Проект «Птицы – наши друзья», посвященный Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Рулькова Марина Николаевна

Все хорошее в людях – из детства.

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить.

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души.

(Н. Луконин).

 

        Любовь к малой Родине начинается с любви к природе. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям нужно именно в дошкольном возрасте. Потом, поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее, если они не правильно сформированы, необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание дошкольников, как основы формирования гуманной, нравственной  личности.

 Проект посвящен Году экологии в РФ и Птице года 2017 - буроголовой гаичке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_ptitsy_-_nashi_druzya.doc231 КБ
Microsoft Office document icon prilozheniya_k_proektu_o_gaichke.doc372 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казённое общеобразовательное учреждение

"Рассветовская средняя общеобразовательная школа"

МО Лодейнопольский район

ПРОЕКТ

«Птицы – наши друзья»,

посвященный Году экологии в РФ

и Птичке года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк.

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Рулькова М.Н.

                     

                                           

                                           

п.Рассвет

2017 г.

Содержание

  1. Паспорт проекта  ..........................................................................................   стр. 3
  2. Актуальность  ................................................................................................  стр. 4
  3.  Цели и задачи  ...............................................................................................  стр.5
  4. Принципы реализации проекта
  5. Условия реализации проекта..................................................................  стр.6
  6. Предполагаемый результат...................................................................  
  7. Ресурсное обеспечение проекта.......................................................  стр.7
  8. Этапы реализации проекта ...................................................................   стр.8
  9. Примерное  содержание  и формы работы с детьми  в процессе реализации проекта...............................................................................   стр. 9
  10. Примерное  содержание работы с родителями  в процессе

реализации проекта

  1. Рефлексия деятельности.......................................................................  стр.10
  2. Информационные источники ..............................................................  стр.11
  3. Приложения

 

Паспорт проекта

Наименование

проекта

Проект «Птицы - наши друзья» воспитанников группы компенсирующей направленности МКОУ "Рассветовская СОШ"

Назначение

проекта

Проект разработан на основе Адаптированной образовательной программы (АОП), Примерной образовательной программы ДО «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой/ , посвящен Году экологии в РФ и птице года 2017 - буроголовой гаичке - пухляк. Проект предназначен для расширения знаний дошкольников о птицах в целях воспитания экологического сознания и культуры.

Срок реализации проекта

Январь - 1 неделя, апрель - 1 неделя;  

Разработчик

проекта

Воспитатель группы - Рулькова М.Н.

Направление

проекта

Проект определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей дошкольного возраста 6-7 лет и направлен на формирование общей экологической  культуры.

Вид проекта:   

долгосрочный, групповой, поисково - творческий

Продолжительность проекта:

Зима, весна (два периода по 1 неделе)

Участники проекта:

Дети подготовительного возраста группы, родители воспитанников,  воспитатели группы и учитель-логопед  

Возраст детей

 6-7 лет.

Основная образовательная область:

«Познавательное развитие», направление -  экологическое воспитание с интеграцией всех ОО

                                  Характеристика проекта:

По продолжительности:

долгосрочный;

По содержанию

экологический;

По доминирующей деятельности:

смешанный, практико–ориентированный (присутствуют элементы информационного, творчески - игрового, познавательного аспектов);

По характеру содержания:

ребенок  + семья + природа;

По количеству участников:

15 детей, 15 родителей, 2 педагога группы, учитель-логопед, педагог-психолог, муз. руководитель, инструктор по физо;

По характеру участию ребенка в проекте:

участник от зарождения идеи до получения результата;

По характеру контактов:

внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей и социумом.

  Актуальность проекта.

Все хорошее в людях – из детства.

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить.

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души.

(Н. Луконин).

 

        Любовь к малой Родине начинается с любви к природе. Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям нужно именно в дошкольном возрасте. Потом, поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее, если они не правильно сформированы, необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание дошкольников, как основы формирования гуманной, нравственной  личности.

        Учитывая, что государство одним из приоритетных направлений ставит вопрос об охране окружающей среды, экологическая грамотность, бережное и заботливое отношение к природе, стали аналогом выживания человека на нашей планете. Таким образом, экологическое образование и воспитание дошкольников  - актуальная и главная задача на современном этапе, особенно в Год экологии.  

         Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное  значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Самоценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.

         Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования. Результативность деятельности в системе дошкольного образования дает хороший задел для последующих за ней ступеней системы экологического образования.

         Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом населенном пункте можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в   процессе   проектно-исследовательской  деятельности. Если ребенок хотя бы раз в дошкольном возрасте участвовал в исследовании окружающих объектов, то успех в дальнейшей учебе в школе обеспечен. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

         Приоритетное направление в работе  нашей группы: познавательно-речевое развитие дошкольников. В рамках проекта решается задача познавательно-речевого развития детей через экологическое воспитание.

          Тема проекта «Птицы - наши друзья»  выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться, ведь доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.  В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым, пробуждая нравственные чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. И мы, взрослые должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о  птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.

       

Проблема.  А что мы можем сделать для птиц? Как привлечь птиц на территорию детского сада?

Главная цель проекта.  Создание условий для формирования у дошкольников   экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы - птицам. 

Целеполагание. Только  при совместном взаимодействии с семьей при использовании разных форм, методов и приемов работы: наблюдений, бесед, экологических игр, чтения художественной литературы экологического содержания, включения труда в природе в повседневную жизнь, мы можем добиться формирования  общей экологической культуры  у детей дошкольного возраста, и бережного отношения к представителям животного мира – птицам.

Задачи. 

Познавательное развитие:

  • Формировать у детей элементарные представления о птицах (характеристика, внешние признаки птиц  способы передвижения,  особенности внешнего строения, позволяющие летать);
  • Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
  • Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
  • Изучение детьми объектов живой природы - зимующих и перелетных птиц во взаимосвязи со средой обитания;
  • Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия;
  • Развивать и стимулировать познавательную активность детей.

Речевое развитие:

  • Развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазии;
  • Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений;
  • Упражнение в словарной работе по теме;
  • Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.
  • Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам;
  • Побуждать к творческой деятельности.

Нравственное воспитание:

  • Воспитывать желание заботиться о птицах ближайшего окружения;        
  • Повышать степень участия родителей в формировании экологической культуры детей.

Принципы реализации проекта:

  • Планомерность, систематичность, последовательность формирования знаний  у детей.
  • Тесная взаимосвязь теоретических сведений с конкретными практическими действиями (деятельностный подход).
  • Воспитательная ценность знаний и умений.
  • Поиск согласия в решении главных вопросов, поддержка индивидуализации воспитанников.
  • Осознанная  деятельность всех участников педагогического проекта.  

Методическая работа в рамках проекта:

  • изучение детской и познавательной литературы по теме проекта;
  • повышение профессионального уровня в области методики приобщения детей к экологическим наблюдениям и обучению рассказыванию;
  • самоанализ собственной педагогической деятельности;
  • внедрение инновационных  формы организации детской деятельности таких как, акции, квест-игра, флеш-моб;
  • оформление проектной работы для практического применения педагогами и распространения опыта.             

Условия реализации проекта:

  • заинтересованность педагогов ОУ, детей, родителей воспитанников;
  • регулярность, системность организации работы;
  • создание материально-технических условий, использование электронных ресурсов и мультимедийного оборудования.

        

Критерии эффективности проекта:

  • рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта;
  • взаимодействие педагогов и родителей воспитанников  на основе открытости, взаимообогащения, установления доверительных и творческих контактов;
  • реализация преемственных связей со школой и социумом.

 

Предполагаемый результат:

  • Воспитание любви к природе (через прямое общение с ней, восприятие её красоты и многообразия мира птиц).
  • Формирование нравственных качеств личности, сопереживание, сострадание к бедам родной природы (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).
  • Формирование  грамотного экологического сознания, умения защищать природу и бороться за её сохранение (через практическую общественную деятельность).
  • Овладение навыками экологически безопасного поведения в природе на основе знакомства с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.
  • Формирование стремления к исследованию объектов природы (птиц), умения  делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, вести наблюдения за объектами живой природы - птицами.
  • Формирование умения различать  и называть характерные признаки разных времен года.
  • Закрепление представлений о птицах: условиях жизни домашних и лесных птиц и их детенышей-птенчиков, классификацию птиц  (птиц полярных  районов Земли, птиц жарких стран, зимующих и перелетных). У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить птиц на полезных и вредных,  и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
  • Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей.

Возможные риски:

  • Взрослые будут на мероприятиях соблюдать правила поведения в природе, а в жизни не всегда.
  • У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных ситуациях поступать, по отношению к природе,  хорошо, а в других плохо.

Ресурсное обеспечение проекта

     Материально-техническое

  • авторские мультимедийные презентации;
  • информация в СМИ;
  • уголок природы в группе;
  • игротека;
  • видеотека;
  • методические и дидактические пособия, картотека.
  • участок детского сада;
  • экологическая тропа.

Учебно-методическое.

  • Пособия и оборудование в методическом кабинете ОУ: иллюстрации,

коллекции открыток, картины  художников с изображением птиц;

  • Парциальная программа по экологическому воспитанию Николаева С.Н.

«Юный эколог»;

  • методическая литература по экологическому развитию дошкольников;
  • методическая литература по речевому развитию детей.

Система работы по проекту включает:

  • создание предметной среды - художественная литература, иллюстрации,  атрибуты, игрушки, настольно – печатные и    дидактические игры, самодельные альбомы родителей и детей;
  • совместную деятельность педагога и детей – наблюдение, беседы, опыты, дидактические игры, игры – занятия, вечера досуга, тренинги, конкурсы рисунков;
  • работу с родителями – создание наглядного и письменного материалов-презентаций, самодельных альбомов, организация совместных досугов.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный.

  • Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Перспективное планирование проекта.
  • Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
  • Составление паспорта проекта
  • Подбор детской художественной литературы для чтения
  • Подбор презентации для просмотра
  • Подбор сюжетных картинок и иллюстраций

II этап – основной (практический).

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о птицах в соответствии с запланированными мероприятиями перспективного комплексно-тематического плана.
  • Поисково-исследовательская работа дошкольников вместе с родителями и педагогами.
  • Проведение с детьми бесед, игр.
  • Чтение художественной литературы детям.
  • Рассматривание картин, рисование рисунков, просмотр видеофильмов и презентаций

III этап – заключительный.

  • Оформление результата проекта в виде презентации.
  • Организация и участие родителей выставке «Лучшая столовая для птиц» - январь месяц, «Лучший скворечник для птиц» - апрель месяц.
  • Проведение итогового мероприятия «Праздник птиц» 1 апреля.

Примерное  содержание  и формы работы с детьми  в процессе реализации проекта.

1. Игровая деятельность:

  • Дидактические игры.
  • Настольно-печатные игры.
  • Театрализация.
  • Подвижные игры.
  • Упражнения на дыхание.
  • Моделирование  игровых ситуаций;

2. Познавательная деятельность:

  • Формирование целостной картины мира.
  • Чтение художественной литературы.

3. Беседы, интервью.

4. Решение проблемной ситуации.

5. Наблюдение за птицами.

  • Экскурсии по экологической тропе
  • Целевые экскурсии на участке

6. Труд в природе, ручной труд.

7. Коммуникация.

8. Творческое рассказывание.

9. Художественное творчество:

  • Рисование.
  • Лепка из пластилина, глины.
  • Аппликация.

10. Музыка.

11. Работа с родителями.

  • выставки рисунков и поделок;
  • беседы,  консультации, родительские собрания;
  • привлечение родителей к книжным  выставкам по теме;
  • открытые просмотры для родителей НОД с детьми по данной тематике;
  • участие в выставках совместных рисунков детей и родителей по теме;
  • участие в экскурсиях;
  • размещение в уголке для родителей статей, материалов, папок – передвижек;
  • участие  в создании детской книжки—малышки;
  • участие  в изготовлении кормушек, скворечников для птиц;
  • участие в акции «Птичья столовая» , «Накормите птиц зимой», «Встречаем, в гости приглашаем»,        

Примерное  содержание работы с родителями  в процессе реализации проекта.

  • Рекомендации на совместные прогулки.
  • Совместно с ребенком изготовить кормушку, скворечник.
  • Заучивать стихи о птицах, загадывать загадки про птиц.
  • Рассматривать птиц на иллюстрациях в книгах журналах, энциклопедиях.
  • Оформление подборки книг о птицах.
  • Просмотр видеороликов, презентаций в сети интернет.
  • Изготовление книжек, оформление рассказов, творческих работ детей.
  • Участие в конкурсах в ОУ, экологических акциях.
  • Участие в интернет конкурсах и викторинах.

Примерное  содержание работы с педагогами  в процессе реализации проекта.

  • Представление плана и паспорта проекта, с целью внесения дополнений.
  • Поисковая деятельность в рамках проекта.
  • Разработка материалов по теме проекта.
  • Презентация проекта  «Птицы – наши друзья» на педагогическом часе в ОУ.

Рефлексия деятельности.

  • Работа в рамках проекта позволила раздвинуть горизонт участия каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий.
  • Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение среди родителей и коллег.
  • В условиях реализации проектной деятельности дети научились:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперимент;

- делать выводы и умозаключения;

- доказывать и защищать свои идеи;

- сочинять сказки, истории о птицах, и творчески их оформлять.

  • Проблему дети решали путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности.
  • Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Показатели сформированности экологической культуры ребенка. 

  • 80% детей показали  высокий уровень развития познавательной деятельности, практических навыков помощи птицам зимой; приобрели потребность в общении с представителями мира птиц; в проявлении доброты и чуткости, милосердия и бережного отношения ко всему окружающему.
  • Дети проявляют инициативу в решении экологических проблем ближнего окружения; проявляют интерес к условиям жизни птиц, оценивают их состояние с позиций "хорошо - плохо";
  • С желанием участвуют в экологически ориентированной деятельности. Эмоционально реагируют при встрече с птицами, пытаются передать свои чувства в доступных видах художественного творчества.
  • Проявляют готовность оказать помощь, нуждающимся в ней.
  • Контролируют свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Информационные источники:

  1. Акимушкин И. «Мир животных». М.: Мысль, 1989 г.
  2. Бианки В. «Птичьи разговоры». Детская литература, 1978 г. 4. А. Э. Брем. «Жизнь животных», том 6. Птицы. Под ред. В.Д.Ильичева, А.В.Михеева, - М.: «Просвещение», 1986.
  3. Боголюбов А. С., Жданова О. В., Кравченко М. В. Определитель птиц и птичьих гнѐзд средней полосы России. — Россия: Экосистема, 2006.
  4. Волина В. Учимся играя. М.: Новая школа, 1994.
  5. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию». Санкт-Петербург, 2004 г.
  6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В. Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М., 2005 г.
  7. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом» М., 2002 г.
  8. Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
  9. Иванова А.И. «Живая экология»  М., 2006 г.
  10. Кондратьева Н.Н. «Мы»: Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, 2000 г.
  11. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.- 80 с.
  12. Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» М., 1999 г.
  13. Пришвин М. «Гаечки», «Этажи леса»
  14. Теплюк С.Н. «Игры-занятия на прогулке с малышами» Москва, изд-во «Мозаика-синтез». 2014г.
  15. Шорыгина Т.А. «Зеленые сказки»  М., 2002 г.
  16. Интернет - ресурсы.

                                       

 



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Информационная справка проекта

Буроголовая гаичка, или Пухляк – птица 2017 года.

Союз охраны птиц России избрал птицей 2017 года один из видов синицы - буроголовую гаичку-пухляк.

В 2017 год, объявленный в России Годом особо охраняемых природных территорий и Годом экологии, забота о буроголовой гаичке поможет нам всем не только формировать экологическую культуру населения, но сохранить окружающий мир для людей и птиц.

Пухляк - это разновидность синиц. В наших парках и лесах живут семь видов синиц: большая синица, лазоревка, московка, князёк, хохлатая, длиннохвостая синица (ополовник), буроголовая гаичка (пухляк).

Пухляк — по размерам чуть меньше большой синицы, но по массе тела легче вдвое: длина 13,3 см, масса около 10 г. Пухляком его назвали за манеру сильно распушать оперение в холодную погоду. 

Это одна из самых многочисленных птиц России. Всего по данным зимних учетов в лесах Европейской России зимой насчитывается около 20-25 миллионов буроголовых гаичек. Всего же их в России, вероятно, в 5-7 раз больше. Удивительное совпадение – оказывается, что по численности пухляков в России примерно столько же, сколько людей…

Несмотря на свое хрупкое сложение, она может быть символом успешного противостояния трудностям: эта маленькая птичка зимует не только в средней полосе Европейской России, но и в Якутии, на «полюсе холода», где нередки морозы до минус 50 градусов.

Внешний вид

Верхняя часть головы - чёрная, остальное оперение верхней части тела, а также крылья и хвост - серые, щеки, грудь и живот - белые.

Местообитание и ареал распространения

Пухляк – оседлая птица. Предпочитает хвойные и смешанные леса. Распространён по всей лесной зоне, кроме Кавказа и Южных Курил, местами в лесотундре и лесостепи.

Вне стран бывшего СССР: Западная Европа, Монголия, Северный Китай и Япония.

Особенности поведения

Пухляки очень подвижны: ни минуты не посидят спокойно. Их черные глазенки зорко высматривают добычу, и ни одна щёлка или трещинка в коре и ветвях дерева не останется без осмотра.

В морозные зимние ночи пухляки прячутся в дупла или забираются под снег, в пустоты под корнями, под снежные шапки на ветвях.

Главное их умение - находить и расклевывать убежища насекомых и соплодия с семенами.

Синицам в их зимней жизни помогает еще одна способность – «подвешиваться» на ветвях сбоку и снизу, в том числе вниз головой, прицепившись на согнутых лапках и крепко ухватившись коготками. Это позволяет им осматривать ветки со всех сторон и находить убежища насекомых.

Песня — “ци-ци-ци”, крик — звонкое “циээ” или “дзее”.

Питание

Пухляк - насекомоядная птица. Его основной корм в природе - насекомые и пауки. Осенью, зимой и весной возрастает доля растительной пищи (семена различных растений).

При сильном морозе птицы без еды и дня не проживут. Поэтому каждая синица делает огромное количество укромных кладовочек. Эти запасы в кладовочках общие: кто найдет, тот и съест.

Пухляки посещают кормушки, устроенные людьми, если они находятся вблизи леса, и всю зиму могут питаться семенами подсолнуха.

Места гнездования

Пухляки устраивают гнездо в дупле, которое располагается на высоте от 1 до 3 м над землей.

Как правило, они сами выдалбливают себе небольшое дупло в гнилых пнях или обломанных деревьях с мягкой, гнилой древесиной.

Дупло выдалбливает самка, на что у нее уходит от 8 до 25 дней. Самец во время работы подруги интенсивно поет, сопровождает ее всюду, вдохновляя на труд. Кроме того, он охраняет гнездовую территорию от соперников и пришельцев.

Выщипанную древесину птички относят и бросают в стороне от дупла, чтобы не привлекать хищников (горностая или ласку), которые, пробегая по земле, могут унюхать дупло по стружкам и, когда появятся птенчики, унести их себе на завтрак.

Если самим сделать дупло не удается, они занимают дупла дятла.

Поселяются пухляки и в искусственных дуплянках или домиках, сделанных из досок, если их развесить в лесу.

Гнездо

Когда будет готово дупло, самка строит в нем теплое гнездышко. Для строительства гнезда она использует мох, травинки, чешуйки коры деревьев и большое количество шерсти зайца, лисицы, лося и домашних животных.

Самочка откладывает по одному яичку в сутки. Обогревать яйца она начнет, когда отложит все 8-10 яиц. Для птиц очень важно, чтобы все птенцы вылупились одновременно и в один и тот же день вылетели из гнезда.

Яйца белые с буроватыми пятнышками, часто различной величины (длиной до 16 миллиметров).

В течение лета пухляки выводят птенцов только один раз, но в случае гибели гнезда, как правило, гнездятся повторно.

Птенцы

Насиживает яйца только самка. Самец носит самке корм, но немного, больше она кормится сама. Родители кормят птенцов в гнезде от 18 до 21 дня и около 2 недель после вылета.

Птенцов выкармливают исключительно насекомыми, принося корм к гнезду до 20 раз в течение часа.

Вылет птенцов приходится на конец июня — первую декаду июля.

Своих отпрысков, когда они вырастают родители прогоняют. Молодежь стайками кочует по лесам, а к зиме присоединяется к паре взрослых – но не своих родителей. С ними проводит зиму, весной же взрослые выгоняют их со своего участка, и молодым приходиться искать для гнездования другую территорию.

Продолжительность жизни пухляка в природе обычно не превышает 5 лет.

Численность пухляков, зимующих на территории Европейской России, снизилась за последние три десятилетия более чем на четверть. Причины этого снижения не до конца ясны; вероятнее всего – это массовые вырубки таежных лесов и изменения климата. Влажные зимы с оттепелями пухляки переносят хуже, чем снежные и морозные.

Пухляк уничтожает большое количество вредителей леса (жуки-долгоносики, гусеницы и куколки бабочек-пядениц, совок, листовёрток, перепончатокрылые).

А что мы можем сделать для этой птицы?

Охрана места их обитания – взрослых хвойных и смешанных, таежных лесов – от уничтожения, от вырубок и пожаров.

Кормушка зимой в лесу или невдалеке от него поможет птицам пережить голодную зиму.

При подготовке информации были использованы материалы с сайтов:

http://osledah.ru/sledyi-ptits/burogolovaya-gaichka-puhlyak

http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/175.php

http://xn--80aeegleao0afjmb9p.xn--p1ai/node/416

http://www.zooprice.ru/noev-kovcheg/nature/sinitsy.html

Приложение 2

Пооперационные карты для художественно- эстетической деятельности

Изготовление синички-оригами

http://www.vodb.ru/include/fckeditor/data/users/admin/Image/1kv2017/1_9.jpg

Поэтапное изображение птички гаички

        

Приложение 3

Словесные игры по теме проекта

Д/И «Потопаем – похлопаем».

Я буду называть слова, а вы хлопните, если они относятся к буроголовой гаичке, и топните, если нет.

Слова: скворечник, матово-черная голова, черный галстучек, манишка, красная грудка, пухляк, природный лекарь, бурая голова, запасиха, красный хвост, хохолок, дупло.

Д/И «Птицы». 

Просигнальте, хлопнув в ладоши, если я назову не птицу.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны!

Прилетели птицы:

Голуби, куницы!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Болтики, кукушки,

Гаички, ватрушки!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Гаички, стрижи,

Аисты, кукушки!

Лебеди и утки -

Вот спасибо шутке!

Физкультурная минутка (авт. Зуйкова А.В.)

Слова

Действия

Птичка-гаичка мала

(Присели)                                             

Но проворна и умна

(Встать, прижав локти к туловищу, поворачиваться из стороны в сторону. Указательным пальцем показать на лоб)

В дереве гнилом дупло

(Вытянуть руки вверх, растопырив пальцы.

 Сомкнуть  руки над головой)

Щиплет гаичка шустро

(Хватательные движения кистями рук)

                                                                                                                                                                                                                         

Д/И «Хвосты птиц» (авт. Зуйкова А.В.)

Каждое из этих слов могло стать ПТИЦЕЙ, если бы не потеряло свой хвост.

Сок (ол),  снег (ирь),  сор (ока), чай (ка),  гаи (чка), гол (убь), заря (нка),  вор(обей),  лаз (оревка), дуб (ровник),  поп (олзень).

Приложение 4

Развлечение для детей и родителей группы компенсирующей направленности

        Экологическая карусель: «Вот она какая птичка Года»

по ознакомлению с птицей года – буроголовой гаичкой.

1.Вступительная беседа. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию экологическую карусель. Все мы знаем, как модно дарить на Новый год подарки с изображением символа года. 2017 год это – год Петуха, но это по восточному календарю. А вот наши экологи предлагают в качестве символа года птицу, выбранную Союзом охраны птиц России: буроголовую гаичку – пухляк. Сегодня мы познакомимся с этой маленькой и интересной птичкой.

2.Ребёнок загадывает загадку

Что за птичка – невеличка,

Суетливая певичка,

В смешанных лесах живѐт

Возле речек и болот?

В чѐрной шапочке летает,

К зиме пищу запасает.

Эта пташка - кралечка,

Как зовѐтся? …(Гаичка)

(Владимир-Георгий Ступников)

3.Знакомство с некоторыми фактами из жизни птицы (просмотр презентации).

4.Экологическая карусель. А сейчас мы закрепим всё, что вы сегодня узнали. Вот наша карусель, которую мы назвали: «Вот она какая: маленькая, но большая», с заданиями (участники выбирают ленточку с заданием):

  • Окраска. Логопедическая игра «Скажи одним словом». Составление сложных слов.
  • Части тела. Дидактическая игра «Разрезные картинки». Нужно собрать птичку из частей и назвать их.
  • Среда обитания.

5.Физкультминутка.

Гаичка летала, крыльями махала,

Махи руками, как крыльями.

Над елями,

Руки вниз, ладони как юбочка

Над соснами,

Руки вверх, пальцы растопырены

Над кленами,

Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены

Березами.

Руки по швам, ладошки приподняты

Гаичка летала,

Ладони образуют птичку, круговые движения

Крыльями махала,

Махи руками

По стволу стучала,

Хлопки

Мошек доставала.

Руки согнуты в локтях, пальцы образуют птичку, открывают, закрывают рот

Прыгала по веткам,

Прыжки

Накормила деток.

Руки согнуты в локтях, пальцы образуют птичку

6. Ну, а теперь продолжим.

  • Питание. Д/И  «4-ый лишний». Выбрать картинку с изображением того, чем питается гаичка.
  • Жилище. Д/И  «Домик гаички». Выбрать и поместить на дерево жилище гаички.
  • Звуки. Д/И  «Узнай песню гаички». В аудиозаписи заслушивается песня гаички, затем проводится игра на развитие фонематического слуха: если звучит песня гаички – участники машут руками, если звуки другой птицы – прячутся, приседают, закрывая лицо руками.
  • Взаимодействие с человеком. Объявляется конкурс кормушек, советы по кормлению птиц.

7. Совместная деятельность родителей и детей – новогодняя открытка.

В заключении, чтобы закрепить ваши знания о птице года, мы приготовим праздничные открытки с изображением гаички, вы их подарите самым близким и блеснёте своими знаниями в области экологии, но перед началом работы, проведём пальчиковую гимнастику (логопед):

На колючей ёлке

Ладони треугольником, пальцы растопырены

Прятались в иголках

Пальцы сцепляются в «Замочек»

Серые комочки,

Пальцы прикасаются друг к другу, образуя «шарик»

Ни шишки

Ладони вместе, вытянуты вверх

И ни почки.

Кулачки вместе

Лапками за ветки

Ладони обхватывают противоположные руки около локтя

Они держались цепко.

Руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулачок

Крылышками ловко

Большие пальцы сцепляются друг с другом, остальные пальцы образуют «крылья»

Прятали головку.

«Крылья» прячут «головку» (сцепленные большие пальцы)

Вот так, вот так –

Повторение предыдущего движения

Это гаичка – пухляк.

«Шарик»

 

Приложение 5

НОД "Есть такая профессия – птиц изучать (орнитолог)".

Цель. Расширение, уточнение, актуализация словаря дошкольников в процессе знакомства с профессией орнитолога, уточнения знаний о гаичке буроголовой.

Предварительная работа.

- Знакомство с пухляком, его внешним видом, повадками, образом жизни.

- Просмотр видеоролика, рассматривание картинок и слайдов.

- Дидактические игры: «Узнай и назови птицу», «Какой, какая, какое», «Зимующая - перелетная».

ХОД занятия

1. Игра «Назови профессию». Дети поочередно берут картинку и называют профессию. Если профессия названа правильно, картинка переворачивается, если нет – возвращается в игру. Предлагаются разные профессии, в том числе связанные с животными (дрессировщик, животновод, ветеринар, орнитолог) В конце игры остается карточка неизвестной детям профессии (орнитолог). Дети размышляют, высказывают предположения о профессии человека на карточке.

2. Просмотр презентации о профессии «орнитолог». После просмотра педагог предлагает посетить пойти в гости к ученому орнитологу.

Орнитологи знают названия многих птиц. Ученый предлагает вам узнать название знакомой зимующей птицы среди других слов.

3. Игра «Услышь правильно»:

Каичка, таичка, гаичка, маечка, саечка, баечка.

4. Орнитологи исследуют и описывают птиц. Поможем ученому описать гаичку буроголовую. Дети составляют рассказ о гаичке буроголовой по мнемосхеме:

Гаичка буроголовая – небольшая птичка, подвижная, юркая и любопытная. На голове у нее большая чёрная шапочка без блеска, на горле черное пятно. У нее спинка и плечики серые, крылья – серовато-бурые, а в хвосте видны рыжие перья. Гаичка буроголовая выщипывает дупло для гнезда. Это зимующая птица.

Вопрос: «Определите гаичку по силуэту».

               

     1                 2                3               4                5                 6

 дрозд       зяблик      мухоловка   гаичка    пеночка    королек

        

5. Орнитологи отвечают на самые разные вопросы о птицах. Орнитологи дали гаичке буроголовой еще одно название – пухляк. Как вы думаете, почему ее так назвали?

Примерные ответы: она с пушистыми перышками, а на холоде она становится пушистей.

6. Динамическая пауза

Гаечка буроголовая прыгает, летает

Дети машут руками, подпрыгивают на месте

Насекомых, семена на зиму запасает

Наклоны вниз и в сторону (как будто птичка клюет)

Лапками цепляется

Пальцы сжаты

На веточке качается

Покачивания из стороны в сторону

7. Орнитологи изучают птиц в разной среде их обитания, наблюдают за их повадками.

Игра «Гнездо для гаички». Для игры используем пластиковую прозрачную бутылку с отверстием в форме овала с одной стороны («дупло»), набор природного материала.

Вы знаете, что пухляки устраивают гнездо в пеньках, в дуплах деревьев. Педагог предлагает детям превратиться в пухляков (потрясли ручками – распушили перышки). А теперь детям необходимо выбрать и разместить в «дупле» с помощью пинцета (клюв птицы) те материалы, которые использует пухляк для создания гнезда (размочаленные волокна, полоски березовой коры, мелкие щепочки, сухие корешки, стебельки, высохший мох, мягкие шерстинки).

8. Ученые-орнитологи знают, как питаются разные птицы. Например, гаичка буроголовая часто прячет часть найденной пищи, запасая корм на трудное время года. Поиграем в игру «Кладовая пухляка». На магнитной доске размещено панно (плоскостное изображение дерева, пня, мха, шишки, веточки ели и т.д.); на подносе раздаточный материал (плоскостное изображение семян растений на магнитной ленте, набор мелких насекомых: гусеница, пауки, мухи и т.д.).

Дети поочередно выполняют задания. Например: спрячьте корм в шишку, на ветку, под лист и т.д. и озвучивают действие: «Гаичка спрятала паука на веточку ели» и т.д.

9. Орнитологи занимаются кольцеванием птиц. Кольцевать значит надевать на лапку кольцо с номером, чтобы знать, куда летает птица, где зимует, сколько живет. Предлагаю помочь орнитологу разместить «кольца» на лапках пухляка. На магнитной доске размещены плоскостные изображения разных птиц с лапками из пластиковых трубочек. Дети должны определить изображения гаички буроголовой и закрепить на ее лапке бумажную полоску с приклеенными кусочками двустороннего скотча на одном конце.

10. Рефлексия. Мы познакомились сегодня с новой профессией. Как называется эта профессия? Кого изучает орнитолог? Что о птицах может рассказать нам орнитолог? А о какой птице сегодня шла речь? Что узнали нового вы о буроголовой гаичке?

Приложение 6

Стихи о заботливом отношении к птицам

Скворечник        

Мы с братишкою моим

Птицам домик мастерим.

Небольшой, опрятный внешне.

Называется скворечник.

Окон нет. Есть только лаз,

Да жердинка - напоказ.

Прилетят весной скворцы,

Скажут: "Ай, да молодцы!"

Будет радость и веселье,

Птицы справят новоселье,

Натаскают пух, солому.

К своему привыкнут дому.

Будем с братом наблюдать,

Как птенцы начнут летать.

А потом сойдутся в стаю

И простятся, улетая.

Новикова Р.

                * * *

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой,

Бросьте горстку крошек,

И пускай снуют порой

Стайки у окошек.

Бросьте горсточку зерна.

Много им не надо.

И зима не так страшна

Будет для крылатых.

Им не дайте в лютый час

Гибнуть от болезней,

И весна одарит вас

Праздничной их песней.

Nekto

     * * *

Повесил дед кормушку

Повесил дед кормушку
Для птиц в саду у нас,
И мы с сестрой в окошко
уж смотрим целый час.

Снегирь, синица, сойка,
Конечно, воробьи
В морозную погоду
Слетелись к нам они.

Зерно и хлеба крошки
Пусть вдоволь поклюют
И знают, что ребята
Их с радость здесь ждут.
                * * *
Как только снег растопит
Весенний солнца луч,
В цвету весь сад утонет,
И птицы тут как тут.

За то, что в непогоду
Им выжить помогли,
Нам будут петь подолгу
С заката до зари.

Поможем птицам, люди!
Они ведь так малы,
Давайте не забудем
Их в долгий день зимы.

Иващенко Ксения

Покормите птиц зимой!

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

                    * * *

Не разоряйте птичьих гнёзд

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

Яшин Александр

Не разоряйте птичьих гнёзд,

не разрушайте их жилищ,

и птицы плачут, море слёз,

тоскою рвётся в небо клич.

У птиц своих полно врагов,

стрижи гоняют воробьёв,

кулик лишает гнёзд дроздов,

а утка топчет дом скворцов.

Барсук – охотник лебедей,

так будь же, человек, – добрей!

Не разоряйте птичьих гнёзд,

не проливайте своих  слёз.

Как от гнезда одна зола,

так и от дела много зла.

Не причиняй себе сам боль,

а лучше дом для птиц построй!

Татьяна Папантонио

Приложение 7

        ОТЧЕТ

Социальное партнерство с семьями воспитанников в рамках сетевого взаимодействия между дошкольными группами и школой

по теме

 «Буроголовая гаичка – птица 2017 года»

Цель: в соответствии с требованиями ФГОС ДО привлечь родителей воспитанников (законных представителей) к мероприятиям, посвященных Году экологии и юбилею российских заповедников, путем сетевого взаимодействия между дошкольными группами и школой.

Проблемы:

- взаимодействие педагогов образовательных учреждений с родителями воспитанников – одно из самых сложных и важных направлений деятельности образовательных учреждений;

- равнодушное отношение к экологическим проблемам страны, поселка, ближайшего окружения.

Пути решения:

- ориентация на потребности и запросы семей дошкольников;

- экологическое просвещение родителей;

- привлечение родителей к мероприятиям, посвященным Году экологии и юбилею заповедной системы России.

Этапы деятельности по установлению социального партнерства.

1. Нормативно-установочный

Цель: совместно со школой выявить аспекты взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями) и разработать план мероприятий по Году экологии в рамках сетевого взаимодействия.

2. Аналитико-диагностический этап

Цель: проанализировать уровень профессиональной компетентности педагогов по вопросам экологического воспитания дошкольников и эколого-педагогического просвещения родителей; выявить потребности родителей по основным направлениям развития детей, составить план мероприятий по повышению профессиональной компетентности педагогов в области экологического воспитания.

3. Деятельно-технологический этап.

Цель: создать условия для социального партнерства с семьями воспитанников в рамках сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями; непосредственное участие в мероприятиях, посвященных Году экологии.

        В дошкольных группах проведены мероприятия разного характера с активным участием родителей: семейные выставки творческих работ, природоохранные акции, участие в компании СОПР «Птица года» и т.д.

Результативность.

  • Приняли участие в кампании СОПР «Птица года 2017»: 12 семей – 80%; 12 детей – 80 %; 5 педагогов дошкольных групп – 71%;
  • Изготовлены и развешаны кормушки для птиц – 12 шт.;
  • Организована подкормка пернатых на период январь – апрель;
  • Организована творческая семейная мастерская по изготовлению кормушек и скворечников, представлено 12 творческих работ;
  • Проведено анкетирование родителей на тему «Экологическое образование в семье». Приняли участие 13 семей воспитанников.  Анализ анкетирования выявил основную проблему: семья не готова на сегодняшний день осуществлять в полной мере экологическое воспитание детей дошкольного возраста;
  • Проведено родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в кампании СОПР «Птица года 2017». Приняли участие: 13 родителей;
  • Создан информационный стенд для родителей, стенгазета «Что за птица гаичка?»

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Птицы нашего края»

Проект  по экологическому воспитанию в старшей группе на тему «Птицы нашего края»Содержание проектаАктуальность реализации проекта:В современных условиях проблема экологического воспитания дошкол...

Педагогический проект для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6-ти лет «Животный мир ХМАО-Югры» приобщенный к 2017 году- ГОДУ ЭКОЛОГИИ В РОССИИ

Современному обществу нужны образованные, нравствен­ные, отличающиеся мобильностью люди с конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их в...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ ПРОЕКТ  Занятие на тему: "Творение пятого дня. Знакомство с птицами нашего края."

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи: • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов...

Познавательно-творческий проект «Сказки – добрые друзья» (Посвящен Дню детской книги - 2 апреля)

Проект разработан с целью развития устойчивого интереса детей и родителей к чтению сказок  как произведений искусства....

Конспект (итоговый) интегрированной непосредственно - образовательной деятельности воспитанников 6-го года жизни группы комбинированной направленности № 23. Тема: «Летят перелётные птицы» (Посвящается Году экологии в России)

Конспект(итоговый) интегрированной непосредственно - образовательной деятельностивоспитанников  6-го года жизни группы комбинированной направленности № 23. Тема: «Летят перел...

Конспект занятия по экологии по теме "Птицы нашего края"

Конспект занятия по экологии по теме "Птицы нашего края"...