Экологический паспорт детского сада.
методическая разработка по окружающему миру по теме

В паспорте представлено зонирование территории детского сада, растительный и животный мир, почвенный покров, программно-методическое обеспечение по экологическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sokrashch_pasport.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 102

Экологический паспорт муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 102 второй категории

       Общее количество детей, посещающих детский сад - 176.
       Общее количество сотрудников - 39 человек. 
       Количество групп– 7.
       Кадровый состав ДОУ: заведующая, старший воспитатель, инструктор ФИЗО, учитель-логопед, музыкальный руководитель,  медработник, воспитатели, младшие воспитатели.
1. Экологическая ситуация района.

1.1. Общая характеристика района. 
       
Местонахождение дошкольного учреждения: Челябинская область, г. Миасс, ул. Уральская, д.92.       Район, в котором расположен ДОУ № 102, характеризуется благоприятной экологической обстановкой. Электромагнитная обстановка нормальная. Уровень радиационного заражения - в пределах допустимых норм.
       Состояние здоровья детей ДОУ.
 В целом состояние здоровья детей благоприятное.
       Зеленые массивы.
       В непосредственной близости к ДОУ расположен  лесной массив, горный хребет.

1.2. Характеристика непосредственного окружения детского сада.
       ДОУ находится на улице, характеризующейся небольшим транспортным потоком.
              В непосредственной близости от ДОУ расположен     лесной массив, представляющий интерес с точки зрения экологического образования и улучшения состояния здоровья детей. Здесь имеются интересные объекты: разные виды деревьев, поляны, птичьи "поселения".

2. Характеристика территории детского сада.

2.1. Общие данные.
       Год строительства - 1988-й. 
      Общая площадь земельного участка – 4913,2 кв. м.
      Общая площадь здания – 983,3 кв.м.

Площадь озеленения- 1619,9 кв.м.

Асфальтовое   покрытие- 2310 кв.м.
       Территория детского сада ровная, со слабым уклоном. Газоны занимают 50% территории, остальная площадь приходится на асфальтовые и грунтовые площади, дорожки.
       Затененность территории  достаточно высока в северной части, что в летний период создает благоприятный микроклимат для прогулок. В южной части затененность недостаточная.
       Среди деревьев преобладают лиственные породы, а значит, весной и зимой на участке много света.
На территории имеются игровые и резиновые протекторы, использующиеся как клумбы или песочницы. Кроме того, есть спортивная площадка с гимнастической лесенкой, бревном, беговой дорожкой.
       Территория детского сада огорожена забором высотой 100 см, в темное время года освещается часть территории, расположенной ближе к зданию.

С целью повышения качества образовательного процесса в вопросах экологического воспитания детей дошкольного возраста на территории ДОУ оборудована экологическая тропа. На экологической тропе организованы отделы:

  1. Метеостанция
  • Флюгер
  • Термометр
  • дождемер
  1. Альпийская горка
  • Цветочные культуры
  • Хвойные деревья

III. Дендрологический отдел (уголок леса).

  • Дикорастущие породы деревьев
  • Кустарники
  • Сухой ручей
  • 2.2. Растительный и животный мир, почвенный покров.
           Растительный мир.
           На территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, травянистые растения, мхи, - что дает воспитателям возможность проводить разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке достаточно.        Практически все они в неплохом состоянии, старые и засохшие деревья систематически спиливаются.
  •        Видовой состав деревьев: тополь, карагач, рябина, клен,  береза, сосна, ель. 
           Фруктовые деревья: яблоня, вишня.
           Кустарники: декоративный шиповник, сирень обыкновенная, можжевельник, туя.
  •        Газоны занимают 50% территории,  они  достаточно ухожены. Культурные травянистые растения: бархатцы, ишольция, годеция, лаватера, календула, пион, ромашка садовая.

Сорные травянистые растения: ромашка пахучая, подорожник большой, одуванчик лекарственный, пырей ползучий, лебеда раскидистая, гравилат городской.
       Луговые растения: клевер ползучий, клевер луговой, тысячелистник обыкновенный, мышиный горошек. Влажные места выделяются присутствием зеленых мхов.
       
       Животный мир.
       На территории детского сада встречаются: вороны, галки, воробьи, снегири, сороки, грачи, скворцы, голуби; различные виды насекомых - бабочки, жуки, мухи, комары, осы, шмели, муравьи и пауки.
       Почва.
       На территории детского сада преобладают натуральный грунт. Удобрение используется только в виде перегнивших листьев.        Привозится песок для песочниц.
       На игровых площадках вытоптанность до 60%, грунт очень плотный, песчаный. Можно выделить участки с уплотненным грунтом вблизи некоторых деревьев - те, возле которых часто играют дети.  
2.3. Зонирование территории.

  • Игровая зона:
  • Групповые площадки  созданы  для каждой группы    

покрытие –   травяное, грунтовое, дорожки- асфальтовые.

Территория закрыта для посещения посторонними, за этим ведется строгий контроль.

Спортивная зона:

  • зона с оборудованием для подвижных игр
  • зона с гимнастическим оборудованием и спортивным снаряжением
  • беговая дорожка
  • корригирующая дорожка  

Хозяйственные зоны:

  • огород весной, летом, осенью
  • веранды для хранения с/х инвентаря.
  • Наиболее влажные зоны – уголок леса на территории дошкольного учреждения.
  • Наиболее сухие зоны – южная часть территории детского сада.
  • Затенённые зоны – территория к северу от здания детского сада.
  • Освещенные зоны – вся территория дошкольного учреждения.
  • Наиболее вытоптанные участки: тропинки между цветниками и на огороде, прогулочные участки..
  • Отдельно лежащие камни – служат украшением.
  • 2.4. Загрязнение территории
           Запыленность территории  средняя, так как автодорога отделена от нее газоном.        Шумовой фон умеренный.       Территория посещается легковыми машинами, привозящими детей, и грузовыми, привозящими продукты. Но подъездные пути находятся в местах отдаленных от игровых площадок.
           Участок в целом чистый, регулярно убирается штатным дворником. Есть свалка сухих листьев.
     
  • 3. Характеристика и оформление помещения.
           Здание кирпичное. Этажность здания: 2. Общая площадь здания – 1497 кв. м.
           Помещения для занятий: музыкальный зал, методический кабинет,   кабинет логопеда.
           В помещениях групп существуют разделение на центры: экологический (в том числе уголок ученого в старших группах), речевой, центр логики (сенсорики), центр сюжетно-ролевых игр, центр ИЗО, спортивный центр (в приемных групп).       Под лестничными пролетами  оборудован зимний сад, где представлены растения, схемы и материалы по уходу за ними.      

В холле первого этажа оформлен экологический паспорт детского сада с планом экологической тропы, стенд «Экологическое воспитание», «Кто где живет?».

Составлены макеты природных зон (биоценозов): лес, степь, пустыня, морской водоем, сад-огород, тундра с краткой информацией о данном биоценозе.
 В холле действует живой уголок. Обитатели живого уголка:
кролик, морская и сухопутная черепахи.
       Обитатели аквариумов: гуппи, меченосцы,  золотые рыбки,  улитки.
       Во всех группах действуют экологические центры.

Наиболее распространенные растения групп: хлорофитум, бальзамин, бегонии, герань, традесканции, фиалки.
       Состав растений зимнего сада:   бальзамин,  сансевиерия,  бегония Рекс, крассула, бегония Клеопатра, холрофитум, пеперомия, гипеастриум и др.
       Созданы действующий огород в зимнее время (огороды на окне).      

Влияние ДОУ на окружающую среду.

       Отходы: за день выбрасывается приблизительно 20 кг отходов.
       Отопление центральное. На зиму проводится утепление окон и дверей во всех помещениях. Используемые химические вещества: хлорная известь, хлорамин - используется для дезинфекций. Хранится в медицинском кабинете, раствор готовится медсестрой и передается младшим воспитателям. Также используются стиральные и моющие порошки, сода. Дезинфекция помещения, борьба с грызунами и тараканами производится СЭС.

5. Программы и методики.

       В работе используются следующие программы: С.Н.Николаевой "Юный эколог", А.Н.Кондратьева "Мы" - Программа экологического образования, Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе «Детство», педагогическая технология О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию».

  1.  Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. М./ 2000г
  2. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  3. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  4. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  5. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  6. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  7. Кондратьева Н.Н. Мы. Программа экологического воспитания детей.Спб./2005г
  8. Степанова В.А. Листок на ладони.Спб./2004г
  9. Степанова В.А. Листок на ладони.Спб./2004г
  10. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. М./1998г
  11. Рыжова Н.А. Не просто сказки.М./  2002г
  12. Рыжова Н.А. Альпийская горка в детском саду. М./2006г
  13. Иванова А.И.Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду..М./ 2004г
  14. Иванова А.И.Экологические  наблюдения и эксперименты в детском саду.М./ 2004г
  15. Иванова А.И.Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду.М./ 2004г
  16. Николаева С.Н. Эколог в детском саду.М.2003г
  17. Николаева С.Н. Юный эколог.М./2000г
  18. Николаева С.Н. Экологическое воспитание в   детском саду.М.2000г
  19. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.М.2003г
  20. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М./ 2001г
  21. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М./ 2001г
  22. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду.М./ 2001г
  23. Ванин С.А. Зоосад- в детский сад. Спб, 2005г
  24. Пенькова Л.А., Безгина Е.Н. Ланлшафтный дизайн детского сада.М./2008г.
  25. Пенькова Л.А. Под парусом лето плывет по земле.М./2006г
  26. Шорыгина Т.А. Цветы. Какие они? М./2001г
  27. Шорыгина Т.А. Грибы. Какие они? М./2004г
  28. Шорыгина Т.А. Цветы. Деревья они? М./2001г
  29. Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? М./2000г
  30. Шорыгина Т.А. Ягоды. Какие они? М./2005г
  31. Шорыгина Т.А. Какие месяцы в году?! М./2000г
  32. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников.М./2005г
  33. Живой уголок в детском саду.М./2000г
  34. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду.М./2005г
  35. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая группаМ./2004г
  36. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Старшая группаМ./2004г
  37. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Средняя  группаМ./2001г
  38. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Средняя  группаМ./2001г
  39. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфёнова Г.М. Тропинка в природу.М./2001г
  40. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет.Воронеж, 2004г
  41. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми  6-7 лет.Воронеж, 2006г
  42. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. М./2005г
  43. Шишкина В.А., Дедулевич М.Н. Прогулки в природу.М./2002г.
  44. Почитаева М.В. На тропах природы. Йошкар-Ола,2004г
  45. Почитаева М.В. В поисках тайны,2004г
  46. Евстифеева Н.А. Кое-что о птицах Южного Урала. Челябинск, 2002г.
  47. Познакомься- это наши питомцы.М./1999г.
  48. Зубкова Н. О чем рассказало старое дерево. М./2007г
  49. Ковинько Л.В. Секреты природы- это так интересно»М./2004г
  50. Чуб В. Все о комнатных растениях.М./2005г
  51. Дыбина О.В. «Неизведанное- рядом». М./2001г
  52. Дыбина О.В. «Неизведанное- рядом». М./2001г
  53. Атлас огромного мира. Канада, 1995г
  54. Мой первый атлас животных. Китай, 1988г
  55. Кравченко И.В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. М./2010г
  56. Теплюк С.Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста.М., 2001г.
  57. Лото «Дикие и домашние животные», СПб, 2003г
  58. Лото «Овощи, фрукты», Киров, 2004г
  59. Лото «Птицы», Спб, 2002г
  60. Лото «Насекомые», Киров, 2004г
  61. Игровой материал «Береги все живое»
  62. Информационно-деловое оснащение «Зная азбуку АУ», 2009г
  63. Развивающая игра «Времена года», Киров, 2006г
  64. Демонстрационный материал «Деревья наших лесов», Киров, 2005г

Лото «Загадки о животных», Киров, 2009г         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический паспорт детского сада

Описаны цели и задачи составления экологического паспорта, экологическая ситуация, характеристика территории учреждения, здания, влияние ДОУ на окружающую среду, профессиональная и методическая п...

Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим Березовского района , ХМАО

Экологический паспорт детского сада «Золотой ключик» п Игрим   Березовского   района , ХМАО...

Паспорт экологической тропы детского сада

Паспорт экологической тропы детского сада...

Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...

Схемы экологических паспортов детского сада и участка детского сада

Схемы экологических  паспортов детского сада и участка детского сада...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...