Конспект по ознакомлению с окружающим «Путешествие Колобка или как Колобок помогал лесным жителям» в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Дубровина Светлана Михайловна

Познакомить детей с правилами грамотного поведения в природе на основе эмоционального фактора – экологической сказки. Формировать у детей умение понимать зависимость окружающей среды от действий человека (в том числе ребенка). Осуществлять развитие грамматически правильной речи, самостоятельности, ответственности, безопасности поведения. Прививать эмоционально-положительное отношение к окружающей природе, желание заботится о ней.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект по ознакомлению с окружающим

«Путешествие Колобка или как Колобок

помогал лесным жителям»

в старшей группе.

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с правилами грамотного поведения в природе на основе эмоционального фактора – экологической сказки.
  2. Формировать у детей умение понимать зависимость окружающей среды от действий человека (в том числе ребенка).
  3. Осуществлять развитие грамматически правильной речи, самостоятельности, ответственности, безопасности поведения.
  4. Прививать эмоционально-положительное отношение к окружающей природе, желание заботится о ней.

Материал к занятию:

  • Персонажи- игрушки: Колобок, Водяной, муравей, заяц.
  • Декорации: полянки, озёра, муравейники.
  • Природоохранные знаки: квадратные зелёные - объекты, нуждающиеся в нашей защите, круглые красные - запрещающие (то, что нельзя делать в лесу).
  • Магнитофон, ширма.
  • Музыкальные записи: лёгкая инструментальная музыка и «Песня Водяного».

Перед занятием провести малоподвижные игры (по желанию детей).

Ход:

Дети садятся полукругом (Включается музыка).

В: Ребята, тише, испугаете сказки. Они спрятались в этой комнате по углам. Слышите музыку? Она из страны сказок.

Ребята, а к нам гость. А чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку: «Жёлтый, круглый, сладкий, убежал от деда с бабкой» Кто это?

Д: Колобок.

В: Правильно, это Колобок.

К: Здравствуйте, ребята. Я вас приглашаю с собой в путешествие, Вы готовы?

Д: Готовы.

К: Прыг с окошка – и в лесок

Покатился Колобок

Мимо елок и берёз,

Мимо бабочек, стрекоз

И цветочков разных:

Синих, белых, красных.

Видит в небе синеву,

И Зелёную траву

В небе солнце красно,

Всё вокруг прекрасно!

Покатился кувырком…

Долго ль, коротко ль катился,

На полянке очутился.

(Сидит заяц на полянке и плачет.)

К: Здравствуй, зайчик? Кто тебя обидел?

З: Здравствуй, Колобок! Здравствуйте, ребята! Беда у меня: это была моя любимая полянка, а сейчас посмотри, что с ней люди сделали? (Повсюду валяются бумажки, разбитые бутылки, помятые цветы, сломанные кусты, следы костра…)

Да ещё они так шумели, что всех зверей и птиц испугали. И сейчас здесь никого нет, даже бабочек.

К: Ребята, поможем зайчику очистить полянку от мусора и вспомним правила поведения в лесу (Дети помогают очистить полянку от мусора.)

Подходят к столу, на котором лежат знаки, выбирают понравившийся и о нём рассказывают:

  • «В лесу нельзя жечь костры. От него может загореться лес».
  • «В лесу нельзя громко разговаривать и слушать музыку - птицы и звери испугаются и больше не вернуться, а у них могут быть детёныши».
  • «Нельзя в лесу ломать деревья. Они растут очень долго. Деревья дают человеку бумагу, кислород.
  • «В лесу нельзя рвать цветы, топтать грибы, разорять муравейники и т.д.».

З: Спасибо вам, ребята. Я надеюсь, что вы никогда не причините вред лесу и лесным жителям. До свидания!

К: Ну что, ребята, продолжаем наше путешествие по лесу? Вон я вижу вдалеке озеро. Я весь запылился, надо выкупаться в чистой воде.

Подкатился Колобок поближе и видит: вода в озере грязная, плавают разные банки, все кувшинки чёрные.

(звучит музыка)

Появляется Водяной.

В: Здравствуйте, я -Водяной–хранитель озера. Посмотрите, что с ним случилось: птицы улетели, растения повяли, рыбы заболели, Лягушки и те не квакают, везде много мусора.

К: Водяной, а кто загрязнил твоё озеро?

К: Я охраняю родники

И мускулы мои крепки!

Но люди извели меня –

Боюсь теперь их как огня!

Когда приходят отдыхать,

Покоя мне уж не видать.

Они уйдут своей тропою,

А я от горя плачу, вою,

Ногами грозно топочу,

«Не загрязняйте!» - вслед кричу.

В: Вот недавно ушли отдыхающие с берегов нашего озера. Видите, сколько мусора оставили.

К: Ребята, не помочь ли нам Водяному очистить озеро?Заодно и вспомним правила поведения около водоемов.

«Нельзя бросать мусор и бутылки в воду, оставлять их на берегу».

«Нельзя в озерах и реках мыть машины - погибнут рыбы и водяные растения».

«Нельзя рвать водные растения, например, кувшинки, т.к. они без воды быстро вянут».

Водяной благодарит детей за помощь и говорит, что таких отдыхающих он будет рад видеть на своём озере.

К: Вот мы с вами, ребята, помогли ещё озеру и его жителям. Можно идти дальше. А что случилось с муравейником. Пойдёмте спросим муравьёв.

К: Что случилось? Уж не медведь ли к вам забрался?

 М: Здравствуй, Колобок! Здравствуйте, ребята! Нет, не медведь, а люди разворошили наш дом. И теперь мы строим его заново. Мы- санитары леса.

К: Ребята, скажите, почему муравьёв называют санитарами леса? И почему их надо охранять?

Д: Потому что он уничтожают погибших насекомых, очищают лес.

К: Правильно. За лето рыжие лесные муравьи из одного муравейника могут уничтожить около 10 млн. погибших насекомых.

К: Спасибо вам, ребята, за то, что помогли лесным жителям. Вот вам от них «Лесные правила». Если вы будете их выполнять, то лесные жители всегда будут вам рады. А теперь пора прощаться. До свидания!

В: Ребята, хотите узнать, какие правила вам оставили лесные жители? А вы будете помогать мне читать эти правила? Я читаю, а вы показываете их на знаках.

Лесные правила

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать.

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь:

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломай.

Никогда не забывай

Мусор с травки убирать.

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки-не стрелять,

Ты пришёл не убивать!

Бабочки пускай летают

Ну кому они мешают?

Здесь не нужно всех овить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин- дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

-Ребята, расскажите, какие правила надо соблюдать в лесу и на водоёмах? (запрещающие знаки)

- А кто нуждается в нашей с вами защите?

-Как вы думаете, если бы Колобок не помог построить новый муравейник, что могло случиться? (муравьи ушли бы из леса, появилось бы много вредных насекомых, они бы стали уничтожать посевы, листья и т. д.)

-Что мы с вами можем сделать, чтобы сберечь нашу природу? (Выполнять «Лесные правила», помогать животным, оберегать растения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Помощь Весне и лесным жителям" в старшей группе

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:  «Коммуникация» (развитие речи, подготовка к обучению грамоте); «Познание» (формирование элементарных математиче...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы и родителями на тему"Кто живет на нашей даче?"

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в ходе проектно-исследовательской с детьми старшей группы и родителями на тему: "Кто живет на нашей даче?"...

Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром на тему : « Хлеб- всему голова» с детьми старшей группы.

Развивающие задачи :Словообразование : Хлеб-хлебороб, трактор -тракторист, комбайн-комбайнер, пшеница-пшеничный хлеб, рожь- ржаной хлеб....

План-конспект занятия по художественной литературе, ознакомлению с окружающим и развитию речи с использованием технологии ТРИЗ в старшей группе по теме: «Спасти заколдованную принцессу»

Цель:  Закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку, называть автора; активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников; способствовать...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром "Загадки осени" с квест технологией для детей старшей группы

ull; Закрепить и уточнить представления о сезонных изменениях в природе осенью (листья меняют окраску, поспевают овощи и фрукты, солнце греет меньше, идут дожди, люди надевают резиновые са...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте по теме: «Путешествие к лесным жителям» в старшей группе компенсирующей направленности

Конспект фронтального занятия  по обучению грамоте учителя-логопеда  в старшей группе компенсирующей направленности...