Перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бондарева Мария Александровна

Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, жизненный опыт, и был разработан данный перспективный план.

В соответствии с процессом развития деятельности экспериментирования были поставлены следующие задачи:

-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, через создание проблемных ситуаций;

- подводить детей к формулировке проблемы, анализу ситуации;

-развивать умение планировать свою деятельность, выдвигать гипотезы,   сравнивать, делать выводы:

-помогать накоплению и расширению конкретных представлений у детей о свойствах различных объектов неживой природы;

-способствовать умению обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;

-развивать умения организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяц

Тема

Цель

Как провести

Работа с родителями

Октябрь

1.«Невидимые чернила»

(луковый сок)

2. «Почему не тонет апельсин?»

3. «Много-мало»

4. «Перья птиц»

Выявить вещества, продукты, которые можно использовать для приготовления симпатических (невидимых) чернил;

установить на опытах:

а) концентрацию состава;

б) проявитель, который лучше подходит для данных чернил;

Приготовить чернила разными способами.

Узнать какое свойство кожуры апельсина помогает держать его на поверхности воды.

Выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев.

Дать детям первичное представление о значении перьев в жизни птиц.

Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение

наблюдать и делать словесные выводы.

Почисти луковицу, потри на тёрке, из полученной кашицы выжимаем сок. Возьми белый лист бумаги и пипетку (или кисть). Набери в пипетку немного сока и напиши что-нибудь на бумаге.

Затем дай бумаге хорошенько просохнуть. Надпись исчезла и стала невидимой.

Теперь поставь свечу в центр тарелки и подожги ее. Возьми просохший лист бумаги и подержи его над пламенем

свечи на расстоянии не менее 10 см. Постоянно двигай лист туда-сюда, чтобы он не успел загореться.

Повторить опыт с молоком, крахмалом, йодом

Для этого нам понадобится емкость с водой, два апельсина, лупа.

В емкость с водой сначала опускаем апельсин с кожурой, а затем очищенный апельсин. Что же мы видим?

Апельсин в кожуре плавает на поверхности воды и даже, если очень постараться, утопить его не удается. Апельсин без кожуры утонул! Как же так? Два одинаковых апельсина, но один утонул, а второй плавает!

Взрослый предлагает выяснить, почему растения с крупными листьями необходимо поливать чаще, чем с мелкими. Дети выбирают три растения с разными по величине листьями, проводят опыт, используя незаконченную модель зависимости размера листьев и количества выделяемой воды (отсутствует изображение символа — много, мало воды). Дети выполняют следующие действия: надевают пакетики на листья, закрепляют; наблюдают за изменениями в течение суток; сравнивают количество испаряемой жидкости. Результаты оформляют в виде модели зависимости растений от факторов внешней среды (чем крупнее листья, тем больше они испаряют влаги и тем чаще их надо поливать), достраивают модель изображением нужного символа.

Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру) дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).

Беседа на тему: « Опытно – экспериментальная деятельность в жизни  старших дошкольников».

Цель: Дать представления о том, что опытно – экспериментальная деятельность пронизывает все сферы деятельности дошкольников.

В уголок «Объявления» поместить статью на тему: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Ноябрь

1.        Путешествие по глобусу.

2.        Свойства воды.

3.        О различных агрегатных состояниях воды.

4.        Круговорот воды в природе.

Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмах; о различных состояниях воды.

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Дать представление об основных источниках загрязнения воды, его последствиях. Развивать речь, мышление, любознательность, экологическую культуру.

Глобус

Схема с изображением круговорота воды в природе

Иллюстрации, изображающие использование воды человеком

Оборудование для проведения опытов

Результаты эксперимента по плавучести предметов в воде заносятся в таблицу при помощи знаков  стрелок

Анкетирование родителей. Цель: выявить отношение родителей к поисково – исследовательской  активности детей.

Декабрь

  1. «Свойства снега и льда»

  1. «Дерево не тонет»

  1. «Ознакомление со свойствами стекла»

  1. «Узнаём о снеге»

Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.

Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Активация словаря: опыт, гололед, снегопад, оттепель.

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева. Использовать опыт для нахождения истины.

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева; продолжать учить узнавать и изучать окружающий мир всеми органами чувств.

Закрепить знания о делении деревьев на лиственные и хвойные.

Совершенствовать навыки мелкой моторики, используя разные материалы.

Развивать речь детей через ответы на проблемные вопросы, творческое воображение.

Использовать опыт для нахождения истины.

Воспитывать радость, удовлетворение от хорошо выполненной работы, чувство доброты, сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; формировать умение  выявлять свойства стекла (прозрачность, водонепроницаемость, гладкость, звук, хрупкость и т.д.).

Развивать  память, воображение, мышление, речь.

Воспитывать умение слушать, работать в коллективе

Формировать умение делать выводы, навыки самостоятельного обследования признаков снега;

Продолжать формировать умения устанавливать причинно-следственные связи;

Развивать мотивацию желания исследовательской деятельности

Предложите ребёнку взять снег в руки и рассказать, какой он на ощупь?

Вывод: снег холодный.

Положить снег на белый лист и сравнить их по цвету.

Положить снег на черный лист и спросить, видна ли бумага?

Вывод: снег белого цвета и непрозрачный.

Предложить ребенку взять небольшое количество выпавшего снега в руку и подуть на него. Он рассыпается.

Вывод: снег рыхлый.

Занести снег и лёд в теплое помещение.

Общее: это вода, в твёрдом состоянии.

Кладем снег и лед на черный лист бумаги.

Различие: снег белый, а лёд – прозрачный.

Снег сдувается с ладошки, а лёд ломается.

Различие: снег рыхлый , а лед хрупкий.

Возьмите чашку (лучше прозрачную), наполните ее водой, подберите различные предметы (из металла, дерева, пластмассы). Поочередно опуская их в воду, наблюдайте, что будет происходить. Какие предметы утонут, какие будут плавать. Выводы детей

Оборудование для воспитателя: небольшие стеклянные предметы (шарики разного цвета и формы, бутылочки, баночки, фужеры, стаканы, рюмочки, палочки для проверки звонкости стекла, разделочные доски, разрезные картинки, ширма с картинками лаборатории).

Оборудование для детей: палочки для проверки звонкости стекла, рюмочки, шарики цветные.

Изучение формы снежинок.

Разработана даже специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звёздочки, пластинки, столбики, иглы, град и другие. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров.

Почему бывают снежные узоры на окнах?

Почему же в мороз появляются рисунки на оконном стекле? С одной стороны, сами кристаллики имеют свою структуру, которая определяет рисунок. Кроме того, царапины на поверхности стекла, частички пыли, воздушные потоки помогают "Деду Морозу" создавать красивые узоры на окнах.

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Январь

1. Экспериментирование

«Белый снег»

2. Экспериментирование «Скольжение»

3. Опыт

«Есть ли форма у воды»

Сформировать представление о том, что «белый снег» не означает «чистый снег».

Научить детей решать познавательные задачи, делать выводы, записывать их в дневник.

Активизировать словарный запас(талая, загрязненный, оседает, фильтр)

Познакомить детей с качествами и свойствами льда (хрупкий, холодный, твердый, скользкий, в тепле тает).

Пробуждать исследовательский интерес, любознательность. Знакомить детей со способами обследования.

Развивать связанную речь, отвечать на вопросы фразой, предложением из 2-3 слов.

Воспитывать умение работать самостоятельно, на основе полученных представлений сформулировать правила безопасности со льдом.

Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы.

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования .

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра

Исследование чистоты снега.

Взять чистую баночку, собрать снег из сугроба возле дома. Когда он растает, обратить внимание детей на то что вода в баночке достаточно чистая. Процедить эту воду через марлю, сложенную в 4 слоя. На марле осталась грязь.

Вывод: снег вообще нельзя есть никакой.

Что мы знаем про лёд? Дети перечисляют характеристики льда: твёрдый, холодный, непрозрачный, имеет форму и т.д. Характеристики льда отмечаются на доске так, чтобы характеристики одного свойства были напротив для удобства сравнивания. Например: вода прозрачная, а лед нет, лед твердый, а вода… По ходу работы идёт сравнение: – где сходство, а где – различие. Для демонстрации характеристик воды и льда мы используем прозрачные емкости с водой и льдом, проверяя каждое утверждение. Важно, чтобы прозвучала характеристика льда «скользкий»

Предложите детям рассмотреть кусочек льда (лед - это твердая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы опустим его в стакан, в миску, положим на стол или на ладошку? Нет, в любом месте он остается кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

Пусть ребята нальют воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Опыт можно дополнить следующими наблюдениями: кубик льда, имеющий форму, при таянии превращается в жидкость и растекается по поверхности блюдца.

Консультация на тему: «Соблюдение правил безопасности в процессе организации  экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников».

«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Цель: предложить практические рекомендации, как поддержать интерес детей к опытно – экспериментальной деятельности.

Февраль

1. Игра-экспериментирование

«Дом, в котором я живу»

2. Игра-экспериментирование  «Наша группа»

3. Игра-экспериментирование «Ледяной дом» (Север)

4. Игра-экспериментирование

«Парашют — зонтик»

Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи, придавать работе законченный характер.

Участвовать в коллективном преобразовании, проявлять устойчивое стремление преобразовывать предмет, понимать, что от отношения к работе зависит ее результат.

 Совершенствовать умения работать со снегом, используя необходимые инструменты; участвовать в коллективном преобразовании, проявлять активное стремление преобразовывать объект.

Совершенствовать умения работать с бумагой, доводить работу до конца, использовать знания, приобретенные в ходе поисковой деятельности.

Взрослый предлагает каждому ребенку сделать из подручного материала дом, похожий на тот, в котором он сейчас живет. Уточняет, что из этих макетов зданий в группе будет составлена улица родного города. Рассматривает с детьми обобщенную схему жилого дома. Просит вспомнить характерные особенности собственного жилища и в соответствии с ними подобрать необходимый материал, для работы. Если дети живут в одном доме, то могут вместе строить многоквартирный дом, распределив между еобой обязанности. Основой дома служит коробка, которую можно покрасить или оклеить бумагой подходящего цвета. Окна вырезают из цветной бумаги и наклеивают, двери в подъезд вырезают из коробки, балконы делают из спичечных коробков, которые приклеивают к основной части дома. После выполнения работы все здания располагают в виде улицы города.

Взрослый предлагает детям сделать макет групповой комнаты и подарить его малышам для того, чтобы они учились ориентироваться в пространстве. Развешивает схемы изготовления мебели из спичечных коробков и коробочек от крема, духов и т.д. Составляют план групповой комнаты для ориентации в макете, самостоятельно распределяют обязанности и приступают к работе. Взрослый акцентирует внимание детей на том, что каждый должен выполнить свою работу хорошо, чтобы получить прекрасный результат — красиво и аккуратно изготовленный макет групповой комнаты. В ходе работы проверяет знание детьми свойств бумаги и ее разновидностей.

В ходе предварительной работы взрослый рассказывает о том, в каких домах живут люди на Севере. Предлагает детям принять на себя роль строителей и построить ледяной дом на участке детского сада. Для этого каждый ребенок должен сделать несколько кирпичей из снежного теста (снег и вода). Когда будет готово более 10 кирпичей, можно приступить к сооружению здания: разметить круг диаметром 1,5 м, прочертить борозду и укладывать подготовленные кирпичи. Каждый ряд кирпичей должен содержать в себе на 3—4 кирпича меньше, чем предыдущий (для получения полусферы). Когда здание будет закончено, внутрь нужно внести зажженную свечу, чтобы подтаявшие стены дома прочно скрепились между собой. Постройку можно использовать в течение холодного периода для сюжетных и театрализованных игр

Взрослый предлагает детям вспомнить, какие парашюты им известны. Показывает свою модель, спрашивает, почему возможен прыжок с парашютом, какие свойства воздуха этому способствуют. Все вместе рассматривают парашют, анализируют способ его изготовления. Дети самостоятельно определяют, что для этой модели необходима бумага, палочка, 8 узких тесемок, булавка. Взрослый показывает схему изготовления парашюта — зонтика, дети определяют последовательность действий: на палочку длиной 30 см на расстоянии 10 см от конца наклеить полоску бумаги в 5—-7 слоев так, чтобы получилось кольцо; ниже него сделать второе кольцо из бумаги, но не приклеивать его, так как оно должно скользить по палочке; к подвижному кольцу приклеить 8 узких тесемок длиной 10 см — это стропы парашюта; купол диаметром 20 см вырезать из легкой бумаги; к куполу приклеить оставшиеся концы тесемок; прикрепить купол к палочке тонкой булавкой, под головку которой надеть бусинку.

Фотовыставка «»Мы экспериментируем дома!»

Изготовление  сборника игр для мам и пап   «Сыпь песок, лей водичку»

Игротека-практикум: «Поэкспериментируем!»

Март

Наш мини огород

1.        Способы размножения растений.

2.        Посадка лука.

3.        Посев семян помидоров для выращивания рассады.

4.        Черенкование комнатных растений.

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию растений, учить создавать ситуацию опыта, развивать наблюдательность, умение замечать изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями в которых они находятся; учить связывать причину следствия, правильно строить суждения и делать выводы, закреплять умения правильно отражать наблюдения в рисунке.

Луковицы

Семена

Миски с увлажненной просеянной землей

Лейка

Палочки

Наблюдение за ростом лука и рассады с последующей зарисовкой

Родительское собрание по теме: «Растим любознательных»

Беседа:«Как правильно организовать экспериментальную деятельность дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса.

Практикум: «Организация домашней лаборатории»

Цель: Привлечение к созданию домашней лаборатории, формирование заинтересованности к совместной экспериментальной деятельности с детьми.

Апрель

Космос. Вселенная. Звезды.

1.        Планета Земля – наш общий дом.

2.        Солнце – источник тепла и света.

3.        Полет на Луну

Развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве; объяснить, почему происходит смена дня и ночи и как происходит вращение Земли.

Узнать почему в космосе темно.

Вызвать познавательный интерес к Космосу.

Объяснять происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний.

Выявить действия магнитных сил Земли.

Дети рассказывают, что планета Земля когда-то была раскаленным телом, вокруг нее — холодный космос. Обсуждают, что с ней должно происходить при остывании, сравнивая с процессом остывания горячего предмета (когда предмет остывает, теплый воздух от остывающего предмета поднимается вверх и, попадая на холодную поверхность, превращается в жидкость — конденсируется). Дери наблюдают за остыванием и конденсацией горячего воздуха при соприкосновении с холодной поверхностью. Обсуждают, что произойдет, если будет остывать очень большое тело, целая планета (при остывании Земли на планете начался многолетний сезон дождей).

Взрослый предлагает детям выяснить, как на планете, залитой полностью водой, могли появиться острова, материки (суша). Дети выясняют это на опыте. Создают макет: в емкость, заполненную почвой и камешками, осторожно наливают воду, подогревают ее с помощью взрослого, наблюдают, что вода испаряется (с потеплением климата на Земле воды в реках начали испаряться, реки пересыхали, появлялась суша). Дети зарисовывают наблюдения

Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.

Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.

Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан «иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло»

Оформление папки «Мои открытия»

Совместная работа родителей и детей  по изготовлению макета Солнечной системы, космических кораблей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективные планы по познавательной деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)Кружок “Почемучки”Большое значение для развития личности дошкольника  имеет усвоение им предст...

Перспективный план по здоровьесберегающей деятельности с участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители)

Перспекивный план по формированию основ здорового образа жизни и основ дезовасности со всеми участниками образовательного процесса (дети старшего дошкольного возраста, педагоги и родители)...

Перспективный план продуктивной (конструктивной) деятельности детей 2-го г.ж.

Перспективный план игр-занятий со строительным материаломс детьми 2-го года жизни. Составили:Старший воспитатель Лузина О.А.Воспитатель Мурзина Е.Н.2013годг.СаровПерспективный план строительных и...

Перспективный план по творческой деятельности детей (старшая группа)

Перспективное планирование предоставлены все виды конструирования: конструирование из строительных материалов, конструирование из бумаги, конструирование из природного материала, конструирование...

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы...

Перспективный план содержания организованной деятельности детей в младшей группе по образовательной области «Художественно- эстетическое развитие» (аппликация) по ФГОС

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 6 Капелька» с. Курсавка      Перспективный план содержания организованной деятельности детей в ...

Перспективный план поисково - исследовательской деятельности детей

Образовательная область «Познавательное развитие»Планирование исследовательской деятельности на прогулкев подготовительной к школе группеМесяц1 неделя2 неделя3 неделя4 неделяСЕНТЯБРЬ«...