Конспект занятий по экологическому воспитанию "Осенний калейдоскоп"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Клементьева Тамара Николаевна

Программное содержание:

1. Обощить и систематизировать  знания детей об осени как о времени года.

2. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для зверей, птиц, насекомых и приспособлением их к зиме.

3. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, поощрять выдвижение гипотез, подвести к планированию своей деятельности, способствовать развитию умения делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_osenniy_kaleydoskop.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50 г. Челябинск», г. Челябинск, Челябинская область.

Конспект занятия

        по         экологическому воспитанию

«Осенний калейдоскоп»

(подготовительная группа)

 

Клементьева Тамара Николаевна

Воспитатель

        г. Челябинск

Программное содержание:

1.Обощить и систематизировать знания детей об осени как о времени года.

2.Учить устанавливать связи между продолжительностью  дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для зверей, птиц, насекомых и приспособлением их к зиме.

3.Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, поощрять выдвижение гипотез, подвести к планированию своей деятельности, способствовать развитию умения делать выводы.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

Материал: карточки с явлениями природы по временам года, картины осенних пейзажей русских художников, иллюстрации с изображением птиц, фото птиц, летящих на юг, емкости с водой, гусиные перья, растительное масло, кисточки, салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель: А.С. Пушкин написал много стихотворений об осени. Я прочту вам одно из них:

«Уж небо осенью дышало,

Уж солнышко блистало, Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора».

Воспитатель: Дети, какое это стихотворение? Веселое, грустное, печальное или торжественное?

Дети: Это красивое, немного грустное стихотворение об осени.

Воспитатель: Почему это стихотворение грустное?

Дети: Солнышко реже светит, день становится короче, листья с деревьев опадают, часто бывает туман, улетают птицы в дальние края.

Воспитатель: Осень – красивое время года и вдохновляет людей писать стихи, музыку, картины на осеннюю тему. Некоторые из них вы можете сегодня увидеть на нашей выставке. (дети рассматривают, воспитатель называет  имена художников и названия картин)

Дидактическая игра: «Природные явления»

Воспитатель: Посмотрите на карточки и расскажите, какие явления природы нарисованы? Отберите карточки, на которых нарисованы осенние явления природы (весенние, зимние, летние).

Воспитатель: Сколько месяцев в году?

Дети: 12.

Воспитатель: Все они живут дружно и приходят каждый день в свое время. Какие осенние месяцы приходят к нам в гости?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: Сентябрь – это первый осенний месяц. Это бархатный сезон, румянец осени. Как его еще называют в народе?

Дети: златоцветом, птичьей стайкой (дети объясняют почему).

Воспитатель: А еще в сентябре бывает время очень теплых деньков. Как оно называется?

Дети: Бабье лето.

Воспитатель: Да, это бабье лето как бы последняя прощальная улыбка лета.

Как готовятся к зиме звери?

Дети: Звери строят норы, делают запасы.

Воспитатель: Правильно. Белки  и зайцы меняют шубки с летних на зимние. У зимних шуб и мех погуще, попышнее, и цвет подходит к зимней природе. Медведь по лесу бродит, ест спелые ягоды, орехи и желуди, нагуливает на зиму жирок. Кроты и мыши запасаются колосками. Барсуки собираю коренья и грибы. Белочка делает запасы в дуплах. Волк и лиса зимой не спят и запасов осенью не делают. Беззаботно проводят время до тех пор, пока мороз не заставит их искать себе не только пропитание, но и жилище. Ребята, какие работы у людей в сентябре в саду, в поле?

Дети: с полей и огородов убирают урожай овощей: картофель, морковь, свеклу. Когда урожай убран, поле вспахивают. Еще в сентябре на полях сажают озимые хлеба – рожь, пшеницу.

Пальчиковая игра «Осень»:

«Осень, осень,  (трем ладошки друг о друга)

Приходи!           (зажимаем кулачки по очереди)

Осень, осень,

Погляди!

Листья желтые кружатся.   (плавные движения ладонями)

Тихо на землю садятся, (ладони гладят колени)

Солнце на у же не греет,  (сжимаем и разжимаем кулачки по очереди)  

Ветер дует все сильнее,   (синхронно наклоняем руки в разные стороны)

К югу полетели птицы («птица» из двух скрещенных рук)

Дожди к  нам в окно стучится (барабанить пальцами то по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем (имитируем)

И ботинки обуваем  (топаем ногами)

Знаем месяцы:   (ладони стучат по коленям)

Сентябрь, и октябрь, и ноябрь   (кулак, ребро, ладонь)

Воспитатель: Ушел сентябрь, а вслед за ним пришел…?

Дети: Октябрь.

Воспитатель: Октябрь – это месяц хмурый, мокрый. Как его называют?

Дети: Грязник, листопад. (дети объясняют почему)

Воспитатель: «В октябре семь погод на дворе». Почему так говорят? (версии детей). Октябрь – очень капризный месяц. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливый моросит, а то и первые снежинки запорхают.

А какие вы знаете поговорки и пословицы? (дети называют)

Воспитатель: Все приметы осени были, когда то примечены народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы. Давайте с вами вспомним народные приметы.

Паутинка стелется по растениям – к теплу.

Появление комаров поздней осенью – к мягкой зиме.

Холодные ночи с ясными звездами – к теплому дню.

Поздний листопад – к суровой продолжительной зиме.

Если в сентябре птицы готовятся к отлету, то в октябре они начинают улетать. Какие птицы улетают первыми?

Дети: Стрижы, грачи, кукушки, потому что они насекомыми, а с наступления холодов их становится все меньше и меньше, потому что они прячутся от холодов в кору деревьев и засыпают.

Воспитатель: Какие птицы улетаю чуть позже?

Дети: Водоплавающие: гуси, утки, лебеди. Полка водоемы не замерзали им хватило корма.

Воспитатель: Какие птицы летят в одиночку?

Дети: Кукушка, сокол.

Воспитатель: Как летят журавли, гуси, утки?

Дети: Клином, косяком. (смотрят иллюстрации)

Воспитатель: А почему перья у гусей не намокают? (предложить узнать  намокают или нет)

Опыт:

Взять перья, опустить их в воду. Вывод: перо сухое, оно покрылось капельками; если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим. Если руки опустить в воду, какими они станут? (мокрыми).

Как сделать так, чтобы руки в воде тоже не намокали?

Версии: завернуть в ткань, надеть резиновые перчатки. Предложить смазать кремом, а потом намочить. Вывод: руки, смазанные кремом, не намокают.

Результат: гусиные перья не намокают в воде потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром. А кто еще смазывает свое тело жиром:

Дети: водоплавающие птицы, белый медведь.

Воспитатель: Человек узнал про эту хитрость и детали машин, чтобы они не промокали и не ржавели, смазывает жиром.

Птицы, которые улетают в теплые края, ка к мы называем?

Дети: Перелетными.

Воспитатель: А птицы, которые остаются?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А тех, которые прилетают к нам зимовать?

Дети: Кочующие.

Дидактическая игра: «Четвертый лишний».

Воспитатель: А как мы можем помочь птицам зимой?  В чем заключается наша забота?

Дети: Мы можем сделать для них кормушки и подкармливать ихю.

Физминутка:

В огород пойдем,   (маршировать на месте)

Урожай соберем  (идти по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем.

И картошки накопаем.

Срежем мы кочан капусты.  (имитировать как срезают, таскают, копают)

Круглый, сочный, очень вкусный.   (показать руками)

Щавеля нарвем немножко (рвут)

И вернемся по дорожке.   (идти по кругу, взявшись за руки).

Воспитатель: Ноябрь – последней месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Ноябрь соединяет глубокую осень с зимой. Как в народе называют ноябрь?

Дети: Ледовый кузнец, ворота зимы. (дети объясняют почему).

Воспитатель: Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Чем занимаются лесные жители в ноябре?

Дети: Они прячутся в своих домиках, кушают запасы.

Если раннюю осень называют «золотой», то позднюю осень «серебряной». Почему?

Дети: В ноябре хрустит молодой лед на лужах, звенят на ветру ветви, и все как будто в серебре.

Воспитатель:

«Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая Государыню – зиму!»

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Экономический калейдоскоп" .

Это было моё открытое занятие по математике с элементами экономики для подготовительной группы. Была использована интерактивная доска.Цель занятия:Познакомить детей с историей денежных единиц ст...

Конспект занятия на тему: «Литературный калейдоскоп»

Цель: повторить с детьми знакомые стихи, познакомить с новыми; с помощью разных приемов помочь вспомнить содержание рассказов о животных и пересказать их содержание;  помочь запомнить и выразител...

конспект занятия по развитию речи "Калейдоскоп сказок"

Тема: «Калейдоскоп сказок»Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках; развивать связную речь с помощью пересказа сказки; воспитывать любовь к художественной литературе.Материал:  ка...

конспект занятия по математике "Математический калейдоскоп"

Занятие по развитию математических представлений...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Конспект занятия по ФЭМП "Математический калейдоскоп"

Интересное игровое занятие по обучениюФЭМП...

Конспект занятия в старшей группе «Калейдоскоп семейного творчества»

Цель: формировать представление о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях; актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; способствовать развитию доброжелательност...