Конспект НОД в старшей группе «Земля – какая она?» (эвристическая беседа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Знакомство с предсталениями древних людей о форме Земли. Знакомство с глобусом, его назначением, историей. Проведение эксперимента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_v_starshey_gruppe_zemlya_-_kakaya_ona.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе «Земля – какая она?» (эвристическая беседа)

Выполнила:

Воспитатель МБДОУ №33

Нижегородского района

Г. Нижнего Новгорода

Ямушева Марина Федоровна

Земля – какая она?

Цели: Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара.

Учить устанавливать и понимать причинно – следственные связи. Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира с помощью эксперимента. Познакомить с глобусом, его назначением и историей. Воспитывать интерес и уважение к людям – первооткрывателям.

Материал и оборудование: глобус, иллюстрации, мячи, фломастеры.

Ход занятия:

Воспитатель: Мы много узнали о космосе, Солнечной системе. Вы знаете, что мы живём на планете….Земля. А знаете ли вы, какая она, наша планета? Какой она формы?

Ответы детей.

В древности люди по-разному представляли, как выглядит наша земля. Одни считали, что она огромная и плоская, как блин, или как тарелка. В древней Индии люди представляли, что в огромном море из молока плавает огромная черепаха. На её спине стоят четыре слона, которые на своих могучих спинах держат Землю, плоскую как блин.

(рассказ сопровождается показом иллюстраций)

Многие мореходы недоумевали: ведь если Земля плоская, то на ней сразу всё должно быть видно. Значит, скорее она напоминает горбушку. Так и решили мореплаватели считать Землю горбатой, похожей на половинку яблока или апельсина, который лежит в блюдце с водой. Вода – море, а небо над ней, будто колпак.

Находились смельчаки, которые мечтали добраться до края Земли и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь  пешком, или верхом на лошади, или на корабле.

Те люди, которые путешествовали пешком или верхом на лошади, добирались рано или поздно до большой воды – моря или океана. Они считали, что их путешествие закончено: вот он, край земли, и ничего, кроме воды ,дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в том, что, отправляясь в путь из какого – то места и двигаясь всегда в одном направлении, они  почему – то возвращаются туда, откуда начали своё путешествие. « Почему же так происходит?» - задумались люди. А как вы думаете, почему? (Ответы детей).

Эксперимент:

Сейчас мы с вами превратимся в настоящих путешественников. Согласны?

Берём в руки мячи и фломастеры. Теперь представьте, что вы путешественники, и каждый из вас стоит  на верхушке шара. Поставим  туда кончик фломастера. Теперь наш путь пойдёт  всё время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Фломастер нужно двигать аккуратно, в одном направлении. Если вы не спешили, всё сделали правильно, то где вы оказались? (Ответы детей) Правильно! В той точке, откуда начали свой путь.

Какой же вывод могли сделать путешественники, вернувшись после длительного путешествия в то же место, откуда начали свой путь? (Ответы детей) Правильно! Что Земля – это шар.

А теперь отгадайте мою загадку:

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны.

Дети: Глобус.

Правильно, ребята, это глобус.

В результате многочисленных путешествий люди создали много карт, на которых было отмечено расположение суши, морей, океанов. Чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму, учёные изобрели модель земли – глобус.  Показываю глобус. На нём размеры нашей планеты уменьшены в десятки миллионов раз. Первый глобус сделал немецкий географ Бехайм.  Глобус – маленькая модель земного шара. Большая часть поверхности глобуса покрыта голубой краской, что он обозначает? (Ответы детей) Правильно – это вода – моря и океаны. А что же обозначает зелёный цвет? (ответы детей). Коричневый цвет это…(ответы детей). Жёлтый…(ответы детей). Встречаются на суше голубые пятнышки и ниточки. Кто догадался, что это? (ответы детей). Если дети не догадаются, то объясняю, что это озёра и реки. А теперь мы попробуем найти на глобусе столицу нашей Родины. Как она называется? ( Москва). Наш любимый город Нижний Новгород, и реки на слиянии которых, стоит наш город, это….Ока и Волга. Рассматриваем глобус.

Ребята, мы сегодня были настоящими путешественниками, первооткрывателями, а в чём же вы убедились, проведя наш эксперимент с шарами? (Что Земля имеет форму шара).                                                  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе "Земля - наш ообщий дом"

Цели:- расширять представление о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;- формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни челов...

Конспект НОД в старшей группе. Тема: Какого цвета снег. Где рождается снег?"

Подвести детей к пониманию того, снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный....

Конспект НОД в старшей группе "Ах, какая осень!"

Задачи:Образовательные:обобщить представления детей об осени как времени года, ее признакахуточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их ...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Этическая беседа о гостеприимстве».

Познакомить детей с понятием «гостеприимство» и русским обычаем «приносить гостинцы»....

Конспект НОД в старшей группе "Бобры - какие они?"

Занятие о Воронежском заповеднике, о главных его обитателях - бобрах, их внешнем виде, где живут, чем питаются....