80 лет со дня рекордного перелёта В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова в Северную Америку
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Сидорова Людмила Федоровна

Изучение испытательной карьеры и подвига  Героя Советского Союза - В.Чкалова, уроженца Нижегородской области, проявившиего мужество и героизм при совершении беспосадочного перелета Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_chkalov.doc582.5 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно-исследовательский проект для детей подготовительной группы

 Тема: «80 лет со дня рекордного перелёта В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова в Северную Америку»

подготовили и провели воспитатели

 подготовительных групп

Ракова Е.А.

Великанова О.А.

Сидорова Л.Ф.

Клевцова О.И.

МБДОУ ЦРР детский сад №46 "Мотылёк"

п.Монино, 2017г.

…Мы летели на север через полюс, надо льдами 
Центральной Арктики, над тундрой 
и горными хребтами Канады
не для личной славы. Мы хотели показать
всему миру возможности и силы советской
авиации, мощь и технику Советской страны….
Мы хотели сделать новый вклад в дело дружбы
двух великих народов.

В.П. Чкалов

Название проекта: «80 лет со дня рекордного перелета В.Чкалова, Г.Байдукова и А.Белякова в Северную Америку»

Вид проекта: Информационно-исследовательский

Участники: дети подготовительных  групп «Солнышко» и «Пчелки».

По количеству  создателей: групповой;

По продолжительности: краткосрочный (с 24 апреля по 4 мая 2017г.)

По уровню контактов и масштабам организации: внутрисадовский.

Этапы реализации проекта.

Цель:

Изучение испытательной карьеры и подвига  Героя Советского Союза - В.Чкалова, уроженца Нижегородской области, проявившиего мужество и героизм при совершении беспосадочного перелета Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.

Задачи:

1. Сформировать у детей представление о подвиге героя В.Чкалова

2. Содействовать проявлению и развитию интереса к военной авиации и военным летчикам-испытателям.

 3. Развитие творческих и интеллектуальных способностей детей.

4. Способствовать формированию культуры общения и межличностных отношений.

5. Развивать исследовательские навыки детей.

6. Воспитывать у детей чувства патриотизма, любви к своей Родине и гордости за свой народ.

Актуальность проекта:

В 2017 году исполняется 80 лет со дня рекордного перелёта В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова в Северную Америку,  что позволяет по-новому обратиться к истокам и истории гражданско-патриотического воспитания на примерах истинного мужества, глубокой любви к Родине.  В  Законе РФ «Об образовании»,  Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»,  федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан. Человеку и гражданину России  важно знать своих героев,  чтобы понимать, к чему стремиться, с кого брать пример.

Краткое описание проекта:

Проект направлен на расширение  кругозора старших дошкольников, повышению мотивации к изучению военной авиации и подвигов летчиков-героев нашей страны.

Проект имеет большое значение в деле формирования личности дошкольников, воспитания Гражданина и Патриота. Проект предполагает вовлечение дошкольников в несложную исследовательскую деятельность, к поиску нужной информации в разных источниках  совместно с воспитателями и родителями. 

        

1 этап – разработка проекта (подготовительный).

Цель:

Подбор иллюстративного материала. Отбор художественной литературы, художественного материала, наглядных пособий, произведений, посвящённых В. Чкалову.

На первом этапе в ходе выявления информированности детей по теме проекта была проведена вводная беседа  о нашем поселке, в ходе которой  выяснилось, что они  имеют ограниченные представления о летчиках-истребителях. Не знают, почему аэродром и поселок, где осуществлял посадку В.Чкалов, назван его именем, как близко он находится от их родного поселка. Какой подвиг совершил  летчик-испытатель В.Чкалов. Дети хотели бы узнать об этом. Исходя из полученных результатов,  была сформулирована  проблема проекта, цель и задачи работы.

Далее был произведен сбор и анализ  литературы, необходимой для изучения воспитателями и детьми совместно с родителями.

2 этап – реализация проекта (практический).

Методические приёмы:

Беседа - рассказ воспитателя о летчиках-героях.

Рассматривание наглядного пособия и беседы по теме.

Просмотр слайдов и видео презентации: «Знай наших», "Портреты героев",  "Фигуры высшего пилотажа"

Чтение рассказов и разучивание стихов о Чкалове.

Составление рассказа «Как я побывал в музее ВВС».

Совместный труд с родителями: поиск информации о летчиках В.Чкалове, Г.Байдукове, А.Белякове, создание плаката "Перелет Чкалова в Америку через Северный ледовитый океан", совместная выставка работ по теме проекта.

3 этап - заключительный

Проведение викторины, "80 лет со дня рекордного перелёта В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова в Северную Америку", конкурс чтецов. Выразительное чтение стихотворений о Чкалове, исполнение песни "Огромное небо",

Выставка рисунков, создание плаката "Перелет В.Чкалова через Северный полюс в Америку".

Результаты:

        Благодаря целенаправленной работе, в ходе проектной деятельности, у детей расширились и систематизировался объём знаний детей о летчиках-героях нашей страны, их историческом подвиге. У детей появилось чувство гордости за свой народ, свою Родину, за их храбрость, смелость, отвагу.

        У детей и родителей появился интерес к военной авиации России, активность в поиске исторического материала, интерес к достижениям нашего народа.

        Знания, полученные детьми во время совместной деятельности воспитателей и детей, закреплялись в творческих работах дошкольников, дидактических и сюжетных играх.

         Работа над проектом оказала большое влияние на воспитание у детей нравственно – патриотических чувств.

В ходе  реализации  проекта  дети познакомились  с подвигом летчика-испытателя В.Чкалова ;

- собрали биографический материал о летчиках - героях А.Белякове, Г.Байдукове,

В.Чкалове;

- сформировалось   уважительное отношение  к героям-летчикам и памяти об их подвиге;

- выполняя задания совместно с родителями, возникли более тесные отношения сотрудничества между детьми и родителями;

- в  ходе работы над проектом формировались коммуникативные навыки детей: повысилась речевая  активность, развивались навыки общения;

- дошкольники  совершенствовали своё умение работать в паре, группе;    

- развивались и совершенствовались творческие  возможности детей.

Информационные источники:

1. Беляков А. В. Валерий Чкалов: Повесть., М., ДОСААФ, 1987. (электронная версия: http://airspot.ru/book/file/535/belyakov-a-v-valeriy-chkalov.pdf ), с.53

2. Видео "Знай наших. Валерий Чкалов" Электронный источник: https://www.youtube.com/watch?v=dpRPknNDzc8

3. Фильм "Валерий Чкалов" (электронный источник: http://to-name.ru/biography/valerij-chkalov.htm )

4. Наш трансполярный рейс Москва — Северный полюс — Северная Америка. — М.: Госполитиздат, 1938. (электронная версия: https://oko-planet.su/history/historysng/122747-75-let-besposadochnomu-pereletu-moskva-severnyy-polyus-amerika.html)

Дополнительные пособия:

1  Наглядный материал: иллюстрации о В.Чкалове, макет военного самолета

2 Раздаточный материал: материалы для  рисования, лепки и аппликации, строительный материал.

3 Экранные (презентация), аудиальные (музыкальные фрагменты); аудиовизуальные (видеофрагменты фильмов).

Достичь этой цели можно только совместными усилиями на основе принципа

систематичности, поиска согласия в решении главных вопросов, осознанной

деятельности педагогов и родителей.

Приложение

Викторина «80 лет со дня рекордного перелёта В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова в Северную Америку»

Вступительное слово Ракова Е.А.

 18 июня 1937г. начался рекордный перелет В.П.Чкалова, Г.Байдукова и А.Белякова на самолете АНТ-25 через Северный полюс в Америку. 
Перегруженный самолет начинал разбег с горки . 
В 1 час 04 минуты по Гринвичу Чкалов совершает безукоризненный взлет. В 4 часа 15 минут 19 июня на высоте 4150 метров АНТ-25 проходит над Северным полюсом. Самолет пилотирует Г.Ф. Байдуков. Уставший после первых часов полета В.П. Чкалов уснул. Штурман А.В. Беляков с особой точностью измеряет высоту солнца и определяет координаты самолета. После очередных измерений он сообщает Байдукову, что самолет летит над Северным полюсом. Через несколько минут Байдуков будит Чкалова и вполне серьезно докладывает: «Прошли вершину мира. На полюсе торчит здоровый кусок оси твоего любимого «Шарика». 

За полюсом относительной недоступности самолет забирается на высоту 5700 метров. «Бреем по верхушкам облаков», — пишет Беляков в бортжурнале. Впереди по курсу высота облаков достигает 6500 метров. Самолет входит в облака и начинает покрываться льдом. Чкалов и Байдуков решают снижаться. Самолет был уже под облаками, когда произошел выброс из расширительного бачка системы охлаждения двигателя. Штырек водомера — «чертик» скрылся, возникла угроза перегрева и заклинения двигателя. Чкалов и Беляков сливают в бачок всю питьевую воду и вообще всю жидкость, имеющуюся в кабине. Вскоре «чертик» появляется под стеклянным колпаком. Мотор спасен, Байдуков постепенно увеличивает обороты двигателя и устанавливает самолет в режиме горизонтального полета.

Над Канадой самолет встречается с циклонами и антициклонами. Высота верхней кромки облаков достигает 5-7 километров. Чкалов решает пересечь Скалистые горы и выйти к Тихому океану. Самолет пилотирует Г.Ф. Байдуков. На борту кончается кислород. Чкалов и Беляков отдают остатки кислорода Байдукову. На высоте 6000 метров кислород заканчивается, и Георгий Филиппович переводит самолет в снижение. На высоте 3500 м над Тихим океаном самолет выходит из облаков.

Самолет идет курсом на Сан-Франциско. Но погода впереди ухудшается, и экипаж решает вернуться в Портленд. В районе Портленда туман, идет дождь. На самолете опять плохо с водой в системе охлаждения; кончается бензин. 

На высоте ниже 100 метров АНТ-25 делает круг над аэродромом Портленда. Но Чкалов решает садиться на военном аэродроме в Ванкувере на другом берегу реки Колумбии. Байдуков заходит на посадку, Чкалов ему помогает. Облегченный самолет долго несется над землей, и наконец его колеса мягко касаются американской земли. Перелет закончен. За 63 часа 16 минут АНТ-25 прошел по маршруту 9130 км. Расстояние от Москвы до Ванкувера по дуге большого круга 8582 километра. 

Стихотворения о Чкалове В.П.

1.Зайцев Саша

2. Осадчая Варя Гусев В. «Памяти Чкалова»

3.Щибря Вика «Чкаловский пилот»

Сообщение Сидоровой Л.Ф.

Родился 2 февраля 1904 г. в слободе Василёво (ныне город Чкаловск) близ Нижнего Новгорода в семье заводского рабочего.

Окончил приходскую школу, техническое училище в Череповце (ныне в Волгоградской области). Работал молотобойцем, кочегаром в Волжском пароходстве. В это время произошло знакомство Чкалова с авиацией, которой он «заболел» на всю жизнь.

Чкалов вступил в Красную армию и стал работать механиком по ремонту самолётов. Обучался в Егорьевской авиашколе, Борисоглебской школе военных лётчиков, Московской школе высшего пилотажа. Затем окончил Серпуховскую школу бомбометания, получил квалификацию лётчика-истребителя и был направлен в Ленинград.

Он полностью овладел техникой полёта на тренировочных самолётах, одним из первых освоил немецкий истребитель «Фокке-Вульф Д-7». Несмотря на существовавшие запреты, отрабатывал фигуры высшего пилотажа, совершенствовал методику обучения лётчиков, изобрёл специальное приспособление для обучения прицельной стрельбе.

 Погиб Чкалов 5 декабря 1938 г. под Москвой во время испытаний истребителя И-180. Похоронен на Красной площади в Москве. специальное приспособление для обучения прицельной стрельбе.

                        Викторина:

1.На каком самолете и какую фигуру выполнил В.Чкалов?

2.Как наказали В.Чкалова за этот полет?

3. За что наказывали часто В.Чкалова?

4. Что попросил Чкалов В.П. у командования на празднование 10 –й годовщины Октябрьской революции?

        Песня «Все выше, и выше …»

5. Как наградили Чкалова В. За выполнение фигур на малой высоте?

6. За что был уволен Чкалов В.П. из Армии и как его наказали?

7. Сколько времени В.Чкалов был гражданским летчиком?

        Стих читает Даня Поздняков

8. Кем был назначен В.Чкалов в научно-исследовательский институт ВВС?

9. Что случилось во время одного из полетов?

10. Расскажите историю происхождения фамилии «Чкалов».

11. Почему В.Чкалов решил стать летчиком?

        Стих читает Карина Варя

12. Как произошло первое знакомство Чкалова В.П. с самолетами?

        Физкультминутка:

13. Зачем В.Чкалов изучал географические карты? О чем мечтали многие летчики?

14. Какой рекорд совершил экипаж В.Чкалова?

15. Кто еще был членом экипажа?

16. Что ответил В,Чкалов на вопрос «Неужели вы ничего не боялись во время полета за все 60 часов?»

        Песня в исполнении Дани Позднякова «Огромное небо».

        Стихи  читают

  • Тищенко Тимофей «На гранитном черном пьедестале…»
  • Чирковский Влад
  • Андреев Максим «Чкалов»

На каждый вопрос викторины показывался отрывок из документального фильма для детей «Знай наших. Чкалов В.П.»

Конспект рассказа-беседы в подготовительной группе:

В. П. Чкалов лётчик-испытатель.

Провела: Клевцова О.И.

Области: познавательное развитие, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое.

Цель: познакомить детей с В. Чкаловым - испытателем самолётов, с фигурами его высшего

пилотажа, воспитывать чувство гордости, желание быть похожими на него, побуждать к высказываниям  рассуждениям  о его героических полётах.

Ход беседы:

Воспитатель: мы познакомились  с детством В. Чкалова, знаем как он мечтал стать лётчиком, и чтобы им стать, он закончил 4 лётных училища и стал боевым лётчиком-истребителем. А вы знаете кто такие лётчики -истребители? Лётчик- истребитель летает на  маленьких, вёртких одноместных самолётах. Они имеют большую скорость и предназначены вести бой в воздухе! Эти самолёты тоже называют истребителями. Чкалов выполнял опасные полёты каких  до него не делал никто. Первым в России, вторым в мире выполнил полёт вверх колёсами. Пролетел как-то между двумя деревьями, расстояние между которыми было меньше размаха крыльев А однажды на своём самолёте он пролетел под мостом.  В учебном бою  у него кончились патроны и тогда он догнал эту цель и рассёк её ударом лопасти винта самолёта: «Так я буду поступать в бою с настоящим врагом»,-заявил он командиру - это называется лобовой таран. Этот таран впервые применил лётчик  П.Н. Нестеров-наш земляк, но поразив врага он погиб сам. А таран по-чкаловски: это нанести удар противнику и остаться живым. И этот  таран использовали наши лётчики во время В.О. Войны. Всего было совершено 600 таранов, а 34 лётчика применили его дважды. Чкалов учил самолёты летать, он придумал и освоил 15 фигур высшего пилотажа — это способы защиты и нападения в бою с врагом и чем больше он их умеет применить в бою тем больше шансов у него на победу. Вот для чего Чкалов разрабатывал фигуры высшего пилотажа. Только смелый,умело управляющий самолётом лётчик победит в воздушном бою. Атака, и ещё раз атака -вот девиз лётчика- испытателя Чкалова!

Физкультминутка: 

 П/и. Сигналы: «полёт под мостом, полёт между деревьями, таран, штопор»

Цель: развивать воображение, побуждать к отображению фигур,быстро реагировать на сигнал.

Вопросы: 

Как вы понимайте слова: Чкалов учил самолёты летать?

«Таран по-чкаловски это как?

Кто из лётчиков раньше выполнял его? И чем он отличался от чкаловского?

Сколько лётчиков во время войны повторили таран?

Какие ещё опасные полёты выполнял Чкалов?

Какой девиз был у Чкалова?

Сколько лётных училищ закончил Чкалов?

Мог бы он так смело и умело летать если бы не учился?

Как вы считайте: зачем В.П.Чкалов выполнял эти опасные полёты, эти фигуры высшего пилотажа?

Дидактическая игра:

1. "Вставьте пропущенные буквы".

Самолёт, Чкалов, таран, испытатель, Ванкувер

2. Д/и. «Назовите части самолёта» (нос, крылья, хвост, иллюминаторы, кабина, винт, сиденья, ремни.)

3. Какие общие части есть в самолете и корабле? (Иллюминаторы, корпус, мотор.)

Постановка следующей проблемы:

А вы знаете, что Чкалов совершил один из самых опасных и долгих перелетов - через северный полюс в Америку? Отправляясь в свое героическое и далекое путешествие, он понимал, что может погибнуть, но этот отважный человек не привык отступать перед трудностями и стал первым человеком, который перелетел Северный Ледовитый океан и долетел до Америки. Но об этом путешествии вы узнаете при следующей беседе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по ФЦКМ "Северная Америка"

Данная презентация помогает рассказать детям о материке Северная Америка: о природных зонах, животном мире и растительности....

Путешествие по странам и континентам. Северная Америка. Презентация.

Интересные факты о Северной Америке для детей.История открытия, достопримечательности, особенно климатических условий, растительный и животный мир....

Ковбои Северной Америки

ЦельЗнакомить детей с историей народов Северной Америки:- освоение территорий,- появление ковбоев, их жизнь и быт,- зарождение и развитие родео....

буклет "Интересные факты о Северной Америке. Поиграем в индейцев?"

консультация в помощь родителям по теме недели "Вокруг света. Северная Америка"., из которой они узнают     как можно поддержать познавательный интерес детей к знакомству с ко...

Детям о животных "Северной Америки"

Животный и растительный мир Северной Америки. Особенности. Климат. Внешний вид. Повадки. Материал поможет при ознакомлении с окружающим миром детей 6-7 лет....

Дипломы Международной викторины для детей дошкольного возраста «Весёлая география. Северная и Южная Америка», ноябрь 2021

Дипломы Международной викторины для детей дошкольного возраста «Весёлая география. Северная и Южная Америка», ноябрь 2021...

Исследовательский проект "Животный мир Северной и Южной Америки"

Исследовательский проект "Животный мир Северной и Южной Америки"...