Конспект НОД в старшей группе " Какие секреты хранит вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дмитриева Анна Игоревна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по

опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе на тему

«Какие секреты хранит вода»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности № 7

Дмитриева А.И.

 

 

 

 

 

2018 г.

Цель:

  • Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды

Задачи:

  • знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, вода не имеет формы,  в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются); со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, холодный, гладкий, скользкий, твердый) и пара (это тоже вода);
  • дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
  • развивать у  детей наблюдательность, любознательность, мышление в процессе экспериментирования;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
  • прививать бережное отношение к природе;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность

Материалы и оборудование:

В группе 4 зоны для четырех опытов с подготовленными столами, клеенки на каждый стол, музыкальный центр, аудиозапись «журчание воды», запись телефонного звонка, песня «Фиксики» из м/с «Фиксики», фартуки и нарукавники на каждого ребенка.

1 стол – цифра стола, на подносе по одному стакану с молоком и с водой, 2 ложки, набор бумажных полосок в розетке шести основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), емкость с водой, на другом подносе куб, шар, емкость с водой, бутылка, чашка, блюдце, воронка.

2 стол – на каждого ребенка по 2 прозрачных стаканы с водой, ложки, блюдце с кусочками сахара, блюдце с солью,  накрытая салфеткой, чашка с растительным маслом, цифра стола.

3 стол -  на столе салатник для льда, по одной розетке и салфетке на каждого ребенка, поднос для мусора, молоточек, цифра стола. Чтобы лед не растаял до начала занятия, храню его в термосе и высыпаю в салатник перед самым началом занятия.

4 стол (для проведения этого опыта дети присаживаются на стулья вокруг стола). На столе термос с кипятком, зеркало, салфетка.

Группа разделена на две части: в одной части расставлены стульчики, в другой – лаборатория.

Ход занятия.

Дети проходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, нам надо отгадать загадку:

«Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что она

Наша спутница всегда. 

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!» (вода)

- Давайте закроем глаза и послушаем (включается запись «журчание воды»).

Воспитатель: - И сегодня речь пойдет о воде. Ребята, кому нужна вода? ( Вода нужна растениям, животным, человеку).

- А может ли человек прожить без воды? Какая человеку нужна вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет.

Вода - это жизнь и воду надо беречь.

- Ребята, а откуда берется вода? (ответы детей)

Воспитатель: Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, оттуда человек направляет ее в трубы

(Запись звонит телефон) Воспитатель берет трубку, разговаривает по телефону и говорит:

- Ребята, нам звонят сказочные герои Симка и Нолик.

        Воспитатель:  Беседа о пользе мультфильмов

- Ребята, из какого мультфильма эти герои?

Человечки очень скоро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.

Нет здесь места мистике,
Если рядом… (Фиксики)

- А вы любите мультфильмы?

- Как вы думаете, полезно ли их смотреть?

- Иногда бывает очень полезно, если смотреть не слишком долго и если, когда вы смотрите мультфильмы, узнаете много нового и интересного.

- Чему могут учить мультфильмы? (доброте, правильным поступкам…)

Воспитатель:  - Что у вас случилось?

 Симка говорит: ДимДимыч играл на улице в футбол и забежал домой попить. А в чайнике воды не оказалось. А куда делась вода из чайника и откуда её взять? Давайте поможем ДимДимычу -  поищем воду вместе, вы как раз загадку о воде отгадывали.

Дети: - Конечно.

Воспитатель: - И я вам предлагаю остаться с нами. И поучаствовать в наших экспериментах. Наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним. Сегодня я вам предлагаю отправиться в лабораторию Фиксиков. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных как профессор Гений Евгеньевич Чудаков, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только так мы сможем выяснить, куда исчезла вода.

Перед началом наших экспериментов вспомним правила безопасности с водой:

- не шуметь

- внимательно следить за результатами опыта.

- закончив наблюдения сделать выводы

- аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их.

-  И так, наденем наши фартучки. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Проходите к первому столу. Стол №1.

- Маша, скажи какая это цифра (1). Правильно. Значит это какой по счету стол? (первый)

Воспитатель: - Перед вами, ребята,  стоят два стаканчика. В одном стаканчике налита вода, в другом – молоко. Толя выбери  полоску, совпадающую с цветом молока. Тимофей, теперь выбери полоску с цветом воды. Ты нашел такую полоску? Почему?  Есть у воды цвет (нет)? Так что мы можем сказать о воде (она бесцветная). Саша, какая вода? (бесцветная). Дети работают в парах.

-Ребята, с каким свойством воды мы сейчас познакомились? Вода - какая? (бесцветная)

- Продолжим наш опыт.

- София, возьми стакан с молоком и опусти туда ложку. А теперь, Настя, опусти ложку в стакан с водой. Ребята, сравните их, что вы заметили. Видна ли нижняя часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Дети работают в парах.

- Значит, что мы можем сказать о воде (прозрачная)? Давайте все вместе скажем.

Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная

Воспитатель: - А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на нашем столе лежат кубик и шар. Какой формы эти предметы?

Дети: Куб имеет квадратную форму, а шар -  круглую.

Воспитатель: В любом случае они не меняют форму, а есть ли форма у воды? Для этого возьмем стакан с водой и перельём в узкую бутылку  помощью воронки, а потом в блюдце, чашку. Оля, помогай налить водичку. Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем в бутылочку? Какую форму она приняла? Дети работают по подгруппам.

Дети: - Форму бутылочки.

Воспитатель: - А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, блюдце?

Воспитатель: - Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали. Что же нам показал опыт?

Дети: Вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.

Воспитатель:  - Молодцы! Я предлагаю вам пройти к следующему столу (дети идут под музыку - минусовка «Фиксики»).

стол №2 

Воспитатель:  - Ребята, а теперь подойдем поближе к следующему столу. Маша, какая это цифра? (2).Какой по счету стол? (второй)

- Давайте ребята понюхаем воду. Чем она пахнет?

Дети: У воды нет запаха

На столе лежат блюдца, накрытые салфеткой. А что там лежит, узнаете, отгадав загадку. Белый камень в воде тает (сахар)

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали)

 - В воде родится, воды боится (Соль)

(убирается салфетка со второго блюдца)

- Желтое, а не солнце, Льется а не вода, На сковороде- не пенится, Брызгает и шипит. Что это? (масло)

Воспитатель: Ребята, а почему сахар и соль боятся воды?

 Альбина:  - Потому что, они в воде исчезают.

- А теперь предлагаю вам сесть за стол (дети рассаживаются на свои места).

Воспитатель:  - Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет? Затем в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему? Дети работают в парах.

Дети: - Соль растворилась в воде.

- А теперь посмотрите, я налью несколько капель масла в стакан с водой. Что произошло  с маслом? Оно растворилось?

Дети:  - Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Сейчас проведя опыты с водой солью, сахаром, маслом, с каким свойством воды вы познакомились?

Дети: - Вода одни вещества может растворять, другие – нет.

Воспитатель: - Ребята, Вода – добрый друг и  помощник человека. Это одно из удивительных веществ на планете. А какие свойства воды мы узнали?

Дети: Вода может растворять одни вещества, а другие нет.

Зрительная гимнастика «Шум моря».

Воспитатель: - Заглянул ДимДимыч в холодильник, мама туда формочки с водой ставила, думает – сейчас напьюсь, но у него ничего не получилось. Как вы думаете, почему не получилось напиться воды? (вода замерзла, стала льдом). Давайте с вами узнаем, что такое лед.

Стол № 3

- Ребята эта цифра 3? Какой по счету стол? Давайте подойдем поближе и посмотрим, что у вас лежит в блюдцах? (лед) какой он? Дотроньтесь до него рукой (лед холодный). Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лед? (твердый) Как вы узнали? Попробуйте сжать  его, надавить на него, согнуть, постучать по нему. Дети работают по подгруппам.

Воспитатель: - Ребята, что с вами будет, если пойдете или побежите по ледяной дорожке? Почему?

(можно поскользнуться и упасть) Почему?

Дети: - Лед скользкий? Проведите пальчиком - скользит? Что будет если постучать молотком или уронить его? (Расколется) Мы сейчас это проверим. Я возьму молоточек, постучу по льду. Что произошло? Какой он? (хрупкий)

 - Мы играли со льдом, наши ручки замерзли. Давайте согреем их.

Пальчиковая гимнастика «Снежинка»:

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с               указательного пальца, по ладони правой руки)

Я зиму и снег, и снежинки люблю. (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного пальца, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? (на первый вопрос сжать кулаки)

В ладошке вода? (на второй вопрос – разжать кулаки)

Куда же исчезли снежинки? (на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Куда?

Растаяли хрупкие льдинки – лучи… (мелкие потряхивания расслабленными ладонями)

Как видно, ладошки мои горячи.

Воспитатель:  - Ребята, пока мы с вами играли, что у нас появилось в блюдце? (вода)

- Почему наши ладошки стали мокрыми (лед в тепле растаял)? Значит что такое лед? (это застывшая вода)

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? Когда лед превращается в воду? Давайте сделаем вывод нашего опыта: «Лед – это твердая вода». Где мы можем увидеть замерзшую воду? (В холодильнике, на катке, на крыше сосульки и др.)

- Почему людям нужно осторожно обращаться со льдом. Объясните почему?

Лед нельзя брать в руки, потому он …… холодный.

Лед нельзя бросать потому он ………. твердый.

Нельзя ходить по замерзшему льду потому он ……. хрупкий.

Стол 4.

Воспитатель: - Чтобы познакомиться с еще одной особенностью воды, я приглашаю вас пройти и сесть на стулья.

(Дети сидят на стульях вокруг низкого стола.)

Воспитатель: Кирилл,  какой по счету стол? (четвертый) Ребята, приступаем к нашему последнему опыту. Вы  знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода может быть горячей. Сильно, сильно горячей - кипяток. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос - это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.

 - Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей) Давайте проверим, так ли это?

Воспитатель: - Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

 - Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли (показать каждому ребенку).

Воспитатель предлагает потрогать салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку.

 - Она стала мокрой. Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.

Воспитатель предлагает потрогать  салфетку детям (она мокрая).

 - Саша, промокни стеклышко об салфетку. Что вы видите на стекле? Значит, «Пар – это что? Это вода». Дима, что такое пар? Маша, что такое пар? Скажите все вместе. Вывод: «Пар - это вода».

Игра «Капельки»:

Воспитатель: - Давайте с вами поиграем,

Про воду кое-что узнаем – выходите из-за стола (дети проходят на свободное пространство, играют под музыку).

Вокруг себя все повернитесь
и в капельки все превратитесь.

Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть.

Мимо тучка пролетала.
На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж.
Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез.
Солнца луч задел все льдинки –
Превратились все в дождинки.

Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!

Симка:  – Ребята, а чайник то мама ДимДимыча помыла и поставила сохнуть, а на столе ему оставила бутылку минеральной воды!  (Достает минеральную воду)

Нолик: - А что это за вода?

Симка: - Воды, в которых растворено много солей, называют минеральными.

 Нолик: - Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей: она полезная для нашего организма)

Воспитатель: - Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды вместе с ДимДимычем.

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой. (Вывод общий, схема на слайде)

Воспитатель: - Давайте послушаем, о чем нам еще хочет сказать Симка.

Симка:

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап-кап-кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

 - Дети, пожалуйста, не забывайте плотно закрывать кран, а несправный починить. А сейчас нам пора уходить (Симка и Нолик прощаются с ребятами).

 Воспитатель: - Мы сегодня с вами говорили о воде, о ее значимости, о ее необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. А также узнали о свойствах воды. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять: не оставлять открытые краны, не засорять мусором и отходами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon НОД80 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по

опытно-экспериментальной деятельности

в старшей группе на тему

«Какие секреты хранит вода»

Подготовила:

воспитатель старшей группы

компенсирующей направленности № 7

Дмитриева А.И.

2018 г.

Цель: 

  • Совершенствовать представления детей о разнообразных свойствах воды

Задачи:

  • знакомить детей со свойствами воды (жидкая, прозрачная, без вкуса, вода не имеет формы,  в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются); со свойствами льда (прозрачный, бесцветный, холодный, гладкий, скользкий, твердый) и пара (это тоже вода);
  • дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе.
  • развивать у  детей наблюдательность, любознательность, мышление в процессе экспериментирования;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия
  • прививать бережное отношение к природе;
  • воспитывать аккуратность при работе с водой, осторожность

Материалы и оборудование:

В группе 4 зоны для четырех опытов с подготовленными столами, клеенки на каждый стол, музыкальный центр, аудиозапись «журчание воды», запись телефонного звонка, песня «Фиксики» из м/с «Фиксики», фартуки и нарукавники на каждого ребенка.

1 стол – цифра стола, на подносе по одному стакану с молоком и с водой, 2 ложки, набор бумажных полосок в розетке шести основных цветов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный), емкость с водой, на другом подносе куб, шар, емкость с водой, бутылка, чашка, блюдце, воронка.

2 стол – на каждого ребенка по 2 прозрачных стаканы с водой, ложки, блюдце с кусочками сахара, блюдце с солью,  накрытая салфеткой, чашка с растительным маслом, цифра стола.

3 стол -  на столе салатник для льда, по одной розетке и салфетке на каждого ребенка, поднос для мусора, молоточек, цифра стола. Чтобы лед не растаял до начала занятия, храню его в термосе и высыпаю в салатник перед самым началом занятия.

4 стол (для проведения этого опыта дети присаживаются на стулья вокруг стола). На столе термос с кипятком, зеркало, салфетка.

Группа разделена на две части: в одной части расставлены стульчики, в другой – лаборатория.

Ход занятия.

Дети проходят в группу и садятся на стульчики.

Воспитатель: - Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия, нам надо отгадать загадку:

«Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Мы привыкли, что она

Наша спутница всегда.  

Без неё нам не умыться,

Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!» (вода)

- Давайте закроем глаза и послушаем (включается запись «журчание воды»).

Воспитатель: - И сегодня речь пойдет о воде. Ребята, кому нужна вода? ( Вода нужна растениям, животным, человеку).

- А может ли человек прожить без воды? Какая человеку нужна вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет.

Вода - это жизнь и воду надо беречь.

- Ребята, а откуда берется вода? (ответы детей)

Воспитатель: Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, потом ручейки стекаются в озера и реки, оттуда человек направляет ее в трубы

(Запись звонит телефон) Воспитатель берет трубку, разговаривает по телефону и говорит:

- Ребята, нам звонят сказочные герои Симка и Нолик.

        Воспитатель:  Беседа о пользе мультфильмов

- Ребята, из какого мультфильма эти герои?

Человечки очень скоро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.

Нет здесь места мистике,
Если рядом…
(Фиксики)

- А вы любите мультфильмы?

- Как вы думаете, полезно ли их смотреть?

- Иногда бывает очень полезно, если смотреть не слишком долго и если, когда вы смотрите мультфильмы, узнаете много нового и интересного.

- Чему могут учить мультфильмы? (доброте, правильным поступкам…)

Воспитатель:  - Что у вас случилось?

 Симка говорит: ДимДимыч играл на улице в футбол и забежал домой попить. А в чайнике воды не оказалось. А куда делась вода из чайника и откуда её взять? Давайте поможем ДимДимычу -  поищем воду вместе, вы как раз загадку о воде отгадывали.

Дети: - Конечно.

Воспитатель: - И я вам предлагаю остаться с нами. И поучаствовать в наших экспериментах. Наши ребята еще немного знают о воде, но вместе, я уверена, мы все выясним. Сегодня я вам предлагаю отправиться в лабораторию Фиксиков. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Сегодня мы с вами превратимся в таких учёных как профессор Гений Евгеньевич Чудаков, и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только так мы сможем выяснить, куда исчезла вода.

Перед началом наших экспериментов вспомним правила безопасности с водой:

- не шуметь

- внимательно следить за результатами опыта.

- закончив наблюдения сделать выводы

- аккуратно пользоваться емкостями с водой, чтобы не разбить их.

-  И так, наденем наши фартучки. Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе.

Проходите к первому столу. Стол №1.

- Маша, скажи какая это цифра (1). Правильно. Значит это какой по счету стол? (первый)

Воспитатель: - Перед вами, ребята,  стоят два стаканчика. В одном стаканчике налита вода, в другом – молоко. Толя выбери  полоску, совпадающую с цветом молока. Тимофей, теперь выбери полоску с цветом воды. Ты нашел такую полоску? Почему?  Есть у воды цвет (нет)? Так что мы можем сказать о воде (она бесцветная). Саша, какая вода? (бесцветная). Дети работают в парах.

-Ребята, с каким свойством воды мы сейчас познакомились? Вода - какая? (бесцветная)

- Продолжим наш опыт.

- София, возьми стакан с молоком и опусти туда ложку. А теперь, Настя, опусти ложку в стакан с водой. Ребята, сравните их, что вы заметили. Видна ли нижняя часть ложки в стакане с молоком? А в стакане с водой? Дети работают в парах.

- Значит, что мы можем сказать о воде (прозрачная)? Давайте все вместе скажем.

Вывод: вода прозрачная жидкость, бесцветная 

Воспитатель: - А еще вода умеет издавать различные звуки.

Артикуляционная гимнастика.

- Когда вода течет из крана, мы слышим звук С-С-С-С

-В кипящем чайнике мы слышим звук воды - Ш-Ш-Ш-Ш.

-А еще вода может вырываться из крана, и мы слышим звук ФР-ФР-ФР-ФР.

- Когда дождик на улице - КАП-КАП-КАП-КАП. (дети произносят звуки вместе с воспитателем).

Воспитатель: - Ребята, посмотрите на нашем столе лежат кубик и шар. Какой формы эти предметы?

Дети: Куб имеет квадратную форму, а шар -  круглую.

Воспитатель: В любом случае они не меняют форму, а есть ли форма у воды? Для этого возьмем стакан с водой и перельём в узкую бутылку  помощью воронки, а потом в блюдце, чашку. Оля, помогай налить водичку. Итак, что происходит с водой, когда мы наливаем в бутылочку? Какую форму она приняла? Дети работают по подгруппам.

Дети: - Форму бутылочки.

Воспитатель: - А что с ней произошло, когда мы налили её в чашку, блюдце?

Воспитатель: - Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали. Что же нам показал опыт?

Дети: Вода не имеет собственной формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – это жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная.

Воспитатель:  - Молодцы! Я предлагаю вам пройти к следующему столу (дети идут под музыку - минусовка «Фиксики»).

стол №2  

Воспитатель:  - Ребята, а теперь подойдем поближе к следующему столу. Маша, какая это цифра? (2).Какой по счету стол? (второй)

- Давайте ребята понюхаем воду. Чем она пахнет?

Дети: У воды нет запаха

На столе лежат блюдца, накрытые салфеткой. А что там лежит, узнаете, отгадав загадку. Белый камень в воде тает (сахар)

(Воспитатель поднимает салфетку, дети проверяют, правильно ли отгадали)

 - В воде родится, воды боится (Соль)

(убирается салфетка со второго блюдца)

- Желтое, а не солнце, Льется а не вода, На сковороде- не пенится, Брызгает и шипит. Что это? (масло)

Воспитатель: Ребята, а почему сахар и соль боятся воды?

 Альбина:  - Потому что, они в воде исчезают.

- А теперь предлагаю вам сесть за стол (дети рассаживаются на свои места).

Воспитатель:  - Давайте посмотрим, что станет с солью и сахаром, если мы положим их в воду. Возьмите кусочек сахара и размешайте ложкой. Что получается? Растворился сахар или нет? Затем в другой стакан положите соль. Размешайте ее. Исчезла соль? Почему? Дети работают в парах.

Дети: - Соль растворилась в воде.

- А теперь посмотрите, я налью несколько капель масла в стакан с водой. Что произошло  с маслом? Оно растворилось?

Дети:  - Масло не растворилось в воде. Оно плавает на поверхности воды желтыми капельками.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Сейчас проведя опыты с водой солью, сахаром, маслом, с каким свойством воды вы познакомились?

Дети: - Вода одни вещества может растворять, другие – нет.

Воспитатель: - Ребята, Вода – добрый друг и  помощник человека. Это одно из удивительных веществ на планете. А какие свойства воды мы узнали?

Дети: Вода может растворять одни вещества, а другие нет.

Зрительная гимнастика «Шум моря».

Воспитатель: - Заглянул ДимДимыч в холодильник, мама туда формочки с водой ставила, думает – сейчас напьюсь, но у него ничего не получилось. Как вы думаете, почему не получилось напиться воды? (вода замерзла, стала льдом). Давайте с вами узнаем, что такое лед.

Стол № 3

- Ребята эта цифра 3? Какой по счету стол? Давайте подойдем поближе и посмотрим, что у вас лежит в блюдцах? (лед) какой он? Дотроньтесь до него рукой (лед холодный). Как вы узнали об этом? Что почувствовали ваши ручки, какими они стали? А что еще можно сказать про лед? (твердый) Как вы узнали? Попробуйте сжать  его, надавить на него, согнуть, постучать по нему. Дети работают по подгруппам.

Воспитатель: - Ребята, что с вами будет, если пойдете или побежите по ледяной дорожке? Почему?

(можно поскользнуться и упасть) Почему?

Дети: - Лед скользкий? Проведите пальчиком - скользит? Что будет если постучать молотком или уронить его? (Расколется) Мы сейчас это проверим. Я возьму молоточек, постучу по льду. Что произошло? Какой он? (хрупкий)

 - Мы играли со льдом, наши ручки замерзли. Давайте согреем их.

Пальчиковая гимнастика «Снежинка»:

Стою и снежинки в ладошку ловлю. (ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с               указательного пальца, по ладони правой руки)

Я зиму и снег, и снежинки люблю. (ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного пальца, по ладони левой руки)

Но где же снежинки? (на первый вопрос сжать кулаки)

В ладошке вода? (на второй вопрос – разжать кулаки)

Куда же исчезли снежинки? (на первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Куда?

Растаяли хрупкие льдинки – лучи… (мелкие потряхивания расслабленными ладонями)

Как видно, ладошки мои горячи.

Воспитатель:  - Ребята, пока мы с вами играли, что у нас появилось в блюдце? (вода)

- Почему наши ладошки стали мокрыми (лед в тепле растаял)? Значит что такое лед? (это застывшая вода)

- Ребята, какой вывод мы можем сделать? Когда лед превращается в воду? Давайте сделаем вывод нашего опыта: «Лед – это твердая вода». Где мы можем увидеть замерзшую воду? (В холодильнике, на катке, на крыше сосульки и др.)

- Почему людям нужно осторожно обращаться со льдом. Объясните почему?

Лед нельзя брать в руки, потому он …… холодный.

Лед нельзя бросать потому он ………. твердый.

Нельзя ходить по замерзшему льду потому он ……. хрупкий.

Стол 4.

Воспитатель: - Чтобы познакомиться с еще одной особенностью воды, я приглашаю вас пройти и сесть на стулья.

(Дети сидят на стульях вокруг низкого стола.)

Воспитатель: Кирилл,  какой по счету стол? (четвертый) Ребята, приступаем к нашему последнему опыту. Вы  знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода может быть горячей. Сильно, сильно горячей - кипяток. Я вскипятила чайник и налила горячую воду в термос - это специальный сосуд, который помогает сохранить продукты разной температуры.

 - Давайте вспомним правило обращения с горячей водой (Ответы детей)

Воспитатель: - Как вы думаете, что мы увидим, когда я открою крышку термоса? (Ответы детей) Давайте проверим, так ли это?

Воспитатель: - Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился, что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.

 - Когда вода нагревается, маленькие капельки воды становятся легкими и поднимаются вверх, образуется пар. Капелькам некуда деться и они осядут на стекле. Маленькие капельки притягиваются друг к другу и соединяются в большие капли (показать каждому ребенку).

Воспитатель предлагает потрогать салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку.

 - Она стала мокрой. Значит, когда вода сильно нагревается, она превращается в пар.

Воспитатель предлагает потрогать  салфетку детям (она мокрая).

 - Саша, промокни стеклышко об салфетку. Что вы видите на стекле? Значит, «Пар – это что? Это вода». Дима, что такое пар? Маша, что такое пар? Скажите все вместе. Вывод: «Пар - это вода».

Игра «Капельки»:

Воспитатель: - Давайте с вами поиграем,

Про воду кое-что узнаем – выходите из-за стола (дети проходят на свободное пространство, играют под музыку).

Вокруг себя все повернитесь
и в капельки все превратитесь.

Если я буду говорить про дождь – вы все будете прыгать, когда про пар – качать руками, а про лед – присесть.

Мимо тучка пролетала.
На землю дождиком упала.
Тут солнце вышло из-за туч.
В пар превратило много луж.
Вновь ветер тучи нам принес,
И на землю пролился дождь.
Вдруг появляется мороз,
Он льдинок целый воз привез.
Солнца луч задел все льдинки –
Превратились все в дождинки.

Вокруг себя три раза повернитесь и в детей скорее превратитесь!

Симка:  – Ребята, а чайник то мама ДимДимыча помыла и поставила сохнуть, а на столе ему оставила бутылку минеральной воды!  (Достает минеральную воду)

Нолик: - А что это за вода?

Симка: - Воды, в которых растворено много солей, называют минеральными.

 Нолик: - Для чего пьют минеральную воду? (Ответы детей: она полезная для нашего организма)

Воспитатель: - Я приглашаю вас выпить стаканчик минеральной воды вместе с ДимДимычем.

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня много узнали о воде, доказали, что вода – это жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса, что вода в природе может быть разной. Твердой, как лед, в виде пара и жидкой. (Вывод общий, схема на слайде)

Воспитатель: - Давайте послушаем, о чем нам еще хочет сказать Симка.

Симка:

Ручей засох, родник иссяк,

А мы из крана – кап-кап-кап…

Мелеют реки и моря,

Не тратьте воду зря, зря, зря…

А то пройдет немного лет,

И нет водицы – нет, нет, нет…

 - Дети, пожалуйста, не забывайте плотно закрывать кран, а несправный починить. А сейчас нам пора уходить (Симка и Нолик прощаются с ребятами).

 Воспитатель: - Мы сегодня с вами говорили о воде, о ее значимости, о ее необходимости в жизни человека. Без воды невозможно сделать много простых, обычных дел, вода ничем не заменима. А также узнали о свойствах воды. Вода – большая труженица и помощница человека, поэтому ее нужно беречь и охранять: не оставлять открытые краны, не засорять мусором и отходами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей группе « Знакомство со свойствами воды»

Представлен конспект  нетрадиционного занятия по исследовательской деятельности...

Конспект НОД в старшей группе "Какие бывают поступки"

Цель: формирование положительного отношения к себе и к людям. Задачи:Образовательная:- конкретизировать первоначальное представление о себе(чувства, поступки, поведение);Развивающая:- актуализиро...

Конспект занятия в старшей группе «Удивительные секреты лимона»

Расширение представлений о фрукте лимон и его свойствах. В процессе занятия ребята в игровой форме раскроют некоторые секреты лимона....

Конспект ООД в старшей группе «Какими бывают камешки»

Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их особенностями, значением для человека...

Конспект НОД в старшей группе «Какие мы разные»

Конспект НОД в старшей группе  «Какие мы разные»            ...