НОД по ознакомлению с окружающим миром в познавательно – исследовательской деятельности по теме «Природные явления весной»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Рязанцева Виктория Николаевна

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Цель: сформировать представление о природных явлениях весной, через исследовательскую деятельность.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о природных явлениях, формировать умение работать в коллективе во время опытов.

Развивающие задачи: развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информации, воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Задачи образовательной области в интеграции:

социально-коммуникативное: развивать   эмоциональную отзывчивость

Познавательное развитие:

-развить интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;

- уточнить знания детей о приметах весны;

- формировать представления о природных явлениях весной;

Речевое развитие:

- продолжать развивать элементарные навыки речевого общения, развивать слуховое, зрительное восприятие.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать творческие способности, наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

Физическое развитие:

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности через музыкальные динамические паузы;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рязанцева Виктория Николаевна

Частное общеобразовательное учреждение  «Начальная школа – Православный детский сад «Свято Никольский» города Михайловска», ул. Живописная 5

Воспитатель высшей квалификационной категории

Интегрированная  образовательная деятельность  по ознакомлению с окружающим миром в познавательно – исследовательской деятельности по теме «Природные явления весной»

для детей второй младшей группы

2017г

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Цель: сформировать представление о природных явлениях весной, через исследовательскую деятельность.

Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о природных явлениях, формировать умение работать в коллективе во время опытов.

Развивающие задачи: развивать умения обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы, развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность; развивать мышление, память, речь, интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информации, воспитывать привычку взаимопомощи, интерес к проведению опытов, воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Задачи образовательной области в интеграции:

социально-коммуникативное: развивать   эмоциональную отзывчивость

Познавательное развитие:

-развить интерес к экспериментальной и опытнической деятельности;

- уточнить знания детей о приметах весны;

- формировать представления о природных явлениях весной;

Речевое развитие:

- продолжать развивать элементарные навыки речевого общения, развивать слуховое, зрительное восприятие.

Художественно-эстетическое развитие:

- развивать творческие способности, наблюдательность, воображение, фантазию, познавательный интерес, умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования;

Физическое развитие:

- формирование у воспитанников потребности в двигательной активности через музыкальные динамические паузы;

Предпосылки учебной деятельности: интересуются окружающими предметами и активно действуют с ними; эмоционально вовлечены в беседу, проявляют настойчивость в достижении результата своих действий; эмоционально откликаются на диалог, предложенный взрослым, принимают игровую задачу, проявляют интерес к сверстникам, подражают им.

Предварительная работа: беседа с детьми «Весна пришла», просмотр слайдов на тему: «Пробуждение природы», дидактические игры «Что лишнее», «Подбери картинку», рассматривание иллюстраций, наблюдения во время прогулок за изменениями в природе весной.

Материал и оборудование: конверт, игрушка «Капитошка», картинки «Весна», письмо; тарелки пластмассовые, вата, фломастеры черного, красного цвета, бумажные кораблики, листочки10*15 с изображением облаков (по количеству детей), 2 тазика с водой.  

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

познавательное развитие, художественно эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие

сюрпризный момент;

рассматривание картинки «Весна»;

беседа;

вопросы к детям;

музыкальная пауза (совместные действия);

.

создание положительного настроя на совместную деятельность; формировать умение отвечать на вопросы; формирование у воспитанников потребности в двигательной активности через музыкальные динамические паузы;

с интересом участвует в беседе;  

отвечает на вопросы; проявляет интерес к рассматриванию картинки;

Содержание ННОД

Дети заходят в группу. Раздается стук в дверь. Заходит почтальон. (см. приложение слайд №1)

Почтальон:  Здравствуйте! Это группа «Сказка»? Тогда этот конверт  Вам. (слайд №2)

Воспитатель: Спасибо! (почтальон прощается с детьми и уходит)

Интересно, что же в нем? (достаю картинку)

Ребята, как вы думаете, какое время года изображено на этой картинке?   ( см. приложение слайд №3)

А давайте с вами вспомним признаки весны! ( дети называют признаки весны)

Правильно!

Ой, ребята, а тут еще что-то в конверте есть? Какое-то письмо! (читаю)

Здравствуйте, дорогие ребята пишет вам  « Капитошка». Я хочу познакомить вас с весенними  явлениями. А  какими, вы узнаете, отгадав загадки. А еще, я приглашаю вас к себе в  гости, где мы проведем  несколько экспериментов. С нетерпением жду Вас!!!!

Воспитатель: Ну что ребята,  поедем в гости к Капитошке?

А поедем мы к нему на автобусе. (дети рассаживаются на стульчики, заранее расставленные в ряд, по два)

 Музыкальная пауза-Железнова «Бип-бип мы в автобусе сидим»  (дети под слова песни выполняют движения)  (слайд №4)

Воспитатель: Ну вот, мы и приехали! (воспитатель берет игрушку и выполняет  роль «Капитошки»)

Основная часть (содержательный,  деятельностный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики

познавательное развитие; речевое развитие;

социально-коммуникативное;

художественно-эстетическое развитие;

беседа;

вопросы;

 экспериментальная и опытническая деятельность;

игровая деятельность;

творческая работа;

загадки;

использование сюрпризного момента;

 

развитие свободного общения, устной речи;

побуждать детей к познавательной активности, любознательности; развивать интерес исследовательской деятельности, наблюдательности;

 учить детей отгадывать загадки, отвечать на вопросы педагога;

у ребенка развита эмоциональная отзывчивость;

интересуется окружающими предметами и активно действует с ними в опытнической деятельности;

 отвечает на вопросы воспитателя;

 умеет отгадывать загадки.

Капитошка: Здравствуйте, ребята! Я рад, что вы приняли мое приглашение и приехали  ко мне в лабораторию.

И  как вы уже поняли из моего письма. Знакомить я вас сегодня буду с  природными явлениями весны, а с какими вы узнаете, отгадав загадки  (слайд  №5)

 И вот вам первая загадка

Вата по небу плывет.

Если в кучу соберется,

То на землю дождик льет.

Объясните мне, ребята,

Как зовется эта вата?

Ответ: Облака

Капитошка. Правильно, это облака! Я люблю наблюдать за облаками, за тем как они плывут по небу и меняют свою форму.  И я приготовил для вас очень интересную  игру.

Игра « На что похожи облака»  (слайд №6)

Молодцы, ребята! Какие замечательные получились у вас облака. Ну, а теперь отгадайте  следующую загадку.

Он промочит всех до нитки,

Но беды не принесет,

Рады травка и улитка,

Всех от засухи спасет.

Миллионов капель вождь,

Падает на землю - (Дождь)

 Капитошка .  Правильно, это дождь!

Ребята, а как вы думаете, когда идет дождь это хорошо или плохо?  Почему?  (ответы детей)

Правильно!  И сейчас я вам расскажу, от куда берется дождь.

Когда облака плывут по небу, то в них начинают скапливаться капельки воды, и тогда облака превращаются в тучи, становятся темными, тяжелыми, словно, нависают над нами. И  из этих туч начинает капать дождь. Поэтому  дождь- это обычная вода, которая капает из туч. И сейчас мы  свами проведем опыт, и вы увидите сами,  как это все происходит.

(дети проходят за столы)

Опыт 1 «Облака»  (слайд №7)

Капитошка: ребята перед вами лежит кусочек ваты, тарелка с водой и пинцет. А что бы вам было лучше видно,что будет происходить с водой , я ее окрасил в серый цвет.  А теперь представьте, что вата это маленькое облако, которое плывет по небу. Возьмите ее и скатайте шарик, а теперь аккуратно опустите в блюдце с водой. Что происходит с ватой? (Комочек ваты  разворачивается, и набухать от воды, становится серого цвета. )

Теперь осторожно приподняли вату (пинцетом)  над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут капать в блюдце. Представьте, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. И наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать. Так идет дождь.

Вывод: облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать на землю в виде дождя.

Капитошка: Молодцы, ребята! А сейчас я вас познакомлю еще с одним природным явлением. Слушайте загадку.

Он летит издалека,
Гонит в небе облака,
Гонит волны в океане,
Кружит вихрем в урагане.
Может ласково подуть,
Может стихнуть и уснуть.
В каждом уголке на свете
Очень разный дует … (
ветер)!

Ветер - это движение воздуха. Воздух находиться везде: он вокруг нас и  даже внутри нас. Вот подуйте себе на ладошку. Что вы чувствуете? (холодок, ветерок). Если воздух мы не видим, то ветер мы можем почувствовать и даже увидеть.

 А  как мы  определяем, есть ветер на улице или нет?  Ветер обладает силой. Каким он может быть? Да, он может быть легким и теплым, а может быть сильным и холодным.  Он умеет качать деревья и двигать корабли.

Опыт-игра 2  «Кораблики»   (слайд№8)

Капитошка: Вот ваши кораблики, которые я  сделал специально для вас. Возьмите каждый себе по одному  и опускайте его в тазик с водой. А теперь медленно дуйте на него. Что получается?  Почему кораблики поплыли? А теперь подуйте сильнее на ваши кораблики. Что получается?

А откуда взялся ветерок? Это мы выдохнули воздух

Вывод: кораблики плавают за счет ветра. Чем сильнее ветер, тем быстрее они плывут. Ветер это поток воздуха

Заключительная часть (рефлексивный этап)

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Образовательные задачи

Целевые ориентиры (характеристики)

Речевое развитие,

художественно-эстетическое развитие

беседа;

 вопросы к детям;

музыкальное сопровождение;

воспитывать эмоциональную отзывчивость;

развивать элементарные навыки речевого общения;

общается в диалоге с воспитателем; эмоционально отзывчивый, любознательный, активный;

Содержание ННОД

Рефлексия.

Воспитатель: Спасибо, большое  тебе Капитошка за интересные и увлекательные эксперименты, но нам пора возвращаться в группу (дети садятся в автобус и под музыку возвращаются в группу)  Ребята, вам понравилось у Капитошки в гостях?

А что вам больше всего понравилось?

 

 Ссылки на использованные источники информации

  1.http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-vo-618-618-mladshei-grupe-3-4-goda-dozhdik.html

2.http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-yekologi-s-yelementami-yeksperimentirovanija-v-srednem-doshkolnom-vozraste-veter-nevidimka.html

3.http://сезоны-года.рф/явления%20природы%20весной.html

4. https://infourok.ru/issledovatelskaya_rabota__chto_takoe_dozhd-546622.htm

5. «Экологический проект в ДОУ» О.М. Масленникова, А.А. Филиппенко