Статья «Экологическое образование и воспитание детей»
статья по окружающему миру на тему

Возмищева Татьяна Сергеевна

             Сейчас много говорят об охране природы. К сожалению, вынуждены говорить. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили;  там – лугов лишились, там - земля очерствела и не хочет «рожать» хлеб. И никто, как будто, специально чёрным этим делом не занимался. Так и хочется развести руками – мол, само как-то так вышло... Нет не само. А по нашему с вами незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то она и есть земля, чтобы нас ублажать. А про то, что сами мы – часть этой земли, не вспоминали, не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с той самой землёй, на которой мы живём. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землёй и многие сельские жители! И взрослые, и, конечно, дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает, и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то, где-то...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_obrazovanie_i_vospitanie_detey.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Экологическое образование и воспитание детей»

Возмищева Татьяна Сергеевна

Воспитатель I кв. к.,

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО

Свердловская область, г. Асбест

             Сейчас много говорят об охране природы. К сожалению, вынуждены говорить. Деваться нам от этой темы некуда. Там – лес погубили;  там – лугов лишились, там - земля очерствела и не хочет «рожать» хлеб. И никто, как будто, специально чёрным этим делом не занимался. Так и хочется развести руками – мол, само как-то так вышло... Нет не само. А по нашему с вами незнанию, а порой и нежеланию знать. Как ведь жили: земля на то она и есть земля, чтобы нас ублажать. А про то, что сами мы – часть этой земли, не вспоминали, не думали. Не все, конечно. Но тех, кто думал, - горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с той самой землёй, на которой мы живём. Что поразительно: болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с землёй и многие сельские жители! И взрослые, и, конечно, дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает, и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то, где-то...

      А ведь много зависит от каждого из нас. Детей с первых шагов учат добру, состраданию, сопереживанию – маме, друг другу. И с первых шагов нужно учить их любить и беречь природу. Только тогда они будут чувствовать своё единство с ней, ответственность за неё.

       Сформировать человека с новым, экологическим типом мышления можно только с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования является работа с дошкольниками. Именно в этот период у человека формируются представления об окружающем мире, и очень важно, чтобы эти представления включали и понимание существующих в природе взаимосвязей, то есть экологические знания. Элементы экологического воспитания сейчас включаются в программы многих детских садов, однако часто носят разрозненный, случайный характер. Необходимо, чтобы знания по экологической тематике были связаны между собой, составляли единую систему, в которой начальные, более простые этапы обучения, являются базой для последующих, более сложных.

        Экологическое образование и воспитание не ограничивается отдельными занятиями, праздниками, экскурсиями. Должен существовать связанный комплекс экологических знаний, которые получает дошкольник, а все игры, наблюдения, экскурсии, носят «прикладной» характер, служат для усвоения комплекса знаний.

         Одним из главных принципов составления программ непосредственно образовательной деятельности по экологической тематике, должен быть интегрированный подход. Элементы экологических знаний дети могут получить на непосредственно образовательной деятельности по музыкальной деятельности, речевому развитию, труду и так далее.

          В рамках непрерывного экологического образования в работе с детьми я преследую следующие цели: воспитание начальных форм экологической культуры детей; понимание ими элементарных взаимосвязей в природе и особенностей взаимодействия человека с ней;  выработки первоначальных простейших навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Для осуществления этих целей решаю следующие задачи:

  1. Воспитывать у детей любовь к родной природе, способность воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы, формировать представления о природе как величайшей ценности.
  2. Систематизировать знания детей об условиях жизни живых организмов; устанавливать связи между явлениями, причинных зависимостей между жизнью живых организмов и особенностями среды обитания.
  3. Совершенствовать экологическое сознание детей; стремиться к гармонии экологического, эстетического и интеллектуального развития.
  4. На основе осознанного отношения к объектам живой и неживой природы закреплять навыки безопасного поведения в ней; воспитывать чувство ответственности за результат своей деятельности.
  5. Формировать у ребёнка представления о гармоничной взаимосвязи между человеком и природой, ответственности за её сохранение с целью предотвращения угрозы своему здоровью.

        Для решения этих задач использую организационные мероприятия, которые позволяют создать условия для усиленной работы по экологическому воспитанию детей.

         Что может быть приятней, чем гулять с малышом в ещё сохраняющем энергию лета, но уже предчувствующем осень, лесу. Не упускаю случая совместить приятное с полезным. Тем более, что стремление извлечь из прогулки познавательную пользу, может обернуться увлекательным приключением. Любой серьёзный разговор с детьми всегда начинаю со сказки. Например:

           «Жила- была тряпичная кукла. Она была мягкая-мягкая, добрая-добрая и старалась ходить очень осторожно, чтобы не сделать больно травинкам и цветочкам, на которые ей невольно приходилось наступать. Травинки и цветочки поднимались из-под её ног даже не смятые и благодарно шелестели вслед. «Приходи ещё»! Конечно, дети не могут превратиться в лёгкую тряпичную куклу, но ступать осторожно и внимательно глядеть себе под ноги – в их силах. Возможно, тогда дети увидят что- то, чего раньше не замечали.

             Все знают, насколько общение с природой, благотворно для взрослого человека. У ребёнка же все эти процессы происходят во много раз интенсивнее; он буквально впитывает в себя всё происходящее вокруг. К сожалению, для современного городского ребёнка полноценное взаимодействие с природой – вещь практически недоступная. Смена времён года в городе расплывчата, нечётка; растения лишены естественных форм и «закованы» в асфальт. Однако даже в таких условиях, мы должны дать детям возможность приобщиться к природе, пережить природные ритмы, рост и увядание растений. Многое для этого можно сделать на прогулке в детском саду.

              В представлении великого чешского педагога Я.А.Коменского природа – это единство макро – и микромира. Человек – это своеобразный микромир. Он должен научиться чувствовать природу, жить и действовать по законам, которые справедливы для всего живого. В.А.Сухомлинский подчёркивал, что «ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира». Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребёнка, необходимо через обогащение его опыта полными, верными и яркими образами природы.

               Успешность умственного, физического, психического, эстетического воспитания в значительной степени, зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Богатым источником разнообразных ощущений является природа. Роль воспитателя заключается в том,  чтобы поддерживать и сохранить первые и наиболее яркие детские впечатления и, опираясь на них, научить своих воспитанников видеть красоту и разнообразие природы. Исследуя почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых растений, плоды, дети описывают их с точки зрения чувственного опыта: называют цвет, форму и т.д. Предлагаю детям понюхать, потрогать, попробовать на вкус. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, способствует развитию логического мышления. Поэтому я считаю, что очень важны в дошкольном возрасте наблюдения за живой и неживой природой, а также посильная практическая исследовательская деятельность.

                Заметила, что большой интерес вызывают у детей фенологические наблюдения. Дети пытаются найти ответы на вопросы: «Какого цвета почки у различных деревьев и кустарников? Что происходит, когда серёжки становятся рыхлыми? На что похожи серёжки»? Сравнение, выявление сходных и отличительных признаков исследуемых объектов (явлений) природы, способствует активизации мыслительной деятельности детей.

                Предлагаю детям изобразить то, что им удалось понаблюдать в течение дня: озорную синицу и паучка-трусишку, выглядывающего из-под коры старого дуба; весёлый ветерок и ласковое весеннее солнышко.

               «Природа более всего чудесна в малом». Так говорил двести пятьдесят лет назад великий шведский натуралист Карл Линней. Его слова приходят на память каждый раз, когда вглядываешься в замысловатый узор на крыльях бабочки, удивляешься изяществу цветка; радуешься таким, казалось бы, будничным явлениям, как восход солнца, полёт птицы, журчание ручья...

                 Сочетание естественнонаучных знаний с художественным восприятием природы позволяет создать изоэкологический рассказ. Рассказ «Открытые ладошки» побуждает дошкольников к самостоятельному изобразительному творчеству. Предлагаю детям после его прочтения придумать и нарисовать своего героя – бабочку, гусеницу, светлячка, кузнечика; придумать для него реальные или сказочные обстоятельства.

                  Взрослый человек, оказываясь в окружении природы, любуется ею, наблюдает. Ребёнок ещё не способен к наблюдению, поэтому нет смысла привлекать его внимание к происходящим в природе процессам. Но он может почувствовать происходящее иначе, если мы, взрослые, сами будем переживать смену времён года, увядание пробуждение растений, а также выполнять соответствующие каждому сезону работы. Предоставляю детям возможность работать вместе с взрослыми и рядом с инструментами взрослых всегда ставлю детские инструменты.

                   В любое время года на прогулке нахожу для детей интересную и полезную работу. Например, осенью, когда начинают падать листья, готовим с детьми компостную яму. Мы сгребаем листья граблями, складываем их в компост. Обрезаем кустарник, вырубаем поросль у деревьев, перекапываем огород. Дети оказывают мне посильную помощь. Говорю детям, что из обрезанных веточек кустарника и поросли деревьев можно сделать плетень для огорода. И они с большим удовольствием помогают мне изготавливать плетень.

                  Совместная работа детей с взрослыми в саду, на участке или на огороде, даёт им пищу для фантазии во время свободной игры, которая является основным видом деятельности на прогулке. Обеспечиваю их всем тем, что им в игре понадобиться. В первую очередь это куча песка. Для игры с песком у нас есть игрушки, которые находятся в специальной корзине. Предлагаю детям для игры обструганные доски, чурбачки, и мы с детьми начинаем настоящее строительство.

                  Около песочницы растут в траве одуванчики. Они радуют детей своей красотой. И вдруг Алёша, пробегая мимо, срывает одуванчик и бросает его. Беру сорванный мальчиком цветок и зову к себе детей. Даю детям возможность рассмотреть одуванчик. Дети отмечают, что у цветка необыкновенный, яркий, жёлтый цвет («как маленькое ласковое солнышко»); тонкий запах; жёлтую пыльцу; липкий стебелёк – цветоножку; зелёные лапки, которые обхватили цветущую часть растения снизу. А Ирина заметила, что не один цветок, а множество крошечных цветков собралось в корзинке одуванчика. Говорю детям, что из каждого такого цветочка образуется парашютик с семенем. Полетит парашютик, опустит на землю крошечное семя – и из него вырастет новый одуванчик. Дети внимательно слушают, а я продолжаю: «Где только не растут одуванчики! А рвать их нельзя – погубим их будущих деток. Сорвали – прекратилась жизнь, которая никогда не вернётся». Я уверена, что такие беседы, приносят только пользу.

                  Трудно переоценить влияние природы на растущего человека. Своими яркими красками, постоянными изменениями, природа всегда привлекает к себе внимание ребёнка. Их радует появление первой травы, первой бабочки, первых цветов. Подолгу они могут наблюдать за ползущими по лесной тропинке жуками, за полётом птиц.

                  Важно поддерживать пробуждающийся интерес к природе. В нашем детском саду этому уделяется много внимания. Эта тема отражена в групповых родительских собраниях. Систематически провожу развлечения, конкурсы по этой тематике. В каждой группе есть экологические уголки, работает кружок «Юный эколог». Родители помогают мне в организации экскурсий в лес. Во время таких мероприятий, наблюдая с детьми явления природы, учим детей наблюдать за тем, что их окружает и замечать то, что «не бросается в глаза». Одним словом, учим ребёнка «смотреть» и «видеть».

                  Только в тесном сотрудничестве с родителями можно решить очень главную задачу – это воспитание у детей экологической культуры.

       

           

Литература.

 1.Банников А.Г., Флинт В.Е. Мы должны их спасти. М., Мысль, 1982.

 2.Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995

 3.Маневцова Л.М. Мир природы и ребёнок. СПб, 1998.

 4.Михеев А.В. и другие Охрана природы. М., Просвещение, 1981.

 5.Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой. М., Просвещение, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

«Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста»

laquo;Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста»...

Доклад: Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста

Доклад: Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста...

Роль дидактических игр в экологическом образовании и воспитании детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры экологического содержания помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы, осознать уникальность каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человек...

Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей

Тема:  Использование метода моделирования в экологическом образовании и воспитание детей....

Тезисы к статье: « Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста: проблемы и пути решения.

Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление дошкольного учреждения. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка в детский сад.- В современн...

Статья "Экологическое образование в играх детей дошкольного возраста"

Статья "Экологическое образование в играх детей дошкольного возраста"...