ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей " Порхающие цветы "
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Возмищева Татьяна Сергеевна

Тема: «Порхающие цветы»

Возрастная группа: средняя группа (от 4 лет)

Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность

Технология: экологического образования детей дошкольного возраста

Форма организации: групповая

Учебно – методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова, Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С.Н.Николаева, Развитие познавательных способностей дошкольников. Е.Е.Крашенников, О.Л.Холодова, Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов.

Средства:

Наглядные: шкатулка, картинка с изображением бабочки.

Литературные: стихотворение

Для продуктивной деятельности: листы бумаги, краски, баночки с водой, кисточки, цветные листы, ножницы, салфетки, клей.

Мультимедиа: презентация, запись музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon porhayushchie_tsvety.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей

" Порхающие цветы "

Воспитатель: Возмищева Татьяна Сергеевна

ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 52» АГО

Тема: «Порхающие цветы»

Возрастная группа: средняя группа (от 4 лет)

Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность

Технология: экологического образования детей дошкольного возраста

Форма организации: групповая

Учебно – методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О.В.Толстикова, О.В.Савельева, Т.В.Иванова, Юный эколог. Система работы в средней группе детского сада. С.Н.Николаева, Развитие познавательных способностей дошкольников. Е.Е.Крашенников, О.Л.Холодова, Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов.

Средства:

Наглядные: шкатулка, картинка с изображением бабочки.

Литературные: стихотворение

Для продуктивной деятельности: листы бумаги, краски, баночки с водой, кисточки, цветные листы, ножницы, салфетки, клей.

Мультимедиа: презентация, запись музыки.

Цель: создание условий для формирования у детей систематических знаний по экологии.

Задачи:

познакомить с новым видом бабочек  дать детям представление о разнообразии бабочек, жизнедеятельности некоторых видов бабочек, (с их особенностями, внешним видом).

Развивать умение различать разновидности бабочек, активизировать и обогащать словарь детей (бабочка листовидка, хоботок, личинка, куколка).

Взаимосвязи насекомых с цветущими растениями (пьют нектар, опылят растения).

Способствовать воспитанию любви к природе, бережное отношение к насекомым.

Пополнение и активизация словарного запаса детей

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Предварительный этап

Сюрпризный момент.

Стук в дверь. Педагог приносит шкатулку. Ребята давайте посмотрим, что находится в шкатулке. Педагог достает фотографию с изображением бабочки.

Педагог продолжает:

Порхающие цветы - такое поэтическое название бабочки заслужили потраву. Замысловатые узоры на тончайших крыльях, радующие глаз сочетания ярких красок - природа в очередной раз проявила незаурядное дизайнерское мастерство, создав столь дивные существа.

Педагог использует в образовательной деятельности художественное слово:

Спал цветок и вдруг проснулся

Больше спать не захотел

Шевельнулся, встрепенулся

Взвился вверх и улетел (бабочка)

Педагог спрашивает ребят: а вы хотите попасть на остров где живут бабочки.

 Тогда давайте ребята давайте закроем глаза и переместимся на остров бабочек в Таиланд и представим, что, происходит на острове.

Чем они питаются? Как живут бабочки? Как размножаются?

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о бабочках?

Ответы детей: (летают, маленькие, хрупкие)

Проявляют интерес

Вступают в диалог

Вступают в диалог

Отвечают на вопросы

Этап осмысления

Ознакомление

Педагог предлагает:

 Ребята давайте рассмотрим бабочку, из каких частей она состоит?

Показ слайдов мультимедиа (иллюстрации изображения бабочки)

Ответы детей (голова, туловище, крылья)

Педагог продолжает:

От  других насекомых  бабочек отличает, прежде всего, четыре больших крыла с ярким запоминающим рисунком. Окраска и рисунок крыльев - важнейший признак вида бабочек, которые насчитывают около 140 тысяч видов.

У каждой бабочки причудливость окраски крыльев зависит от цвета и расположения чешуек, покрывающих крыло со всех сторон.

Показ слайдов: иллюстрации чешуек бабочки.

Кроме того, на крыле находятся бесцветные чешуйки, преломляющие световые лучи - это придает окраске металлический блеск. В тоже время нижняя поверхность, а иногда и форма крыльев призваны скрывать бабочку от постороннего глаза, как на пример у обитающей в тропических лесах Юга - Восточной Азии бабочки - листовидки. Показ слайдов - иллюстрация с бабочкой листовидки.

Педагог спрашивает у детей: Ребята, как вы думаете, зачем бабочки нужно быть похожим на листок, цветок или ствол дерева.

Педагог делает вывод:

Правильно так  они защищаются от врагов. Это их защитная окраска или предупреждающая, что эта бабочка ядовита для других насекомых.

Педагог продолжает: Давайте рассмотрим другие части бабочки.

 Голова, глаза, грудь, брюшко, передняя пара ножек, у бабочек укорочена и покрыта густыми волосками - для бабочек это орган вкуса.

Педагог задает вопрос: Ребята, а вы знаете что, представляет собой  орган вкуса у человека?

Правильно – язык.

Педагог продолжает: Обратите, внимание на тоненький свернутый в спираль хоботок этим хоботком она сосет нектар, он похож на маленький шланг. Когда она хочет, есть, она его разворачивает и глубоко вводит в цветок. Таким образом, бабочка сосет нектар.

Внимательно слушают

Отвечают

Внимательно слушают

 

Вступают в диалог

Проявляют интерес

Отвечают на вопросы

Дети проявляют познавательную активность

Обобщение

Педагог предлагает детям:

 Ребята а, сейчас мы с вами проведем эксперимент и  изготовим бабочку из наших красивых красок. Желтой, фиолетовой, розовый и оранжевой.  Альбомный лист бумаги сложить пополам, затем развернуть лист и на одну половину листа капнуть пятно краски. После этого складываем лист пополам. Открывая, получаем оттиск бабочки. У всех получились разные разноцветные бабочки.

Педагог проводит физкультурную минутку:

Ребята, а сейчас все со своими бабочками подойдите ко мне.  

Посмотрите какая, красивая у нас поляна, как много цветов!

 И сейчас мы с вами поиграем. Ваши бабочки должны найти такой цветок, который соответствует цвету вашей бабочки.

(Цветы расположены в разных частях группы).

 Звучит музыка.

Педагог использует художественное слово:  

Мы бабочки пеструшки

Не знаем мы труда.

Резвимся и летаем,

Нам весело всегда

Несемся в высоту

Порхаем и кружимся,

Резвимся на лету

Вот солнышко садиться

Проходит летний день

И бабочки пеструшки

Ложатся спать скорей

Педагог объясняет правила игры:

Дети перелетают с цветка на цветок и прикасаются к цветку. Когда музыка прекращается, дети возвращаются к педагогу. Игра повторяется 2-3 раза.

(Дети возвращаются на стульчики)

Осуществление практической деятельности преобразующего характера: наблюдают, сравнивают по форме, классифицируют, делают выводы. Продуктивная деятельность детей

Двигательная деятельность детей

Систематизация

Педагог спрашивает:

Ребята, как вы думаете, для чего мы летали  от цветка к цветку?  

Ответы детей.

Педагог делает вывод: Правильно, бабочки их опыляют и от этого растения получаются цвет плоды, семена. Если бы не было насекомых (бабочек, пчел, мух) не появились плоды яблони вишни и другие растения.

Педагог продолжает: А, как выдумаете, как бабочки размножаются?

Воспитатель предлагает детям посмотреть презентацию слайдов:

Показ иллюстраций по периоду появления от личинки до бабочки.

Педагог продолжает: сначала бабочка откладывает личинку на листке или коре дерева, проходит некоторое время и из личинки появляется гусеница. Ей необходимо много питаться листвой, чтобы вырасти. Когда гусеница вырастает, она изготавливает, куколку. Проходит небольшой период времени и из куколки появляется бабочка.

Дети вступают в диалог

Дети отвечают на вопросы

Делают самостоятельно заключения, исходя из полученного опыта

Дети проявляют познавательный интерес

Этап совершенствования

Педагог интересуется у детей: - Ребята, а вы хотите. Чтобы у нас появился свой остров бабочек в группе?

Педагог продолжает: Тогда я вам предлагаю взять по разноцветному листу бумаги и вырезать свою бабочку. (Дети подходят к столам, на которых приготовлены сложенные пополам листы цветной голограммной бумаги и вырезают бабочек)

 Звучит спокойная музыка.

Педагог подходит к приготовленной поляне и прикрепляет свою вырезанную бабочку и приглашает всех детей поместить своих бабочек!

Отвечают на вопросы

Продуктивная деятельность детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей. Квест-игра «Осень. Осенние признаки»

Цель: создание условий для формирования у детей систематических знаний по экологии в игровой форме.Задачи:- Продолжать воспитывать у детей интерес, любовь и бережное отношение к природе.- Продолж...

Технологическая карта организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «Весенняя песочница»

Возрастная группа: средний возраст (4-5)Форма проведения НОД: познавательно-исследовательская деятельностьТехнология: здоровьесберегающаяФорма организации: подгрупповая...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей «Дом прав»

Данная разработка содержит технологическую карту НОД по теме "Дом прав" для детей дошкольного возраста от 6 лет...