Экологический паспорт детского сада
методическая разработка по теме

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая подготовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_pasport.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический паспорт

МДОУ детского сада №23

гп . Нахабино

Красногорского района

Цели и задачи составления экологического паспорта:

1. Оценить готовность ДОУ к работе по проблеме экологического образования.

2. Дать оценку экологического состояния района, на территории которого расположено ДОУ.

3. Оценить влияние ДОУ на состояние окружающей среды.

4. Оценить состояние территории ДОУ и прилегающей территории.

5. Составить перспективу развития экологического образования ДОУ.

6. Создать благоприятные условия для здоровья детей, посещающих ДОУ.

7. Привлечь внимание родителей к проблеме экологического воспитания.

8. Установить более тесные связи с организациями по экологическому воспитанию.

  1. Экологическая ситуация

1.1. Общая характеристика района.

ДОУ находится по адресу: Московская область, Красногорский район, гп. Нахабино, ул. Панфилова, д.1

а) Детский сад расположен в жилом микрорайоне, на обособленном земельном участке, удаленном от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий. Через территорию д/с не проходят магистральные инженерные коммуникации городского назначения. Расстояние от территории д/с до промышленных, коммунальных, сельскохозяйственных объектов, транспортных дорог и магистралей соответствует СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Источником загрязнения окружающей среды может являться внутриквартальная автодорога, подъездная к д/с и к ближайшим жилым домам.

б) Источником питьевой воды служат подземные источники питьевого водоснабжения (артскважины ВЗУ Нахабинской КЭЧ). По санитарно-химическим показателям отмечается стабильность качества питьевой воды. Неудовлетворительных показателей по бактериологическим параметрам не отмечено. Качество воды из подземных водоисточников (некоторые артскважины) не соответствует требованиям СинПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по санитарно-химическим показателям: содержанию железа, фтора – превышение.

в) Уровень шумового фона, по данным СЭС соответствует нормативным показателям.

г) Радиационный фон в норме, радиационных аварий не происходило.

д) За 2005 год общая заболеваемость у детей в Красногорском районе составляет 1516,4 на 1000 детского населения, что на 9,1% ниже, чем в 2004 году. Ведущее место в структуре общей заболеваемости занимают болезни органов дыхания (52,8%). На втором месте – травмы, отравления (7,4 %), на третьем месте болезни органов пищеварения (6,1%), на четвертом – болезни глаз (4,9%).

В сравнении с 2004 годом у детей отмечается рост болезней системы кровообращения, врожденных аномалий, болезней мочеполовой системы, нервной системы, болезней органов пищеварения. Несмотря на то, что болезни органов дыхания, как и в предыдущие годы, занимают первое место в структуре заболеваемости, в 2005 году этот показатель снизился на 10,4% и составил 800 на  1000 детского населения.

1.2 .Характеристика непосредственного окружения детского сада.

В ближайшем окружении ДОУ находятся жилые дома, котельная, бойлерная, школа, поликлиника, а также подъездная дорога к детскому саду и жилым домам.

Главными загрязняющими объектами являются:

- по территории - жильцы близстоящих домов, выбрасывающие мусор в неустановленных местах и неорганизованные подростки

- по шуму – подъездные дороги и стихийные стоянки автомобилей у подъездов домов.

Недалеко от ДОУ расположена лесная зона, которая используется при изучении экосистемы « Лес»

2. Характеристика территории учреждения

2.1. Общие данные

Детский сад построен в 1977 году. На территории есть спортивная зона, защитная зеленая зона из деревьев и кустарников, сельскохозяйственная зона. 6 зон для игр и отдыха детей дошкольного и ясельного возраста, цветники, веранды для прогулок во время ненастной погоды.

Общая площадь территории детского сада – 5674 кв.м, асфальтового покрытия – 1256 кв.м, зеленых насаждений – 3136 кв.м.

Вся территория ДОУ засажена зелеными насаждениями. Возраст деревьев колеблется от 1 до 30 лет.

2.2 .Список растений территории ДОУ

Культурные:

Петрушка

Укроп

Бобы

Горох

Морковь

Капуста

Репа

Свекла

Щавель

Кабачки

Помидоры

Тыква

Примула

Ромашка

Настурция

Люпин

Ноготки

Гвоздика

Георгины

Пион

Нарцисс

Топинамбур

Флоксы

Космея

Однолетние травы

Овощи огорода меняются

Сорные и дикорастущие:

Подорожник

Крапива

Вьюнок

Хвощ

Одуванчик

Пырей

Клевер

Мать-и-мачеха

Осот

Ландыш

Чистотел

Мята

Лопух

Травы:

Спорыш

Лапчатка

Лютик

Тимофеевка луговая

Мышиный горошек

Деревья:

Береза

Клен

Рябина

Ель

Туя

Боярышник

Дуб

Ива

Осина

Кустарники:

Вишня

Шиповник

Сирень

Смородина

Спирея

Черноплодная рябина

Сильвия

Спирея

Перечень трав и растений не полный, требует дополнительного изучения.

На участке есть упавшие сухие деревья, но они убираются своевременно на хозяйственный двор.

Почвы на территории навозные, естественные.

Список животного мира территории ДОУ

Птицы:

Ворона

Воробей

Галка

Снегирь

Синица

Сорока

Дятел

Голубь

Трясогузка

Грач

Насекомые:

Муравей

Муха

Комар

Бабочки

Божья коровка

Стрекоза

Кузнечик

Оса

Шмель

Пчела

Клоп-солдатик

Жужелица

Территорию детского сада посещают кошки, собаки из близстоящих домов.

Перечень животных не полный и требует дополнительных исследований.

2.3 .Зонирование территории

Увлажненные участки находятся в восточной части территории .Сухая зона- на юго-западе. Затененная зона – это игровая площадка группы №2 и уголок леса.

К вытоптанным участкам относятся: игровые площадки, тропинки.

Территории под растительностью составляют 60 -70% площади, участки, покрытые асфальтом, -25%.

  Общая площадь зеленых насаждений составляет 3136 кв.м. Это позволяет детям дышать воздухом без пыли. Вдоль забора по территории детского сада растут клены и туи, второй ярус образуют кустарники. Они защищают территорию ДОУ от шума и выбросов автомобильного транспорта.

2.4. Загрязнение территории.

Территория ДОУ закрыта со всех сторон посадками деревьев и кустарников, которым около 30 лет. Там, где нет деревьев, построены веранды для прогулок. Поэтому на территории ДОУ, по данным СЭС, сильного шума нет, его уровень соответствует норме.

Территория детского сада закрыта для посещения посторонних лиц забором из сетки. Однако по вечерам ее посещают подростки, которые ломают оборудование на игровых площадках, вытаптывают огород, газоны.

Автомобили с продуктами питания заезжают на территорию детского сада 2 раза в день, машина для вывоза мусора – 2 раза  в месяц. В среднем машины пребывают на территории ДОУ один час в неделю. На хоздворе имеются 2 контейнера для мусора. Выгул собак запрещен, но иногда запрет нарушается.

3. Характеристика здания

3.1 .Характеристика самого здания.

ДОУ расположено в двухэтажном кирпичном здании. Общая площадь здания: 1603,9 кв.м.

Характеристика строительных материалов: кирпич, бетон, стальные трубы, чугунные трубы, дерево, стекло, ДСП.

Помещения ДОУ: 6 групп, музыкально-спортивный зал, кабинет заведующей, логопункт, методкабинет, медицинский кабинет, кухня, кладовые, прачечная.

3.2 .Оформление помещений

Для оформления коридоров используется масляная краска, побелка, декоративный бумажнослоистый пластик (МДФ), дерево, линолеум, плитка. В группах – масляная краска, побелка, линолеум; в туалетах – керамическая плитка, побелка. Искусственные цветы используются для оформления проходов и коридоров.

Комнатные цветы в группах и спальнях: драцена, папоротник нефролепис, аспарагус, сансевьера, аукуба, камнеломка, амариллис, дружная семейка, колеус, традесканция, бегония, алоэ, хлорофитум, плющ, герань, маранта, пеперомия, бальзамин, кактус, очиток, каланхоэ, кливия, лимон, циперус, фикус, толстянка, спатифиллум, сенполия, рео, молочай, монстера, кринум, калатея, кислица и др.

Во всех группах оформлены уголки природы, есть комнатные растения. Во многих группах есть аквариумы с рыбками: гуппи, меченосцы, неоны, сомики. Во второй группе – черепаха Даша, в пятой – хомяк Маша.

4. Влияние ДОУ на окружающую среду

Коллектив учреждения старается, чтобы не только дети, но и взрослые были экологически грамотными. Администрация учреждения следит за экономией электроэнергии и воды, а также о сохранности оборудования.

4.1. Использование воды

     В ДОУ используется вода из артезианских скважин. Все водопроводные краны, санузлы работают исправно, за этим следит заместитель заведующей по хозяйственной части. В случае поломки сразу же осуществляется ремонт.

В ДОУ используются моющие, чистящие и дезинфицирующие средства для:

- уборки помещений (стиральный порошок, хлорамин),

- мытья посуды ( «Капля Сорти»),

- чистки сантехники («Санитарный», «Пемолюкс»),

- мытья рук (туалетное мыло),

- уничтожения насекомых и грызунов ( по мере необходимости под контролем работников ГУП дезинфекции Красногорского р-на),

- стирки белья (стиральные порошки, хозяйственное мыло).

Определен порядок хранения этих веществ (в недоступном для детей месте). Средства, предназначенные для чистки туалета, хранятся в туалетной комнате, для мытья посуды – в шкафу групповой комнаты. Ответственность за хранение этих веществ возложена на помощника воспитателя и воспитателей групп, на медработника и заместителя заведующей по хозяйственной части.

  Бытовых химических веществ с просроченным сроком годности в ДОУ не обнаружено.

Средства для борьбы с грызунами находятся под контролем медработника и выдаются строго по назначению, помещения обрабатываются в отсутствие детей.

 Персонал ДОУ составляет 36 человек. Детский сад посещают 132 ребенка.

.

5. Профессиональная и методическая подготовка

5.1. Программы и методики

В основном ДОУ работает по комплексной « Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой. По экологическому воспитанию ДОУ использует программу   С.Н. Николаевой «Юный эколог».

Литература подразделена на 3 раздела:

1 .Методическая литература

2. Литература для детей

3. Литература для родителей.

Так же в ДОУ имеются таблицы по экологическому образованию детей, нарисованные родителями воспитанников.

5.2. Приоритетные направления работы

Одним из приоритетных направлений работы нашего ДОУ является экологическое воспитание.

Проводятся экологические праздники, природоохранные акции, организуются конкурсы, выставки.

В коллективе трудится 36 работников, из них: администрация – 3, медик – 1, кухонные работники – 3, машинист по стирке – 1, сторож – 2, уборщик служебных помещений – 1, садовник – 1.

Работают специалисты: учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физвоспитанию, а также 12 воспитателей и 6 помощников воспитателя.

Работники детского сада принимают активное участие во всех мероприятиях экологической направленности: семинары, открытые занятия. В 2005 году воспитатель Сысоева М. Е. прошла курсы повышения квалификации по теме «Методика экологического воспитания дошкольников» в ИПК и ПРНО города Москвы.

5.3. Дидактические материалы

В средних и старших группах детского сада ведется подборка игр, игрушек природоведческого характера. Оформлены зоны, созданы макеты (деревенский двор, зоопарк, времена года, лес).Каждый год пополняется список дидактических игр («Кто где живет?», «Зоологическое лото», «Где чья мама», «Собери урожай» и другие).

Энциклопедии: «Тайны живой природы», «Кто живет в океане?», «Мой первый атлас», «Энциклопедия комнатных растений», «Мой первый атлас животных», «Атлас звездного неба», «Большая энциклопедия животных», «Что растет в саду и огороде?», «Животные», «Экологическая азбука для детей"

Литература для взрослых: журнал «Юный натуралист», книга «Охрана окружающей среды и экология Красногорского района»

Собраны коллекции шишек, камней, ракушек, семян, бумаги, ткани, ниток, календарей.

Для проведения занятий используются глобус, компас, карты России.

5.4. Основные направления работы

С детьми в течение года в ДОУ проводятся экологические викторины, занятия. Дети дежурят в уголках природы, ухаживают за растениями, животными, летом занимаются цветниками, огородом, зимой подкармливают птиц.

Инструктор по физкультуре проводит в спортивном зале, на улице физкультурные занятия, праздники, спортивные досуги, открытые просмотры для родителей.

Работа с родителями.

Родители принимают участие в подготовке праздников, участвуют в выставках «Человек и природа», «Повесим мусор на елку»,  в акции «Каждой пичужке – по кормушке»

        Основные направления можно представить в виде схемы:

Экологическое воспитание дошкольников

Экологическое образование родителей

Экологизация различных видов деятельности

Оценка окружающей среды

Подготовка кадров

Координация работы с другими учреждениями

Экологизация развивающей среды


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический паспорт детского сада.

В паспорте представлено зонирование территории детского сада, растительный и животный мир, почвенный покров, программно-методическое обеспечение по экологическому воспитанию....

Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим Березовского района , ХМАО

Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим   Березовского   района , ХМАО...

Паспорт экологической тропы детского сада

Паспорт экологической тропы детского сада...

Схемы экологических паспортов детского сада и участка детского сада

Схемы экологических  паспортов детского сада и участка детского сада...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Паспорт детского сада

Материально-техническая оснащенность детского сада...