Главные вкладки

    проект "Природа нашего края"
    проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Гулиева Надежда Алексеевна

    Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека.  В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. В ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к объектам живой и неживой природы, станут, бережно  относится к растениям  и животным.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priroda_nashego_kraya.docx37.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема проекта: Природа нашего края

    Аннотация проекта:

    Проект «Природа нашего края» направлен на  детей среднего возраста,  краткосрочный реализуют воспитатели средней группы.  Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека.  В это же время закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям. В ходе реализации данного проекта у детей сформируется интерес к объектам живой и неживой природы, станут, бережно  относится к растениям  и животным.

    Актуальность проекта:  

    В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В процессе исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учиться наблюдать, рассуждать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.Проект  направлен на развитие познавательной активности детей, представлений о весенних изменениях в живой и неживой природе, о жизни животных и птиц. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. В ходе реализации данного проекта дети учатся самостоятельно, и с помощью родителей воспитателей искать информацию, проводить практическую работу и делать соответствующие выводы.

    Обоснование необходимости проекта:

    По результатам  опроса и рисуночного теста выявилась проблема:

    наши дети экологически  не воспитаны, т.е не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.

    Тип проекта:Познавательно - исследовательский

    Сроки реализации проекта: 1 неделя

    Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели

    Цель: Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны.

    Задачи:

    1.Образовательные:

    -Систематизировать знания об окружающем мире.

    -Расширять и систематизировать знания о растительном и животном мире нашего края.

    - Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

    2.Воспитательные:

    -Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.

    3. Развивающие:

    -Развивать связную речь, обогащать словарь детей, образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности.

    -Развивать художественное творчество.

    Интеграция:

    Социально – коммуникативное развитие

    Познавательное развитие

    Речевое развитие

    Художественно - эстетическое развитие

    Физическое развитие

    Партнеры проекта:

    Берёзовский краеведческий музей

    Ожидаемые результаты проекта:

    -Расширение знаний о растительном и животном мире нашего края.

    -Сформируется стремление к исследованию объектов природы.

    -Научатся вести наблюдения за отдельными объектами природы, проводить простейшие исследования (сравнения) некоторых видов растений.

    -Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

    -Будут бережно относиться к природе, овладеют навыками экологически безопасного поведения в природе.

    Продукт проекта:

    1.Выставка рисунков «Природа нашего края»

    2.Настольная игра

    3. Альбом «Природа нашего края»

    4. Альбом «Ознакомление с природой в детском саду»

    5. Картотека дидактических игр

    Методы реализации проекта

    Наглядные  (наблюдения, экскурсии, рассматривание картин, просмотр презентаций)

    Словесные (беседы, чтение художественной литературы о природе, использование фольклорного материала )

    Практические (экологические игры, опыты, труд в природе)

    Ресурсы проекта:

    - информационные

          музей

    -материально- технические

           огород на окне

           наглядный  и демонстрационный материал

           презентации

           картинки

           библиотека книг в группе

     - кадровые

            воспитатели

            дети

            родители

            музыкальный руководитель

    -технические

           компьютер

           принтер

           фотоаппарат

           интернет

    План реализации  проекта

    1 этап – подготовительный

    Мероприятия

    Цель

    Результат

    Ответственные

    1

     Субъективный опыт детей:

    «Что мы знаем о природе?»,

    «Что вы хотите узнать о природе?»,

    «Где мы можем найти информацию?»

    Уточнить объем знаний детей о природе весной

    У детей недостаточно полные знания о жизни диких животных, птицах,  деревьях, весенних явлений природы

    Воспитатели

    2

    Диагностика

    по

    рисункам детей

    Уточнить объем знаний детей о природе

    Начало проекта:

    Низкий-80%

    Средний-15%

    Высокий-5%

    В конце проекта

    Низкий-18%

    Средний-50%

    Высокий-32%

    воспитатели

    3

     Разработка проекта  

    Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

    Детям предоставляется возможность работать над одной темой, чтобы получить ответ на интересующие их вопросы

    Воспитатели

    4

    Родительское собрание

    Сформировать интерес, познакомить с проектной деятельностью.

    Определение объема помощи родителями по теме  проекта. Анкетирование.

    Воспитатели

    2этап – основной

    1.

     ООД: Познавательное развитие

    1. «Дикие животные весной»

    2. Беседа по теме: «Что такое природа?»

    3. Речевое развитие:

    «Природа нашего края»

    4.Художественно-эстетическое развитие:

    Аппликация «Животные»

    Усвоить названия животных, познакомить со средой обитания, особенности внешнего вида и образа жизни.

    Сформировать понятие природа и не природа, живая и неживая.

    Развивать память и мышление детей.

    Воспитывать бережное отношение к природе.

    Развивать речь детей. Формировать представления о взаимосвязях в природе.

    Учить отрывать небольшие куски цветной бумаги. Аккуратно наклеивать на образец. Развивать быстроту, ловкость движений

    Слушают, задают вопросы

    У детей формируется понимание того, что обитатели природы живые существа о них нужно заботиться; радоваться красоте природе

    Знакомство с информацией.

    Отгадывание загадок.

    Загадки о животных.

    Подвижная игра «Рыжая лисичка»

    Воспитатели

    дети

    Воспитатели

    дети

    3

    Настольная игра:  «Дорога на лесной праздник»

    Вызвать интерес к игре, развивать познавательный интерес, учить детей доброте, бережному отношению к природе

    Называют деревья, знают правила поведения в лесу

    Родители

    Дети

    воспитатели

    4

    Экскурсия в краеведческий музей

    Познакомить детей с разными видами животных

    обитающих в нашем крае

    Детям очень понравилось

    Воспитатели дети

    родители

    5

    Опытно – экспериментальная деятельность

    1. Посадка лука

    2. Сравнить веточки елки и березы с листочками

    3. Рассматривание и чтение энциклопедий, журналов о природе

    Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию лука, учить создавать ситуацию опыта.

    Учить узнавать и различать деревья

    хвойные и лиственные

    Обогатить представления об окружающем мире, к природе. Способствовать развитию познавательного интереса                

    Освоение нового знания, дети устанавливают причинно-следственные связи.

    Сравнение внешнего вида веточек и найти отличия

    Сформированы правила поведения в лесу

    Научились использовать журналы, энциклопедии для пополнения собственных знаний о природе.

    Воспитатели, дети

     дети, воспитатели

    Воспитатели, дети.

    3 этап – заключительный.

    1.

    2.

    Родительское собрание экологическая викторина «Счастливый случай»

    Театральное представление

    «Как медвежонок счастье искал»

    1.Повышение родительской компетентности в вопросах экологического воспитания детей.

    2.Способствовать повышению роли семьи в воспитании у детей любви к природе.

    3.Содействовать сплочению родительского коллектива; вовлечению их в жизнедеятельность детского сада

    Продолжать развивать интерес

    к

    природе

    Анализ анкет,

    Обобщение уровня экологических знаний

    Сформированы представления о празднике Исполнение стихов, пословиц, народных игр про природу

    Воспитатели, родители

    Воспитатели

    Дети

    Родители

    Муз рук-ль

    3.

    Подвести итог проекта

    Обработка и оформление материалов проекта

    Презентация проекта перед родителями и воспитанниками

    Воспитатели

    Подведение итогов.

    В заключении хотим  сказать, что работая над проектом

    У детей преобладает эмоционально-положительное отношение к родной природе, они стали  ориентироваться в мире животных, птиц и растениях, овладели некоторыми правилами поведения в природе.

    Дети проявляет любознательность и интерес по отношению к родной природе, их интересует, почему природа родного края устроена, именно так, дети стали обращать внимание на эстетическую среду природы.

    С удовольствием включаются в проектную деятельность, связанную с познанием родной природы.

    Отражают свои впечатления о родной природе в предпочитаемой деятельности: рассказывают, изображают, воплощают образы в играх, разворачивают сюжет.

    В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений. 

     Данная работа над проектом нашла горячий отклик со стороны родителей. Родители активно включились в воспитание у детей любви к природе родного края. Вместе с детьми обобщали и уточняли свои знания. Кроме того, данная работа имела еще один положительный результат, между родителями и детьми установились прочные партнерские отношения.

             Проблема нравственно – патриотического воспитания дошкольников в процессе знакомства с природой родного края актуальна. Но, мы точно знаю, что наши дети гораздо больше, нежели раньше, знают о природе родного края, которых раньше просто не замечали, стали более ответственны.

        Работу в данном направлении мы будем продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

        В перспективе разработка проекта «Красная книга», где более подробно будем говорить о редких животных и растениях нашего края, организуем природоохранную акцию «Берегите деревья», проведем совместно с родителями экологическое развлечение «Лесная прогулка».

     Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном возрасте только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия детского сада и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

    Литература

    1.От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы,    Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.-368с.

    2.Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015.-96с.

    3.Горькова Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2005.-240с.

    4.Лопатина А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008.-140с.

    5. Кобзева, Т.Г, Холодова, И.А, Александрова, Г.С. –Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2015.-330с.

    6.Николаева С.Н Экологическое воспитание в детском саду. Юный эколог.

    Программа экологического воспитания в детском саду.

    Москва-синтез 2010. - 112 с.

    Статьи из журналов

    1.Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27.

    2.Горбунова Г.А. Развитие экологической культуры дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6. - С. 10-16.

    Экологические игры

    1.Берестнева Н.П. Экологические занятия с использованием элементов ТРИЗ и РТВ // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 1. - С.48-52.

    2. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

    3.Чебан М.И. Экологические игры // Ребенок в детском саду. - 2008. - № 6. - С.50-54. Из опыта работы ДОУ г. Новый Уренгой: игры «Волшебное солнышко», «Поле чудес».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к проекту "Природа нашего края"

    Данный проект направлен на формирование у детей патриотических чувств (воспитание любви к родному городу, семье и т.д.), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.)....

    Творческий проект "Красота нашего края"

    Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста ОО "Социализация" в интеграции с ОО "Художественное творчество"...

    Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

    Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

    презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

    В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....