"Экологический паспорт ДОУ"
материал по окружающему миру на тему

Биккинина Зульфия Талгатовна

Задачи экологического паспорта:

1.        Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

2.        Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.

3.        Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.

4.        Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.

5.        Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

6.        Привлечь вниманию родителей к проблеме
экологического         воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_pasport_dou.doc324.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический паспорт ДОУ

Задачи экологического паспорта:

  1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.
  2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ. 
  3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.
  4. Составить перспективу развития экологического образования в ДОУ.
  5. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.
  6. Привлечь вниманию родителей к проблеме
    экологического        воспитания.

1. Экологическая ситуация

(карта микрорайона с указанием места нахождения ДОУ)(приложение №1)

1.1    ДОУ находится по адресу: Тюменская область, Сургутский район, п.Нижнесортымский, ул.Нефтяников 15-а.

Географическое положение территории определяет ее климатические особенности. Наиболее важными факторами формирования климата является холодный перенос воздушных масс                       и влияние континента. Взаимодействие этих двух факторов обеспечивает быструю смену циклонов и антициклонов над рассматриваемой территорией, что способствует частым изменениям погоды и сильным ветрам. Вследствие огражденности с запада Уральскими горами               и незащищенности с севера и юга, над территорией осуществляется меридиональная циркуляция, в результате которой периодически происходит смена холодных и теплых воздушных масс, что вызывает резкие переходы от тепла к холоду. Зима суровая, холодная и продолжительная. Лето короткое, теплое. Короткие переходные сезоны - осень и весна. Наблюдаются поздние весенние                   и ранние осенние заморозки, резкие колебания температуры в течение года и даже суток. Среднегодовая температура воздуха - 3,1° С, средняя температура воздуха наиболее холодного месяца января -22° С, а самого жаркого июля +17° С. абсолютный минимум температуры приходится на декабрь - 55° С, абсолютный максимум - на июнь - июль +34° С. Продолжительность безморозного периода 98 дней, устойчивых морозов 156 дней. Средняя многолетняя дата первого заморозка осенью - 8 сентября, последнего - весной - 1 июня. Осадков                  в районе выпадает много, особенно в теплый период с апреля по октябрь 467 мм, за холодный период с ноября по март выпадает 209 мм, годовая сумма осадков 676 мм. Соответственно, держится высокая влажность воздуха. Средняя относительная влажность в течение года изменяется от 66 % до 82 %. Снежный покров образуется 23.10, дата схода 15.5. Снежный покров держится 201 день. В течение года преобладают ветры западного и юго-западного направлений.        В январе -западного, юго-западного, а в июле - северного направления. Среднегодовая скорость ветра - 4,9 м/сек, средняя за январь - 4,9 м/сек и средняя в июле - 4,5 м/сек.

По сведениям, предоставленным Территориальным управлением Федеральной службы                             по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, основным источником питьевой воды в округе являются подземные воды, которые составляют более 73 % от общего количества добываемой для питьевых целей воды.

Подземными источниками водоснабжения в регионе являются воды Четвертичного, Атлымского, Новомихайловского и Тавдинского водоносных горизонтов, залегающих на глубинах от 90 до 300 м. Особенностью данных горизонтов является их надежное перекрытие суглинками, супесями и глиной от вышерасположенных поверхностных вод и верховодок, а также наличие многометровых  суглинков  и  глин,   перекрывающих  нижерасположенный минерализованный сеноманский водоносный горизонт. Следует отметить отсутствие микробиологических загрязнений горизонта, используемого для питьевых целей. При токсико-гигиенических исследованиях подземной воды в ней обнаружены следующие ингредиенты: метан, сероводород, углекислый газ, марганец, железо, природный аммиак.

По ряду загрязнителей атмосферы отмечается сезонная динамика их содержания.

-        Содержание оксида углерода в воздухе ниже среднесуточной нормы (ПДКс.с =3,0 мг/дмЗ). Концентрация взвешенных частиц находится в пределах установленного норматива (ПДКс.с =0,15 мг/дмЗ)

Содержание фенола в воздухе колеблется в пределах как установленной нормы (ПДК с.с =0,003мг/дмЗ), так и превышая ее в 1,5-2,0 раза. График, отражающий общую динамику содержания фенола, имеет тенденцию к снижению за период наблюдения (1994-1998 гг). Содержание формальдегида в воздухе постоянно превышает установленный норматив (ПДК с.с =0,003мг/дмЗ) в 4 и более раз.

-        Содержание оксида азота в воздухе значительно ниже установленной нормы (ПДК с.с.=0,06мг/дмЗ).Содержание диоксида азота также имеет общую тенденцию к снижению                      за период наблюдения (1994-1998 гг)и в настоящее время не превышает установленного норматива (ПДК с.с.=0,04мг/дмЗ)

Уровень шумового фона, по данным СЭС, соответствует нормативным показателям, так как территория ДОУ окружена зелеными насаждениями. Радиационный фон в норме, радиационных аварий не происходило.

1.2 В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, магазин, школа искусств , а также подъездная дорога к детскому саду и домам.

Главным загрязняющим объектом является : по шуму - подъездные дороги к жилым домам, стоянки автомобилей и стоянки у подъездов домов. В нашем поселке парков нет, но везде                 за поселком - лес, куда мы с детьми ходим на экскурсии. В лесу почти везде есть заболоченные места, которое мы используем для изучения экосистемы «Болото».

2. Характеристика территории учреждения

2.1 Детский сад построен в 1993году. На территории есть спортивная зона, защитная зеленая зона из деревьев, цветники, огород, зоны для игр и отдыха детей, веранду для прогулок во время ненастной погоды, площадка для игр.

Общая площадь здания - 1979,0 кв.м

Площадь территории -11390,8 кв.м

Площадь застройки территории- 2377,8 кв.м

Площадь по дорогам и проездам -2144,4 кв.м

Веранды 6шт- 24,7+24,8+24,8+24,9+24,4+24,8=368,0 кв.м

Большая часть территории засажена зелеными насаждениями. Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света. На территории имеются игровые площадки, которые организованны так, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно: отсутствуют традиционные ограждения, территория разделена на групповые зоны зелеными насаждениями; клумбы, где вместе с детьми педагоги высаживают семена цветов и ухаживают за ними, что обеспечивает формирование трудолюбия, чувство ответственного отношения к миру природы; песочницы, веранды, в которых представлены игровые материалы СРИ, столик для творчества, размеры веранд позволяют проводить подвижные игры

2.2 Растительный мир: на территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке достаточно много. Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются

Список растений территории ДОУ:

  • Культурные: земляника,_картофель, морковь, свекла, салат, бобы, петрушка, горох, помидоры, огурцы.
  • Сорные и дикорастущие растения: крапива, одуванчик, подорожник, иван-чай.

-Деревья: береза, осина, рябина, тополь, ель.

-        Кустарники: шиповник, малина.

Животный мир.

Список животного мира территории ДОУ

-        Птииы: воробей, ворона, снегирь, синица, сорока.

-        Насекомые: муха, муравей, комар, мошка, бабочки, стрекоза, божья коровка, зеленый клоп, тля, оса, кузнечик, майский жук.

Территорию детского сада посещают кошки, собаки из близлежащих домов.

Почва

На территории детского сада преобладают торф и песок. Удобрение используется только в виде перегнивших листьев. Привозится песок для песочниц.

2.5 зонирование территории

Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором. Вдоль забора по территории детского сада растут деревья, которые защищают ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта. Затененная и ветреная -юго-западная зона территории, и освещенная и менее ветреная - на северо-востоке. Освещенная зона: спортивная площадка.

К вытоптанным участкам относятся: игровые площадки, тропинки и часть спортивного участка.

2.4 Загрязнение территории

Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором из сетки. Однако по вечерам ее посещают подростки, которые ломают оборудование на игровых площадках, деревья, вытаптывают огород и газоны.

Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 1-2 раза в день. Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником.

3. Характеристика здания

3.1        ДОУ состоит из одноэтажного здания. Общая площадь здания - 1979,0 кв.м
Характеристика строительных материалов: фундамент - железобетонные сваи,

стены и перегородки сборно - щитовые панели, обшитые металлическим листом, перегородки сботно-щитовые. Помещения ДОУ: 6 групп, комната психолога, комната логопеда, комната природа, физкультурный зал, музыкальный зал, медицинский кабинет, комната кастелянши, кухня с кладовой, прачечная.

3.2        В холле ДОУ расположен информационный уголок для родителей,
визитная карточка детского сада, стенды, отражающие ОБЖ. В коридорах ДОУ
функционируют сменные выставки детского творчества, наглядные стенды
«ХМАО - моя малая Родина», фотовыставки.

Для оформления внутренних помещений использованы: побелка, краска, синтетические ковры. В группах - побелка, в туалетах - керамическая плитка, побелка. Полы в группах, спальнях и коридорах покрыты линолеумом, в туалетах - плиточные. Искусственных цветов в оформлении групповых нет, но они частично используются в оформления приемных. Живые цветы украшают групповые комнаты.

Комнатные растения комнаты природы: нефролепис(2 видов), хлорофитум (2 видов), сансевьера, аспарангус,традисканция(2 видов), колеус, камнеломка, бальзамин (2 видов),фикус, кактус, финиковая пальма, хамедорея, шефлера, фиалка (5 видов), глоксиния (4 вида),

Животные комнаты природы: аквариумные рыбки- гуппёшки(6 видов),, меченосцы, неоны, сомики, скалярии(черные-2, и мраморные 2шт), данио; улитки; морские черепашки - 2шт; папугаи - 2шт; неразлучники- 2шт; морская свинка - Рыжик; черепаха - Муся; хомячки - Пушистик и Беляк.

В комнате природы функционирует красивый фонтан.

Во всех группах оформлены зоны природы. Почти во всех группах встречаются такие растения как традесканция, несколько видов бегонии, фиалки, глоксинии,бальзамин, хлорофитум и нефролепис.

Кактус, молочай.... в группах не держим во избежание несчастных случаев.

Оборудование и учебные материалы: ракушки, камни, семена, кора, листья различных растений, лаборатория, дидактические пособия.

4. Влияние учреждения на окружающую среду

Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными, поэтому все работники детского сада ежемесячно информируются об использовании и экономии воды и электроэнергии.

4.1        Использование воды

В ДОУ используется вода из подземных источников, которая используется на: приготовление пищи, мытье посуды, мытье игрушек, уборку групповых комнат, служебных помещений и коридоров, мытье рук и лица, полоскание рта.

Загрязненная вода уходит в канализационные стоки, а затем на очистительные сооружения МУП УТВиВ «Сибиряк».

Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, в случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

4.2        Использование энергии

В ДОУ используются лампы накаливания, лампы дневного света, лампы для уличного освещения, элекроплита. Коллектив следит за экономией электроэнергии в течение всего дня.

4.3        Отопление

В ДОУ существует централизованное отопление. Температурный режим удерживается путем кратковременного и долговременного, сквозного проветривания (во время отсутствия детей). В ясельной группе №3- «теплые полы».

4.4        Отходы

Отходы в ДОУ делятся на: пищевые; упаковочные (банки, коробки, веревки); строительные (обрезки досок, плитка); хозяйственные (лампы накаливания, сантехника); за день выбрасывается до 20 кг отходов.

Пищевые, строительные, упаковочные и хозяйственные отходы увозятся мусоросборочной машиной, а люминесцентные лампы складываются в венткамерах.

Некоторые виды бросового материала частично идут на поделки, оформление помещений, изготовление оборудования (н-р, совки из пластмассовых бутылок, игрушки для игр с водой                   из дна пластиковых бутылок и т.д)

За вывоз мусора отвечает МУП ЖКХ.

4.5.Химические вещества        
Используемые химические вещества: хлорсодержащие таблетки «Жавель-солид», хлорамин - используются для дезинфекций и уборки помещений. Также используются стиральные и моющие порошки, туалетное мыло для мытья рук; «Пемолюкс», «Пемоксоль» - для чистки сантехники (раковин, унитазов). Определен порядок хранения этих веществ в непосредственном для детей месте. Ответственность за хранения этих веществ возложена на младшего воспитателя                                и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части.

5. Профессиональная и методическая подготовка

5.1 Программы, методики

В дошкольном учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, которые используют в своей работе программы:

-        «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

  • Н.А.Рыжова "Экологическое воспитание в детском саду";
  • С.Н.Николаева "Юный эколог";
  • С.Н.Николаева "Эколог в детском саду";

-        А.И.Иванова "Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду";

  • "Животный мир", энциклопедия;
  • Большая энциклопедия для дошкольника.

5.2. Кадры

В коллективе трудится 59 работников, из них: администрация-3, делопроизводителей -2, медиков - 2, кухонные работники - 6 , машинист по стирке -1 , кастелянша - 1, уборщик служебных помещений - 2, вахтеры - 2. Работают специалисты: психолог, логопед-2, инструктор по физкультуре, эколог, музыкальный руководитель, педагог по ИЗО, а также 12 воспитателей и 9 младших воспитателей.

В детском саду функционирует 6 групп (по саду - 120 детей)

5.3 Приоритетным направлением работы ДОУ является экологическое воспитание. Проводятся экологические праздники, развлечения, викторины, акции и т.д. Работники детского сада принимают активное участие во всех мероприятиях экологической направленности.

Рекомендуется расширить видовой состав культурных растений, расширить цветники; посадить лекарственные растения, злаковые культуры; продолжить уход за огородом. Вдоль западной стороны заборной изгороди желательно посадить лиану, которая наиболее эффективно поглощает вредные вещества, содержащиеся   в   выхлопных  газах,   и   будет   снижать   уровень   шума.

Необходимо вскопать почву вокруг ряда деревьев, т.к. в некоторых местах наблюдается сильное вытаптывание. Для привлечения на участок птиц следует увеличить   количество   кормушек,   развесив   их   на   разных   деревьях.

7.2. Оформление помещения. Внутренне оформление детского сада производит
благоприятное впечатление. В помещениях есть необходимые условия                                                             и оборудование        для        экологического        образования        детей.

В целях оздоровления детей необходимо в групповых помещениях и спальнях пересмотреть присутствие комнатных растений, влияющих на оздоровление детей. Рекомендуется ароматизировать спальные помещения засушенными   травами,   влияющими   на  длительный                     и   спокойный   сон.

7.3.        Влияние на окружающую среду: необходимо провести детальный анализ
использования воды и электроэнергии и, по возможности, сократить их
потребление. Также необходимо проанализировать состав отходов с целью
сокращения их объема. Увеличить использование природных удобрений,
перегноя        листьев,        в        качестве        удобрений.

7.4.        Профессиональная и методическая база. Пополнить существующий
книжный фонд периодическим изданием "Экологическое образование" (научно-
методический журнал). Регулярно проводить семинары по экологическому
образованию        среди        педагогического        состава.

Посвятить родительскому собранию экологический вопрос, привлечь внимание родителей к оздоровлению детей. Заинтересовать их в проведении работ       по       благоустройству       территории       детского       сада.

В экологическом кабинете рекомендуется создать картотеку комнатных растений, на которой отмечать страны растений; паспорта животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...

экологический паспорт ДОУ

Данный материал послужит образцом, опираясь на который можно оформлять собственные материалы по экологическому воспитанию....

экологический паспорт

Экологический паспорт2012г.Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №61141370 Московская область, Сергиево-Посадский район, город Хотьково...

Экологический паспорт

Здесь представлен описательный материал объектов экологической тропинки, дающих большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников...

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ПАСПОРТУ

ОПИСАНИЕ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ ДОУ...

Экологический паспорт дошкольного учреждения

Экологический паспорт дошкольного учреждения...