Конспект НОД по разделу: «Ребенок и окружающий мир» в группе общеразвивающей направленности детей (6 – 7лет) "Огонь в природе"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Сретенская Ольга Владиславовна

Конспект НОД по разделу:  «Ребенок и окружающий мир» в группе общеразвивающей направленности детей (6 – 7лет)  "Огонь в природе" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogon_v_prirode.docx33.54 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение детский  сад  общеразвивающего  вида с  приоритетным  осуществлением  деятельности по художественно - эстетическому  направлению  развития детей  второй  категории № 2 «Василек» г. Сальска

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности по разделу:                                      

«Ребенок и окружающий мир»

в группе общеразвивающей направленности детей (6 – 7лет)

                                                        

2013  г.

Тема: «Огонь в природе»

Цель: Способствовать формированию представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способа поведения в них.

Задачи:

  1. Познакомить детей с профессией вулканолог,  принципом и действием работы молниеотвода  при предотвращении опасных ситуаций для жизни человека в окружающем мире.
  2. Уточнить и расширять представления о таких явлениях природы как извержение вулкана, молния и гром, способствовать формированию представлений о многогранности и разнообразии природы.
  3. Воспитывать доброжелательные отношения между сверстниками, интерес к общему замыслу и согласованию действий.

Методы и приемы: игровой  метод; словесный: напоминания, вопросы, беседа, поощрение;наглядный; практический метод.использование ИКТ.

Предварительная работа:рассматривание иллюстраций: извержение вулкана, молния;чтение художественной литературыи рассматривание иллюстраций к произведениям(Л.Н. Толстой «Пожарные собаки»,С.Я. Маршак «Кошкин дом»), использование дидактической игры: «Основные правила пожарной безопасности», беседы, рассказы о профессиях пожарных, экскурсия в ПЧ – 33, в «Поисково-спасательную службу», сюжетно ролевые игры: «Пожарные», «Спасатели».

Словарная работа: вулканологи, молниеотвод        

Материал и оборудование: ноутбук, проектор, экран,  трещотка, 2 стола и 2 листа ватмана, иллюстративный материал из с изображением вулканов, лавы, тучи с молнией, лес, деревья, дома, изображение степи), фломастеры, клей – на каждого ребенка, 2 тарелочки с кружкамипо количеству детей (красного и синего цвета).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, хотите узнать, о чем мы сегодня с вами будем говорить?

Дети: Да

Воспитатель: тогда отгадайте загадку:

Он таким бывает разным - Голубым и рыже-красным,

Ярко-жёлтым и ещё же, Олимпийским быть он может (огонь) (Слайд с огнем)

Воспитатель: Совершенно верно мы сегодня с вами поговорим об огне.

Как вы думаете, могут ли современные люди прожить без огня?

Дети: Нет

Воспитатель: Хорошо, тогда скажите, пожалуйста, для чего человеку нужен

огонь?

Дети: для того чтобы приготовить еду, согреться, чтобы в комнате светло было,

чтобы в космос полететь на ракете, чтобы на машине ездить.

Воспитатель: Совершенно верно, огонь прочно вошел в нашу жизнь и служит человеку.

Воспитатель: Но существует огонь, который человек не разжигает, он сам возникает. Вот послушайте:

Живут сестра и брат:
 Одну всякий видит, 
 Да не слышит, 
 Другого – всякий слышит, 
 Да не видит.

Воспитатель: что это?

Дети: Гром и молния

Воспитатель: Да, существует огонь, в виде такого природного явления как молния во время грозы. (Включить запись грома в сопровождении фото молнии на экране).

Воспитатель: Молния очень опасное явление природы она одним ударом может испепелить дерево, устроить пожар. (Слайд со сгоревшим деревом и домом). Но люди давно придумали, как охранить себя и свое жилище от этой опасности. Американский ученый Бе́нджамин Фра́нклин (Слайд) в 1752 году –это больше чем 260 лет назад изобрел молниеотвод –устройство, устанавливаемое на домах и зданиях и служащее для защиты от удара молнии. Металлический стержень, один конец которого возвышается над крышами домов, а другой проводом соединен с землей. (Обратить внимание детей на слайд со схемой – показать дом и молниеотвод).

Молния находит самый короткий путь: ударяет в стержень и, не причинив никому вреда, уходит по проводу в землю и в земле гаснет как свеча. Молниеотвод часто встраивается в декоративные элементы домов  - флюгеры, на вершине колонн. (Слайд)

Опасна молния для того, кто в грозу находится на ровном открытом месте. Нельзя также во время грозы искать защиты под кроной одиноко стоящего дерева: оно может оказаться тем самым молниеотводом, в который ударит молния. (Слайд с изображение дерева и молнии)

Воспитатель: И правда страшно, когда гремит гром. Оказывается, во всем виноват небесный огонь – молния. Это она вызывает такой шум и треск. Вы, наверное, видели, как на стройке работает электросварщик: он подносит металлический наконечник сварочного аппарата к трубе, тотчас с треском вспыхивает ослепительная искра – маленькая прирученная молния.(Слайд с фото работающего  сварщика). А треск от неё – это слабенький гром. Искусственная молния сварки хоть и невелика, а такая жаркая, что расплавляет сталь. От удара крошки-молнии сварщика защищают брезентовые рукавицы, от ослепительного света – маска с темным стеклом. А на треск сварщик внимания не обращает. Вот и от настоящего грома – никакого вреда. Опасаться надо молнии, которая его породила.

Воспитатель: Как защититься от молнии?

Дети: нельзя пользоваться металлическими предметами и держать их в руках; пользоваться телефоном, находиться возле реки, воды; нельзя стоять на возвышенности, прятаться под деревом.

Воспитатель: Хорошо, давайте теперь посмотрим  на экран, правильно ли вы сказали (слайды с правилами поведения во время грозы)

- Нельзя стоять на возвышенности. Надо найдите самое низкое место, и присесть на корточки.

- Нельзя прятаться под деревом

-Нельзя держать в руках металлические предметы и даже зонтиком не рекомендуется пользоваться во время грозы.

- Надо держаться подальше от водоемов (даже от луж).

-Нельзя пользоваться сотовым телефоном.

Воспитатель: вот, какие вы молодцы, все правильно сказали, и я вам предлагаю поиграть в игру «Горит – не горит».

Я буду называть предметы, а вы, если этот предмет горит, будете поднимать руки вверх и извиваться как языки пламени, а если не горит – надо присесть на корточки и обхватить руками колени. (Слова: бумага, ложка, тетрадь, стекло, мебель, дрова, камень, сухая трава, земля, одежда, шкаф, вода, книги, гвоздь, шторы, бензин и т.д.)

Воспитатель: Молодцы, присаживайтесь, и я предлагаю вам поиграть в другую игру, которая называется «Кросс – вопрос». Здесь спряталась картинка, если мы с вами ответим на все вопросы, то сможем её увидеть.

  1. Как называются люди, которые тушат огонь, спасают людей и дома от пожара? (Пожарные)
  2. Почему работа пожарных нужна людям? (Они тушат пожар в домах, лесах, степях. Спасают людей, их вещи, дома. Помогают людям, попавшим в беду)
  3. Какая у них работа? (Трудная, опасная, тяжелая, но интересная и нужная людям)
  4. Какими должны быть  пожарные? (Смелыми, сильными, отважными, мужественными, находчивыми, решительными…)

  1. Почему они должны быть сильными и смелыми? (Потому, что  они выносят людей из огня, работают в огне, дыму)
  2. По какому номеру вызывают пожарную команду? (0 1)

Воспитатель: Молодцы, ответили на все вопросы, посмотрим, что же за картинка была спрятана. (Слайд с изображением вулкана).

Воспитатель: Ребята, огонь существует ещё в виде такого природного явления как извержение вулкана. Когда вулканы «спят» то мало отличаются от других гор. (Слайд – «спящий» вулкан). Но иногда они «просыпаются» и тогда, начинается сильный подземный гул, из их вершин вырывается пламя, пепел, раскаленные камни. (Слайд).

Всё окутывается дымом, звучат взрывы, а по склонам течет настоящий огненный поток – лава. (Слайд со стекающей лавой)

Лава – это расплавленные, очень горячие камни. Лава поднимается из-под земли по жерлу вулкана, и выброс происходит из кратера. Температура внутри Земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие. Когда куски лавы застывают - получаются новые камни (Обратить внимание на слайд со схемой извержения вулкана)

Воспитатель: извержение вулкана и вытекающей из неё лава -  угроза для всего живого: извержение губит животных и людей, вызывает пожары, разрушает города, деревни и здания. А пепел, который выбрасывает вулкан, если попадет в легкие человеку или животному, то они погибают от того, что им нечем дышать. Облако с пеплом ветер может унести далеко от места, где находится вулкан и рассеять, причинив вред и беду.  (Обратить внимание на слайд с засыпанными пеплом игрушками)

Воспитатель: давайте с вами попробуем изобразить вулкан (дети встают в круг), Саша будет изображать у нас вулкан, а мы с вами – огненная лава и камни.

Проводится игра «Вулкан»

В центр круга, образованного детьми, садится на корточки ребенок-вулкан с трещоткой в руках. Он спит. Затем, начиная греметь трещоткой, медленно встает – просыпается. Остальные дети (садятся на корточки, опускают голову на колени, ладошки соединены перед грудью), затем изображают огненную лаву, и камни с поднятыми над головой руками выполняют наклоны корпуса вправо-влево, топают ногами. Вулкан подпрыгивает, размахивает руками. Вулкан медленно приседает, постепенно засыпает. Воспитатель комментирует действия детей.

Воспитатель: Просыпается вулкан, начинает греметь, клокотать и извергать огненную лаву.

Воспитатель: Он ещё слабый, неуверенный, но он  набирает силу (дети медленно поднимаются, двигают руками  из стороны в сторону, поднимают над головой).

Воспитатель: Огненная лава то вырывается выше, то спускается по склону (приподнимаются на носки, садятся на корточки)

Воспитатель: А теперь вулкан разбушевался (гремит трещоткой,  изображает  мимикой).

Воспитатель: Стал злым, безжалостным (дети лава - резко поднимают руки вверх, опускают вниз). Поочерёдные махи руками вверх-вниз, круговые вращения над головой с приседаниями. Выпады вправо и влево. Махи прямыми руками.

Воспитатель: Вулкан утихает и постепенно засыпает (Дети останавливаются и проходят на места.)

Воспитатель: Но вулканический огонь не только таит опасность для человека, но и приносит пользу. Люди не зря с древнейших времен, несмотря на опасность извержений, селились рядом с вулканами. Почва вблизи вулкана очень плодородна, (Слайд с поселением у вулкана), а горячие источники, которые называются гейзеры (слайд с гейзером),  часто бьют рядом с вулканами, обладают целебными свойствами. Чтобы вовремя оповестить людей о надвигающейся опасности, учёные вулканологи научились предсказывать извержения и предупреждать об этом людей, которые живут рядом с вулканом.  (Слайд с вулканологом).

Вулканолог – это очень опасная, но нужная профессия. А люди этой профессии – настоящие герои своего дела. Они готовы лезть в самое жерло огненной горы, изучать ее ядовитые испарения и пепел (Слайд вулканологи берут пробу пепла), брать пробы лавы при помощи специального оборудования. (Слайд вулканологи берут пробу лавы).

Изучать вулканы очень сложно, наблюдение за ними иногда ведется круглосуточно. Во время извержения они следят за направлением выброса пепла, сообщают данные направления в метеослужбу и авиадиспетчерам, потому, что если пепел попадет в двигатели самолета в большом количестве, они остановятся, и произойдет крушение самолета, и погибнут люди, а так же пепел может налипнуть на лобовое стекло и лишить пилотов обзора.

Изучение действующих вулканов связано с большим риском. Ведь работать приходится в окружении раскаленной лавы и удушливых газов и чтобы уменьшить опасность, вулканологи пользуются специальным защитным  снаряжением. Они носят теплоизолирующую одежду и обувь, которую покрывают слоем алюминия или другого металла, отражающего теплоту. На голову одевают специальные защитные каски. Для защиты от газов  используют противогазы и газовые маски.  (Слайд с костюмом вулканолога)

Хотя вулкан и очень опасное природное явление, но люди научились жить рядом с ними, чтобы не навредить себе и своему здоровью. И в этом им, конечно же, помогают вулканологи.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на тарелочках лежат красные и синие кружочки – каждый возьмите себе только 1 кружок какой вам нравится. (дети делятся на 2 группы)  

Воспитатель:  У кого синий кружок – встаньте возле первого стола – вы будете делать коллаж  на тему «Огонь в природе – вулкан» т.е. вы должны изобразить все, что может случиться во время извержения вулкана.

А у кого красный кружок встаньте возле второго стола – вы будете делать коллаж  – «Огонь в природе – гроза», т.е. вы должны изобразить все, что может произойти во время грозы.

Воспитатель: А наших гостей мы попросим помочь нам в работе.

(Дети вместе с воспитателями - гостямисоставляютколлаж «Огонь в природе - вулкан» и «Огонь в природе – гроза»).

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, что получилось у первой команды. (Так же рассматривают картину 2 команды)

Воспитатель:  Посмотрите, какие замечательные коллажи у нас с вами получились, давайте их повесим в  группе и вечером расскажем  родителям все, о чем мы сегодня с вами говорили.

Воспитатель:  - О чем мы с вами сегодня говорили на занятии?

                          - При помощи чего человек может обезопасить себя и свое                              

                            жилище при грозе?

                          - Как называются люди, которые изучают вулканы?

                           - Что вы узнали, о чем раньше не знали?

                          - Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по разделу: "Ознакомление с окружающим миром", в группе общеразвивающей направленности детей 5 - 6 лет

Конспект НОД по разделу программы М.А. Васильевой "Ознакомление с  окружающим миром", на тему: «В гости к Лесовичку».Интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Социализация»,...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности детей седьмого года жизни «Опасные предметы»

Сформировать у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими....

Индивидуальная адаптированная образовательная программа воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7лет

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и помощи в освоении основной образовательной п...

Индивидуальная адаптированная образовательная программа воспитанника группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7лет

Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для полноценного развития детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание поддержки и помощи в освоении основной образователь...

Конспект ООД художественное творчество (рисование) Тема: «Лиса» (рисование тычком) (группа общеразвивающей направленности детей от 4 до 5 лет)

Цель: учить детей делать тычок жесткой полусухой кистью по контуру и внутри контура;Задачи: формировать умения рисовать гуашью, используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности; передавать в рису...

Образовательная деятельность в группе общеразвивающей направленности детей от 6 до 7лет.

- Закрепить знания детей о благоприятном влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, питания, свежего воздуха, настроения.- Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воо...

Конспект занятия на тему «Добрые дела» Клуб «Доброта» в группе общеразвивающей направленности детей 2-3 лет

Цель: Дать представление детям о доброте.Задачи:Образовательные: Учить детей быть добрыми; учить детей делать добрые поступки; расширять представления о доброте и дружбе.Развивающие: развивать способн...