Конспект НОД в старшей группе "Бобры - какие они?"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Арапова Лариса Ивановна

Занятие о Воронежском заповеднике, о главных его обитателях - бобрах, их внешнем виде, где живут, чем питаются.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по экологии22.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  ЦРР – д/с № 146 города Воронежа

Конспект  непосредственной  образовательной деятельности

в  cтаршей  группе.

Тема: ‘’Бобры – какие они’’?

   

                                                                                                   

                                                                                            Составила:  Арапова  Л.И.          

                                                                                            Первая  квалификационная  категория            

Основная образовательная область  ’’Познавательное  развитие’’.

Интегрированные  образовательные  области: ‘’Речевое развитие’’,  ‘’Художественно-

эстетическое развитие’’.

Цель: расширение представлений детей о заповеднике, его обитателях.

Задачи. 1).Закреплять знания о диких животных, учить группировать животных по спосо-

                   бу приспособления к окружающей среде  ( хищные и травоядные ).

                  Активизировать знания детей о деревьях.

               2).Уточнить и расширить  знания о жизни бобров: как передвигаются, чем

                 питаются, где живут, как спасаются от врагов.

               3).Продолжать совершенствовать диалогическую речь.

               4).Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к животным.

Предварительная работа. Чтение  книги «Воронежский заповедник», рассматривание

иллюстраций о бобрах, чтение книги «Что такое? Кто такой?»

Материал. Мультимедийное оборудование, плакат ‘’Дикие животные’’, набор картинок

«Деревья», «Дикие животные», бобры – куклы-варежки, карта Воронежского заповедника, карточки к игре «Кто где живет?» ( на каждого ребенка), картинки к игре «Убери лишнее».

 

Ход  образовательной деятельности.

-Наша страна очень большая, с богатой разнообразной природой. Мы должны беречь и

охранять природу, ведь многие животные на планете постепенно исчезают. Для того, что-  бы  сохранить  редких  животных, растения и самые  красивые  места на земле, люди создают заповедники. Заповедник – это такое место, где животным ничего не угрожает –

ведь здесь  нельзя  охотиться,  ловить рыбу, собирать грибы, ягоды, цветы; здесь не должно быть посторонних, ведь заповедник – это дом не для человека, а для животных

и растений. Заповедники  есть во всех странах, в том числе и в России.  Рядом  с  Воро-

нежем  расположен Воронежский государственный заповедник.  Посмотрите на карту,    заповедник занимает большую территорию и живут в нем разные животные. Отгадав

загадки, вы узнаете, кто из животных живет  в нашем заповеднике.

Игровое упражнение: «Загадай, мы отгадаем».

1. Сам зверек поменьше кошки, хвост пушистый и большой.

    Ну и быстрые же ножки скачут по лесу стрелой!                

    Мех теплый, как грелка. Кто же это?     /белка/

   

2. Он труслив и очень мал, шубку в зиму поменял.

     Ушки длинные торчком, с горки мчится кувырком.    /Заяц/

3. Хвост пушистый, рыжий мех. Кто в лесу хитрее всех?

    В норе живет, в деревне кур крадет.      /Лиса /

4. Бродит он зимой холодной, весь лохматый и голодный.

    Это хищный серый зверь, назови его скорей.  /Волк/

5. Ты его рукой не трогай и иди своей дорогой.

     У него кругом иголки,  а иголки очень колки.   /Еж/

6. Возле дуба острым  рылом  деловито землю рыл он,

     Видно, желуди искал. Я пугать его не стал.

     На ногах его копытца, любит он в лесу резвиться.  /Кабан/

7. Зверь лохматый и большой, в теплой шубе меховой.

    Косолапит по дороге, а зимою спит в берлоге.    /Медведь/

8. А на речке лесорубы в серебристо-темных шубах

    Дружно к берегу придут, быстро бревен нагрызут,

    А из бревен под водой они построят домик свой.  /Бобры/

-Вот эти лесные обитатели живут в нашем заповеднике. /Воспитатель показывает плакат

«Дикие животные»/. Чем они все похожи? / назвать существенные признаки/

-А сейчас проведем игру «Кто где живет?» (работа с карточками за столами)

-Наши животные собрались на полянке, чтобы поиграть и порезвиться. Что, если они

съедят друг друга, ведь звери- то все разные? Видимо, им понадобится ваша помощь,

чтобы  случайно кто-нибудь кого-нибудь не съел. На какие две группы можно разделить

диких  животных? / хищники и травоядные/

Воспитатель раздает всем детям картинки самых разных животных и просит хищников

поставить под красный кружок, а травоядных - под зеленый.

-Нам надо подружить зверей хоть на один день. Для этого поиграем в игру  ‘’Веселей,

детвора!’’

Физминутка. Игра ‘’Веселей, детвора!»

-Бобр – это главное животное заповедника. /Дети рассматривают бобра на экране/.    Живет бобр в лесных речках и озерах, мех  его очень густой, теплый и не намокает в воде.

 Посмотрите на хвост бобра. Как вы думаете, для чего ему нужен такой хвост? /хвост его – это руль и весло, резким ударом хвоста по воде он может отпугнуть хищника/.

-На лапах бобра – перепонки. Для чего они? / чтобы плавать и нырять/.

-Зубы у бобров очень прочные и растут всю жизнь. Для чего ему  такие острые  прочные

  зубы? /они валят деревья, грызут кору, ветки, листья/.

-Бобры – искусные строители. Из веток они строят себе домик – хатку. Снаружи хатка

 выглядит кучей хвороста. На самом деле она очень прочная, так как бобры сплетают

 ветки и скрепляют их глиной. Вход  находится под водой. Поэтому хищник, например

 волк, не может проникнуть в хатку.

-Что строят из деревьев? /плотины/

-C  их  помощью  бобры  делают  неглубокие  места  глубокими, чтобы  зимой  вода не

промерзала до дна, ведь зимой бобры не спят, а плавают подо льдом, чтобы питаться

запасами корма, заготовленного осенью.

-Чем же питается бобр? /ветками, корой деревьев, стеблями и листьями водных растений/. Ест ли он древесину? /нет, он использует дерево для строительства плотины/

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Что ест бобр? Убери лишнее».

(Почему не ест лягушек, мышей, рыбу?)

-Бобр – какое животное – хищное или травоядное?

-Посмотрите, какой у нас лес, назовите деревья. Д/игра ‘’Какого дерева не стало?’’

-Выберите те деревья, корой и ветками которых питаются  бобры  /дети выбирают осину,

 ольху, иву, тополь/.

- Почему выбрали эти деревья? /растут у воды, древесина мягкая/

-Бобры – хорошие родители. Как называются детеныши бобров?

Двое  детей  надевают на руку бобров  /куклы – варежки/.

-Они рождаются с открытыми глазами и быстро растут. Пока бобренок мал, у него много

 врагов. Кто же опасен для него?

На доске два кружка: под красным кружком дети располагают опасных для бобренка

обитателей, под зеленым – неопасных обитателей.  

В заключении - игра с бобрами: воспитатель задает вопросы, а бобры бросают  шарик, кому они бросят, тот отвечает.

Вопросы:  Как называется бобровый дом?

                    Где находится вход?

                    Едят ли бобры рыбу?

                    Зачем бобру широкий хвост?

                    Спят ли зимой бобры?

                    Зачем бобру острые крепкие зубы?

                    Для чего бобры строят плотины?  и  т.д.

 

     

 

 

 

 

       

                                             Список литературы.

1. Н.Виноградова  «Развитие  умственных  способностей  детей  через ознакомление

     с  природой». М.,  1978.

2. Е.Золотова  «Знакомим  дошкольников  с  миром  животных.  М.,  1988.

3. В.Герасимов «Животный мир нашей Родины».  М.,  1985.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в старшей группе. Тема: «Старший дошкольник - какой он?»

1.Представление воспитателем темы и участников собрания.2.Доклад "Возрастные особенностидетей старшей группы (5-6 лет)" 3.Тест «Какой Вы РОДИТЕЛЬ?» 4.Ролевое проигрывание семейных ситуаций....

Конспект НОД в старшей группе "Какие бывают поступки"

Цель: формирование положительного отношения к себе и к людям. Задачи:Образовательная:- конкретизировать первоначальное представление о себе(чувства, поступки, поведение);Развивающая:- актуализиро...

Конспект НОД в старшей группе " Какие секреты хранит вода"

Конспект занятия поопытно-экспериментальной деятельностив старшей группе на тему«Какие секреты хранит вода&raq...

Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе «Какой? Какая? Какое?»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными по теме «Продукты питания»...

Конспект ООД в старшей группе «Какими бывают камешки»

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека...

Конспект родительского собрания "Старший возраст - какой он?"

Конспект проведения родительского собрания "Старший возраст - какой он?"...