Проект "Ай, да Масленица!"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Панова Светлана Алексеевна

 Россия богата своими народными праздниками: самые любимые и известные — это снежное и морозное Рождество, светоносное торжество Пасхи, весенне-летняя Троица, солнечный радужный день Ивана Купалы. Народным праздником является и ранневесенняя Масленица, указывающая дорогу весенним и солнечным дням, «Масленица» - большое народное гулянье в конце зимы. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ay_da_maslenitsa.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Паспорт проектной работы

Название проекта

«Ай, да Масленица!»

Автор проекта

Воспитатель МАДОУ №25 «Солнышко» С.А. Панова

Актуальность проекта

   Россия богата своими народными праздниками: самые любимые и известные — это снежное и морозное Рождество, светоносное торжество Пасхи, весенне-летняя Троица, солнечный радужный день Ивана Купалы. Народным праздником является и ранневесенняя Масленица, указывающая дорогу весенним и солнечным дням, «Масленица» - большое народное гулянье в конце зимы. Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься да песни попеть. Глубокие нравственное начало содержит чин покаяния в день Прощеного воскресения. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси.

   Непосредственное участие детей в празднике оставляет более полное и глубокое представления о нем. Дает детям возможность понять всю глубину, широту и глубокий смысл этого веселого и немножко грустного праздника.

   Образовательная работа в ДОУ этнокультурной направленности даёт детям колоссальный эмоциональный заряд, а это обостряет наблюдательность и восприятие, обогащает чувственный опыт, и, следовательно, формирует неподдельный интерес к таким этнокультурным явлениям, как народные праздники.

Цель проекта

Формировать представление о народных традициях у детей  дошкольного возраста путем погружения в атмосферу праздника Масленица, приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать общему развитию детей и формированию национальной культуры детей  через воспитание любви и развитие интереса к настоящему и прошлому родной страны, родного края.

Задачи

Обучающие:

Развивающие:

Воспитывающие:

Обучающие:

  • формировать представление детей и их родителей о традиционной русской культуре, знакомить с историей и традициями русского народа на примере праздника Масленица;
  • познакомить с русским народным фольклором, связанным с празднованием Масленицы (песни, заклички, частушки, сказки, игры)
  • познакомить с традиционным русским укладом, традиционной национальной одеждой, изделиями народного промысла.
  • познакомить с блюдами традиционной русской кухни.

       Развивающие:

  • способствовать развитию интереса к истории родной страны, обычаям и традициям в жизни людей, к обрядовым русским праздникам;
  •  развивать поисковую деятельность, творческую активность;
  • развивать интерес к русскому народному фольклору и желание принимать активное участие в проведении тематических развлечений, досугов, НОД;
  • развивать коммуникативные навыки, формировать умение помогать друг другу, общаться друг с другом,
  • активизировать творческий потенциал родителей, привлечь их к активному сотрудничеству с ДОУ.

       Воспитывающие:

  • воспитывать нравственно-патриотические качества, основанные  на знании русских традиций, гордость за свой народ;
  • воспитывать уважение к прошлому и культурно-историческим ценностям русского народа, желание сохранить и приумножить богатства своего народа;
  • воспитывать  интерес и любовь к русскому национальному фольклору, эмоциональное сопереживание и желание участвовать в игре-действии.
  • ориентировать родителей воспитанников на приобщение детей к своей национальной  культуре в семье,  на воспитание у детей уважения и интереса к  культурно-историческим ценностям родной страны.

Участники  проекта

Педагоги, дети, родители.

Продолжительность проекта

Две недели

Продукт проектной деятельности

Фольклорный праздник «Ай, да Масленица».

Поэтапная деятельность по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности

Приложение 1

Модель трех вопросов

Приложение 2

Системная «Паутинка» по проекту

Приложение 3

Предполагаемые образовательные результаты проекта

  • Реализация проекта позволит объединить усилия ДОУ и семьи для успешной социализации ребенка и формирования устойчивого интереса к народной культуре, ее материальным и духовным ценностям.
  • Приобщение детей к традиции проведения народного праздника Масленица  даст им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
  •  Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
  • Повышение познавательного интереса к родной истории.
  • Дети знают  и с удовольствием поют народные песни, частушки, узнают народные мелодии, рассказывают потешки, сказки.
  • Дети умеют играть в подвижные народные игры, с удовольствием участвуют в тематических развлечениях, НОД, используют полученные знания в самостоятельной и совместной деятельности.
  • Дети имеют представление о народном быте, традиционной одежде, народной кухне.
  • Дети и родители с удовольствием согласны дальше работать в данном направлении.

Перспектива проекта

Данный проект доступен к реализации и может использоваться в работе с детьми педагогами ДОУ, родителями. Также могут быть использованы в педагогической практике и отдельные составляющие данного проекта (подвижные игры, пальчиковые игры, конспекты, презентации и другие материалы).

   Можно использовать данный проект как основу для ежегодного проведения Масленичной недели, а также как образец для создания подобных проектов, основанных на изучении истории традиций и обрядов как нашей страны, так и нашего родного края (с учетом национально-регионального компонента и национального состава детского коллектива ДОУ.

Приложение  2

Что мы знаем?

Что хотим знать?

Что сделать, чтобы узнать?

Приложение 3

Системная паутинка по проекту

Изобразительная деятельность

Рисование: «Румяные блинчики», «Расписная посуда», коллективное «Колесо счастья».

Лепка «Скоморохи», «Дрессированный медведь».

Аппликация коллективная в технике «Ладошки» «Солнце ясное», декоративная аппликация «Украшаем салфетки, рушники, скатерти».

Игровая деятельность

Хороводные, подвижные игры. См. приложение.

Коммуникативная деятельность

Беседа о Масленице.

Просмотр слайдов, рассказ воспитателя, ситуативный диалог педагога с детьми.

Просмотр мультфильмов «Ишь ты, Масленица», «Масленица» из сериала «Смешарики», «Русская Масленица».

Музыкальное восприятие

Частушки о Масленице, см. приложение.

Слушание русских народных мелодий.

Музыкальная игра – имитация «Балалаечники».

Тема «Ай, да Масленица»

Двигательная деятельность

Пальчиковая игра «Солнышко». Подвижные игры, см. приложение.

Восприятие художественной литературы и фольклора

Масляничные заклички, пословицы, поговорки, скороговорки.

Сказки про Масленицу, загадки. См. приложение.

Самообслуживание и элементарный бытовой труд

Украшение группы к празднику.

Накрываем праздничный стол.

Конструирование

Конструирование из бумаги «Солнышко».

Конструирование из салфеток «Кукла масленица».

Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта

Этапы

Содержание деятельности

педагога

Взаимодействие  с детьми

Взаимодействие с  родителями

Взаимодействие

со специалистами

Сроки

1.Подготовительный

2.Основной  

3. Заключительный

  • определение цели и задач проекта;
  • подбор и изучение материала, пособий, литературы по теме;
  • определение основных направлений работы над проектом;
  • составление плана основного этапа проектирования;
  • подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;
  • создание предметно-пространственной развивающей среды, связанной с тематикой проекта.
  • составление сценариев развлечений, конспектов НОД, консультаций для родителей;
  • подбор аудиозаписи народных песен и мелодий, нотного материала;
  • подбор библиотеки с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы русского народа.
  • информирование родителей о предстоящем мероприятии;
  • индивидуальные консультации родителей по участию в ходе реализации проекта и заключительном праздничном мероприятии.

  • Организует непрерывную образовательную деятельность.
  • Организует совместную деятельность педагога с детьми (игры: хороводные, подвижные, сюжетно-ролевые); изодеятельность; музыкальная деятельность; чтение художественной литературы.
  • Создает условия для самостоятельной деятельности детей (игровой, творческой, двигательной, исследовательской).
  • Подбирает методы и приемы для реализации проекта:

- беседы;

- рассказ взрослого;

- рассказы детей из личного опыта;

- игры;

- слушание музыкальных произведений;

- чтение художественных произведений;

- просмотр картин, фотографий, презентаций;

- продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование).

  • Обогащает знания,  развивает умения и навыки детей по теме проекта.
  • Деликатно контролирует.

  • Обобщает полученные результаты проекта и подводит итоги.

  • Оценивает знания, умения и навыки, полученные в ходе проекта.

  • Выставка семейных работ.

  • Фотоотчет по проекту.

  • Модель трех вопросов (приложение 2).

  • Мотивирует детей на ту или иную деятельность (игровая, двигательная, продуктивная, познавательная).
  • Мотивация на самостоятельную деятельность в уголках развития.
  • Оказание помощи в распределении по группам в игровой деятельности
  • Взаимодействие с детьми по системной паутинке.

  • Рефлексия по итогам проекта (чему научились, что понравилось в ходе проекта, кому можем рассказать, показать?). Что хотим еще узнать, чему научиться?

  • Информирование родителей о начале проекта, ознакомление с целями и задачами.
  • Привлечение к созданию предметной развивающей среды.

Домашняя творческая мастерская (рисунки, аппликации, поделки – кукла Масленица) для оформления группы и выставки.

Предложить родителям вместе с детьми поучаствовать в городских Масленичных гуляниях.

Написать и принести семейные рецепты блинов и традиционных праздничных блюд русской кухни, которые готовят в семье.

  • Фотоотчет по проекту.

  • Совместная работа с музыкальным руководителем ДОУ по подбору музыкального репертуара

  • Проведение праздника «Ай, да Масленица».

13.02 – 17.02.17

20.02 – 24.02.17.

24.02.17.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Праздник Масленица"

Цель проекта:знакомство учащихся  с народным праздником Масленица;воспитание любви к своей Родине;развитие смекалки, выносливости;формирование навыков культурного поведения...

Презентация по проекту "Широкая Масленица".

В данном материале представлена итоговая презентация работы по проекту "Масленица"....

Проект развлечения Масленица

Фольклорный праздник...

Образовательный проект "Широкая масленица"

Цель: повышение интереса к традициям русского народа(праздник Масленица). Задачи: 1.Познакомить детей с русским обрядовым праздником Масленица. ".Развивать художественно-творческую деятельность.3. Фор...

Тематический проект "Широкая Масленица"

Материал для проведения тематической недели к празднику " Масленица" в оздоровительном учреждении....

Проект реализации части ООП – «Художественно – эстетическое развитие», формируемой участниками образовательных отношений подготовительной группы. Тема проекта« Веселая Масленица»

Задачи проекта для  педагогов:Познакомить детей с  происхождением праздника,  с его традициями, обычаями;Вместе с детьми нарядить Масленицу;Повторить   какие  русские нар...

Методическая разработка сценария фольклорного праздника "Масленица хороша- широка её душа!" для детей старшей и подготовительной групп детского сада - финальный этап проекта «Широкая Масленица».

В сценарий  праздничного концерта "Масленица хороша- широка её душа!" включены народные песни, игры и хороводы, основанные на русском народном фольклоре. В продолжение всего праздника и...