Конспект НОД Ознакомление с окружающим миром на тему : « Хлеб- всему голова» с детьми старшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Алексеева Елена Николаевна

Развивающие задачи :Словообразование : Хлеб-хлебороб, трактор -тракторист, комбайн-комбайнер, пшеница-пшеничный хлеб, рожь- ржаной хлеб. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_dlya_konkursa_2014_god.odt16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 Ознакомление с окружающим миром на тему :

« Хлеб- всему голова» с детьми старшей группы.

                                                                               

 

                                                                                Составила воспитатель первой                

                                                           квалификационной  категории Алексеева Е. Н.

Образовательная область: Познавательное развитие

Вид деятельности:непосредственно-образовательная

Возрастная группа: Старшая группа

Тема: «Хлеб- всему голова »

Цель:Уточнить знания детей о хлебе , подвести детей к пониманию бережного отношения к хлебу.

Программное содержание

Образовательные задачи:Закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле .

Развивающие:Словообразование : Хлеб-хлебороб, трактор -тракторист,  комбайн-комбайнер, пшеница-пшеничный хлеб, рожь- ржаной хлеб.

Воспитательные:Воспитывать бережное отношение к хлебу,уважение к труду людей , которые выращивают и пекут хлеб.

Предварительная работа: Беседа с детьми, разучивании стихотворений о  хлебе.

Словарная работа:Расширить словарный запас о профессии  хлебороба.

Материалы и оборудование: Дидактическое пособие «хлеб». Фотоиллюстрации с изображение полевых работ , людей различных профессий, которые выращивают хлеб.

Ход деятельности  :

Воспитатель: Ребята, если отгадаете загадку , то узнаете , о чем сегодня будем говорить.

                                        «Отгадать легко и быстро :

                                         Мягкий, пышный и душистый.

                                         Он и черный , он и белый,

                                         А бывает подгорелый.

                                         Без него плохой обед,

                                         Вкусней его на свете нет». (Хлеб)

-Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться , что это хлеб? (Мягкий, пышный, душистый, черный , белый , бывает подгорелый.)

-Верно, молодцы! Мы уже много говорили о хлебе : знаем, из чего делают хлеб, как его выращивают , в каком магазине можно купить хлеб. Знаем, что хлеб очень полезный и вкусный. А сегодня мы еще раз вспомним о хлебе и поиграем.

      -Ребята, а кто знает стихотворение о хлебе?

   Дети рассказывают  стихотворение о хлебе:

Ребенок 1:           «Хлеб ржаной, батон и булки

                             Не добудешь на прогулке.

                             Люди хлеб в полях летают,

                             Сил для хлеба не жалеют».

Ребенок 2:            «Сеют на поле зерна раннею весной,

                             А над ними светит солнышко родное.

                             На ветру веселом зашумят колосья.

                             Будет урожайной золотая осень».

                                                                           П. Качанов

-Стихи вы хорошо рассказали,  молодцы.

Воспитатель предлагает детям отправиться в путешествие и вспомнить, откуда хлеб попадает к нам на стол.

Дети идут к столу, где лежат картины на тему : « Выращивание хлеба» и колоски ( на подносе под полотенцем).

Перед детьми картина «На поле».

Воспитатель: Куда мы пришли? (На  поле.) Что видим там?(Трактор пашет землю.) Для чего он это делает?  (Чтобы земля была мягкая, пушистая, чтобы  зернам было уютно, и они не остались на поверхности.)

-Землю вспахали, а потом что делают в поле?

Воспитатель демонстрирует картины, где люди сеют зерна.

  • -А что нужно для того, чтобы зерна проросли? (Солнце , вода, удобрения.)

-Посмотрите на эту картину- что на ней нарисовано? (Самолет распыляет удобрения по полю.)

-Солнышко согрело зерна, дождик полил , люди  удобрили поле, и наши зерна превратились во что ? (В колосья.)

Дети рассматривают  картину.

-Что здесь изображено? (Комбайн убирает пшеницу.)

-У нас собранные колоски. Возьмите себе по колоску . Рассмотрите,   какие они. (Пузатые, колючие, много зернышек.)

-А что дальше делаю с колосками? (Достают зерна — молотят. Это делает специальная машина .) А мы попробуем руками достать зерна. Трудно это сделать?

  • А зачем  зерна достают? (Из них делают муку- измельчают.) А из муки? (Замешивают тесто и пекут хлеб.)

Воспитатель предлагает провести физкультминутку

     Ладушки, ладушки,                                     Тесто вылезло на стол,

     Мы пекли оладушки.                                   А потом даже на пол

     Мы месили тесто,                                        Тесто убежало.

     Тесту в миске тесно.                                    Начинай сначала.

Воспитатель: Отдохнули, размялись. А сейчас продолжим разговор о хлебе. Много труда надо приложить людям, чтобы в  каждом  доме был хлеб. Поэтому  как мы все должны относиться к хлебе? (Ответы детей).

Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

                                             РУКИ ЧЕЛОВЕКА

                      Склонила тяжелую голову рожь,

                      Спасибо вам, солнце , и ласковый дождь!

                      Спасибо земле, что была моим домом,

                      И сильным рукам, моим старым знакомым!

                                                                                            Я. Дягутите

  • С утра до ночи работают хлеборобы в горячую пору уборки урожая. Упустишь время — осыплется зерно , пропадет урожай. От комбайнов тянутся вереницей грузовики, везут зерно на элеваторы. Там оно может храниться много лет. Полны закрома нашей страны золотого хлеба.

Воспитатель предлагает детям рассказать стихи:

Ребенок  3 :                           Вот  он, хлебушек душистый,

                                             С хрупкой корочкой витой.

                                             Вот он, теплый, золотистый,

                                            Словно солнцем налитой.

Ребенок 4:                          И в каждый дом, на каждый стол

                                            Он пожаловал, пришел.

                                            В нем здоровье, наша сила,

                                            В нем чудесное тепло.

                                            Сколько рук его растило,

                                            Сохраняло, берегло.

Воспитатель: Длинный путь от поля до нашего стола.  Действительно, сколько рук прикоснулось к нему, чтобы он стал хлебом. Чьи же руки прикасались к хлебу?  Ответы детей :  ( Руки агронома, тракториста, комбайнера, шофера, грузчика, мельника, пекаря, кондитера, продавца и т. д.)

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру с мячом( образование родственных слов к слову «хлеб»).

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку , ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю:

-Назови хлеб ласково (Хлебушек.) Крошки хлеба какие ? (Хлебные.) Квас из хлеба как называется? (Хлебный.) Прибор для резки хлеба? (Хлебница.) Кто выращивает хлеб? (Хлебороб.) Кто печет хлеб? (Хлебопек.) Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод.)

Как называются изделия из теста? (Хлебобулочные изделия.)

Воспитатель: Молодцы  ребята ! Вы хорошо играли.

Воспитатель предлагает детям вспомнить заклички ,  пословицы и поговорки о хлебе (ответы детей)

                                   «Дождик, дождик поливай-

                                   Будет хлеба каравай,

                                   Будут булки, будут сушки,

                                   Будут вкусные ватрушки».

  • «Ржаной хлебушка- калачу дедушка» ;

«Сей в добрую пору , соберешь хлеба гору»;

«Не удобришь рожь, соберешь хлеба на грош».

Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень много знаете о хлебе. И вы должны помнить, что хлеб- всему голова.

Используемая литература :

С чего начинается Родина? Под ред. Л.А. Кондрыкинской ;

Система педагогического проектирования  Н. П.Битютская ;

Тематическое планирование воспитатель-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях Скорлупова О. А ;

Откуда что берется. Хлеб Э.Емельянова.