Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей дошкольного возраста.
картотека по окружающему миру (младшая группа) на тему

Саитова Галина Викторовна

           В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры. Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игра "Пищевые цепочки водоёма"

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:


комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Гимн природе» Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть осенними листочками, капельками дождя и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_ekologii.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по экологическому воспитанию для детей младшего дошкольного возраста

Дошкольное детство - период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для ребенка.

Дети младшего дошкольного возраста легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность. Внимание детей следует сосредоточить любой новизной: неожиданным действием, новым предметом или игрушкой, так как в этом возрасте дети не могут долго заниматься одним делом, не могут долго сосредотачиваться на чем-то одном в течение продолжительного времени - им необходимы постоянная смена действий.

В дошкольном возрасте при ознакомлении детей с природой ведущим видом деятельности является дидактическая игра. Использование дидактических игр на занятиях по экологическому воспитанию в младшей группе помогает активизировать деятельность ребенка, развивать познавательную активность, наблюдательность, поддерживать интерес к изучаемому, развивать творческое воображение, образное мышление, снять утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

В своей работе я использую следующие дидактические игры:

«Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

 

«Что изменилось?»

Цель: упражнять в умение правильно называть времена года, замечать и различать изменения в природе.

 

«Угадай на вкус»

Цель: формировать умение упражнять в определении вкуса овощей и фруктов.

 

«Найди листок, как у меня»

Цель: упражнять детей в нахождении листьев по сходству.

 

«Парные картинки»

Цель: упражнять детей в сравнении предметов, умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие, активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

 

 «Сложи картинку»

Цель: Упражнять детей в составлении целого предмета из частей, воспитывать усидчивость и целеустремленность.

 

«Угадай, что где растет?»

Цель: упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания, закреплять знания детей об овощах, фруктах, цветах.

 

«Отгадай детенышей животных»

Цель: закреплять знания о домашних животных и их детёнышах, упражнять в правильном звукопроизношении, вырабатывать умение соотносить изображение детёнышей с изображением большого животного.

 

«Из чего сделан предмет?»

Цель: учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, дерево, пластмасса); активизировать словарь детей.

 

«К названному дереву беги!»

Цель: закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада; учить, быстро ориентироваться в них, находить нужное дерево.

 

«Вершки - корешки»

Цель: закреплять знания детей о том, что в овощах есть съедобные корни – корешки и плоды - вершки, в некоторых овощах съедобны и вершки и корешки, упражнять детей в составлении целого растения из его частей.

 

«Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

 

«С какой ветки детки»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

 

«Наши друзья»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

 

«Что принес почтальон?»

Цель: Формировать и расширять представления детей об овощах, фруктах, грибах и т.д., учить описывать и узнавать предметы по описанию.

 

«Собери грибы в лукошко»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора в лесу.

 

«Рассели животных по домам»

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

 

«Угадай по описанию»

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

 

«Четвертый лишний»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

 

«Что где растет?»

Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя на тему: «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

1 ВведениеЭкологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.В последнее время всё чаще загр...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»

Консультация для педагоговпо экологическому воспитанию.Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании»(Экологические игры и методика их проведения)...

Картотека Дидактические игры по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека Дидактические игры  по экологическому  воспитанию детей  дошкольного возраста...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...

Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экологическое воспитание. Педагог, использующий дидактические пособия и игры в своей работе, найдет для себя что-то новое....