Занятие по ознакомлению с окружающим миром на тему: "Хлеб -всему голова"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тимошина Елена Алексеевна

Занятие  на  тему: «Хлеб -  всему  голова».                                                                                                                           

Цели: Познакомить  детей с  тем, как  выращивали  хлеб  в  старину, с  обычаями  связанными  с  хлебом, употреблять  в  разговорной  речи  пословицы, поговорки  о хлебе, воспитывать  бережное  отношение  к  хлебу.                                                                                                                  

Ход  занятия.                                                                                                                      

Детей  встречает  воспитатель  в  казачьем  костюме.                                                                                                                                                                                                                                                             

Хозяйка: Здравствуйте, гости  дорогие! Дети: «Здравствуйте, хозяйка». Ребята, если  отгадаете  загадку, то  узнаете - о чем  сегодня  будем говорить. «Отгадать  легко  быстро  мягкий, пышный  и душистый  он и черный, он и белый, а бывает  подгорелый  без него  плохой  обед, вкусней  его  на  свете  нет».               

 Дети: Это  хлеб.                                                                                                                                                

Хозяйка:  Ребята, а какие  слова  в загадке  помогли  вам  догадаться, что это  хлеб?           

Илья:  В загадке  хлеб  мягкий.                                                                                                                                                                       

Даша: Хлеб описан  в загадке  что  пышный, а хлеб - он правда  пышный.                                                                                                       

Антон: Хлеб бывает  белый и черный, а бывает и подгорелый.                                  

Хозяйка: У  народа   много   пословиц  и  поговорок  про  хлеб.  Назовите  их.                                                                                                                

Дима: «Хлеб – всему  голова».                                                                                                                                                                                                                                            

Маша: «Будет   хлеб, будет  и  обед».                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ваня: «Хлеба  ни куска  -  стол  доска».                                                                                                                                                                                                                                

Света: «Если   хлеба  каравай   так  и под  елью   рай».                                                                                                                                

Хозяйка: «Как   вы   поняли  эту  пословицу?».                                                                                                                                                                                                                   

Антон: «Хлеба  каравай, значит  хлеба  много, а  если  человек  не  голоден,  так  ему  и под  елью  хорошо.                                                                                                                                                                     

Хозяйка: «Слово  хлеб  в русском  языке  всегда  обозначало  достаток. Вы  слышали  такое   выражение: «заработать  на  хлеб»  или «он  дал  ему  хлеб» -  то есть  обеспечил  доход. Или «отнял  у кого- то  хлеб» - обозначает  лишить  места  работы.                                                                                                                                           

Илья: «Если   нет  в доме  хлеба, значит - есть  нечего, люди  голодают, а если в  доме  есть  хлеб  то  в доме   праздник, и  этот  праздник  может  быть  и под елью ».                                                                 

Хозяйка: « Как  вы думаете, ребята  из  чего  состоит  хлеб?                                           

Маша: Хлеб  это  колосья   пшеницы,  из которого  пекут хлеб.                                                                       

Хозяйка: Чтобы  хлеб попал  на  стол, необходимо  пройти  несколько   трудовых   операций, колосья   перемалывают  и превращают  их  в  муку.А  знаете  ли вы,  какая бывает   мука?  Дети: Мы  затрудняемся  вам  сказать.                                                   

Хозяйка:  Посмотрите, ребята  у  меня на столе  разные   виды   муки. Это  мука  пшеничная  высший  сорт. Это  мука  пшеничная  низкий  сорт. На  тарелочках  лежит  мука   разного   сорта.  Обратите   внимание   на цвет   муки, одинаковый  ли он? 

Дети:  Нет -  мука  имеет  разный  цвет.                                                                                            

Света: Мука  ржаная она  темная, мука  пшеничная   она   светлая.                                                                                                               

 Хозяйка: Как  вы  думаете,  какой  хлеб  получается   из   пшеничной   муки?                                                                                                 

Ваня: Из   пшеничной   муки   получается   белый  хлеб.                                                                                                                                  

 Хозяйка: Как  вы   думаете,   какой   хлеб  получается  из ржаной муки?                                                                                                                                     

 Антон: Я думаю  - что  из  ржаной  муки  получается  темный  хлеб.                                                                                                      

Хозяйка: « Я  вам  сегодня  расскажу, как  раньше  на  Руси  выращивали  хлеб. К  севу  готовились  заранее. Мылись  в бане, надевали  чистую  рубашку  и с  лукошком  на  груди  выходили  в поле. В  лукошке  лежали  семена  пшеницы  и ржи. Вот  идет  сеятель  по полю  и через  каждые   два шага  разбрасывает  пригоршню  зерна  веером, слева – направо. Вы  думаете, какая  должна  быть погода  в этот  день?».                                                                                                

Даша: «При  засевание  семян  пшеницы, погода  должна  быть  безветренная, чтобы  семена  попали  в землю».                                                                                                                             

Хозяйка: Предлагаю  вам  рассмотреть  картинки  с  изображением   крестьян, сеявшие  пшеницу и рожь, и ответить на   несколько  вопросов.                                                                                                                   

  В какое   время  года  засеивали  пшеницу  и рожь  крестьяне?                                                                           

Света: Я, думаю -  что  только  весной  засеивали  пшеницу  и  рожь.                                                                               

Хозяйка: « А  что  засеивали  люди  весной?».                                                                                     

Ваня: «Засеивали  весной  поля  пшеницей  и рожью».                                                                                                         

Хозяйка: «А  были  ли у людей  помощники   при  посадки  семян  пшеницы и ржи ?. 

Илья: Были  лошади, которые   помогали  засеивать  поля.

Хозяйка:«Запрягали лошадей  в плуг это специальное  такое  оборудование  сделанными  людьми и  с помощью  его взрыхляли  землю, а затем  засеивали  семенами  пшеницы  и ржи. 

Как  вы  думаете, ребята -  что  необходимо  для  жизни и роста  растений?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Антон: «Для роста  пшеницы  и ржи  нужны  солнце  и  вода  то  есть  дождик ».

Хозяйка: «Вот и  звали  люди  дождик».                                                                                                                                                                                            

Маша:«Дождик, дождик, поливай -  будет  хлеба  каравай, будут  булки, будут  сушки, будут  вкусные   ватрушки».                                                                                                                                 

Хозяйка: « Ребята, скажите  когда  же  поспевает  пшеница  и рожь?».                                                                                                               

Даша: «Пшеницу  и  рожь  собирали  осенью».                                                                                                          

Хозяйка: Поспела  пшеница  и рожь, пришла  пора  убирать  урожай. Брали  мужчины  в руки  косы, а женщины  серп  и шли  в поле. Срезали  колосья  и  собирали  их в  сноп. Но  колосья  надо  было  еще обмолотить, то есть  вынуть  из  колосьев  зерна, а для  этого  люди  брали  цеп -  ручное  орудие  для  молотьбы  и  били  им по колосьям. Затем  зерно  просеивали  и везли  на  мельницу, там  молотили  и  получалась  мука, а  затем  пекли  хлеб. Вот  посмотрите  на  столе  у  меня   спелые колосья  и  картинки  с изображением  серпа  и  кос, для  уборки  урожая.

Смотря  на  картинки    найдите   картинки  с изображением  серпа, и  с изображением  плуга и с изображением казака  с  косой и  скажите  для  чего они  нужны.                                                                                                                                                                                                     

Ваня: «У меня  картинка  с  изображением  казака  с  изображением  косой, она  нужна  казаку  чтобы косит  колосья  пшеницу».                                                                                     

Маша: «Я  нашла  картинку  с  изображением  женщины, в  руках  которой  находится  серп, он  необходим  для  срезания  им колосьев   пшеницы».                                                                                  

Антон: «Картинка   с казаком  который  управляет  плугом  и он управляет  им, чтобы взрыхлить   поля, для посева  семян  пшеницы.                                                                                         

Хозяйка: «Вот  собрали  казаки и казачки  пшеницы, как  вы думаете,  что делали они  с  урожаем  пшеницы». 

Илья: Семена  пшеницы  перемалывали  и  превращали их  в муку.                                                            

Хозяйка: « А  где  перемалывали  семена  в деревне?. Вспомните  сказку «Кот  в сапогах  у кого  было три сына? И  что оставил  мельник  своему  сыну? ».                                                                                         

Даша: В  сказке  «Кот  в сапогах»  три сына   было  у мельника, а  одному  из  сыновей  он  оставил  мельницу  значит   там  и  перемалывали  колосья  пшеницы.

Хозяйка: А  сейчас  в  наше   время - где  перерабатывают  колосья пшеницы, кто  как  думает?». Показ   картинки  с изображением  элеватора.                                                                                                                                                                                                                                    

Антон: Я  предполагаю  что  это  элеватор.

Хозяйка: «Да  сейчас  зерно  перерабатывают  на  элеваторе, из  зерна  получается   мука, и что делают  с мукой  дальше?                                                                                                   

Света: «Её  отправляют  на  хлебозавод, где  из неё  пекут  хлеб  и другие   хлебобулочные  изделия.

Показ   картинки  с изображения  с хлебного завода.                                                                                                

Хозяйка: Ребята, скажите,  из чего  состоит  хлеб? Дети:  Мы  не  знаем.                                                                      

  Хозяйка: « Мы  сегодня  с вами  попробуем  испечь  хлеб, для  этого  нам  нужна  формочка  для выпечки хлеба,  мука, соль, дрожжи, посмотрите  как  нужно замесить   тесто, как  оно  поднимется  сразу  мы  отнесём  на кухню  в духовку, и будем ждать  когда   выпечёт  хлеб.

Хозяйка месит тесто, ставит  в  форму.                                                                                                                                                             

Хозяйка: А  сейчас  познакомлю вас с  традициями  с  связанными с хлебом. Обычно  хлеб в доме пекла  самая  опытная  хозяйка. Женщина, которая  пекла  хлеб, пользовалась  в семье  большим  уважением. А  вот  разрезать  хлеб должен  был мужчина.

С  хлебом  связаны   различные  приметы. Например,  считалось, что  каждый  кусок  хлеба, а  особенно  первый,  отрезанный  от  каравая, содержит  в себе  силу, здоровье.  Не  разрешалось, чтобы  один  человек  доедал  хлеб  за другим, потому  что  он  тогда  заберет  его  силу, здоровье.                                                                                 

Люди  считали,  что  хлеб  оберегает  от всяких  бед и  несчастий. Поэтому, его   клали  в колыбель к   маленькому   ребенку.  

Хлеб с  солью  обязательно   брали  в дорогу. Считалось, что они  охраняют  человека  в пути.

 При  приближающейся  грозе, которую  очень  боялись  хлеб  выносили на улицу, чтобы   защитить   посевы. Нельзя  было   выбрасывать  хлеб, сорить хлебом, оставлять  недоеденные   куски. Считалось, что   тогда  случится  неурожай.

Дорогих  гостей  и раньше  и сейчас  встречают   хлебом – солью. Вот  расшитое  полотенце,  а на  нем  хлебный  каравай  с соломкой  с солью.                                                                         

Хлеб  выпекали  особой  круглой  формы. Круглой  хлеб  называют  караваем.                   

При встрече  гостей каравай  обязательно  нужно  было  положить  на   новое, расшитое  полотенце. В центре  каравая   ставили   солонку  с солью. Преподносили  хлеб – соль, обязательно с поклоном. Тот, кого  встречают  хлебом – солью  должен  отломить  небольшой   кусочек, обмакнуть  его  в соль  и съесть.   Даже  русские   цари  в начале  пира  одаривали   гостей  хлебом и  солью.            

О гостеприимном  хозяине  говорили «Дом, как  полная  чаша -  хлеб соль со  стола не сходят».

Был  такой  обычай:  после  обеда  в каждом доме  на стол  стелили  чистую скатерть  и ставили   посередине  стола  хлеб и соль.  Это  говорило  о том, что  дом  готов  к принятию  гостей.  Хлеб и соль, стоящие  на столе  оберегают  дом  от враждебных  сил. 

Если  в дом  входил  посторонний  и заставал  семью  за  обедом, то он  приветствовал  всех  словами: «Хлеб да  соль». Хозяин  отвечал: «Хлеб  кушать, милости  просим». Отказ  от угощения  очень  обижал  хозяев.

Хлеб всегда  был  главным  богатством   России.  Хлеб -  всему  голова.                                                            

Хлеб -  всему голова, значит  хлеб -  главный  продукт, без него  в  Древней  Руси  не садились за  стол. К хлебу всегда  относились  с уважением. После  еды  со стола  собирали  все крошки и съедали их. Если  хлеб  нечаянно  роняли, то подняв  кусочек с пола целовали его и просили  прощения.

Хозяйка: Ребята, предлагаю  вам   составить   рассказа  о  хлебе.                                                      

Составление   рассказа  детьми  о  хлебе.         

Хозяйка: Ребята, а  в каких  сказках  идёт  речь  о хлебе, назовите  их.                                            

Даша: «Сказка  «Колосок» где  петушок нашел зерно, его  обмолотил, отнес  на мельницу, из муки  пек  пирожки.                                                                                                                                          

Ваня: Был каравай  хлеба  который  приготовила   царю  батюшке  лягушка, в  сказке «Царевна  Лягушка».

Маша: Сказка «Петушок  и  жернова»  в этой сказке  петушок  выручил  стариков, и вернул им  жернова, которые  пекли  хлебобулочные  изделия.                                                                                      

Хозяйка: «Хлеб  мы  вам  подносим, поклоняясь,  отведать  просим.                                          

Антон: «Вот  он  хлебушко  душистый, с  хрупкой  корочкой  витой, вот он  теплый, золотистый,  словно  солнцем  налитой. В  каждый  дом  на каждый  стол  он  пожаловал,  пришел, в нем  здоровье  наше, сила, в нем  чудесное  тепло, сколько  рук его  растило, охраняло, берегло. Ведь  не  сразу  зерна  хлебом  тем, что  на столе. Люди  долго и упорно  потрудились  на  земле».                                                                                                              

Хозяйка  режет  хлеб и угощает  всех  детей.                                                         

                                                                                              

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_po_samoizolyatsii.docx52.86 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие  на  тему: «Хлеб -  всему  голова».                                                                                                                            

Цели: Познакомить  детей с  тем, как  выращивали  хлеб  в  старину, с  обычаями  связанными  с  хлебом, употреблять  в  разговорной  речи  пословицы, поговорки  о хлебе, воспитывать  бережное  отношение  к  хлебу.                                                                                                                  

Ход  занятия.                                                                                                                      

Детей  встречает  воспитатель  в  казачьем  костюме.                                                                                                                                                                                                                                                            

Хозяйка: Здравствуйте, гости  дорогие! Дети: «Здравствуйте, хозяйка».                                                                                                               Ребята, если  отгадаете  загадку, то  узнаете - о чем  сегодня  будем говорить.                                        «Отгадать  легко  быстро  мягкий, пышный  и душистый  он и черный, он и белый, а бывает  подгорелый  без него  плохой  обед, вкусней  его  на  свете  нет».                Дети: Это  хлеб.                                                                                                                                                

Хозяйка:  Ребята, а какие  слова  в загадке  помогли  вам  догадаться, что это  хлеб?            Илья:  В загадке  хлеб  мягкий.                                                                                                                                                                      

Даша: Хлеб описан  в загадке  что  пышный, а хлеб - он правда  пышный.                                                                                                        Антон: Хлеб бывает  белый и черный, а бывает и подгорелый.                                  

Хозяйка: У  народа   много   пословиц  и  поговорок  про  хлеб.  Назовите  их.                                                                                                                

Дима: «Хлеб – всему  голова».                                                                                                                                                                                                                                            

Маша: «Будет   хлеб, будет  и  обед».                                                                                                                                                                                                                                                                                

Ваня: «Хлеба  ни куска  -  стол  доска».                                                                                                                                                                                                                                

Света: «Если   хлеба  каравай   так  и под  елью   рай».                                                                                                                                

Хозяйка: «Как   вы   поняли  эту  пословицу?».                                                                                                                                                                                                                  

Антон: «Хлеба  каравай, значит  хлеба  много, а  если  человек  не  голоден,  так  ему  и под  елью  хорошо.                                                                                                                                                                      

Хозяйка: «Слово  хлеб  в русском  языке  всегда  обозначало  достаток. Вы  слышали  такое   выражение: «заработать  на  хлеб»  или «он  дал  ему  хлеб» -  то есть  обеспечил  доход. Или «отнял  у кого- то  хлеб» - обозначает  лишить  места  работы.                                                                                                                                          

Илья: «Если   нет  в доме  хлеба, значит - есть  нечего, люди  голодают, а если в  доме  есть  хлеб  то  в доме   праздник, и  этот  праздник  может  быть  и под елью ».                                                        Хозяйка: « Как  вы думаете, ребята  из  чего  состоит  хлеб?                                            

Маша: Хлеб  это  колосья   пшеницы,  из которого  пекут хлеб.                                                                        

Хозяйка: Чтобы  хлеб попал  на  стол, необходимо  пройти  несколько   трудовых   операций, колосья   перемалывают  и превращают  их  в  муку.                                                         А  знаете  ли вы,  какая бывает   мука?  Дети: Мы  затрудняемся  вам  сказать.                                                    

Хозяйка:  Посмотрите, ребята  у  меня на столе  разные   виды   муки.                                                            Это  мука  пшеничная  высший  сорт. Это  мука  пшеничная  низкий  сорт.                                                                                                 На  тарелочках  лежит  мука   разного   сорта.  Обратите   внимание   на цвет   муки, одинаковый  ли он?  Дети:  Нет -  мука  имеет  разный  цвет.                                                                                            

Света: Мука  ржаная она  темная, мука  пшеничная   она   светлая.                                                                                                                Хозяйка: Как  вы  думаете,  какой  хлеб  получается   из   пшеничной   муки?                                                                                                 Ваня: Из   пшеничной   муки   получается   белый  хлеб.                                                                                                                                   Хозяйка: Как  вы   думаете,   какой   хлеб  получается  из ржаной муки?                                                                                                                                      Антон: Я думаю  - что  из  ржаной  муки  получается  темный  хлеб.                                                                                                      

Хозяйка: « Я  вам  сегодня  расскажу, как  раньше  на  Руси  выращивали  хлеб. К  севу  готовились  заранее. Мылись  в бане, надевали  чистую  рубашку  и с  лукошком  на  груди  выходили  в поле. В  лукошке  лежали  семена  пшеницы  и ржи. Вот  идет  сеятель  по полю  и через  каждые   два шага  разбрасывает  пригоршню  зерна  веером, слева – направо. Вы  думаете, какая  должна  быть погода  в этот  день?».                                                                                                 Даша: «При  засевание  семян  пшеницы, погода  должна  быть  безветренная, чтобы  семена  попали  в землю».                                                                                                                            

Хозяйка: Предлагаю  вам  рассмотреть  картинки  с  изображением   крестьян, сеявшие  пшеницу и рожь, и ответить на   несколько  вопросов.                                                                                                              В какое   время  года  засеивали  пшеницу  и рожь  крестьяне?                                                                            

Света: Я, думаю -  что  только  весной  засеивали  пшеницу  и  рожь.                                                                              

Хозяйка: « А  что  засеивали  люди  весной?».                                                                                      

Ваня: «Засеивали  весной  поля  пшеницей  и рожью».                                                                                                        

Хозяйка: «А  были  ли у людей  помощники   при  посадки  семян  пшеницы и ржи ?. Дети: У  нас  нет предположений.  

Илья: Были  лошади, которые   помогали  засеивать  поля.

Хозяйка:«Запрягали лошадей  в плуг это специальное  такое  оборудование  сделанными  людьми и  с помощью  его взрыхляли  землю, а затем  засеивали  семенами  пшеницы  и ржи. Как  вы  думаете, ребята -  что  необходимо  для  жизни и роста  растений?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Антон: «Для роста  пшеницы  и ржи  нужны  солнце  и  вода  то  есть  дождик ». Хозяйка: «Вот и  звали  люди  дождик».                                                                                                                                                                                            

Маша:«Дождик, дождик, поливай -  будет  хлеба  каравай, будут  булки, будут  сушки, будут  вкусные   ватрушки».                                                                                                                                

Хозяйка: « Ребята, скажите  когда  же  поспевает  пшеница  и рожь?».                                                                                                                

Даша: «Пшеницу  и  рожь  собирали  осенью».                                                                                                          

Хозяйка: Поспела  пшеница  и рожь, пришла  пора  убирать  урожай. Брали  мужчины  в руки  косы, а женщины  серп  и шли  в поле. Срезали  колосья  и  собирали  их в  сноп. Но  колосья  надо  было  еще обмолотить, то есть  вынуть  из  колосьев  зерна, а для  этого  люди  брали  цеп -  ручное  орудие  для  молотьбы  и  били  им по колосьям. Затем  зерно  просеивали  и везли  на  мельницу, там  молотили  и  получалась  мука, а  затем  пекли  хлеб. Вот  посмотрите  на  столе  у  меня   спелые колосья  и  картинки  с изображением  серпа  и  кос, для  уборки  урожая.

Смотря  на  картинки    найдите   картинки  с изображением  серпа, и  с изображением  плуга и с изображением казака  с  косой и  скажите  для  чего они  нужны.                                                                                                                                                                                                    

Ваня: «У меня  картинка  с  изображением  казака  с  изображением  косой, она  нужна  казаку  чтобы косит  колосья  пшеницу».                                                                                    

Маша: «Я  нашла  картинку  с  изображением  женщины, в  руках  которой  находится  серп, он  необходим  для  срезания  им колосьев   пшеницы».                                                                                  

Антон: «Картинка   с казаком  который  управляет  плугом  и он управляет  им, чтобы взрыхлить   поля, для посева  семян  пшеницы.                                                                                          

Хозяйка: «Вот  собрали  казаки и казачки  пшеницы, как  вы думаете,  что делали они  с  урожаем  пшеницы».  

Илья: Семена  пшеницы  перемалывали  и  превращали их  в муку.                                                             Хозяйка: « А  где  перемалывали  семена  в деревне?. Вспомните  сказку «Кот  в сапогах  у кого  было три сына? И  что оставил  мельник  своему  сыну? ».                                                                  Даша: В  сказке  «Кот  в сапогах»  три сына   было  у мельника, а  одному  из  сыновей  он  оставил  мельницу  значит   там  и  перемалывали  колосья  пшеницы.

Хозяйка: А  сейчас  в  наше   время - где  перерабатывают  колосья пшеницы, кто  как  думает?». Показ   картинки  с изображением  элеватора.                                                                                                                                                                                                                                    

Антон: Я  предполагаю  что  это  элеватор.

Хозяйка: «Да  сейчас  зерно  перерабатывают  на  элеваторе, из  зерна  получается   мука, и что делают  с мукой  дальше?                                                                                                    

Света: «Её  отправляют  на  хлебозавод, где  из неё  пекут  хлеб  и другие   хлебобулочные  изделия. Показ   картинки  с изображения  с хлебного завода.                                                                                                

Хозяйка: Ребята, скажите,  из чего  состоит  хлеб? Дети:  Мы  не  знаем.                                                                        Хозяйка: « Мы  сегодня  с вами  попробуем  испечь  хлеб, для  этого  нам  нужна  формочка  для выпечки хлеба,  мука, соль, дрожжи, посмотрите  как  нужно замесить   тесто, как  оно  поднимется  сразу  мы  отнесём  на кухню  в духовку, и будем ждать  когда   выпечёт  хлеб. Хозяйка месит тесто, ставит  в  форму.                                                                                                                                                              

Хозяйка: А  сейчас  познакомлю вас с  традициями  с  связанными с хлебом. Обычно  хлеб в доме пекла  самая  опытная  хозяйка. Женщина, которая  пекла  хлеб, пользовалась  в семье  большим  уважением. А  вот  разрезать  хлеб должен  был мужчина.

С  хлебом  связаны   различные  приметы. Например,  считалось, что  каждый  кусок  хлеба, а  особенно  первый,  отрезанный  от  каравая, содержит  в себе  силу, здоровье.  Не  разрешалось, чтобы  один  человек  доедал  хлеб  за другим, потому  что  он  тогда  заберет  его  силу, здоровье.                                                                                  

Люди  считали,  что  хлеб  оберегает  от всяких  бед и  несчастий. Поэтому, его   клали  в колыбель к   маленькому   ребенку.  

Хлеб с  солью  обязательно   брали  в дорогу. Считалось, что они  охраняют  человека  в пути.

 При  приближающейся  грозе, которую  очень  боялись  хлеб  выносили на улицу, чтобы   защитить   посевы. Нельзя  было   выбрасывать  хлеб, сорить хлебом, оставлять  недоеденные   куски. Считалось, что   тогда  случится  неурожай.

Дорогих  гостей  и раньше  и сейчас  встречают   хлебом – солью. Вот  расшитое  полотенце,  а на  нем  хлебный  каравай  с соломкой  с солью.                                                                        

Хлеб  выпекали  особой  круглой  формы. Круглой  хлеб  называют  караваем.                    

При встрече  гостей каравай  обязательно  нужно  было  положить  на   новое, расшитое  полотенце. В центре  каравая   ставили   солонку  с солью.                  Преподносили  хлеб – соль, обязательно с поклоном. Тот, кого  встречают  хлебом – солью  должен  отломить  небольшой   кусочек, обмакнуть  его  в соль  и съесть.   Даже  русские   цари  в начале  пира  одаривали   гостей  хлебом и  солью.            

О гостеприимном  хозяине  говорили «Дом, как  полная  чаша -  хлеб соль со  стола не сходят».

Был  такой  обычай:  после  обеда  в каждом доме  на стол  стелили  чистую скатерть  и ставили   посередине  стола  хлеб и соль.  Это  говорило  о том, что  дом  готов  к принятию  гостей.  Хлеб и соль, стоящие  на столе  оберегают  дом  от враждебных  сил.  

Если  в дом  входил  посторонний  и заставал  семью  за  обедом, то он  приветствовал  всех  словами: «Хлеб да  соль». Хозяин  отвечал: «Хлеб  кушать, милости  просим». Отказ  от угощения  очень  обижал  хозяев.

Хлеб всегда  был  главным  богатством   России.  Хлеб -  всему  голова.                                                             Хлеб -  всему голова, значит  хлеб -  главный  продукт, без него  в  Древней  Руси  не садились за  стол. К хлебу всегда  относились  с уважением. После  еды  со стола  собирали  все крошки и съедали их. Если  хлеб  нечаянно  роняли, то подняв  кусочек с пола целовали его и просили  прощения.

Хозяйка: Ребята, предлагаю  вам   составить   рассказа  о  хлебе.                                                      

Составление   рассказа  детьми  о  хлебе.         

Хозяйка: Ребята, а  в каких  сказках  идёт  речь  о хлебе, назовите  их.                                            

Даша: «Сказка  «Колосок» где  петушок нашел зерно, его  обмолотил, отнес  на мельницу, из муки  пек  пирожки.                                                                                                                                          

Ваня: Был каравай  хлеба  который  приготовила   царю  батюшке  лягушка, в  сказке «Царевна  Лягушка».

Маша: Сказка «Петушок  и  жернова»  в этой сказке  петушок  выручил  стариков, и вернул им  жернова, которые  пекли  хлебобулочные  изделия.                                                                                      

Хозяйка: «Хлеб  мы  вам  подносим, поклоняясь,  отведать  просим.                                          

Антон: «Вот  он  хлебушко  душистый, с  хрупкой  корочкой  витой, вот он  теплый, золотистый,  словно  солнцем  налитой. В  каждый  дом  на каждый  стол  он  пожаловал,  пришел, в нем  здоровье  наше, сила, в нем  чудесное  тепло, сколько  рук его  растило, охраняло, берегло. Ведь  не  сразу  зерна  хлебом  тем, что  на столе. Люди  долго и упорно  потрудились  на  земле».                                                                                                              

Хозяйка  режет  хлеб и угощает  всех  детей.                                                          

                                                                                               

                                                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                                                                           

                                                               

Занятие  на  тему: «Деревенский  уголок».                                                                                                  

Цели:                                                                                                                                                      

                                                        Ход  занятия.                                                                                                          

Воспитатель: «Ребята, скажите,  в какой  стране  мы с вами  живём?                                                                                                            

Дети:  Мы живём в  России.                                                                                                                                                

Воспитатель: Россия  наша  огромная, красивая   страна  назовите,  из чего она  состоит?                                                                                                                                                       Мила: В  России  множество  городов, районов.

Дима: В  России  богата - разными  поселками  и  крупными  и мелкими   селами. 

Воспитатель: «Ребята,  вы  любите  путешествовать?».                                                          

Дети: Да  мы  любим  путешествовать.

Воспитатель: «Скажите, ребята, а  на чем  можно  отправиться  в   путь?».                                                                            

Миша: «Можно  отправиться  в путь  на  лодке».

 Ваня: «Путешествовать  можно  и  по воде  на  корабле».                                                                                                                                            

Мила: «Отправится  в  путь  на  пароход».

Воспитатель: «Ребята, а лодка, корабль, пароход  назовите  одним  словом  что  это?                                                     Дети: Транспорт. Воспитатель: « А  какому  виду  транспорта  они  относятся?»                                                       Настя: Лодка, корабль, пароход  это  вводный  транспорт.                                                                                                

Воспитатель: « На  чем  можно  отправимся  в путь?                                                                                              

 Василиса: « Я  бы  путешествовала  на  самолете, так как с высоты все видно». Даниил: «Можно  отравиться  на  вертолете? Дима: «Интересно путешествовать  на  воздушном  шаре» Воспитатель: «К  какому  виду  транспорта относятся  самолет, вертолет, воздушный  шар? Дима: «Это  все  воздушный  транспорт».                                                                                              

Воспитатель:  Скажите, ребята,  на чем  ещё  можно  отправился  в путь?                                                                                                                                        Ярослав: « Отправимся  в путь  можно  на  поезде».  Мила: «Путешествовать можно на  электричке».  

Воспитатель: «К  какому  виду  транспорта   относятся поезд, электричка  подскажите?»  Дима: Это всё  относятся  к железнодорожному    транспорту.                                                                                                                                                                                                                            

Воспитатель: Мы  отправимся  в  деревню  в  деревню к  хозяйке.                                                   Угадайте  загадку  и узнаете -  на  чем  мы  оправимся  в путь: «Из железа  ведь она,  имеет  четыре  колеса,  носит  обувь  из резины,  а питается  бензином  что это?». Дети: Это  автобус.                                                                      

Воспитатель: Чтобы  попасть  в  мой  автобус  у  меня  билеты  разной   геометрической  фигуры, они разного  цвета и размера, надо  назвать  геометрическую  фигуру -  на  которых изображены  цифры, и назвать  цифру и  её  цвет.                                                                                                                                                                                                                    

Миша: «У  меня  геометрическая  фигура  квадрат с цифрой 1,фигура синего  цвета».                                                                                                                              Настя:«В моих  руках  овальная  геометрическая  фигура  с цифрой  3, она желтого  цвета. Ваня:«Билет  у  меня треугольный  фигуры с цифрой  5, красного  цвета».                                                                                                                                      Мила: «У  меня  билет  круглой  формы  с цифрой 2, она  зеленого  цвета».                                                                                                             Дима: « Билет  имеет  прямоугольную  форму  с цифрой  4, и он оранжевого  цвета». Василиса: «Мой  билет  имеет  форму  ромба  с цифрой 6  голубого    цвета                                       Даниил: « В руках держу  билет  цилиндрической  формы   с цифрой  7 фиолетового  цвета. Ярослав: Билет  в руках  шара образной  формы   с цифрой  8  белого  цвета.  

Воспитатель: Занимайте  места  в  автобусе, согласно  своим   билетам.                       Скажите, ребята, а  кто управляет  автобусом?                                                                                                                      

Дима:  Автобусом  управляет  человек  водитель  или  шофёр.                                                                              

Воспитатель: Люди, -  которые   находятся  в автобусе  кто  они?. Дети: Пассажиры.  Воспитатель: Расскажите  правила   поведения  пассажиров  в  автобусе.                                                                             Даниил: « При  посадке в автобус  пассажиры  показывают  билеты  и  по номерам  занимают   свои   места».  Мила: « Пассажиры  должны  быть пристегнуты  ремнями  безопасности». Миша: «Пассажиры  обязаны  показать свои  билеты, если  зайдет  контролер  и  их предъявить».                                                                                                  

Воспитатель: «Расскажите, правила  для  водителей. Кто  помогает  на дороге водителю? На  какой  цвет  едет  автобус?  На  какой цвет  переходят  дорогу  пешеходы.

Василиса: «Водитель  не  должен  разговаривать  по  телефону, когда  едёт  автобус».                            Маша: «На  дороге  стоит   светофор, который  помогает  водителям  на дороге».                                      Ваня: «Автобус едёт  на красный  цвет». Дима: «Пешеходы переходят дорогу  на зеленый  цвет светофора».                                                                      

Воспитатель вместе  с  детьми повторяет  считалочку:«1,2,3,4,5, в понедельник, вторник, среду   в гости к бабушке  поеду, а в четверг  и пятницу  шарики  к  дому  катятся, за субботой  воскресенье  в этот день пекут  печенье, 1,2,3 всю  считалку  повтори».  Дети с  воспитателем  поют  песню « Мы едим, едим в далекие  края».

 Воспитатель: Вот  и приехали  мы  в  деревню  под  названием «Лесная».  А  в деревне  растут -  что  угадайте загадку «Его  весной  и летом  мы  видели  одетым, а  осенью  с бедняжки  сорвали  все  рубашки». Дети: Это  деревья.                                                                                      

Воспитатель: Угадайте  название  деревьев. «Эко  ты  дерево, и зиму  и лето  зелено, что за дерево  скажи?». Василиса: « Это  дерево - елка.                                                                                              

Воспитатель: «Стоит  Аленка -  платок  зелёный, тонкий  стан, носит  белый  сарафан.  Расскажите  о  дереве.                                                        

Ваня: «Это  дерево -  берёза». « Я  на  век  за  туманы  и росы  полюбил у  берёзы  стан, и её  золотистые  косы, и холщевый  её  сарафан»

Воспитатель: «Что  за дерево  стоит – ветра   нет, а лист  дрожит?».                                                                                                                                        Маша: « Это  дерево  - осина,  которое  растёт   в  деревне.                                                                                                          

Воспитатель: «Лист  красивый, чудный, расписной, у дерева  какого ?»  

Даниил: Это  дерево  под названием  клён.                                                                                                      

Воспитатель:«Скажите, сколько  ёлок, а сколько берёзок и клён растёт   в  деревне?».                                                                                                               Маша: «Ёлок  в  7, а берёзок 10 и  клёна 5, осинок  4 ».                                                                              

Воспитатель: Ребята, одинаковое   количество  ёлок  и берёз и клён  растущих  в  деревне?. Мила: «Количество  неодинаковое».                                                                                                

Воспитатель: «Каких  деревьев  больше, а каких самое  малое количество?».                                                                                         Дима: «Самое  большое  количество  10 берёз, маленькое  количество  это  4  осинок».                                                                                                                                                    Воспитатель: В  нашей  деревне «Лесная» растёт  отгадайте  загадки:                                                            «Будто  снежный  шар  была, по  весне  она  цвела, нежный  запах  источала, а когда  пора  настала, разом  сделалась  она -  вся  от  ягоды  черна».                                                    Настя: «Это – черемуха. Черемуха  душистая  с весною  расцвела,  и ветки  золотистые, как  кудри, завила ».                  

 Воспитатель: «Он  на  розу  так  похож, разве  что  не  так  хорош, но зато  его  плоды  всем  пригодны  для еды». Ваня: «Это – шиповник».                                                                                                

Воспитатель: «Он  совсем  не  хрупкий, спрятался в  скорлупке. Заглянешь  в середину – увидишь  сердцевину. И плодов  он  тверже  всех, называется….                                                                  Василиса: «Это – орех, орешник».        

Воспитатель: «Две  сестры  летом  зелены, к осени  одна чернеет, другая  краснеет» Дима: «Смородина  одна  красная, другая  черная».                                                                            

Воспитатель: «Весной  зеленела, летом  загорела, осенью  надела  красный  наряд».                                                                      Миша: «Рябина  поспевает  осенью»                                                          

Воспитатель: «Ребята, подскажите  черемуха, орешник, смородина, рябина что  это?.                                                                    Даниил: «Черемуха, орешник, смородина, рябина – это  кустарники».                

Воспитатель: «Посчитайте, кустарники  - сколько  каждого  вида?».                                                

Ваня: «Черемух в деревне 7».Мила: « Орешников  растёт  9».                                                    Дима: Смородины в деревне  8. Василиса: «Рябины  растёт  в деревне  6»                                                  Воспитатель: «Посмотрите на деревья, и  какие  деревья и кустарники  высокие, а какие  низкие?». Настя: «В деревне есть  высокие деревья: ели, берёзы и клёны».                                  Воспитатель: «Сколько  высоких  деревьев  и кустарников?

Даниил: Кустарники: орешники и рябины.                                                                            

Воспитатель: «Сколько  их? Какие  деревья  и кустарники  низкие ?                                                                                                                                          Миша: « Осины  их 4 это низкие  деревья». Дима: Кустарники  низкие это -  7 черемух и  8 смородин.                                                                                                                                                      

Воспитатель:  У  меня  картинки  с  изображением  деревьев и кустарников, найдите  по листьям  их и назовите  их.

Дети  соединяют  листья к  деревьям  и кустарникам.                                                                                                                                                      

Миша: «У меня  листья  шиповника вот картинка  шиповника».                                                                      Настя: «В руках держу  листья  осины, а вот  и картинка с изображением  осины»                     Ваня: «Этот  листочки берёзы, а вот  картинка  с изображением  берёзы».                                                                                    Даниил: « Листья  эти  клена они  очень  красивые, и  вот  картинка  с кленом».        Мила: « Листья  у рябины  узкие, вот  и картинка  с  изображением  рябины».                                 Дима: « Я нашел картинку  с изображением  орешника, а вот и его  листья».                                       Маша: «Черемухи  листья  эти, а вот и картинка  с изображением  черемухи»                                                  Василиса: « У  елки колючие, острые  иголки, в руках держу  картинку с елкой».              Ярослав: « Эти листья  смородины, она бывает  красная и черная  вот   картинки  смородины».

 Воспитатель: «Чем  отличается   деревья  елка  и берёза?                                                          

Настя: У берёзки  листочки  опадают  осенью, у елки  у неё  иголки  они  вечно  зеленые, и они  не  опадают.                                                                                                                                                              

Даниил: Стволы  деревьев  у  елки   ствол  коричневый, у  берёзы  белый с черными  пятнами   ствол.                                                                                                                                      

Воспитатель: « Скажите,  чем  деревья  отличается  от кустарников?»                                                          Маша: « Они  различны  по строению  ствол у дерева  высокий, а у кустарника  снизу  идут  много  веточек  в  разные   стороны».                                                                                                                                                                                                                        

Воспитатель: «Вот  и виден  домик  нашей  хозяйки, а  встречает  нас  деревенский  певец,  только  солнышко  встает  он  звонко  песенки  поет?».                                                                                         

Прослушивание   пение  петуха.                                                                                                                      

Дети:  Это  домашняя  птица  - петух, который  будит  жителей  деревни.                                                              

Воспитатель: « А  вот  нас  встречает  нас  Хозяюшка».                                                                                                          

Хозяйка: «Здравствуйте,  ребятишки  девчонки  и мальчишки.                                              Всех   я  видеть  рада,   в моем  деревенским  уголке.  Есть у меня  маленький  садик  и огород, пасека  и колодец  в нём. На  плетении   где  сидит петушок,   висят  разноцветные  ленточки,  «Как  радужная  радуга»   есть  7  разных  ведерочек,   вам задание  разнести  ленточки    в своё  ведерко  соответственного   цвета ».                                                                    Дети  переносят ленточки в  определенное  по цвету  ведерко.    

Хозяйка: «У  меня  для  вас приготовлены  кубики  с изображением  цифр разного  цвета.  Кубики  это  дни недели: кубик с цифрой 7 фиолетового цвета, кубик с цифрой 6 синего  цвета, кубик с цифрой 5голубого  цвета, кубик с  цифрой 4 зеленого  цвета,  кубик  с цифрой  3 желтого цвета, кубик с цифрой 2 оранжевого  цвета, кубик  с цифрой 1 - красного  цвета.

Предлагаю  поиграть  в игру «Дни  недели» для этого  разберите  кубики  и  выстройтесь  в неправильную  неделю, а  игрок  должен  выстроить  правильную  неделю, поможет в  этом поговорка «Каждый  охотник  желает  знать,  где  сидит  фазан». Дети  играют  в  игру.

Хозяйка: «Назовите день недели  под цифрой 5, и  её соседей».                                                             Маша: Это день пятница, её  соседи  цифра 6  суббота справа, слева  четверг цифра 4.   Хозяйка: «Назовите  день  недели  под цифрой 3, и её   соседей».                                                                                   Ваня: «Этот день среда, а её соседи слева вторник  цифра 2,и справа четверг цифра 4.  Хозяйка: «Какой  день  недели  под  цифрой 6,и её соседей справа  и слева».                                                  Дима: «День недели  суббота, её  соседей пятница с цифрой 5 слева четверг цифра 4, справа  суббота цифра 6».                                                                                          

Хозяйка: «День недели назовите  под цифрой  2 и её  соседей».                                                                                                   Настя: «Это день недели  вторник  его  соседи  слева понедельник  под цифрой 1, справа среда  под цифрой 3»                                                                                                                  

Хозяйка: «Назовите, день недели с цифрой 4 и его  соседей».                                                                                                          Ярослав: «Это  день  недели  четверг,  его  соседи  слева  среда с цифрой 3, а  справа пятница с цифрой  5 »                                                                                                                                                                                            

Хозяйка: « Вот  беда  у меня  ребята, был  в деревне  ураган,  все картинки  разбросал, помогите   мне  скорей, собрать в едино  картинки  по быстрей, и скажите  что  изображено на  ней»                                                                                                                                          

Настя: «У  меня  получилась  картинка  с изображением  шиповника».                                                                     Дима: « Картинку  я  собрал  с изображением  кустарника  орешника».                                                   Даниил: « Я собрал  картинку  с  изображением  дерева  осины».                                       Мила: « У  меня  получилось  картинку    с  кустарником  рябиной».                                                                                                                          Ваня: « Я  сложил картинку  с  изображением  берёзы».                                                                                                       Ярослав: « Картинка  я собрал  с изображением  красной смородины».                                                       Василиса: « У  меня   получилось   картинка  с изображением  дерева  ёлки».                                       Маша: « Картинку  я  составила  с изображением  орешника».

Хозяйка: Ребята, у  меня в  корзине   плоды  деревьев  и  кустарников, расположите  их  по картинкам  соответствующим  деревьям  и кустарникам. В  корзине  лежат  орехи,  шиповник, серёжки  с листочками  берёзки, шишки, плоды  черной  и красной  смородины,  плоды  рябины.                                                                                    

Дети  раскладывают  плоды  соответствующим  деревьям  и кустарникам.                                              

Хозяйка: Ребята у  меня  на  столе  на каждого  из вас  карточки  четыре  цвета: белый, зеленый, желтый, красный. Предлагаю вам  разгадать  загадки  и вопросы  при  ответе  поднять  соответствующую  карточку.                                                                                      

Хозяйка: «Снег  на полях, лед на  реках, вьюга  гуляет,  когда  это  бывает?».                                       Дети: Это  время  года  зима и  поднимают  белую карточку.                                                                                                                            

Хозяйка: «Тает лужок, ожил  лужок,  день прибывает, когда  это  бывает?».                                         Дети: Это  время года  весна  и  поднимают  зеленую  карточку.                                                      

Хозяйка: «Солнце  печет, липа  цветет, рожь поспевает, когда  это   бывает?.                                       Дети: Это время года  и  поднимают  желтую карточку.                                                        

Хозяйка: «Пусты  поля, мокнет  земля, листья опадают, когда  это  бывает?»                                                                          Дети: Это время  года  осень и поднимают красную  карточку.

Хозяйка: А  теперь  мои  вопросы: «В  какое  время  года   можно   загорать?».  Дети: Это время года  лето и поднимают  желтую карточку.                                                                            

Хозяйка: «В  какое  время  года   собирают урожай  фруктов  и  овощей?»                                                      Дети: Это  время года  осень и поднимают  красную карточку.  

Хозяйка: «В это время  года  можно лепить снеговиков, крепости?».                                                           Дети:  Это время  года  зима, поднимают белую  карточку.

Хозяйка: « В это время года можно сажать  деревья, кустарники, цветы?».                               Дети: Это  времена  года  осень и весна и поднимают  две карточки  красную и зеленую.

 Хозяйка: « В основном  ребята, сажают  деревья, кустарники и цветы  весной».

Хозяйка: « Скажите, ребята  как   ухаживать  за  деревьями ?».                                                                                    

Ярослав: « Мы  не должны  ломать деревья  и  ветки деревьев».                                                         Мила: « Мы  можем  вскопать  землю  возле  дерева, его поливать во время засухи» Василиса: « Посадить  дерево и  кустарник»

Хозяйка: « Как  вы думаете, что нужно  для посадки  деревьев  или кустарников?»                                                  Даниил: «Нужно  для посадки  деревьев или кустарников  орудия  труда: лопата, лейка  с  водой».                                                                                                                            

Хозяйка: Вот  что  мы  с вами  сегодня  посадим                                                                                        

Мила: «Это  кустарник  сирень, у  неё  есть  корни и веточки  с  листочками».                                Хозяйка: «С начало   мы лопатой  сделаем  ямку, нальем туда  воды, положим  корни  сирени  и  засыпаем   землей». Дети  с  хозяйкой  сажают  кусты   сирени.                                                                Хозяйка: « Вам  на  память от  меня  памятки «Береги Природу. Ребята, вам  пора, до свидания   детвора»                                                              

Дети  садятся  в  автобус.  

Воспитатель: « Ребята, наше  путешествие  подошло к  концу»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                

                                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова" (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о том, как хлеб пришел к нам на стол; о процессе выращивания и изготовления хлеба; о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить представление о содержании и значен...

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Методическая разработка по окружающему миру Хлеб всему голова

Методическая разработка по окружающему миру...

Конспект занятия по окружающему миру "Хлеб всему голова"

в группе старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по окружающему миру «Хлеб — всему голова» во второй младшей группе детского сада

 Задачи:- познакомить детей с тем, откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет;- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу....

Конспект НОД по окружающему миру "Хлеб всему голова" в старшей группе

Конспект НОД по окружающему миру "Хлеб всему голова" в старшей группе...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб-всему голова» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, физическое...