Проект экологического воспитания «Фитоогород»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Янкевич Ирина Николаевна

Актуальность:
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.  
«Экологическое пространство» - это небольшая территория, занятая объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени: это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями  в течение всего года. На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о растительном мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Цель проекта:

Обогащать знания дошкольников о лекарственных растениях; о необходимых условиях для их роста; расширять активный словарный запас детей;  сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

1.    Формировать у детей представление о росте лекарственных растений.
2.    Формировать умение выращивать саженцы растений, сажать их, сеять семена.
3.    Обобщать знания детей о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
5.    Формировать осознанно – правильное отношение к природным объектам и явлениям
6.    Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

7.    Расширять словарный запас детей посредством знакомства с полезными травами.

Направленность проекта: познавательная опытно-экспериментальная деятельность, сезонная.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат:

Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру, совместная деятельность родителей и детей в конечном итоге будет способствовать активной позиции взрослых в экологическом воспитании детей.

 

Этапы реализации объекта экологической тропы «Фитоогород»
 

1 этап подготовительный

·         Изучение и сбор теоретического материала по данной теме.     Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.

·         Составление плана над реализацией экологического объекта.    Реализация мероприятий по данной деятельности.

·         Беседа с родителями на тему «Фитоогород»    Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.

·         Поисковая работа по подбору информационного материала о лекарственных растениях.   Создать условия для реализации проекта «Фитоогород»

·         Приобретение емкостей,   материала для оформления. Подготовка участка земли для проектной деятельности. Создание условий для организации работы.

·         Ознакомление детей с лекарственными растениями.    Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему: «Фотоогород».


2 этап основной

·         Рассматривание  растений. Беседы с детьми.    Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углубить и расширить знания о растениях.

·         Составление плана-схемы огорода.

·         Определение правильного места для каждого элемента «Фитоогород», вызвать желание создавать «огород»

·         Беседа  «Земля – какая она». Экологическое воспитание    Познакомить детей с понятием «почва». Рассказать о ее особенностях ( составе, свойствах, значении в жизни Земли)

·         Беседа: «В мире растений».    Расширять и уточнять знания детей о растительном мире. Познакомить детей с разнообразными семенами растений. Введение в словарь детей такие слова: «семя», «семена», «зародыш», «бороздка». Воспитывать ценное отношение к собственному труду.

·         Беседа: «Посев семян», «Первые всходы». Формировать у детей представление о том, что растения можно выращивать рассадой в ящиках для последующей посадки в грунт. Дать знания что растения выращивают из семян, что семена разной формы, прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду.

·         Опыт-эксперимент «Вода-растение». Выявить, необходима ли вода для роста растений. Материалы и оборудование: два контейнера с растениями (один поливают регулярно, другой не поливают)

·         Опыт эксперимент «Человек – растение». Выявить нуждается ли растение  в уходе человеком. Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место).

 

Практическая часть
Посев семян.    Посев семян «Мелиса лимонная», «Календула», «Монарда».

Посадка саженцев.    Посадка: ромашка лекарственная,  мать-и-мачеха, подорожник, девясил, лаванда, тимьян, цикорий. Фоторепортаж «Фитоогород».    Обобщение опыта работы для дальнейшего просмотра.
 

Список использованной литературы

1.    Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей  Книголюб 2003

2.    Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.

3.    Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.

4.    Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.

5.    Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова  Минск «Асар» 2001

6.    Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова  Москва 2006

7.    Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

 

Интернет ресурсы.

1.     http://ds166.centerstart.ru

2.     http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/

3.     http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-lekarstvenye-rastenija-237565.html

4.     http://festival.1september.ru/articles/525566/

5.     http://ped-kopilka.ru/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fitoog.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Проект экологического воспитания

«Фитоогород»

Актуальность:
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним. В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей. Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех растений. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.  
«Экологическое пространство» - это небольшая территория, занятая объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени: это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями  в течение всего года. На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями о растительном мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

Цель проекта:

Обогащать знания дошкольников о лекарственных растениях; о необходимых условиях для их роста; расширять активный словарный запас детей;  сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.

Задачи:

1.    Формировать у детей представление о росте лекарственных растений.
2.    Формировать умение выращивать саженцы растений, сажать их, сеять семена.
3.    Обобщать знания детей о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
5.    Формировать осознанно – правильное отношение к природным объектам и явлениям
6.    Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

7.    Расширять словарный запас детей посредством знакомства с полезными травами.

Направленность проекта: познавательная опытно-экспериментальная деятельность, сезонная.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели.

Предполагаемый результат:

Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой, воспитание у детей гуманного отношения к окружающему миру, совместная деятельность родителей и детей в конечном итоге будет способствовать активной позиции взрослых в экологическом воспитании детей.

Этапы реализации объекта экологической тропы «Фитоогород»

1 этап подготовительный

  • Изучение и сбор теоретического материала по данной теме.     Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования.
  • Составление плана над реализацией экологического объекта.    Реализация мероприятий по данной деятельности.
  • Беседа с родителями на тему «Фитоогород»    Сформировать интерес родителей по созданию условий для реализации проекта.
  • Поисковая работа по подбору информационного материала о лекарственных растениях.   Создать условия для реализации проекта «Фитоогород»
  • Приобретение емкостей,   материала для оформления. Подготовка участка земли для проектной деятельности. Создание условий для организации работы.
  • Ознакомление детей с лекарственными растениями.    Сформировать интерес у детей к проектной деятельности на тему: «Фотоогород».


2 этап основной

  • Рассматривание  растений. Беседы с детьми.    Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углубить и расширить знания о растениях.
  • Составление плана-схемы огорода.
  • Определение правильного места для каждого элемента «Фитоогород», вызвать желание создавать «огород»
  • Беседа  «Земля – какая она». Экологическое воспитание    Познакомить детей с понятием «почва». Рассказать о ее особенностях ( составе, свойствах, значении в жизни Земли)
  • Беседа: «В мире растений».    Расширять и уточнять знания детей о растительном мире. Познакомить детей с разнообразными семенами растений. Введение в словарь детей такие слова: «семя», «семена», «зародыш», «бороздка». Воспитывать ценное отношение к собственному труду.
  • Беседа: «Посев семян», «Первые всходы». Формировать у детей представление о том, что растения можно выращивать рассадой в ящиках для последующей посадки в грунт. Дать знания что растения выращивают из семян, что семена разной формы, прививать элементарные навыки безопасного поведения при посадке семян на рассаду.
  • Опыт-эксперимент «Вода-растение». Выявить, необходима ли вода для роста растений. Материалы и оборудование: два контейнера с растениями (один поливают регулярно, другой не поливают)
  • Опыт эксперимент «Человек – растение»Выявить нуждается ли растение  в уходе человеком. Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место).

Практическая часть
Посев семян.    Посев семян «Мелиса лимонная», «Календула», «Монарда».

Посадка саженцев.    Посадка: ромашка лекарственная,  мать-и-мачеха, подорожник, девясил, лаванда, тимьян, цикорий. Фоторепортаж «Фитоогород».    Обобщение опыта работы для дальнейшего просмотра.

Список использованной литературы

  1. Зеленые сказки. Т.А.Шорыгина Москва Прометей  Книголюб 2003
  2. Юный эколог. С.Н. Николаева. Серия в помощь воспитателю и педагогу. Издательство «Мозаика – Синтез» 2002.
  3. Методика экологического воспитания в детском саду. С.Н.Николаева. Москва «Просвещение» 2001.
  4. Учим детей наблюдать и рассказывать. Н.В. Елкина, О.В. Мариничева. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль. «Академия развития» 1997.
  5. Игровые экологические занятия с детьми. Л. П. Молодова  Минск «Асар» 2001
  6. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы.» О.А. Скорлупова  Москва 2006
  7. Прогулки в детском саду. И.В.Кравченко, Т.Л. Долгова. ТЦ «Сфера» Москва 2009

Интернет ресурсы.

  1. http://ds166.centerstart.ru
  2. http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-lekarstvenye-rastenija-237565.html
  4. http://festival.1september.ru/articles/525566/
  5. http://ped-kopilka.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско - родительский проект "Экологическое воспитание детей 3-4 лет"

Цель  проекта – воспитание  экологической  культуры  у  детей  3 – 4 лет   Задачи проекта1. Расширять представления  детей  о  ...

Проект экологического воспитания дошкольников "Человек и природа"

Проект экологического воспитания старших дошкольников с приложениями....

Работа с родителями "Проект экологическое воспитание"

Экологическое образование дошкольника тесно связано с процессом непрерывного экологического просвещения родителей, направленным на формирование экологической культуры всех членов семьи.Предлагаю вашем...

Проект: Экологическое воспитание детей через трудовую деятельность.

Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество.  Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух...

Образовательный проект «Экологическое воспитание старших дошкольников».

Цель проекта: Становление начал экологической культуры у детей, развитие экологического сознания, мышления, экологической культуры у взрослых их воспитывающих....

Выступление на Экологическом слете . Проект «Экологическое воспитание дошкольников методом конструирования из бросового материала».

Вид проекта: групповой, познавательно – информационный. Сроки реализации проекта: с 1 июля 2021г. по 31 мая 2022г. Участники проекта: дети, педагоги, родители. Интеграция образовательных областей: ...

Педагогический проект «Экологическое воспитание детей в подготовительной группе в рамках проекта "Эколята- дошколята"

ПРОЕКТ «ЭКОЛЯТА- ДОШКОЛЯТА»  НАПРАВЛЕН НА ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРЫ ПРИРОДОЛЮБИЯ....