Методическая разработка по окружающему миру Хлеб всему голова
учебно-методическое пособие по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гришкова Светлана Вячеславовна

Методическая разработка по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_otkuda_hleb_prishel.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Конспект беседы по окружающему миру на тему «ХЛЕБ  -  ВСЕМУ ГОЛОВА»

Программное содержание:

- приобщать детей к истокам русской народной культуры путем проведения ОД в «Русской избе»;

 детей о быте, характере и традициях русского народа;

- воспитывать интерес к народной культуре, фольклору, быту, обычаям России, любовь и уважение к русскому народу;

- уточнить знания детей о том, кто делает хлеб, где и из каких зерновых культур получают муку;

- познакомить с различными видами хлеба;

- активизировать словарь детей русскими пословицами и поговорками;

- воспитывать бережное отношение к хлебу, к труду тех людей благодаря которым появляется хлеб нп нашем столе;

- развивать мелкую моторику, логику.

Оборудование и материалы:

Интерьер русской избы: стол, колыбель, русская печь, чугунок, ухват, прялка, жернова для помола муки ,домашняя утварь, картинки с изображением хлеба и процесс выращивания, ступка, кофемолка, зерна пшеницы, печенье, пряник, сушки, платок.

Предварительная работа:

- рассматривание репродукции И.И.Шишкина «Рожь»;

- беседа «Откуда хлеб пришел»;

- разучивание стихов, пословиц, поговорок, загадок о хлебе;

- рассматривание картинок «Русский быт» «Изба»;

- изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста;

- экскурсия на кухню детского сада;

- сюжетно-ролевая игра «Готовим обед» «Пекарня»;

- познавательно-исследовательская деятельность: выращивание семян пшеницы овса;

- д/и «Доскажи словечко» «Скажи ласково» «Есть-нет» упражнение «Мукомол»

       Ход образовательной деятельности.

Организационный момент. Дети здороваются с гостями.

Воспитатель:  сегодня у нас беседа пройдет  не в группе, а мине-музее «Русского быта».

Слава нашей стороне

Слава русской старине

И про эту старину

Ябеседу проведу,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли !

Воспитатель: русский народ славен дружбой и трудолюбием. Почему так говорят?

Дети: дружно работали, строили дома, вместе косили сено, вместе убирали урожай, вместе веселились, играли.

Воспитатель: Правильно, вместе делали одно дело. Одному человеку справиться было трудно, и никто никогда   друг другу в помощи не отказывал.Потому избы были красивыми, и жилось в них хорошо. Самая лучшая комната в избе называлась горница. В ней принимали гостей.

Рассмотрите внимательно предметы, когда-то они были частью утвари в старинных деревянных избах, в которых жили люди. Скажите , для чего они служили и что общего в интерьере русской и збы и современной квартиры?  

Дети: стол, стулья, кровать-колыбель, на полу половик-  сейчас ковер палас, посуда деревянная- керамическая, пластмассовая –сейчас, лавка- диван, сундук-шкаф, печь- газовая плита.

Воспитатель: Кукла из соломы – такую куклу называли «Кукла-оберег» и хозяйки ее берегли, она оберегала дом от плохих людей. Все предметы в доме делали своими руками, жили скромно. Столовые предметы были деревянными. Раньше не было света, чтобы было светло,  зажигали лучину или свечи, девушки долгими вечерами пряли пряжу при помощи прялки, из которой получалась тонкая нить, а потом вязали из нее теплые вещи. Рукодельницы вышивали рушники, подзоры, узоры на рубашках и сарафанах. Мужчины из дерева вырезали скалки, разделочные доски, матрешек. Все эти вещи  назывались «Народным промыслом».

Главным в горнице печь.

Ой, ты печка- сударушка

Помоги нам, боярушка

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети!

Печь обогревала,на ней пекли пироги, сушили одежду, сушили грибы,травы, а еще печь лечила больного. Уложат больного на печь, а она его лучше горчичника прогреет.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «ПЕЧКА»

Ча, Ча, Ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу ( 3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо( 3 хлопка перед собой)

Осторожно горячо.

Воспитатель: Ну, вот печку разожгли. С давних времен на Руси употребляли разнообразные каши. Хлеб да каша- пища наша. И каких только каш не варили! Готовили в специальных чугунках, из печи вынимали ухватами, мешали деревянными ложками. В качестве добавки добавляли то , что вырастили на огороде, собрали в лесу: ягоды, тыкву, грибы. Крупы: рис, греча, манка, овсянка, пшено, перловка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ИЗ ЧЕГО СВАРИЛИ КАШУ»

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА  «КАША»

Каша в поле росла (поочередно соединять  пальчики)

К нам в тарелку пришла

Всех друзей угостим(раскрыть ладони)

По тарелочкам дадим(поочередно загибать пальчики)

Птичке-невеличке

Зайцу и лисичке Кошке и матрешке

Всем дадим по ложке.

Воспитатель: В русской печи пекли хлеб и пироги. Из чего пекут хлеб?

Дети: из муки.

Воспитатель:  а мука из чего?

Дети: из зерен.

Воспитатель: Как же хлеб на стол пришел?

Дидактическая игра «Расставь правильно»

Цель: расставить картинки, отображающие процесс выращивания хлеба в нужной последовательности:

- пашут землю;

-сеют зерно;

- появляются всходы;

- зреет колос;

- собирают урожай комбайном;

- везут на завод по переработке;

- замешивают тесто;

- готовый хлеб.

Когда-то человек попробовал зерна и они ему понравились. Человек стал растирать зерна камнями , и так появилась мука. Затем человек научился печь хлеб из муки. Сначала он был пресным, а затем люди придумали заквашивать тесто и получился вкусный и пышный хлеб. Без хлеба не обходилось ни одно застолье .Дорогих гостей встречали хлебом и солью. Издавна существовал обычай: люди преломившие хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Хлеб-посол мира и дружбы между народами, остается и поныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб- батюшка, хлеб- кормилец остается большой ценностью. Хлеб- наше богатство. Люди которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его цену, никогда не бросают.

ОПЫТ «ПРЕВРАЩЕНИЕ ЗЕРНА В МУКУ»

А какие пословицы вы знаете о хлебе?

Дети:

На чужой каравай рот не разевай.

Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

Хлеб- батюшка, а водица матушка.

Что посеешь, то пожнешь.

Пироги не растут на кустах.

Воспитатель: Молодцы, ребята много пословиц знаете о хлебе.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «А КАКОЙ ОН, ХЛЕБ?»

Дети: воздушный ,пушистый, аппетитный, черствый, вчерашний, горячий, витаминный, мягкий, ароматный, пшеничный, ржаной, вкусный.

Воспитатель: Хлеб один из самых распространенных продуктов питания, во многих странах существуют свои национальные рецепты приготовления.

Кавказ - лаваш.

Израиль - маца.

Ближний восток - пита.

Италия - галеты.

Франция - багет.

Украина- поляница.

Узбекистан - лепешки.

Наша страна не последняя в этом списке. Чего только стоят наши калачи, ватрушки. Знаменитый черный хлеб, булки с изюмом. Масленица ассоциируется с блинами, а Пасха с куличами.

ИГРА «ПРОГУЛЯЕМСЯ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ»

 Ответим на вопросы.

-В какой сказке пекут хлебобулочные изделия? КОЛОБОК.

-Что несла Красная Шапочка бабушке в корзинке? ПИРОЖКИ

-Что съедала за день Дюймовочка? ЗЕРНЫШКО

-В сказке Маша и медведь» Маша приготовила своим бабушке и дедушке какой гостинец? ПИРОЖКИ.

Хлеб- самое главное и великое богатство нашей Родины, он создан огромным тяжелым трудом. Берегите дети хлеб, ведь в народе говорят: ХЛЕБ- ВСЕМУ ГОЛОВА, ХЛЕБОМ ОБЕД НАЧИНАЕТСЯ, И ЗАКАНЧИВАЕТСЯ.

ИГРА «ПОЖЕЛАНИЕ»

А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и друг другу на прощанье мы подарим пожеланье.

Дети:

-брать для еды столько, сколько можно съесть.

-если остается, не бросать, засушить или доесть в другой раз,

-отдать птичкам.

ДИДАКТЧЕСКАЯ ИГРА «УГАДАЙ НА ВКУС»

Воспитатель:

Не напрасно народ с давних пор и поныне

Хлеб насущный зовет самый первой святыней

Золотые слова забывать мы не вправе:

Хлеб всему голова! В поле, в доме, в державе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Хлеб - всему голова" (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о том, как хлеб пришел к нам на стол; о процессе выращивания и изготовления хлеба; о разнообразии хлебобулочных изделий; закрепить представление о содержании и значен...

Конспект занятия в старшей группе по окружающему миру: "Хлеб-всему голова!".Стихи и загадки о хлебе.

Знакомить детей с простой системой- от маленького зернышка,посаженного в землю, до румяного душистого каравая хлеба на столе. Познакомить с трудом хлебороба; учить ценить хлеб как основное богатство....

Конспект занятия по окружающему миру "Хлеб всему голова"

в группе старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД по окружающему миру «Хлеб — всему голова» во второй младшей группе детского сада

 Задачи:- познакомить детей с тем, откуда берется хлеб, как его делают, кто его растит и печет;- воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу....

Конспект НОД по окружающему миру "Хлеб всему голова" в старшей группе

Конспект НОД по окружающему миру "Хлеб всему голова" в старшей группе...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Хлеб-всему голова» для детей средней группы

Конспект образовательной деятельности в средней группе (возраст 4-5 лет) на тему: «Хлеб – всему голова».Интеграция образовательных областей: Познавательно – речевое, физическое...