Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ
статья по окружающему миру на тему

Раянова Зиля Рависовна

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организации предметно-пространственной среды. Насыщенная предметно-пространственная среда обеспечивает применение разнообразных образовательных технологий и наоборот, образовательные технологии способствуют обогащению и пополнению предметно- пространственной среды. Предметно-пространственная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день.

В целях соединения процессов экологического воспитания и образования в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево МР Илишевский район Республики Башкортостан был разработан и реализован пилотный проект «Экологическая тропа», основной целью которого являлась доказать эффективность использования экологической тропы для продуктивного и интересного построения процесса экологического образования дошкольников, а также исследовать возможность использования различных форм и методов работы на экологической тропе.  Экологическую тропу можно подразделять на ряд функциональных зон – точек, каждый из которых дает определенные знания, умения и навыки. Это – «Метеостанция», «Клен», «Здравушка» – для ходьбы босиком, «Дуб», «Муравейник», «Цветник», в котором растут однолетние и многолетние цветы, «Птичий домик», «Фито-сад» – клумба с лекарственными растениями, «Крестьянский дворик» – деревенский дворик для знакомства детей с домашней птицей и животными, «Озеро с лебедями» – искусственный водоем с обитателями, «Липа», «Лиственница», «Елочка», «Сосна», «Кусты», «Колодец», «Мини-огород», с овощными культурами, «Рябина», «Пасека» с ульями», «Береза», «Зона отдыха» для экологического познания дикой природы.

В целях реализации проекта разработан план работы МБДОУ на экологической тропе, который позволяет выполнить все задачи данного проекта: познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; способствовать познавательному развитию ребенка; развивать нравственные качества, способствовать расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы; развивать экологическую сознательность; воспитывать у ребенка любовь, чувство близости, заботы и бережного отношения к природе и сопереживания всему живому. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologich.proekt_statya.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373.24

ПРОЕКТ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА» КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ  

Раянова З.Р.

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево МР Илишевский район Республики Башкортостан

Zentr.2012@mail.ru

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организации предметно-пространственной среды. Насыщенная предметно-пространственная среда обеспечивает применение разнообразных образовательных технологий и наоборот, образовательные технологии способствуют обогащению и пополнению предметно- пространственной среды. Предметно-пространственная среда окружает ребенка и оказывает на него определенное влияние уже с первых минут его жизни. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности. Однако, чтобы предметный материал, который дается детям в свободное пользование, стал стимулятором, источником исследовательской, поисковой деятельности дошкольников, у них должен быть сформирован минимум знаний и способов действий, на которые можно опереться. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день.

В целях соединения процессов экологического воспитания и образования в МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад» с.Нижнеяркеево МР Илишевский район Республики Башкортостан был разработан и реализован пилотный проект «Экологическая тропа», основной целью которого являлась доказать эффективность использования экологической тропы для продуктивного и интересного построения процесса экологического образования дошкольников, а также исследовать возможность использования различных форм и методов работы на экологической тропе.  Экологическую тропу можно подразделять на ряд функциональных зон – точек, каждый из которых дает определенные знания, умения и навыки. Это – «Метеостанция», «Клен», «Здравушка» – для ходьбы босиком, «Дуб», «Муравейник», «Цветник», в котором растут однолетние и многолетние цветы, «Птичий домик», «Фито-сад» – клумба с лекарственными растениями, «Крестьянский дворик» – деревенский дворик для знакомства детей с домашней птицей и животными, «Озеро с лебедями» – искусственный водоем с обитателями, «Липа», «Лиственница», «Елочка», «Сосна», «Кусты», «Колодец», «Мини-огород», с овощными культурами, «Рябина», «Пасека» с ульями», «Береза», «Зона отдыха» для экологического познания дикой природы.

В целях реализации проекта разработан план работы МБДОУ на экологической тропе, который позволяет выполнить все задачи данного проекта: познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром; способствовать познавательному развитию ребенка; развивать нравственные качества, способствовать расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой природы; развивать экологическую сознательность; воспитывать у ребенка любовь, чувство близости, заботы и бережного отношения к природе и сопереживания всему живому.