и, когда мы слышим название «клён», представляем себе дерево с большими красиво вырезанными листьями. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный.

    Физминутка:

    Руки подняли и помахали

    Это деревья в лесу.

    Руки нагнули, кисти встряхнули

    Ветер сбивает росу.

    В сторонку руки плавно помещаем

    Это к нам птицы летят.

    Как они сели, тоже покажем

    Руки мы сложим – вот так

    4 остановка «Береза»

    Цель: Расширить представления детей об образе берёзы; воспитывать отзывчивость, любовь к природе родного края; расширять и пополнять словарный запас детей.

    Ход экскурсии:

    К какому дереву мы с вами подошли? (К березе)

    Конечно, ведь берёзу мы узнаём по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет.

    Что видите? Что за чёрточки на стволе? (чёрточки)

    Ветви у берёзы толстые или тонкие? (Тонкие)

    Россия – край белых берёз. Берёза один из символов России, нашей Родины.

    Берёзка – очень нарядное дерево, красивое, её все очень любят, называют белоствольной русской красавицей.

    О берёзе написано много стихов.

    Чтение стихотворения С. Есенина «Берёза».

    Принакрылась снегом,

    Под моим окном

    Точно серебром.

    И стоит берёза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И заря лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Речевое упражнение: «Как ещё можно назвать берёзу?» Про берёзу говорят: белоствольная, кудрявая, стройная. Берёзка не только красивое дерево, ещё в древности люди отметили многие полезные свойства берёзы. Если заварить чай из набухших почек берёзы, этот отвар очень полезный и лечит многие болезни. Берёзовый веник в бане изгоняет болезни, дает силу и бодрость. Берёзовый сок тоже очень полезный и вкусный.

    Отгадывание загадок:

    Клейкие почки,

    Зелёные листочки.

    С белой корой

    Стоит под горой. (берёза.) 

    Русская красавица

    Стоит на поляне

    В зелёной кофточке,

    В белом сарафане. (берёза.)

    Зелена, а не луг,

    Бела, а не снег,

    Кудрява, а без волос. (берёза.)

    Трудовая деятельность:

    Расчистка дорожки к дереву, утепление ствола у корней снежным покровом.

    Подвижные игры «Волк и зайцы».

    А теперь пройдем вокруг этого дерева и посмотрим на него. А сейчас нам пора прощаться с березками. Вот мы и совершили экскурсию по территории нашего детского сада. Здесь, с березками мы заканчиваем нашу экскурсию. Что вам понравилось больше всего? Что нового вы узнали о деревьях? А сейчас нам пора идти в группу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экскурсии по экологической тропинке детского сада /средняя группа/ «ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ» (обобщающая беседа об осени как времени года)

    способствовать развитию и обобщению представлений о сезонных изменениях основных условий в разных средах обитания, о путях приспособления к ним разнообразных живых существ, живущих в этих средах...

    Конспект занятия "Экскурсия по экологической тропе в осенний лес" в подготовительной группе

    Экскурсия по экологической тропе в осенний лес.Цели:закрепить представления детей о лесе как о сообществе животных и растений; познакомить с ярусами (экологическими нишами) смешанного леса и его обита...

    Конспект экскурсии по экологической тропе для детей старшей группы.

    Сообщить детям новые знания о растениях и животных, закрепить и обогатить имеющиеся знания детей; Пополнять словарь детей новыми для них словами. Воспитывать привычку заботиться о природе и её обитате...

    План по безопасности в зимнее время года Старшая группа

    План по безопасности в зимнее время года Старшая группа...

    Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет) «Осеннее путешествие»

    Образовательная деятельность по экскурсии по экологической тропе детей старшей группы (5-6 лет)  «Осеннее путешествие»...