Конспект занятия в средней группе на тему "Шестиногие малыши"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Сайгина Татьяна Николаевна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shestinogie_malyshi.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №55 комбинированного вида»

Конспект занятия

в средней группе на тему

«Шестиногие малыши»

                                                                                 Подготовила и провела: воспитатель

                                                                                                                   I квалиф. категории

                                                                                                                           Сайгина Т.Н.

Саранск 2017 г.


Цель: Расширять и уточнять знания детей о насекомых, об их характерных признаках; развивать умение видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи; воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Материалы к занятию: Иллюстрации с изображением бабочки, божьей коровки, муравья, пчелы, комара, мухи, гусеницы.

Ход занятия:

1. Мы с вами побывали в гостях и у лесовичка в лесу и по городу гуляли - и везде видели приход весны.

- Расскажите, как вы догадались о ее приходе, по каким признакам узнали весну? (Тает снег и лед, день становиться длиннее, прилетели птицы.)

- А почему птицы от нас улетали? С наступлением холодов попрятались жуки, мошки, гусеницы, которыми питались птицы. А раз они вернулись, значит - …

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех заметить можно. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе.

Каждый ребенок берет небольшой квадрат зеленого, желтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

- Почему насекомые легко прячутся? Потому что окраска у них такая же, как и места, на которых они любят находиться.

-Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Покажите детям изображение кузнечика на зеленой траве, жука-короеда на стволе дерева.)

2. Для того чтобы лучше рассмотреть насекомых, давайте снова обратимся к старичку-лесовичку с просьбой. Пусть он сделает нас на время совсем маленькими, с муравья.

Представьте, что стоите вы на поляне, над головой деревья шумят, под ногами молодая трава. И начинаете вы становиться все меньше и меньше. Вот вы становитесь с кустик, с травинку, с муравья...

- Что вы видите вокруг себя? Трава - как деревья, песчинки - как большие валуны и т.д.

- Посмотрите, кто это идет? Спина красная, на ней черные крути, с каждой стороны по 3 ноги. Это божья коровка.

Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

- Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред?

- А почему божья коровка такая яркая? Ведь ее хорошо видно на зеленом листе, ее любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов.

- Как вы думаете, почему это существо прозвали коровкой? Вот перед нами большая гора, а вокруг бегает огромное количество рыжих «лошадок». Кто тащит «бревно» - иголку от елки, кто гусеницу.

- Как вы думаете, кто это? (Это муравьи.)

В самом начале весны муравейник больше похож на кучу сора и старой хвои, чем на муравейник: ни одного муравья рядом не видно. Но как только сойдет снег, муравьи вылезут погреться на солнышке. После долгого зимнего сна они совсем обессилели и лежат - не шевелятся. У них даже нет сил отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но пройдет еще несколько дней, и муравьи примутся за работу.

Физкультурная минутка.

Муравей нашел былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет...

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом.

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом!

3. Александрова

Посмотрите, по муравейнику прыгает птица. Это дрозд. Он разгребает лапами верх муравьиной кучи, но муравьев не ест. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так минут десять. Многие птицы так поступают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычесывают» все, что там скопилось, а заодно и опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

Вдруг сверху раздался сильный шум: «ж-ж-ж». Летит что-то огромное, лохматое. Кто это? Это пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и очень полезный мед. Пчела тоже ярко окрашена. Как вы думаете почему? Пчела как бы говорит: «Не подходи! Ужалю!»

Смотрите, солнце закрыло желтое облачко. Это крыло бабочки. Оно все покрыто маленькими чешуйками, которые очень важны для бабочки. Если даже некоторые чешуйки будут стерты, бабочка не сможет летать и погибнет. Вы можете рассмотреть эти чешуйки только сейчас, когда вы очень малы и крыло бабочки кажется вам огромным. А когда вы снова станете своего обычного роста, то на крыльях вы увидите просто пыльцу, которая останется на пальцах, если взять бабочку в руки.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьет сладкий сок. Любит бабочка открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что вокруг происходит.

- А где дом у бабочки?

У муравья дом - ... (муравейник)

У пчелы - ... (улей)

Нет у бабочки дома. Дом для нее - каждая шелковистая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка. Да и зачем ей дом, если живет она всего две недели. И если за такое короткое время ей надо узнать целый мир.

Физкультурная минутка.

Дети изображают бабочек, легко «летают» по группе и затем «садятся на цветы» (приседают на корточки). Воспитатель пытается поймать бабочек, но они «вспархивают» у него из-под руки.

Слышите, издалека приближается другой звук: «з-з-з». Издает его существо с очень длинным носом. Кто это? Это комар. Его укусы болезненны и долго зудят. Вообще комары не опасны, но причиняют много неудобств людям и домашним животным.

3. И бабочки, и мухи, жуки никогда не бывают детишками. Они появляются на свет сразу взрослыми. Вот бабочка отложила яйца, много яиц. Часть склевывают птицы, часть унесут муравьи, мухи. А какая-то часть все-таки уцелеет. Из них-то и выйдут гусеницы. Пройдет время, и превратиться гусеница в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка. Зашевелится вдруг неподвижная куколка, лопнет у нее на спине шкурка, появятся сначала крылышки, а потом и вся бабочка. Крылья у нее висят, как мокрые тряпочки. Но пройдет час, другой, и крылья обсохнут. Бабочка пошевелит ими, расправит их и вдруг... полетит.

Если вы на своем огороде увидите беленькую бабочку, знайте: это превредная бабочка. Если их разведется много, то пропадет ваша капуста. Но это не сама бабочка такая жадная, а ее гусеница. Гусеницы очень прожорливы, только и делают, что едят и растут.

4. Как много мы с вами сегодня увидали! И божью коровку, и комара, и пчелу, и бабочку, и муравья. Они все такие разные! Давайте сравним божью коровку и бабочку.

- Чем они непохожи?

- А что у них одинаково?

- Что одинакового у муравья и пчелы?

У них у всех по 3 ноги с каждой стороны. Всего шесть ног. И все они называются насекомыми. Давайте будем всех насекомых обозначать так:

- Каких еще насекомых вы знаете! (Кузнечика, стрекозу, осу, муху.)

- Кто из них вреден человеку? (Те, кто портят растения, переносят заразу, кусаются.)

- Кто полезен? (Те, кто уничтожают вредителей, кто собирает вкусный и полезный мед.)

На прогулке рассмотрите божью коровку и бабочку, накрыв их ненадолго банкой.

Давайте поблагодарим лесовичка и попросим его снова сделать нас большими.

Прочитайте детям: К.Чуковский «Муха-цокотуха», В.Бианки «Муравейник зашевелился», Н.Романова «В конце лета», Н.Сладков «Муравей и сороконожка», Л.Толстой «О муравьях», Ю. Дмитриев «Стреляющий жук», К. Ушинский «Капустная белянка», Г. Ганейзер «Гнездо из бумаги», Н. Сладков «Крапивница и лимонница».

Отгадайте загадки. Объясните, по каким признакам вы догадались, о ком идет речь.

Летит, пищит,

Ножки длинные тащит,

Случаи не упустит:

Сядет и укусит. (Комар)

Жу-жу, жу-жу

Я на ветке лежу,

Я на ветке сижу,

Букву «Ж» все твержу.

Зная твердо букву эту,

Я жужжу зимой и летом. (Жук:)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

 Кто над нами

Вверх ногами

Ходит - не страшится,

Упасть не боится. (Муха)

На поляне возле елок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нем миллион. (Муравейник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ОБЖ в средней группе Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас».

Конспект занятия в средней группе «Опасности вокруг нас». Цель: формирование у  детей  осознанного безопасного поведения в жизни и быту.Задачи:- закреплять знания об источни...

Конспект занятия в средней группе по теме «Овощи и фрукты» (средняя группа)

Конспект занятия в средней группе по теме«Овощи и фрукты» (средняя группа) Цель:Закреплять умение различать овощи и фрукты. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать память, м...

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группе Тема: «Счёт до 5.».

Конспект занятия в средней группе НОД по ФЭМП (математике) в средней группеТема: «Счёт до 5»....

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Цель: расширение и уточнение представлений детей об одежде, обуви и головных уборах. Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ...

Конспект занятия в средней группе “Подарок для Малыша” с использованием нетрадиционных техник рисования.

Тема НОД: “Подарок для Малыша” с использованием нетрадиционных техник рисования. НОД проводила с воспитанниками средней группы МАДОУ детского сада, присутствовало 10 детей 4-5 лет.Продолжи...

Конспект занятия в средней группе "Песня колокольчика." план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Песня колокольчика"...

Конспект занятия в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Показ мод от Бабы Яги» план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Программное содержание:1. Упражнять в образовании относительных прилагательных.2. Формировать у детей чувство ответственности за состояние окружающей среды.3. Удовлетворять детскую любознательность по...