«Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России» По учебно- методическому комплекту «Добрый мир. Православная культура для малышей»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ли Ольга Михайловна

Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный областной университет

Духовно – просветительский культурный центр

им. просветителей славянских Кирилла и Мефодия

ПРАКТИКО - ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ

Занятие на тему:

«Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России»

По учебно- методическому комплекту «Добрый мир. Православная культура для малышей»

Выполнила:

воспитатель МАДОУ №26

Зарайского района

Ли О.М.

Москва 2014

Тема: Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России.

Прогулка пятая. Птицы.

Цель: Духовно-нравственное воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям России.

Задачи: Развивать умения воспринимать качества и свойства предметов окружающего мира.

Расширять представление детей о мире природы, как творении Божьем.

Формировать познавательную активность в установлении причинно-следственной связи в иерархической зависимости в контексте православного мировоззрения.

Учить сравнивать предметы по их функциональной принадлежности, развивая умения отвечать на вопросы: «почему, для чего, как? » на основе христианской картины мира.

Воспитывать у детей нравственные чувства милосердия: милосердия, сострадания, сопереживания.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами. Рассматривание птиц на прогулке. Творческое задание «Слушаем, угадываем, рисуем».

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Художественное творчество».

Материал для занятия: презентация «Птицы», диск

Для рисования – бумага форматом А-4, кисточки, краски гуашь.

Для лепки: трафареты птиц, стеки, пластилин, салфетки, клееночки.

Оригами. Бумага, схема.

Оздоровительные моменты на прогулке по теме

 «Перелетные и зимующие птицы осенью».

Цель.

Закреплять и расширять представление детей о зимующих и перелетных птицах. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающей природе.

Воспитатель. Ребята, прежде чем вам рассказать о ком сегодня пойдет речь, я попрошу вас отгадать загадки.

- Он по-рабочему одет-

Удобно, просто, ловко,

На нем красный берет

И пестрая спецовка

(Дятел)

- Грудка ярче, чем заря,

У кого? (У снегиря)

- Угадайте, что за птица

Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится-

Собирает крошки,

А потом на ветку - прыг

И чирикает: «Чик-чирик»

(Воробей)

- Как лиса среди зверей,

Эта птица всех хитрей.

Прыгает она у дома,

А зовут ее? (ворона)

«Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите! » (птицы)

Воспитатель. Молодцы ребята. Да, сегодня мы поговорим о птицах перелетных и зимующих. Но прежде, чем мы начнем нашу прогулку, давайте сделаем гимнастику для глаз.

Зрительная гимнастика

«Сова»

В лесу темно,

Все спят давно.

(закрыть глаза)

Одна сова не спит,

На суку сидит,

(открыть глаза)

Вовсе стороны глядит.

Да как полетит!

(движения глаз влево - вправо)

Воспитатель. А теперь ребята, давайте прогуляемся по нашему участку и понаблюдаем за птицами. Много деревьев у нас на участке, сюда прилетают разные птицы. Давайте остановимся и послушаем, как они поют. Ой, посмотрите, воробьи купаются в песке! Воробей – это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека (отсюда её видовое название «домовый»). Купаясь в песке, воробьи чистят перья и избавляются от паразитов. По народной примете подобная песчаная процедура предвещает дождь.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

С. Есенин

Воспитатель. А вон и синички на ветках поют свои песни. Ребята, а откуда синицы слетаются к жилью? Где они жили летом?

Дети. Летом синицы жили в лесах, парках, садах.

Воспитатель. Какую пользу приносят синицы?

Дети. Поедают вредных жучков, личинок, насекомых на деревьях.

Воспитатель. Правильно, ребята. Истребление вредных насекомых во все времена года - это и есть основная польза, которую приносят птицы, в том числе и наша маленькая синичка, но синицы - самые полезные из птиц, обитающих в России. Только одна синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Синиц даже прозвали акробатами.

- Как вы думаете, за что?

Дети. Потому что синицы очень ловкие, они могут забираться в любую щель. У них очень цепкие коготки и они могут лазить по деревьям в поисках насекомых даже вниз головой.

Воспитатель.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

А. Барто

Воспитатель. Ребята, как мы называем этих птиц?

Дети. Зимующие.

Воспитатель. А куда же делись птицы, которые жили у нас летом?

Дети. Они улетели в теплые края.

Воспитатель. Ребята, а почему птицы улетают в теплые края?

Дети. Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых.

Воспитатель. Верно. У птиц длинный, долгий путь. Редкие остановки на подкрепление и отдых. Журавли летят клином. Цапли и гуси – шеренгой, утки летят линией, скворцы и дрозды летят скученной стаей. (Воспитатель показывает картинки)

Воспитатель. А как же называются эти птицы?

Дети. Перелетные.

Упражнение «Отгадай и присядь»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

Физминутка «Птицы»

(загибаются пальцы обеих рук)

Пой–ка, подпевай-ка,

Десять птичек – стайка,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое перышко.

Эта – зяблик,

Эта – стриж,

Эта – развеселый чиж.

Ну а эта – злой орлан,

Птички, птички, по домам. (руки за спину)

Подвижная игра «В дятла» Хрестоматия №2 стр.72        

Играющие выбирают участника на роль дятла. Вместе с дятлом дети подходят к дереву и поют:

Ходит дятел по пашнице,

Ищет зернышко пшеницы,

Не нашел и долбит сук,

Раздается в лесу стук:

Тук-тук, тук-тук!

      После этого дятел берет палку и, считая про себя, стучит по дереву задуманное им количество раз. Кто из игроков первый правильно назовет число ударов и столько раз обежит вокруг дерева, тот становится новым дятлом, и игра повторяется.        

Дыхательная гимнастика «Подуй на перышко»

В холодную сырую погоду птицам трудно отыскать себе корм. Насекомые попрятались, семена растений от дождя намокли, попадали на землю. Для птиц, которые останутся с нами зимовать, наступает тяжелая пора — холод и голод. Птицы чаще всего привлекают наше внимание. Сколько радостных минут дарят они людям своим пением и красотой! Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог, то был бы мир с безмолвными лесами и уничтоженными урожаями. Самое простое, что может сделать каждый из нас, чтобы сохранить птиц – это покормить птиц создать для них искусственные гнездования.

Прилетела к нам синица

Села прямо под окном.

Эту маленькую птичку

С нетерпением мы ждем.

И чтоб ей полегче было,

(Ведь исчезли червячки)

Для нее кусочек сала

Мы повесим на сучки.

Снегири, синицы

На ветвях как зимние цветы!

Мы для них в кормушках

Принесли немного доброты.

Н. Маслова

Дети развешивают кормушки сделанные своими руками и говорят добрые слова.

Ход образовательной деятельности:

  1. Вводная беседа.

 Воспитатель:- Ребята, прежде чем начать новую прогулку по дням творения, давайте вспомним с вами, как называется книга, в которой рассказывается о Боге?

Дети: (Библия)                                                                                                

Как возник наш мир, рассказывается в этой книге. Мир сотворил Бог. Бог

очень добрый. И  Он сотворил мир, чтобы мир тоже был добрым.

Воспитатель:- Что сотворил бог в первый день?

Дети: День и ночь.    

 Воспитатель:- Что сотворил Бог во второй день?

Дети: Небо - облака и воздух.  

Воспитатель:- Что сотворил Бог в третий день?

Дети:  Землю, воду и растения.

Воспитатель:- Что сотворил Бог в четвертый день?

 Дети: Солнце, луну и звезды.

2.Чтение стихотворения: «Пятый день». Хрестоматия №2 стр.62

 Воспитатель:-  мы с вами продолжим увлекательную прогулку по дням творения. Я хочу прочитать вам стихотворение

 «Пятый день».

Было тихо над землей,

 Лишь волной шумел прибой.

Сотворил Господь в день пятый

 Рыб и птиц для нас с тобой.

В океане голубом

Кит, дельфин, карась и сом

Обрели с тех пор свой дом.

Птицы радуются в небе,

Занимается заря.

Они песней славят Бога,

За любовь благодаря.

  1. Беседа по стихотворению.

Воспитатель: Что сотворил Бог в пятый день?

Дети: В пятый день Бог создал рыб и птиц, мелких насекомых: разноцветных жуков, бабочек, веселых стрекоз.

Воспитатель: Кого из творений Бог поселил в морях, океанах, речках?

Дети:  В океане голубом кит, дельфин, карась и сом обрели с тех пор свой дом.

Воспитатель: О чем поют птички на заре?

 Дети:  В океане голубом кит, дельфин, карась и сом обрели с тех пор свой они песней славят Бога за любовь благодаря.

4.Слушание песни П. И. Чайковского «Песня жаворонка» (Слушанье музыки диск «Добрый мир: песня № 19)

5.Беседа «Кого из творений мы видели на наших прогулках».

6.Чтение стихотворения  «Весной» Хрестоматия №2 стр.62

Я пройдусь по лесам,

Много птичек есть там;

Все порхают, поют,

Гнезда теплые вьют.

Я пройдусь по лугам,

Мотылечки есть там;

Как красивы они

В эти майские дни!

7.Беседа по стихотворению.

Воспитатель: Каких птичек мы видели на прогулке?

Дети:  на прогулке мы видели воробья, синицу, ворону.

Воспитатель: Где живут птички?

Дети: Птички живут в гнездах.

Воспитатель: Что делают птички?

Дети: Птички порхают, поют, вьют гнезда.

8.Загадывание загадок.

Сегодня мы с вами поговорим о птицах. И начинаем  мы нашу прогулку с отгадывания загадок про птиц. Если вы отгадаете загадку правильно, отгадка появится на экране.

Маленький мальчишка

В сером армячишке,

По дворам шныряет,

Крохи собирает.

(Воробей)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит? (Дятел)

Носит серенький жилет,

Но у крыльев – черный цвет.

Видишь, кружат 20 пар

И кричат: «Карр! Карр! Карр! »

(Вороны)

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова)

Вертится, стрекочет, весь день хлопочет.

(Сорока)

Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица…

(Грач)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец,

А зовут его… (Скворец)

Синяя косынка,

Темненькая спинка.

Маленькая птичка,

Звать ее … (Синичка)

Молодцы! С этим заданием вы справились хорошо.

9.Физкульминутка «Птицы»

Мы с вами сейчас немного отдохнём.

Птицы. Физ. минутка

Быстрый клюв, (Повернуть голову влево, вправо)

Зоркий взгляд, (Показать на глаза)

Любим есть мух, (Показать как кушают)

Певчий отряд. (Показать на рот)

Крыльев взмах, (Руки в стороны, помахать)

И - полет, (Ходят по кругу)

Мы в небесах, (Вытянуть вверх руки, потянуться)

Машем – Вперед! (Вытянуть руки перед собой, потом в стороны и помахать)

10.Чтение стихотворения «Хлопотливая птичка» из хрестоматии №2 стр.65

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет:

То соломку тащит в ножках,

То пушок в носу несёт.

Птичка домик сделать хочет,

Солнышко взойдет, зайдет –

Целый день она хлопочет,

Но и целый день поет.

Ночь холодная настанет,

От реки туман пойдет,

Птичка – душенька устанет,

Спит и петь перестает.

Но чуть утро – птичка снова

Песню звонко заведет;

Весела, сыта, здорова

И поет себе, поет.

11.Беседа по стихотворению

Воспитатель: Какую птичку называют хлопотливой?

Дети: Которая все время трудится, заботится.

Воспитатель: Что делает птичка; для кого?

Дети: Птичка домик сделать хочет, для своих деток.

Воспитатель: Какое настроение у птички: грустное или веселое?

Дети:  Веселое настроение – она поет целый день.

Воспитатель: Почему же она поет, если у нее так много забот?

Дети: Птичка заботится о гнездышке для будущих птенчиков, потому радуется, что им будет хорошо в гнездышке.

Воспитатель: А ваши родители радуются, когда заботятся о вас?

Дети: Да, ведь они нас любят.

Воспитатель: Кто научил творения заботиться о своих детях?

Дети: Бог. Он создал все живое с любовью и повелел заботиться друг о друге.

Воспитатель: В чем заключается забота родителей о детях?

Дети: Они нас кормят, одевают, учат.

12.Викторина о птицах.

Воспитатель:

1. Чем покрыто тело птиц?

Дети: перьями.

Воспитатель:

2.Какие птицы прилетают с юга первыми?

Дети: грачи.

Воспитатель:

3.Какую птицу называют лесным доктором?

 Дети: дятел.

Воспитатель: Следующий вопрос: об этой ночной хищной птице рассказывают много небылиц, считают ее вестником беды. Кричит она действительно страшно. Но птица эта – истребитель грызунов, а значит – наш большой друг. И зовут ее…

Дети: это сова.

13. Рассматриваем рисунок «Сова» хрестоматия №2 стр.67

14. Беседа по рисунку.

Воспитатель: Кто на нем нарисован?

Дети: Сова.

Воспитатель: Видели ли вы такую птицу?

Дети: Нет. Она летает ночью.

15. Играем в молчанку  «В сову» хрестоматия №2 стр. 77

Один из играющих изображает сову, остальные – мыши. Сова выкрикивает: «Утро!» - и тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «день» - мыши продолжают двигаться. Затем сова говорит: «Вечер!» - тогда мыши начинают ходить вокруг неё и петь:

Ах, ты, совушка – сова,

Золотя голова,

Что ты ночью не спишь,

Все на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают и стоят не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и веселыми гримасами пытается рассмешить. Тот, кто засмеётся или сделает какое – либо движение, из игры выбывает.

16. Творческая мастерская (за столами, звучит аудиозапись голосов птиц)

Рисование птиц: акварельными красками.

Пластилинография птиц.

 

На этом наша прогулка закончилась. Вы сегодня показали, как много вы знаете о птицах, какие вы любознательные.

Список используемой литературы:

        

1.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2.- с.62, , 65, 77.

2.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – с.74

3.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Маршруты духовного краеведения для детей во внеучебной работе. Методическое пособие. – с.46 -49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста на основе УМК «Добрый мир. Православная культура для малышей» "Моё имя"

В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...

Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию на тему:«Птицы на ветках» для воспитанников подготовительной группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир» Л.Л. Шевченко).

Представленый материал - это результат окончания курсов повышения квалификации  "Добрый мир. Основы духовно-нравственного воспитания в дошкольных образовательных организацях". Занятие...

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию "Дорога Добра" Тема: «Дорога добра» (по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»)

Тема: «Дорога добра»Цель: Воспитание духовно – нравственной культуры детей на основе этических норм поведения.Задачи:Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное ...

Занятие на тему: «Православный храм» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый Мир»)

Занятие на тему:«Православный храм»для воспитанников старшей группы Цель: Дать детям представление о православном храме, познакомить с внутренним устройством православн...

ПРИЗЕНТАЦИЯ К Занятию на тему: «Православный храм» для воспитанников старшей группы (по учебно-методическому комплекту «Добрый Мир»)

Занятие на тему:«Православный храм»для воспитанников старшей группы Цель: Дать детям представление о православном храме, познакомить с внутренним устройством православн...

Развитие и воспитание у дошкольников личности гражданина России: приобщение к традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе в интересах человека, семьи, общества и государства.

Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он п...