Перспективные планы по познавательной деятельности. Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)

Кружок “Почемучки”

Большое значение для развития личности дошкольника  имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет  поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.     Это послужило для меня толчком для систематизации занимательных опытов, которые могут сформировать  всесторонне развитую личность.Я подобрала материал, который, на мой взгляд, будет  интересен ребятам.Занимательные  опыты побуждают детей  к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает  развитие двух типов детской  активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим  и активности, стимулируемой взрослым.

Как показала дальнейшая работа с детьми, экспериментальные действия, общение друг с другом оказывают на ребят большое влияние. Дети из пассивных превращаются в активных, любознательных  “почемучек”, упорно добивающихся желаемого результата.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПЛАНЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Для детей старшего дошкольного возраста (5- 7 лет)

Кружок “Почемучки”

Большое значение для развития личности дошкольника  имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение  способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет  поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.                                                                                                                                                                      

Это послужило для меня толчком для систематизации занимательных опытов, которые могут сформировать  всесторонне развитую личность.                                                                                                                Я подобрала материал, который, на мой взгляд, будет  интересен ребятам.                                                                            Занимательные  опыты побуждают детей  к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал обеспечивает  развитие двух типов детской  активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим  и активности, стимулируемой взрослым.

Как показала дальнейшая работа с детьми, экспериментальные действия, общение друг с другом оказывают на ребят большое влияние. Дети из пассивных превращаются в активных, любознательных  “почемучек”, упорно добивающихся желаемого результата.

        

Содержание курса. 1-й год обучения

     Дата

Содержание работы с детьми

Количество

Методическая литература

проведения

занятий

1 блок «Неживая природа»

Октябрь

Ноябрь

Воздух

1. О.В.Дыбина,

Цель:

6

«Неизведанное рядом» (стр.30-

• обнаружить воздух

31, 37,84)

• выявить свойства воздуха

2. О.Колпакова

• определить, что воздух занимает место

«Занимательное

• выявить как образуется ветер

природоведение для малышей»

• обнаружить, что сжатый воздух обладает

(стр. 89).

силой.

3. Т.И. Тарабарина «И учёба, и

Опыты:

игра: природоведение» (стр.

• «Поиск воздуха»

29-30)

• «Что в пакете?»

   • «Загадочные пузырьки»

• «Салфетка в стакане»

• «Пузырьки - спасатели»

• «Ветер в комнате»

• «Надувание мыльных пузырей»

• «Упрямый-воздух»

• «Почему не выливается»

• «Горящие свечи»

Ноябрь

Декабрь

Вода

Цели:

5

1. О.В.Дыбина

• выявить свойства воды

«Неизведанное рядом»

• познакомить с тремя агрегатными

(стр. 28 - 29, 82 - 84)

        состояниями воды (жидкое, твёрдое,

2. Ж/л «Обруч» № 3,2007

        газообразное)

стр. 18

   • познакомить детей с процессом

3. Е.С. Евдокимова Программа

       конденсации

«Воспитание маленького

• познакомить с силой воды.

волжанина»

Опыты:

4. Дж.Андруз

• «Помощница вода»

«100 полезных экспериментов»

• Окрашивание воды»

• Изготовление цветных льдинок»

• «Умная галка»

• «Откуда берётся вода?»

• «Как рождается дождь

• «Насос для полива цветов»

• «Иней»

• Энергия воды»

Магниты, магнетизм

2

1. О.В.Дыбина.

Цель

«Неизведанное рядом»

       • выяснить способность магнита

(стр. .94 - 96)

 • притягивать некоторые предметы

2. Дж.Андруз

 •  выявить материалы взаимодействующие

«100 полезных экспериментов»

      и не взаимодействующие с магнитом

(стр. 37)

3. Л.Н.Прохорова

Опыты:

«Организация экс. деятельности

• «Мы фокусники»

(стр. 43)

• «Волшебная рукавичка»

• «Парящая бабочка»

• «Магнитные силы»

Январь

 1.О.В.Дыбина.

Электричество

2

«Неизведанное рядом»

Цель:

(стр. 98- 100)

• познакомить детей с проявлением

2. Дж.Андруз

         •  статического электричества и возможностью                                  снятия его с предметов

«100 полезных экспериментов» (стр. 39)

Опыты:

• «Волшебники»

• «Чудо - расчёска»

• «Волшебные шарики»

 • «Как увидеть и услышать электричество»

 • «Прыгающие кружочки»

Звук.

Цель:

2

1.О.В.Дыбина.

• помочь понять как распространяются

«Неизведанное рядом»

        звуковые волны

(стр. 102 - 104)

• показать как из разных предметов

2. Дж.Андруз

       извлекать звуки

«100 полезных экспериментов»

(стр. 20)

Опыты:

• «Как распространяется звук?»

• «Стеклянная флейта»

• «Танцующие бумажки»

• Где живёт эхо?»

Февраль

Песок, глина, камни

1.О.В.Дыбина.

Цель:

3

«Неизведанное рядом»

• определить свойства песка, глины

(стр. 32- 34, 89)

• выяснить, что есть в почве для живых

2. Ж/л «Обруч» № 3,2003

       организмов

стр.24; № 3 2007, стр. 16

• познакомить со свойствами камней

3. Н.А. Рыжова «Что у нас под

• учить классифицировать по разным

ногами», стр. 30 - 36, 80 - 85

       признакам

Опыты

• «Что сыплется?»

• «Посадим дерево»

• «Ветер»

• «Волшебный материал»

• «Могут ли животные жить в земле?»

• «Инкубатор для дождевых червей»

• «Какой ты, камень?»

• «Камни бывают разные»

• «Кристаллы»

Живая природа

Март

Растения и животные как живые организмы

4

1. О.В.Дыбина.

Растения

«Неизведанное рядом»

Цель:

(стр. 55 - 63)

• выявить потребность растения в воздухе

• установить, что растения выделяют

кислород

3. Дж.Андруз

• выделить факторы внешней среды.

«100 полезных экспериментов»

       необходимые для роста и развития

(стр. 66 - 67)

       растений (вода, свет, тепло, почва)

• систематизировать знания о циклах

        развития всех растений

Опыты

• «Может ли растение дышать?»

• «Что выделяет растение?»

• «С водой и без воды»

• «На свету и в темноте»

• «В тепле и на холоде»

• «Где лучше расти»

• Лабиринт»

• «В погоне за светом»

• Фабрика питания»

• Что потом?»

Апрель

Строение, значение, функции частей растения

4

1. О.В.Дыбина.

Цель:

«Неизведанное рядом» (стр. 65

• уточнить функцию корней растений

-75)

• установить, что в корнеплодах есть запас

       питательных веществ

• доказать, что стебель проводит воду к

       листьям

• доказать, что с листьев происходит

       испарение воды

• выявить, как происходит процесс

       опыления у растений

• выявить взаимосвязь строения плодов со

        способом их распространения.

Опыты:

• «Для чего корешки?»

• «Как увидеть движение воды через

корешки»

• «Живой кусочек»

• «Выпрямившийся стебель»

• «Вверх к листочкам»

• «Испарение влаги с листьев растений»

• «Почему меньше?»

• «Что чувствуешь?»

• «Что изменилось?»

• «Как пчёлки переносят пыльцу?»

• «Кто поможет?»

• «Зачем крылышки?»

• «Зачем одуванчику парашютики»

Май

Животные

3

1. О.В.Дыбина.

Цель:

«Неизведанное рядом»

• установить зависимость между

       характером питания и некоторыми

       особенностями внешнего вида животных

• установить возможность дыхания рыб в

       воде

• выяснить как кошка языком чистит

    себе шёрстку

Опыты

  1. «У кого какие клювы?
  2. «Дышат ли рыбы?»
  3. «Кошачье умывание»

        

Литература

  1. Дж. Андруз и К.Найтан “100 научных экспериментов”, М, 2007
  2. О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина “Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников”, М, 2002
  3. О.В. Колпакова “Занимательное природоведение для малышей”, М, 2008
  4. Организация экспериментальной деятельности дошкольников (под. ред. Л.Н.Прохоровой)
  5. Н.А.Рыжова “Что у нас под ногами”, М, 2005
  6. Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова “И учеба и игра: природоведение”, Ярославль, 1998
  7. Ж/Л  “Обруч” №3, 2003; Ст. “Где начинается хвост”, с.23
  8. Ж/Л  “Обруч” №2, 2004; Ст. “Экологически”, с.16
  9. Ж/Л  “Обруч” №3, 2007; Ст. “Мы-геологи”, с.16, ст. ”Как рождается дождь”, с.19
  10. Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина”, М, 2012г.



Предварительный просмотр:

Содержание  курса (2-й год обучения)

Месяц

Содержание работы

Кол-во

занятий

Источник

Неживая природа

Октябрь

Воздух

ЦЕЛЬ:

  1. выявить, что воздух обладает упругостью
  2. понять как может использоваться сила воздуха
  3. выявить, что при горении изменяется состав воздуха, что при  охлаждении воздух сужается, а при нагревании расширяется
  4. продемонстрировать существование атмосферного давления

ОПЫТЫ:

  1. “Реактивный шарик”
  2. “Запусти ”ракету”
  3. “Вертушка”
  4. “Прижми полоску”
  5. “Соломенный буравчик”
  6. “Что быстрее”
  7. “Парашют”
  8. “Фитобар”
  9. “Свечка в банке”
  10. “Большие -маленькие”
  11. “Сухим из воды”

4

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с143-с.147

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов” с.22

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина

Ноябрь

Вода

ЦЕЛЬ:

  1. выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий
  2. выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей
  3. узнать, как замерзшая вода двигает камни
  4. познакомить с круговоротом воды в природе
  5. выявить изменения объема жидкости при замерзании
  6. познакомить с процессами очистки воды разными способами

ОПЫТЫ:

  1. “Фильтрование воды”
  2. “Куда делась вода”
  3. “Вода двигает камни”
  4. “Изменение объема жидкости”
  5. “Замерзание жидкости”
  6. “Помощница вода”
  7. “Ныряльщик”
  8. “Соединяющиеся струйки воды”
  9. “Плавающая скрепка”
  10. “Энергия воды”

        4

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с141-с.143

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов” с.32,с.46-47

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина”

Декабрь

Магниты,  магнетизм

ЦЕЛЬ:

  1. выявить материалы, взаимодействующие с магнитами
  2. определить способность металлических предметов намагничиваться
  3. выявить действия магнитных сил Земли
  4. понимать, что “полярное сияние”  - проявление магнитных сил Земли

ОПЫТЫ:

  1. “Мы фокусники”
  2. “Почему движется машинка?”
  3. “Два магнита”
  4. “Необычная скрипка”
  5. “Земля-магнит”
  6. “Необычная картина”

Электричество

ЦЕЛЬ:

  1. понять проявление статического электричества и возможность снятия его с предметов
  2. выяснить, что гроза-проявление электричества в природе
  3. понимать принцип работы электроприбора
  4. понимать, что “полярное сияние”  - проявление магнитных сил Земли

ОПЫТЫ:

  1. “Волшебный парикмахер”
  2. “Как увидеть молнию”
  3. “Почему лампочка светиться?”
  4. “Заклинатель змей”

        3

     

 

     

     

         1

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с94-с.96, с. 152-с.153

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов” с.36

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с. 154, с.99

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов” с.38

Январь

Звук

ЦЕЛЬ:

  1. выявить особенности передачи звука на расстояние
  2. познакомить с простейшим устройством передачи звука на расстояние
  3. выявить причины происхождения низких и высоких звуков
  4. выявить возможности измерения расстояния с помощью звука

ОПЫТЫ:

  1. “Как быстрее?”
  2. “Передай секрет”
  3. “Телефон”
  4. “Поющая струна”
  5. “Почему мышонок не услышал щуку?”
  6. “Как видят летучие мыши?”
  7. “Как услышать сердце?”

2

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”,  с. 157-с.159

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина”

Теплота

ЦЕЛЬ:

  1.  понять  изменение агрегатного состояния вещества в зависимости от тепла
  2. выявить использование в быту изменения агрегатного состояния твердых веществ
  3. выявить изменения тел под воздействием температур

ОПЫТЫ:

  1. “Волшебные превращения”
  2. “Твердые-жидкие”
  3. “Вкусный опыт”
  4. “Как не обжечься?”
  5. “Чем похожи?”

2

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”,  с. 106-с.108

     с. 42

                    Февраль

Земля. Космос

ЦЕЛЬ:

  1. познакомить детей с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха
  2. узнать как расстояние до Солнца  влияет на время обращения
  3. планеты вокруг него.
  4. установить, что удерживает спутники на орбите
  5. узнать, почему в космосе темно

ОПЫТЫ:

  1. “Дневные звезды”
  2. “На орбите”
  3. “Приплюснутый шар”
  4. “Темный космос”
  5. “Прямо или по кругу”
  6. “Далеко-близко
  7. “Чем ближе, тем быстрее”

Свет, цвет

ЦЕЛЬ:

  1. понимать, как можно многократно отразить свет и изображение предмета
  2. узнать из каких цветов состоит солнечный луч
  3. познакомить с механизмом образования цветов как разложением и отражением лучей цвета

ОПЫТЫ:

  1. “Передача солнечного “зайчика”
  2. “Разведчики”
  3. “Разноцветные огоньки”
  4. “Радуга на стене”
  5. “Волшебный круг”
  6. “Небо днем и вечером”

2

2

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”,  с. 166-с.167

            с. 109 - с.110

Дженис Ван Клив                   200 экспериментов

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с149-с.151

Дж. Андруз  “100 научных экспериментов”

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина”

              Март

Кристаллы

ЦЕЛЬ:

  1. Опытным путем понять, как можно вырастить кристаллы

ОПЫТЫ:

  1. “Сладкие кристаллы”
  2. “Соленые кристаллы”

1

Е.С. Евдокимова Программа “Воспитание маленького волжанина”

Живая природа

Строение, значение, функции, видоизменения частей растений

ЦЕЛЬ:

  1. установить связь видоизменений частей растений с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды
  2. выявить зависимость количества испаряемой жидкости от размера листьев
  3. доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу
  4. найти растения, которые могут расти в пустыне и саванне

ОПЫТЫ:

  1. “Куда тянутся корни?”
  2. “Много-мало”
  3. “Запасливые стебли”
  4. “Бережливые растения”

Растения как живые организмы: развитие, размножение

ЦЕЛЬ:

  1. установить что разные растения могут размножаться разными способами

ОПЫТЫ:

  1. “Семечко - растение”
  2. “Черенок - растение”
  3. “Листок - растение”
  4. “Розетка - растение”
  5. “Клубень - растение”

        1

   

     

 

 

        2

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с127-с.129

                                         Апрель-Май

Характерные особенности факторов внешней среды (экосистемы)

ЦЕЛЬ:

  1. установить зависимость факторов неживой природы от живой (богатство почвы от гниения растений)
  2. подвести детей к пониманию, что почва имеет разный состав
  3. выявить способность разных почв пропускать воду

ОПЫТЫ:

  1. “Что есть в почве”
  2. “Как листья становятся питанием для растений”
  3. “Где цветы лучше растут?”
  4. “Что у нас под ногами”
  5. “Где быстрее высохнет?”
  6. “Где быстрее получат воду?”
  7. “Рыхлая почва”

Многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде

ЦЕЛЬ: 

  1. понимать и объяснять зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы
  2. понимать, что живой организм приспосабливается к изменяющимся условиям.
  3. выявить зависимость строения растения от факторов внешней среды
  4. выявить взаимосвязь повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений
  5. выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе
  6. установить, почему во время дождя черви выползают на поверхность
  7. продемонстрировать, как змея меняет кожу
  8. понаблюдать за жизненным циклом мушек

ОПЫТЫ:

  1. “Влажное дыхание”
  2. “Почему в пустыне у животных окрас светлее, чем  в лесу”
  3. “Какие корни у растений тундры?”
  4. “Необычные корни”
  5. “Могут ли растения жить?”
  6.  “Присоски”
  7. “Зачем зайчику другая шубка”
  8. “Как звери меняют шубку”
  9. “Наизнанку”
  10. “Наверх”
  11. “Чем нюхают черви”
  12. “Инкубатор для червей”
  1. “Наблюдаем за букашками”
  2. “Загон для мушек”

2

5-6

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”, с.75-с.78

Н. Рыжова “Знакомим детей с почвой”

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”,         с. 134-с.136

Дженис Ван Клив                   200 экспериментов

Энциклопедия                                 “Биология”

Эволюция

ЦЕЛЬ:

  1. объяснить происходящие в природе изменения, пользуясь полученными ранее знаниями о конденсации
  2. определить, как преобразовались первые живые клетки
  3. выявить, что в продуктах есть мельчайшие  живые организмы

ОПЫТЫ:

  1. “Как появились моря и океаны?”
  2. “Живые комочки”
  3. “Растущие малютки”
  4. “Заплесневелый хлеб”

1

О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина “Неизведанное рядом”,        

с. 137-с.138

Энциклопедия для дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста. «Ржев – город воинской славы!»

Познавательный материал для знакомства дошкольников с городом Ржевом Тверской области и его достопримечательностями...

Перспективный план по развитию цветовосприятия у детей старшего дошкольного возраста по средствам изодеятельности.

Преспективный план разработан для детей старшего дошкольного возраста с общими нарушениями речи....

Перспективный план по тетрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 2015-2020 год.

Перспективный план по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста на 2015-2020 год....

Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

Перспективный  план  по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...

Перспективный план работы для развития речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность

В детском саду серьезное внимание уделяется речевому развитию детей, как одному из важнейших условий полноценного усвоения знаний, формирования различных сторон психической деятельности дошкольника и ...