Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир» Тема: «Маленькие ученые»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

 Конспект занятия по разделу «Ребенок и окружающий мир»  Тема:  «Маленькие ученые»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malenkie_uchyonye_podg_gr.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи:

       

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека; вода - источник жизни; вода необходима для поддержания и обеспечения жизни человека. Продолжать знакомить со свойствами воды: (без формы, запаха, вкуса, цвета),  видами воды: (родники, реки,  моря, океаны, болото, озеро).

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия. Формировать умение правильно строить предложения, развёрнуто и точно, отвечать на поставленный вопрос. Умение своевременно вступать в диалог и заканчивать его. Совершенствовать навыки образования и употребление существительных в косвенных падежах без предлога и с некоторыми простыми предлогами (в море, человеку, животным, на листочках)

Развивать любознательность, инициативность, познавательный интерес, речь детей. Воспитывать организованность, целеустремлённость в работе,                          умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также умение отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное экономное отношение к воде.

Материал:

- бейджики с именами детей;

- белые халаты;

- капли воды (изготовленные из бумаги);

- глобус;

- 6 -  стаканов: для воды, молока, сока;

- 12 -  чайных ложечек;

- 6  баночек, блюдцев,

- 6  кубиков, шариков,

- схемы – модели: нос, рука, глаза, рот;

- схемы: озеро, река, родник, океан, море.

- 6 – салфеток.

- лист наблюдений

- карандаши

Предварительная работа:

 - беседы о воде, её роли в жизни человека;

- отгадывание загадок;  

- чтение стихов о воде;

- проведение опытов и экспериментов с водой;

- рассматривание иллюстраций на тему «Вода»;

- чтение художественной литературы;

- наблюдение за водой во время прогулок;

- использование игр о воде.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку.

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без...

Дети. Воды.

Воспитатель. Правильно ребята, посмотрите , что это ?

Дети. Это глобус.

Воспитатель.  Какого цвета на глобусе  больше всего?

Дети. На глобусе,  больше всего,  голубого  цвета – это цвет воды.

Воспитатель. Недаром нашу планету называют,  голубой,  если на неё посмотреть из космоса, то в глаза бросается большое количество воды.  Это разнообразные водоёмы. Назовите их используя схемы – подсказки. Что это?

Дети берут схему со стола и выставляют на  фланелеграф проговаривая название водоёма.

Дети. Это море (озеро, река, океан, болото,  родник).

Воспитатель. Кто знает какая вода в  морях и океанах?

Дети. В  морях и океанах вода солёная. А какая вода в озерах, реках, болотах,  родниках.

Дети. Вода в озерах, реках, болотах,  родниках - пресная.

Воспитатель. Вода — одно из самых удивительных веществ на нашей планете. И сегодня, мы  более подробно познакомимся с водой и ее свойствами. А для этого я предлагаю  вам стать  учёными и  заняться исследованием воды. Вы знаете,  кто такие учёные – исследователи? Это люди, которые проводят опыты, и работают они в лаборатории. В лаборатории работать без специальной одежды нельзя, поэтому наденьте специальные халаты. Готовы искать ответы на интересные вопросы?  Ну что ж, уважаемые коллеги пройдите в лабораторию  и займите свои места.

Итак, посмотрите, пожалуйста, на схему на доске и скажите, что она обозначает?

Дети. Схема обозначает, что с помощью глаз мы определяем  цвет.

Воспитатель. Давайте, с помощью опыта, определим  и скажем, какого цвета вода.

Опыт 1. « Вода  прозрачная». Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика нужно опустить  ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком — нет? Почему? (В стаканчике с водой видны, а с молоком - нет.) Воспитатель с детьми делает вывод: вода прозрачная,  а молоко  нет.

Воспитатель. Результаты опытов мы будем записывать в листе наблюдений. Посмотрите и зачеркните неподходящие цвета воде, и оставьте нужный цвет.

Дети зачёркивают ненужные цвета и оставляют нужный цвет.

Воспитатель. Посмотрите,  пожалуйста, на следующую схему на доске и скажите, что она обозначает?

Дети. Схема обозначает, что с помощью языка мы определяем  вкус.

Воспитатель.  Опыт 2. «Вода без  вкуса». Дети пробуют воду и сок и сравнивают их вкус. Воспитатель с детьми делает вывод:  воды без вкуса.

Воспитатель. В листе наблюдений подберите подходящую по вкусу картинку для воды, лишнее зачеркните.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Посмотрите,  пожалуйста, на следующую схему на доске и скажите, что она означает?

Дети. Схема обозначает, что с помощью носа мы определяем  запахи.

Опыт 3. «вода без  запаха». Дети нюхают воду и выясняют, пахнет ли она. Воспитатель с детьми делает вывод:  вода без запаха.

Дети  работают в листе наблюдений.

Воспитатель. Посмотрите,  пожалуйста, на следующую схему на доске и скажите, что она обозначает?

Дети. Температуру воды.

Дети. Потрогать можно воду.

Опыт 4. «Вода  -  жидкость без формы».

Воспитатель. Возьмите бутылочку с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливать надо медленно, чтобы увидеть, как вода льется, течет и растекается на блюдечке.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель спрашивает детей, почему они смогли перелить воду из бутылочки на блюдечко. Почему вода растеклась по блюдечку.

Дети. Вода жидкая

Воспитатель. Совершенно верно. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. А поскольку вода жидкая, может течь, то ее называют жидкостью. Посмотрите, у вас на столе лежат кубики и шарики. Какой формы эти предметы?

Дети; Кубик имеет квадратную форму, шарик - круглую.

Воспитатель.  Если мы опустим их в стакан, положим на стол, на блюдечко, на ладошку, изменят ли они свою форму?

Дети.  Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель. А есть ли форма у воды? Что бы ответить на этот вопрос, проведем опыт. Я перелью воду в большой стакан. Форму чего приняла вода?

Дети. Форму большого стакана.

Воспитатель. Теперь вы перелейте воду в маленький стакан. Форму чего приняла вода?

Дети. Форму маленького  стакана.

Воспитатель. Перелейте воду в контейнера. Форму чего приняла вода?

Дети. Форму контейнера.

Воспитатель. Правильно, вода принимает форму того предмета, в который ее наливают. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Дети.  Вода без формы, она принимает форму того предмета, в который её наливают.

Воспитатель.  Отметьте, это пожалуйста в листе   наблюдений.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Итак, уважаемые коллеги  посмотрите, пожалуйста, ваши записи и расскажите, что мы узнали о воде.

Дети. Вода  прозрачная,  без вкуса, без запаха, бывает разной температуры,

 вода без формы.

Воспитатель. Молодцы хорошо поработали!  Сейчас мы с вами должны пройти по группе и найти места, где нужна вода,  и наклеить на них капельки.

  Дети идут по группе, делают остановки.

В уголке  природы: возле растений.

Дети. Цветы надо поливать, они живые, без воды засохнут, завянут - им нужна вода. (Приклеивают маленькую капельку.)

У  аквариума.

Дети. Рыбки живут в воде, без нее они погибнут, им нужно много воды, чтобы плавать. (Приклеивают капельку.)

Воспитатель. Какая чистая вода в аквариуме. Это вы, ребята, хорошо ухаживаете за рыбками, чистите аквариум, меняете воду, следите, чтобы рыбкам было в нем уютно.

Около мойки в подсобном помещении.

Дети. Помощнику воспитателя надо много воды, чтобы мыть посуду, полы, вытирать пыль, убирать в группе. (Приклеивают капельку.)

В  игровом уголке.

Дети. Вода нужна, чтобы мыть грязные игрушки и стирать куклам одежду. (Приклеивают капельку.)

В  туалетной комнате.

Дети. Вода нужна, чтобы дети могли мыть руки и лицо, выполнять необходимые гигиенические требования. (Приклеивают капельку.)

У стола,  на котором стоит графин с  водой.

Дети. Вода нужна, чтобы мы могли ее пить. (Приклеиваю капельку.)

Воспитатель. Вот ребята, как много пользы приносит вода в группе. Но ребята,  вода может приносить, как пользу,  так и вред.   Поиграем в игру «Хорошо – плохо».  Вода - это хорошо.  Почему?

Дети.  Вода нужна для питья, чтобы умыться и вымыть руки.  Водой можно закаляться, играть с водой, готовить еду, мыть полы, посуду, игрушки, стирать одежду. Вода нужна для того, чтобы поливать цветы, растения в огороде. В воде живут разные животные, возле воды обитают птицы.

Воспитатель.  Отлично справилась с заданием! А теперь, скажите вода -  плохо.  Почему?

Дети.  Если в жару напиться холодной воды, можно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если неаккуратно с ней обращаться и пролить на пол, можно поскользнуться и упасть. Если часто поливать растения водой, они могут погибнуть.  Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывает наводнение и тогда вода разрушает дома.

Воспитатель.  И всё – таки, вода добрый друг и помощник человека. А сейчас Даша и Вадим расскажут стихотворение "Волшебная вода".  Давайте их послушаем.

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде

Вы в пруду её найдёте,

И в сыром лесном болоте

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает

В лес туманом заползает.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит

Без нее нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить

Воспитательль; Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.









Сургутская специальная (коррекционная) начальная школа –

детский сад I, V вида

                                        Конспект занятия

                  по разделу «Ребенок и окружающий мир»

              Тема:  «Маленькие ученые»

                                                  (старшая логопедическая группа)

                                                    Воспитатель: Герасимчик Р.Г.

        

                                                   

                                                Сургут  2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по разделу "Ребенок и окружающий мир" с использованием дидактических игр.

На занятии дети уточняют предметы посуды, её свойства и качесства, классифицируют по назначению. Занятие начинается с игрового приема: приходит в  группу письмо и  посылка, а затем появляетс...

Конспект НОД по разделу: «Ребенок и окружающий мир» в группе общеразвивающей направленности детей (6 – 7лет) "Огонь в природе"

Конспект НОД по разделу:  «Ребенок и окружающий мир» в группе общеразвивающей направленности детей (6 – 7лет)  "Огонь в природе"...

Конспект занятия по разделу ознакомление с окружающим миром по теме «Моя семья».

Цели: формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе; учить строить элементарные родственные связи; активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье; р...

Конспект занятия по разделу «Ребёнок и окружающий мир» по программе « Безопасность». Тема: «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» (старшая группа)

Конспект занятияпо  разделу «Ребёнок и окружающий мир»по программе « Безопасность»тема: «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского»(старшая группа)...

Перспективное планирование занятий по разделу "Ребенок и окружающий мир" в средней группе детского сада 2017-2018г.

Составлен перспективный план работы в средней группе по ознакомлению с окружающим миром, который включает в себя такие разделы  - программы воспитания и обучения в детском саду  под ред. М.А...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗДЕЛУ: «РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» «Перелетные птицы»

Закрепление представления детей о перелетных птицах...