Главные вкладки

    Элементарные опыты и эксперименты – практические методы ознакомления детей дошкольного возраста с природой
    консультация по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Провозина Эльвира Николаевна

    Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyty_dlya_doshkolnikov_na_progulke.docx18 КБ

    Предварительный просмотр:

    Элементарные опыты и эксперименты – практические методы

    ознакомления детей дошкольного возраста с природой

    В условиях детского сада расширение компетенций дошкольников о явлениях природы, о последовательности изменений в живой и неживой природе формируются не только через наблюдения, но благодаря опытам и экспериментированию на прогулке.

    Использование этих практических методов в процессе ознакомления с природой позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

    Ребенок в подготовительной группе более активно стремится познать мир, ему все интересно и увлекательно. Как устроены вещи, почему идет дождь или горит свет? Все эти почему нельзя оставлять без ответа, именно познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе самый эффективный метод познания и развития ребенка. Спасибо, объявление скрыто. Задачи познавательно-исследовательского процесса Задачи, которые выполняет познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ: Увеличивать количество знаний об окружающей среде. Обучить детей рационально распределять время, составлять план действий, уметь сделать вывод. Научить детей пользоваться приборами для экспериментов. Правильно словесно комментировать процесс, тем самым развивать культуру речи. Создавать необходимые условия для свободных опытов и исследований. Виды познавательно-исследовательской деятельности Можно выделить два вида такого рода деятельности: Ребенок сам является источником деятельности, ставит цель и различными способами ее достигает. Он удовлетворяет свое любопытство, потребность в познании. Взрослый организует исследовательский процесс, в результате которого ребенок учится, как нужно действовать. Для того чтобы развивать у ребенка интерес к познаниям и исследованиям, необходимо уметь пробудить в ребенке интерес. Источники организации исследовательской деятельности К таким источникам можно отнести: События, происходящие в настоящее время: общественные или явления природы. Воспитатель может сам заинтересовать детей каким-либо предметом, задавая наводящие вопросы. Вымышленные события из художественного произведения, которое воспитатель читал детям. Исследование может коснуться предметов, которые приносят дети в группу и, особенно, заинтересовали сверстников. Можно организовать наблюдение за живыми организмами, и экспериментировать с неживыми. Технологические аспекты исследовательской работы Технология познавательно-исследовательской деятельности заключается в выборе разных занятий-исследований, которые могут заинтересовать детей. Очень важно привлечь внимание ребенка, разбудить в нем любопытство. Спасибо, объявление скрыто. Им могут быть предложены такие формы познавательно исследовательской деятельности: Постановка экспериментов, опытов – дети находят причинно-следственные связи и отношения. Классифицирование предметов, например, к такому виду деятельности относится коллекционирование – дети осваивают родовидовые отношения. Путешествие по миру при помощи карты – ребята осваивают понятие пространства и соотношение разных миров, стран. Путешествие во времени – дети представляют себя путешественниками, рассматривая разные исторические события. И так из прошлого в настоящее. Любой вид деятельности, выбранный из вышеуказанного списка, необходимо правильно организовать. Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия, необходимо выполнить следующие условия. Создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным. Провести анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель при этом внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить. Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели. В заключение необходимо правильно сделать вывод, но дети должны пытаться сами его сформулировать. Чем больше организовывать таких занятий, побуждая ребенка к исследованиям, тем ему будет легче самому создавать интересные задачи, находить их решение, искать закономерности, изучать происхождение различных явлений. Задача воспитателя - помогать в поиске ответов, изучении, исследовании всего того, что заинтересовало детей. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников играет большую роль в развитии умственных способностей, заинтересованности, усидчивости у детей, которые сделают еще один шаг навстречу взрослой жизни. Как проводится экспериментирование В ходе проведения экспериментов с детьми необходимо придерживаться следующего плана: Поставить задачу или создать проблемную ситуацию. Обязательно необходимо ознакомить детей с правилами безопасности при проведении эксперимента. Рассмотреть план последующих действий. Выбрать необходимые средства и оборудование для эксперимента. Если работа командная, необходимо разделить детей и выбрать ответственного. Подвести итоги и проанализировать полученные результаты. На какие вопросы нашли ответы? Для детей очень важно познание. Познавательно-исследовательская деятельность прежде всего дает возможность ребенку найти ответы на следующие вопросы: Как это происходит? Почему именно так? Зачем проводить только такие действия? Каков будет результат действий? Почему так, а не иначе? Оборудование для экспериментирования Когда организовывается познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе, для экспериментов понадобится оборудование, оно может быть следующим: Разнообразные емкости. Измерительные приборы: весы, ложка, рулетки, линейки, песочные часы, термометр. Сито. Резиновая груша. Трубочки из пластика или резины. Лопатки, шпателя, палочки. Контейнеры из пластика. Цветные стеклышки. Материалы для исследований Какие материалы можно исследовать, когда проводится познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной группе: Вещества, которые повседневно используются в быту, например, соль и сахар, мука и чай. Шоколад. Средства гигиены. Природные материалы: шишки, семена растений, скорлупа орехов, желуди. Глина, почва. Кора, ветки деревьев. Разноцветная бумага. Поролон, ткань, мех. Вата, нитки. Кусочки резины. Правила безопасности для детей при экспериментировании Необходимо предупредить детей о том, что нужно соблюдать технику безопасности для того, чтобы не причинить вреда себе и окружающим. Эти правила выглядят так: Проводить опыты только в присутствии воспитателя. Начинать опыт только с разрешения. Если хочешь что-то сделать, сначала спроси. Материалы сыпучие брать только ложкой. При проведении опыта не трогать глаза, лицо руками. Нельзя вещества и предметы, с которыми проводится эксперимент, пробовать на вкус, брать в рот. Любая исследовательская работа должна всегда начинаться с повторения правил безопасности. Направленность исследовательской деятельности Организация работы воспитателя прежде всего предполагает планирование познавательно-исследовательской деятельности. При этом должны быть учтены направления этого процесса, и не должна теряться связь между ними. Существуют следующие темы познавательно исследовательской деятельности: Изучение предметов неживой природы и живых организмов, а также их свойств. Рассмотрение физических явлений (свойства магнита, света, электричества, звука). Можно остановиться на изучении предметов, которые создал человек своими руками, например, бумагу, резину, ткани и так далее. Изучение своего организма (глаза, уши, нос, руки, ноги, кожа). При планировании должны быть охвачены все темы в течение учебного процесса. Еще несколько слов о задачах ДОУ Познавательно-исследовательская и конструктивная деятельность в ДОУ - это решение, прежде всего, следующих задач: Необходимо создавать все условия для развития познавательной активности, интеллектуальных способностей, самостоятельного мышления. Моделировать ситуации, которые будут побуждать детей применять все свои знания и умения. Необходимо создавать преграды, побуждая ребенка к борьбе, достигать желаемого, найти ответ на вопрос с помощью творческих новых идей. Пополнять знания ребенка умениями, возможностью их совмещать. Вызывать интерес к нахождению зависимостей между вещами. При помощи познавательных коллективных игр учиться общению с другими детьми, искать рациональные решения, оказывать помощь или организовывать опыты. Как поддерживать интерес ребенка Существует несколько рекомендаций для воспитателей и родителей, чтобы познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ, и не только, стимулировалась в ребенке. Необходимо поощрять у ребенка любознательность. Ему необходимы новые знания, впечатления. Всегда надо одобрять и помогать ребенку проводить эксперименты с разными материалами, веществами. Не мешать узнавать новое, непонятное и помогать в этом. В случае своего отказа или запрета проводить тот или иной эксперимент, надо объяснить свой отказ, не оставлять вопрос почему без ответа. Хвалить ребенка за его желание, активность. С ранних лет учить доводить все до конца. Расспрашивать ребенка о его намерениях, чего он хочет добиться, как он это будет делать. Это научит его высказывать свои мысли и правильно их формулировать. Правильная организация познавательно-исследовательской деятельности поможет педагогам и родителям вырастить умного, образованного и любознательного человека

    Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально положительное отношение к природе. В работе по ознакомлению детей с природой необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Вывод. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста".

    Особенности детского экспериментирования. Примеры экспериментов с предметами и явлениями живой и неживой природы. Примерные схемы проведения опытов. Примерный перспективный план экспериментально...

    Методические рекомендации по изучению темы "Опыты и эксперименты" с детьми старшего дошкольного возраста

    Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.Любое место в квартире может стать местом для эксперимент...

    Презентация из опыта работы: Формирование коммуникативных навыков детей дошкольного возраста через общение с природой

    Общение с природой – важный фактор формирования коммуникативных навыков. В процессе общения с природой рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблю...

    Перспективное планирование опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста

    laquo;Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенк...

    Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"

    Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"...