Конспект итогового занятия в рамках тематической недели «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дьяконова Наталия Васильевна

Расширять представления детей о зимующих птицах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное   дошкольное образовательное учреждение

детский сад №4 «Радуга»

г. Нолинска Кировской области

Конспект

 итогового занятия в рамках тематической недели «Зимующие птицы»

старшая группа

Воспитатель: Дьяконова Наталия Васильевна

  


Цель:

 Всестороннее гармоничное развитие личности, развитие речевых и психических качеств в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширять представления детей о зимующих птицах.

2. Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общие признаки и различия. 

3. Закреплять представления детей о профессии орнитолог.

4. Активизация словаря по теме «Птицы».

Воспитательные:

  1. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности.
  2. Воспитывать бережное отношение к природе, вызвать желание у детей заботиться о

птицах зимой.

Развивающие:

  1. Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в дидактической игре.
  2. Развивать логическое мышление, зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.
  3.  Развитие интереса к подвижным играм и потребностей в двигательной активности.

Оборудование и материалы:

 Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Схемы с изображениями и названиями птиц.  «Паспорт» зимующих птиц. Запись «Птичьи голоса». Изображение зимующих птиц в формате «Презентации». Ноутбук. Кормушки. Корм для птиц.

Предварительная работа:

1.Разработка проекта «Зимующие птицы».

2.Рассматривание с детьми иллюстраций, выделение характерных внешних признаков птиц     (хвост, клюв, расцветка перьев, величина), беседы о бережном отношении к птицам зимой.

3. Беседы с детьми в процессе наблюдения и кормление птиц на прогулке.

4. Чтение энциклопедической и художественной литературы.

5. Заучивание стихов о птицах.

6. Знакомство с профессией – орнитолог.

7. Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.

8. Акция «Кормушка для птиц» (сделаем кормушку вместе с папой).

9. Домашнее задание: составление рассказа об одной из зимующих птиц с родителями.

Формы организации совместной деятельности

1. Наблюдение.

 2. Беседа.

 3. Чтение художественной и энциклопедической литературы.

 4. Игровой метод.

 5. Рисование.

Проведение НОД:

1. Организационный момент.

 -В течение недели в нашей группе работала научная лаборатория, вы стали учёными-орнитологами и изучали жизнь и повадки зимующих птиц. Большую помощь нам оказали ваши родители. Каждый из учёных искал ответ на свой вопрос, который его заинтересовал. Сегодня на научной конференции мы поделимся друг с другом и с нашими гостями своими знаниями, открытиями о зимующих птицах.

Проблемный вопрос: Все ли птицы улетают в тёплые края?

Гипотеза: Мы думаем, что не все птицы улетают на юг. Остаются зимующие птицы.

- Почему их так назвали? Каких зимующих птиц вы знаете? (Ворона, сорока, воробей, галка, синица, дятел, сова, клёст).

- Почему зимующие птицы не страшатся морозов? (Эти птицы выносливые, неприхотливые, питаются семенами, ягодами рябины и тем, что дадут люди)

-Давайте напомним, кто такие учёные-орнитологи? (Это люди, которые изучают птиц)

-Ученые- орнитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам узнать, какая это птица. А вы можете?

Уважаемые учёные, занимайте свои рабочие места.

2. Игра «Отгадайте загадки».

-  Я вам загадаю загадку про зимующую птицу, если вы угадаете птицу правильно, на экране появится отгадка.

!) –Чик-чирик!

   К зёрнышкам прыг!

   Клюй, не робей!

   Кто это?

            (Воробей)

Наши учёные вместе с родителями приготовили рассказы о зимующих птицах.

(Дети выступают каждый со своим сообщением, которое они подготовили дома. Все работы оформлены на альбомных листах.)

С сообщением об этой маленькой птичке выступит учёный-орнитолог Женя.

- Воробей-маленькая птичка. У него серо-коричневое оперенье, маленький острый клюв, небольшое туловище, короткий хвост, тонкие лапки. Питается хлебными крошками, ягодами, зёрнами, семечками. Воробей-шустрый, быстрый, ловкий. Драчливый, боевой, смелый. Если воробей нахохлится, то завтра жди сильного мороза.

2) - Всё время стучит,

      Деревья долбит

      Но их не калечит

      А только лечит.

             (Дятел)

    С сообщением про дятла выступит орнитолог Варя.

-В лесу часто можно услышать негромкий стук-это дятел долбит дерево. Клюв у него крепкий, им птица может выдолбить себе дом-дупло. Дятлы в основном едят насекомых, которые живут под корой деревьев. Ещё птицы едят муравьёв, ягоды и семена. Дятел санитар леса. Оперение дятла чёрно-белое, а на голове красная шапочка.

3) – А теперь послушайте другую загадку.

   Эта хищница болтлива,

   Воровата, суетлива,

   Стрекотунья, белобока,

   А зовут её…

            (Сорока)

Об этой болтливой птице нам расскажет учёный Илья.

- Сорока селится возле полей и лесных опушек, в парках. Живут сороки стаями. Голова у птицы небольшая, покрыта короткими чёрными пёрышками. Клюв-крепкий, длинный. Живот, бока, плечи покрыты белыми пёрышками, остальное оперение чёрное. Лапки длинные, тонкие. Хвост длинный, в полёте раскрывается веером. Питается сорока: насекомыми, птенцами, яйцами.

4) - Красногрудый, чернокрылый,

     Любит зёрнышки клевать,

     С первым снегом на рябине

     Он появиться опять.

               (Снегирь)

Об этой интересной птичке нам расскажет Матвей.

-Снегирь-маленькая, яркая, красногрудая птичка. Цвет пёрышек чёрный, серый, белый. Живёт в густых хвойных лесах. Питается семенами, почками и ягодами.

5) - Окраской – сероватая,

     Повадкой – вороватая,

     Каркунья хрипловатая.

                 (Ворона)

С сообщением о вороне выступит орнитолог Соня.

-Перья вороны бывают чёрного и серого цвета. Питаются вороны пауками, червяками, мышами, хлебными крошками и другими отходами. Гнёзда строят на деревьях и на крышах домов. Любят блестящее.

6) - Я толстый, серый под ногами

      Хожу по городу кругами,

      И напрягая толстый зоб,

      Очаровать подругу чтоб.

                (Голубь)

О голубе нам расскажет учёный-орнитолог Полина.

-Голубь птица с небольшой головой, тонким клювом, короткими ногами. У птицы красивые, длинные и острые крылья. Голуби могут жить не только на воле, но и у человека. Человек строит голубям дом-голубятню. Бывают почтовые голуби, раньше они разносили почту. Голуби едят зёрна, семена, растения, а в городе всё, что найдут съестного на улице. Голуби высиживают яйца. В гнезде сидят мама и папа по очереди.

7) –С жёлтой грудкой у окошка

     Собирает шустро крошки,

     Отгадайте что за птица?

     Называется…

                 (Синица)

Об этой птице нам расскажет Илья.

                 -Синица-размером с воробья, имеет достаточно длинный хвост. Имеет довольно яркое

                  оперение: ярко-жёлтое брюшко с широкой чёрной полосой на груди. Спина жёлто-зелёная,

                  либо голубовато-серая. Синица живёт в лесах, садах, парках. Питается синичка летом

                  насекомыми, зимой - плодами и семенами различных растений. Любимое лакомство-сало.

Наши учёные-орнитологи интересно рассказали о зимующих птицах.

3.Физкультминутка

    Птички прыгают, летают                                  Дети прыгают, «летают»,

    Птички прыгают, поют.                                    «поют»

    Птички крошки собирают,                               «собирают»

    Зёрнышки клюют,                                             «клюют»

    Пёрышки почистили,                                      

    Клювики почистили,

    Дальше полетели                                               «улетают»

    И на место сели.                                                 садятся

4. Игра «Найди отличия»

-Учёные-орнитологи хорошо разбираются, чем отличаются и чем похожи птицы друг на друга.

(Дети делятся на группы и составляют алгоритмы сходства и различия зимующих птиц.  С помощью алгоритмов отвечают на вопросы.)

- Чем птицы отличаются? (Размером, окраской, опереньем)

- Чем они похожи? (У них есть туловище, клюв, крылья, хвост, оперение, откладывают яйца, высиживают птенцов).

5. Игра «Птицы»

Если птицу назову,

В ладоши надо хлопнуть.

А если что-то другое,-

То ногою топнуть!

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи, воробьи,

Лисы и вороны,

Дятлы, макароны,

Воробьи и гайки,

Сороки и балалайки,

Совы, моржи,

Снегири, ватрушки,

Дятлы и коровы.

Прилетели под конец

Щётка, щука и скворец!

6. Игра «Как подают голоса»

Учёные-орнитологи изучают голоса птиц, они знают, что птицы тоже умеют разговаривать, только по- своему, по-птичьему.

- А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?

- Воробей – чирикает.

Синица и снегирь свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает.

Голубь – воркует.

Сорока – трещит.

Слушание записи «Птичьи голоса».

7.Игра «Чем питаются?»

-  Ребята, что птицам страшнее всего: холод или голод? (Птицам страшнее голод)

-  Правильно - голод. Нестрашна зима птицам, если есть корм. И всё же нередко птицы зимой голодают. Особенно трудно им бывает во время метели и мороза. Чтобы им помочь, что мы должны делать? (Мы должны построить для них кормушки и накормить птиц.)

- Верно. Посмотрите, сколько птиц прилетело на наши кормушки, которые вы сделали с папами!

- Чем же мы их будем кормить? Для каждой птицы выберите тот корм, которым она питается.

(Дети делятся на группы по 2- 3 человека и выбирают корм одной из зимующих птиц.)

Синице - сало,

вороне, сороке - хлеб,

голубю - зерно, семечки,

дятлу - насекомые,

свиристелю, снегирю - рябина,

клесту - шишки,

воробью - хлебные крошки, крупа.

Давайте вспомним правила кормления птиц.

Выставляются модели:

1.Кормить в одно и то же время!

2.На одном и том же месте!

3.Не оставлять мусор возле кормушки!

4.Не прибивать к дереву, а подвесить!

5.Не ломать ветки дерева!

6.У кормушки должна быть крыша!

7. Нельзя подкармливать птиц ржаным хлебом и класть большие куски!

- Кто мне объяснит, почему эти правила надо выполнять?

(дети объясняют значение правил, при затруднении помогаю, объясняю)

8. «Паспорт зимующих птиц»

- Когда орнитологи заканчивают работу по изучению данных птиц, они пишут статью, работу или книгу, а мы сегодня закончим с вами заполнение паспорта зимующих птиц.

 (Паспорт зимующих птиц заполняется рассказами, рисунками детей, алгоритмами сходства и различия птиц, моделями правил кормления птиц).

- Посмотрите, какой паспорт зимующих птиц у нас получился. Что по нему мы можем узнать? (Каких птиц называют зимующими. Строение птиц. Составить рассказ о птице.)

На этом конференция учёных-орнитологов заканчивается, материал, собранный вами про зимующих птиц, пригодится нам в дальнейшем их изучении.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...

НОД в подготовительной к школе группе по образовательной области «Художественное творчество»в рамках тематической недели: «Зима»

Примерный план проведениянепосредственно – образовательной деятельностив подготовительной  к школе группепо образовательной области «Художественное творчество»  в рамках те...

«Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы").

laquo;Знает сорока, где зиму зимовать» (статья к тематической неделе "Зимующие птицы")....

6. Упражнение "Варежки" в рамках тематической недели "Зима".

Бабу снежную лепила Света в садике сама (пытаемся "слепить снежок" из фасоли) Только пальчики застыли, Заморозила зима! (прижимаем ладони ко дну и сильно растопыриваем пальцы). Подошел Андрей к с...