"Кубань - родимая земля"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Малайкова Елена Викторовна

 Открытое образовательное мероприятие  в подготовительной группе.

Тема: « Кубань – родимая земля!"

Идёт рассвет, ступая по курганам.

Навстречу солнцу встали тополя…

                                               Как ты мила и как ты дорога нам,

                                                Кубань, Кубань – родимая земля!

                                                                                    Виктор Подкопаев

Программное содержание : Продолжать знакомство детей с Краснодарским краем  , в предверии  праздника 80 лет Краснодарского края, дня города Краснодара, с творчеством Кубанских поэтов.

Предварительная работа: Создание презентации «Краснодарский край»,

Рассматривание фото альбомов «Краснодар», « Краснодарский край»;

Разучивание стихов и песен Кубанских поэтов:

Рисование «Кубань- родимая земля!»

                                                 Методика проведения

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас к разговору. А о чем мы с вами будем говорить, я думаю, вы догадаетесь сами. Но вначале послушайте притчу.

 

Однажды в одном купе ехали три женщины и один мужчина. За окном простирались бесконечные песчаные барханы. Пораженные скудным пейзажем за окном, женщины то и дело восклицали:

— Какие страшные места!

— Как здесь могут жить люди?

— Неужели им здесь нравится?

Вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Мужчина начал собирать вещи.

— Вы здесь выходите? — удивились женщины.

— Да, выхожу, — ответил он и с чувством добавил:  Это—земля моих предков, родителей, моего отца и деда, это моя земля, моя Родина!

 

- Кто догадался, о чем у нас сегодня пойдет разговор?

- Правильно! Тема нашего классного часа – «Земля отцов – моя земля!».

Родина — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

            Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Наши корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто лет назад. Это наша история.

                                 Земля моих отцов, земля родных людей.

                        Любовь моя, забота и награда.

                        Наверно, земли есть и краше, и теплей.

                        Наверно есть, других мне и не надо.

Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? Ответы детей. 

      И так,  отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово “Родина”.

                                Страны ты патриотом будь, 
                                Легендой выстлан славный путь!
                                Историю ты не забудь, 
                                Победы славные, большие.
                                И для себя сумей понять -
                                С кого пример для жизни брать. 

 

Рефлексия.

Ребята! У меня в руках корзина с яблоками. Это символ нашего Кубанского плодородия. Я предлагаю вам взять в руки эти яблоки и передавая их друг другу закончить фразу, «Я хочу что бы…» своим пожеланием родной станице, родителям, учителям, и вообще кубанцам.

Вы, ребята,  наследники нашей Кубани : ее истории, ее культуры, всех тех богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам преумножать ее традиции, трудиться на ее полях, сочинять стихи и песни о ней.

Люди не должны забывать свою историю, свои корни. Память должна храниться в сердце каждого.

 

Дорогие ребята! Наша малая Родина, Кубань, имеет древнюю и богатую историю. Более подробное изучение исторической науки вас ждёт в  школе.  Сегодня мы кратко познакомимся с историей нашего Краснодарского края. Вам, наверное, приходилось слышать песню « С чего начинается Родина?», которую написал поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер.

Звучит песня « С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

А, может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца…

Воспитатель: Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? ( ответы ребят).  Правильно ребята, с родного города, станицы, посёлка. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки – ветерана Великой Отечественной…

Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажите: « Я – гражданин России». А  сейчас с не меньшей гордостью говорите: « Я – живу на Кубани».

Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у  памятника погибшим воинам защищавшим нашу Кубань в центре  города. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.

Всё это – ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.

Кубань славится на всю Россию не только богатым урожаем зерна, красотой природы, но и своими песнями. 

Музыкальная минутка.( Дети исполняют кубанскую песню.)

 Краснодар батюшка, а Кубань матушка. А И. Шиянов

Посмотрите на современную карту Краснодарского края.

(Работа с картой Краснодарского края.) на интерактивной доске

Степан

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны,

Сады и лиманы – всё это родная Кубань. (В. Подкопаев )

Наш край расположен на юге нашей Российской Федерации. Он называется Краснодарским по имени главного города края, а его историческое название – Кубань.     Краснодарский край разделён на 38 районов, 26 городов, 24 посёлка городского типа, 1175 сельских поселений

 Воспитатель: А как называется место , где ты живёшь? А какие еще города и станицы нашего края вы знаете(ответы ребят). Посмотри, обозначено ли оно на карте? Дети ищут Краснодар  и другие города Краснодарского края(Сочи, Горячий Ключ, Туапсе, Анапу)

 Воспитатель: Прекрасна природа Кубани. Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо… Послушайте фрагменты из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек – и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова , чтобы передать это очарование нам.

Дети читают стихи.

Алена: Высокие травы – муравы, растёте вы, травы ,на славу!

Зелёные скинув рубашки,

белеют, желтеют ромашки

Краснеют нарядные маки,

как в новых бешметах казаки.

И, словно разливы реки,

небесная синь-

васильки…

( Виталий Бакалдин )

 

 

 Глеб:    Густой туман плывёт низиной.

Покоем полнится земля.

И, держат небо, как корзину,

Над хуторами тополя. ( Кронид Обойщиков)

 

Света:   Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Под лазурным небом - тысяча светил.

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил… (Иван Варавва)

  Иван: На зорьке румяной

Шиповник проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ,

Бутоны окрасила

В розовый цвет… (Татьяна Голуб)

 Воспитатель: Какой из прочитанных отрывков показался вам самым красивым? Почему?  ( ответы детей)  

Воспитатель: А умеете ли вы определять погоду по народным приметам? (высказывание ребят). Если нет, внимательно прочитайте ещё одно стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб.

   

Приметы.

Артем Т.: Будет дождик или нет –

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Сжали венчики – цветки,

Значит, дождь пойдёт опять –

Нужно зонт с собою взять.

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок –

Тут никто не ошибётся:

Будет солнечным денёк.

Ксения: Если пахнуть сильно стала

Под твоим окном сирень,

Кошка стенку искромсала,

Петухи орут весь день,

Если ласточки летают

Низко – низко над землёй,

Я теперь уж точно знаю:

Хлынет дождик ливневой…

 Воспитатель: В народе известны и другие приметы дождя:

« Вода на реке пенится – завтра пойдёт дождь»,

« Воробьи в пыли купаются – к дождю»,

« Вечером небо бледно – жёлтое – к дождю».

 Воспитатель: Дорогие ребята. Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Виолетта

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов – моя земля.

( Иван Варавва).

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, для закрепления я предлагаю, поиграть в различные игры. Сегодня мы познакомимся с кубанскими играми.

  

Игра в « ярок».

Играют и мальчики и девочки.

На ровной площадке каждый играющий на одной прямой, на расстоянии ширины мяча делал босой ногой – пяткой « ярку » - небольшое углубление в земле. Каждый запоминал свою « ярку ». Выбирали первого ведущего. Все становились в шеренгу , примерно против своей « ярки ». Ведущий катил свой мяч так, чтобы он попал в чью – нибудь «ярку».

Если мяч не попал в цель , ведущий продолжает катить ещё раз. Если мяч попал в «ярку», все быстро разбегались, а хозяин «ярки» должен быстро схватить мяч и ударить кого – нибудь из игроков.

Если мазал – становился ведущим, если попадал, ведущим становился тот, кого ударили мячом. Кон – территорию игры специально оговаривали заранее. Здесь не будет победителей, но лучшим игроком считается тот, кто меньше был ведущим.

 

Игра « У куцой бабы».

Одному игроку завязывали глаза и ставили возле стенки в комнате. Это бала « куца баба». Между игроками и Бабой происходил такой диалог:

--- Бабо. Бабо! Дэ ты стоишь?

---На камни.

---Шо ты продаешь?

---Квас.

---Ловы девок та ны нас, та по лавочках ны лазь!

И дружно разбегались по комнате, а Баба должна была кого – нибудь поймать. Если Баба подходила к окну или печке, все кричали: « Бабо, жар!», предостерегая её от неприятностей. Если Баба ловила игрока – он становился Бабой и игра продолжалась.

Воспитатель: А теперь предлагаю всем нарисовать свою Кубань, свой Краснодар. После рисования устраивается выставка детских работ.

   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuban-_ty_moya_zemlya_tsor_2020_god.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытое образовательное мероприятие  в подготовительной группе.

Тема: « Кубань – родимая земля!"

Идёт рассвет, ступая по курганам.

Навстречу солнцу встали тополя…

                                               Как ты мила и как ты дорога нам,

                                                Кубань, Кубань – родимая земля!

                                                                                    Виктор Подкопаев

Программное содержание : Продолжать знакомство детей с Краснодарским краем  , в предверии  праздника 80 лет Краснодарского края, дня города Краснодара, с творчеством Кубанских поэтов.

Предварительная работа: Создание презентации «Краснодарский край»,

Рассматривание фото альбомов «Краснодар», « Краснодарский край»;

Разучивание стихов и песен Кубанских поэтов:

Рисование «Кубань- родимая земля!»

                                                 Методика проведения

Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас к разговору. А о чем мы с вами будем говорить, я думаю, вы догадаетесь сами. Но вначале послушайте притчу.

Однажды в одном купе ехали три женщины и один мужчина. За окном простирались бесконечные песчаные барханы. Пораженные скудным пейзажем за окном, женщины то и дело восклицали:

— Какие страшные места!

— Как здесь могут жить люди?

— Неужели им здесь нравится?

Вот поезд подъехал к крохотной станции, за которой виднелись лишь несколько чахлых деревьев, верблюд, а вдали — глиняная мазаная кибитка. Мужчина начал собирать вещи.

— Вы здесь выходите? — удивились женщины.

— Да, выхожу, — ответил он и с чувством добавил:  Это—земля моих предков, родителей, моего отца и деда, это моя земля, моя Родина!

- Кто догадался, о чем у нас сегодня пойдет разговор?

- Правильно! Тема нашего классного часа – «Земля отцов – моя земля!».

Родина — синоним слова Отечество, место, где родился человек, а также страна, в которой он родился и к судьбе которой ощущает свою сопричастность.

            Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Наши корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто лет назад. Это наша история.

                                 Земля моих отцов, земля родных людей.

                        Любовь моя, забота и награда.

                        Наверно, земли есть и краше, и теплей.

                        Наверно есть, других мне и не надо.

Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? Ответы детей. 

      И так,  отчий дом, родной край… Так называем мы землю, где родились и живём, где трудились наши деды и отцы, землю, которую они защищали, за которую погибали. Без этой земли непонятно слово “Родина”.

                                Страны ты патриотом будь, 
                               Легендой выстлан славный путь!
                               Историю ты не забудь, 
                               Победы славные, большие.
                               И для себя сумей понять -
                               
С кого пример для жизни брать. 

Рефлексия.

Ребята! У меня в руках корзина с яблоками. Это символ нашего Кубанского плодородия. Я предлагаю вам взять в руки эти яблоки и передавая их друг другу закончить фразу, «Я хочу что бы…» своим пожеланием родной станице, родителям, учителям, и вообще кубанцам.

Вы, ребята,  наследники нашей Кубани : ее истории, ее культуры, всех тех богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам преумножать ее традиции, трудиться на ее полях, сочинять стихи и песни о ней.

Люди не должны забывать свою историю, свои корни. Память должна храниться в сердце каждого.

Дорогие ребята! Наша малая Родина, Кубань, имеет древнюю и богатую историю. Более подробное изучение исторической науки вас ждёт в  школе.  Сегодня мы кратко познакомимся с историей нашего Краснодарского края. Вам, наверное, приходилось слышать песню « С чего начинается Родина?», которую написал поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер.

Звучит песня « С чего начинается Родина?»

С чего начинается Родина?

С картинки в твоём букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе…

А, может, она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца…

Воспитатель: Так с чего же начинается Родина для каждого из нас? ( ответы ребят).  Правильно ребята, с родного города, станицы, посёлка. С весёлого шума деревьев на улицах нашего детства. С золотого моря пшеницы на бескрайних кубанских полях. С задорной казачьей песни. С рассказов дедушки – ветерана Великой Отечественной…

Пройдёт совсем немного лет, и вы с гордостью скажите: « Я – гражданин России». А  сейчас с не меньшей гордостью говорите: « Я – живу на Кубани».

Пройдите по знакомым улицам и тропинкам. Постойте, склонив голову, у  памятника погибшим воинам защищавшим нашу Кубань в центре  города. Вслушайтесь в торопливый лепет реки, в звонкий птичий разговор. Всмотритесь в лица людей, которые вас окружают.

Всё это – ваше, самое близкое и дорогое. И даже если судьба забросит вас далеко от этих мест, вы всё равно будете стремиться сюда всем сердцем. Здесь - ваши корни. Родина начинается здесь.

Кубань славится на всю Россию не только богатым урожаем зерна, красотой природы, но и своими песнями. 

Музыкальная минутка.( Дети исполняют кубанскую песню.)

 Краснодар батюшка, а Кубань матушка. А И. Шиянов

Посмотрите на современную карту Краснодарского края.

(Работа с картой Краснодарского края.) на интерактивной доске

Степан

Могучие горы,

Степные просторы,

Приморского берега грань…

Леса и поляны,

Сады и лиманы – всё это родная Кубань. (В. Подкопаев )

Наш край расположен на юге нашей Российской Федерации. Он называется Краснодарским по имени главного города края, а его историческое название – Кубань.     Краснодарский край разделён на 38 районов, 26 городов, 24 посёлка городского типа, 1175 сельских поселений

 Воспитатель: А как называется место , где ты живёшь? А какие еще города и станицы нашего края вы знаете(ответы ребят). Посмотри, обозначено ли оно на карте? Дети ищут Краснодар  и другие города Краснодарского края(Сочи, Горячий Ключ, Туапсе, Анапу)

 Воспитатель: Прекрасна природа Кубани. Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо… Послушайте фрагменты из стихотворений кубанских поэтов. Всего несколько строчек – и перед нами портрет родной земли. Талантливый поэт умеет подметить красоту каждой скромной травинки и найти точные, яркие слова , чтобы передать это очарование нам.

Дети читают стихи.

Алена: Высокие травы – муравы, растёте вы, травы ,на славу!

Зелёные скинув рубашки,

белеют, желтеют ромашки

Краснеют нарядные маки,

как в новых бешметах казаки.

И, словно разливы реки,

небесная синь-

васильки…

( Виталий Бакалдин )

 

 

 Глеб:    Густой туман плывёт низиной.

Покоем полнится земля.

И, держат небо, как корзину,

Над хуторами тополя. ( Кронид Обойщиков)

 

Света:   Ой, как засмеялось подсолнечное поле!

Под лазурным небом - тысяча светил.

Зацвели подсолнухи на степном раздолье:

Цвет их золотистый степь позолотил… (Иван Варавва)

  Иван: На зорьке румяной

Шиповник проснулся.

Он каждым листочком

К заре потянулся.

А зорька к нему

Потянулась в ответ,

Бутоны окрасила

В розовый цвет… (Татьяна Голуб)

 Воспитатель: Какой из прочитанных отрывков показался вам самым красивым? Почему?  ( ответы детей) 

Воспитатель: А умеете ли вы определять погоду по народным приметам? (высказывание ребят). Если нет, внимательно прочитайте ещё одно стихотворение кубанской поэтессы Татьяны Голуб.

   

Приметы.

Артем Т.: Будет дождик или нет –

У цветов найду ответ.

Если утром ноготки

Сжали венчики – цветки,

Значит, дождь пойдёт опять –

Нужно зонт с собою взять.

Если же глаза до солнца

Широко раскрыл вьюнок –

Тут никто не ошибётся:

Будет солнечным денёк. 

Ксения: Если пахнуть сильно стала

Под твоим окном сирень,

Кошка стенку искромсала,

Петухи орут весь день,

Если ласточки летают

Низко – низко над землёй,

Я теперь уж точно знаю:

Хлынет дождик ливневой…

 Воспитатель: В народе известны и другие приметы дождя:

« Вода на реке пенится – завтра пойдёт дождь»,

« Воробьи в пыли купаются – к дождю»,

« Вечером небо бледно – жёлтое – к дождю».

 Воспитатель: Дорогие ребята. Ведь именно вы – наследники нашей прекрасной кубанской земли: её истории, её культуры, всех тех бесценных богатств, которые созданы руками старших поколений. Вам приумножать богатства родного края и его замечательные традиции, трудится на полях и заводах, совершать научные открытия, сочинять стихи и песни о родной земле.

Виолетта

Шумят, шумят желтеющие нивы,

Красою сердце веселя.

Родимый край мой,

Край судьбы счастливой,

Земля отцов – моя земля.

( Иван Варавва).

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше занятие, для закрепления я предлагаю, поиграть в различные игры. Сегодня мы познакомимся с кубанскими играми.

   

Игра в « ярок».

Играют и мальчики и девочки.

На ровной площадке каждый играющий на одной прямой, на расстоянии ширины мяча делал босой ногой – пяткой « ярку » - небольшое углубление в земле. Каждый запоминал свою « ярку ». Выбирали первого ведущего. Все становились в шеренгу , примерно против своей « ярки ». Ведущий катил свой мяч так, чтобы он попал в чью – нибудь «ярку».

Если мяч не попал в цель , ведущий продолжает катить ещё раз. Если мяч попал в «ярку», все быстро разбегались, а хозяин «ярки» должен быстро схватить мяч и ударить кого – нибудь из игроков.

Если мазал – становился ведущим, если попадал, ведущим становился тот, кого ударили мячом. Кон – территорию игры специально оговаривали заранее. Здесь не будет победителей, но лучшим игроком считается тот, кто меньше был ведущим.

 

Игра « У куцой бабы».

Одному игроку завязывали глаза и ставили возле стенки в комнате. Это бала « куца баба». Между игроками и Бабой происходил такой диалог:

--- Бабо. Бабо! Дэ ты стоишь?

---На камни.

---Шо ты продаешь?

---Квас.

---Ловы девок та ны нас, та по лавочках ны лазь!

И дружно разбегались по комнате, а Баба должна была кого – нибудь поймать. Если Баба подходила к окну или печке, все кричали: « Бабо, жар!», предостерегая её от неприятностей. Если Баба ловила игрока – он становился Бабой и игра продолжалась.

Воспитатель: А теперь предлагаю всем нарисовать свою Кубань, свой Краснодар. После рисования устраивается выставка детских работ.

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кубань, моя родимая земля!

КОНСПЕКТНепосредственной образовательной деятельности по музыке для детей подготовительной группы.  Тема:«КУБАНЬ, МОЯ РОДИМАЯ ЗЕМЛЯ»...

"Украшение родимой земли"

Продолжать  знакомить детей с полевыми цветами, воспитывать экологическую культуру, умение видеть красоту природы, развивать эстетические чувства у детей....

Кубань -родимая земля.

Цели и задачи:1)Расширить представление детей о малой и большой Родине.2)Закрепить знания детей об историческом в настоящем г. Краснодаре.3)Развивать память, сообразительность, находчивость, любознате...

Кубань - родимая земля

Цель проекта: воспитание у дошкольников патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности посредством воспитания любви к родному краю....

Планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе (на неделю 17 по 21 апреля) Тема: «Планета Земля — родимый наш дом»

Планирование воспитательно-образовательной работы во второй младшей группе (на неделю 17 по 21 апреля) Тема: «Планета Земля — родимый наш дом»  Тема недели: «Планета ...

Кубань моя, родимая земля

Сценарий осеннего развлечения длоя подлготовительной группы на тему "Кубань, моя родимая Земля"...